Химический вечер "Жизнь деятельность Д.И.Менделеева"
план-конспект по химии на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по химии на тему "Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева". В сценарии отображена биография ученого, его основная деятельность, его труды и заслуги, а также открытие периодического закона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Воскресенский колледж»
Сценарий мероприятия по химии:
Химический вечер «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»
Подготовила преподаватель:
Копцева Людмила Михайловна
г.Воскресенск 2016г.
Человек рождается на свет.
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Цели мероприятия:
Образовательные: повышение познавательной активности учащихся и интереса учащихся к изучению химии.
Воспитательные: формирование в ходе мероприятия коллективизма, коммуникабельности.
Познавательные: развитие фантазии, творческих способностей, внимания, памяти, речи, мышления. сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и стимулирование интереса к изучению химии.
Место проведения: кабинет химии
Участники: студенты 1 курса, группы ТТ-63
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, сладкие призы.
Сценарий:
Первая часть: (рассказ сопровождается слайдами презентации)
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о великом ученом - Дмитрии Ивановиче Менделееве.
Образ Дмитрия Ивановича, его преданность служения родине, необыкновенное трудолюбие, целеустремленность и многогранность интересов – прекрасный пример для нас, подрастающего поколения. Гениальность данного человека заключается прежде всего в том, что с годами не стареют его пророчества и идеи. Уже сбылось его пророчество: “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. Не потеряли актуальность в период перестройки идеи ученого о более тесной связи науки и промышленности, кратко им сформулированные в словах: “Наука и промышленность – вот мои мечты”.
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева.
1 студент: Город Тобольск.27 января 1834 года.У директора Тобольской гимназии родился сын Дмитрий . И он был последним, 17-тым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны.
Родина Менделеева - город Тобольск. В 1849 году он успешно окончил гимназию .
В 1850 году поступает на естественное отделение физико-математического отделения главного педагогического института в Петербурге. Здесь он изучает химию под руководством профессора Воскресенского .В 1855 году оканчивает институт с золотой медалью .
2 студент: Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте вначале давалась нелегко. На первом курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки.
Но на старших курсах дело пошло по-другому - среднегодовой балл Менделеева был равен четырем с половиной (из пяти возможных).
Он окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя и был оставлен при нем для подготовки к научной деятельности.
3 студент: В 1856 году в возрасте 22 лет молодой учёный защищает магистерскую диссертацию .а вслед за ней и диссертацию «О строении кремнеземистых соединений» на звание приват-доцента. Через год в возрасте 23 лет Менделеев становится доцентом петербургского университета, где читает курс органической химии .Студенты,слушавшие его,рассказывали что,когда приходили на экзамен,то Дмитрий Иванович прежде всего внимательно и остро окидывал их взглядом , точно в душу зглядывал, а потом уже начинал спрашивать. Самобытность и оригинальность его проявлялись во всем,особенно в его лекциях. Лекции Дмитрия Ивановича собирался слушать весь университет. Говорили,что на лекциях Менделеева стены потеют.
В 1859 году командируется за границу .В Гейдельберге ,устроив в своей квартире лабораторию, Менделеев проводит важное исследование в области физической температуры. В 1860 году молодой учёный принимает участие в работе съезда химиков в Карлеруэ, где была установлена единая система атомных весов и химических формул.
С 1861 года Менделеев читает лекции в Петербургском университете. В этом же году публикует первый русский учебник. За него автор был удостроен Демидовской премии.
В 1864 году 30-летнего Менделеева избирают профессором Петербургского технологического института по кафедре химии.
В 1865 году-защита диссертации на степень доктора химии и утверждение ординарным профессором по кафедре технической химии .В 1867 году учёный занял кафедру неорганической (общей) химии в Петербургском университете,а в 1868 году приступил к работе над «Основами химии». Работая над этим курсом ,он и открыл периодический закон химических элементов. При деятельном участии Д.И.Мендеева
был создано Русское химическое общество (ныне всесоюзное химическое общество имени
4студент: Исследования Менделеева в области физики были в основном сосредоточены на изучении тепловых свойств веществ.
В частности, он указал на существование “температуры абсолютного кипения” жидкостей (1860-1861), позже названной критической температурой (выше которой вещества могут существовать лишь в газообразном состоянии). (Это открытие имело практическое значение для сжижения газов).
Получил общее уравнение состояния идеального газа, обобщив уравнение Клапейрона.
5 студент: В 1887 Менделеев должен был совершить подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, а также изучения верхних слоев атмосферы.
Однако перед стартом начался дождь, намокший шар не мог подняться с двумя пассажирами. Тогда Менделеев высадил летчика и полетел один.
6 студент: Менделеев создал точную теорию весов, предложил точнейшие приемы взвешивания.
При участии и под руководством Менделеева в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими.
Менделеев считал необходимым введение в России метрической системы мер.
7студент: Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России.
“Русские, — писал ученый, — готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами”.
8 студент: В 1861 г. Дмитрий Иванович публикует первый русский учебник «Органической химии», написанный в короткий срок – за несколько недель.
За него автор был удостоен Первой Демидовской премии – 1428 руб.
«…Основы химии» – любимое дитя мое». В них образ мой, мой опыт педагога и мои задушевные мысли» - писал Д. И. Менделеев.
9 студент: В 1859 г. Д.И. Менделеев сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости.
Ему принадлежит конструкция барометра.
В 1890- 1895 был консультантом Научно- технической лаборатории Морского министерства; В 1892 организовал производство изобретенного им бездымного пороха.
У Д.И. Менделеева есть также труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря, о ледоколах).
10 студент: Многообразная научная и практическая деятельность Менделеева, относящаяся ко времени между реформой 1861 г. и революцией 1905 г., проходила в условиях развития промышленного капитализма в России.
Он стремился помочь прогрессивному развитию России, выступая за создание крупной отечественной индустрии и за экономическую самостоятельность нашей страны.
«Замереть России — гибель, — писал он, — ее удел поэтому все двигаться вперед».
11 студент: Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.
Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.
Один из инициаторов создания Русского химического общества (1868).
Профессор Петербургского университета (1865-90), ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества.
С 1876 член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.
Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева).
12 студент: Собранная самим ученым, библиотека Д.И.Менделеева отражает его научные, общественно-политические и эстетические интересы. Многочисленные записи на полях и на свободных листах книг ставят менделеевскую библиотеку в один ряд с архивными материалами.
Учитель: Что же самое важное в своей жизни сделал этот ученый?
13 студент: Совершил самое важное открытие:
«Точная дата великого открытия Менделеев установлена. Это произошло 1 марта (17 февраля )1869 г. Мендеелаву было 35 лет. Мы знаем, как все происходило. Менделеева написал на 62 карточках названия и свойства элементов и дал карточки комбинировать. Между атомным весом и свойствами химических элементов должна быть связь, надо искать фцнкциональное соотвествие между ними. Вот я и стал ,-пишет Менделеев,-подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами сходные элементы и близкие атомные веса,что быстро привело к тому заключению ,что свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса.
Однажды Менделеева зашел проведать А.А. Иностранцев. Дмитрий Иванович сидел у конторки в мрачном, угнетенном состоянии. «Чем заняты, Дмитрий Иванович?» Менделеев, тяжело вздохнув, сказал с горечью: Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу!» Три дня и три ночи проработал Менделеев у конторки, пытаясь скомбинировать периодическую таблицу, но все безрезультатно. В состоянии крайнего утомления он лег и сразу же заснул: «Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужна поправка».
14 студент: Хотя вид таблицы отличался от принятого в настоящее время, но она отвечала главному правилу, сформированному ее автором: «измеримые химические и физические свойства элемента и его соединений периодически зависят от атомного веса элементов».
Уже в августе 1869 г. Д.И. Менделеев придал таблице тот вид, к которому мы привыкли; известные в то время элементы были размещены так же, как и сейчас.
15 студент: Как часто это случается, осознание величайшего открытия пришло к научному миру не сразу.
Только через несколько лет, когда были открыты предсказанные Менделеевым ранее неизвестные элементы, весь мир взорвался рукоплесканиями, и русского химика стали выбирать почетным членом различных мировых академий и научных обществ.
16 студент: Периодическая система позволяла предсказывать существование новых, еще неизвестных науке элементов, и с большой точностью описывать их свойства.
Периодическая система Менделеева стала путеводной картой при изучении химии.
17 студент: Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 г.
Дмитрий Иванович Менделеев разработал основные положения учения о периодичности, сформулировал Периодический закон и предложил короткую форму Периодической системы элементов.
18 студент: Высказывания ученых о законе Менделеева:
«Будут появляться и умирать новые теории, блестящие обобщения будут сменять наши устаревшие понятия, величайшие события будут сводить на нет прошлое и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить и уходить, но Периодический закон Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться». (А. С. Ферсман)
«Периодический закон является истинным компасом для исследователей». (Рамзай)
Учитель: Что же сегодня мы знаем об этом человеке?
Это русский химик, открывший Периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог, общественный деятель, член Союза Русского народа
19 студент: Раз в неделю, по средам, Менделеев собирал всех, кто был ему дорог в искусстве и науке. Он часто посещал выставки, мастерские. Художники радовались, что появился новый глубокий знаток и ценитель искусства. Они впоследствии избрали Дмитрия Ивановича действительным членом Академии художеств. А он настолько увлекся искусством, что стал покупать картины, собрал большую коллекцию репродукций.
Менделеев написал книгу о красках. Это была первая книга для художников о научном
видении мира, о законах сочетания цветов в природе, о математике прекрасного.
Менделеев очень любил пейзажную живопись, он связывал появление пейзажа в живописи с появлением интереса к изучению реальной действительности.
20 студент: На досуге Д.И. Менделеев любил переплетать книги, клеить рамочки для портретов и мастерить чемоданы.
Любимый герой – Петр I.
Любимый напиток – чай.
Любимые птицы – канарейка, белый попугай.
Д.И. Менделеев не любил неуверенность, необдуманность, торопливость в работе.
Самое важное качество, которое интересовало его в студентах, – самостоятельность
21 студент: Именем Менделеева названы:
Открытый им периодический закон и составленная им периодическая система химических элементов, которые изучают школьники всего мира;
химический элемент №101 (менделевий);
вулкан Менделеева на Курилах;
хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане;
город Менделеевск (на Каме);
Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева и т.д.
После смерти Менделеева его имя также было присвоено Русскому химическому обществу.
Ежегодно 27 января, в день рождения ученого, в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева.
Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.
Учитель: Очень интересна и разнообразна была жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева.
Редко кто из крупных выдающихся деятелей русской науки и особенно ученых-техников в литературе был показан как живой человек со всеми его привычками, вкусами, с повседневными заботами. Дмитрию Ивановичу Менделееву повезло. Клинский поэт Вадим Каменецкий светлой памяти великого ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева посвятил свое стихотворение “Российский богатырь”:
22 студент:
Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.
Все было в химии неясно,
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
Периодический закон.
Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.
Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.
Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
пришел как новый ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов –
Природно русский человек.
Доброжелательный, веселый,
Любил гармонию во всем он,
Во всем глубокий смысл любил.
Не потому ль, ценя природу,
Стремясь к общению с народом,
Усадьбу в боблове купил?
Толпою оживляла местность,
Бурлила клинская окрестность,
Спеша не пропустить момент,
И шар воздушный поднимался,
Когда им гений занимался,
Чтоб провести эксперимент.
Сегодня мы воображаем,
Как небывалым урожаем
Крестьян сумел он поразить.
А он работал и работал,
Стыдиться не умея пота, –
Работе трудно возразить.
Сегодня б нам его программу,
Да б в дело воплотить упрямо.
Но мы сегодня на мели.
Завет забыли исполина,
Что мыслил в боблове под клином
О плодородии земли.
Всегда познанья сея семя,
Иное он предвидел время:
Не будет нищеты и зла…
Обогатив трудом науку,
Он нам протягивает руку
И вдохновляет на дела.
Учитель:В данном стихотворении прослеживается направленность научных изысканий Д.И.Менделеева: промышленности, технике, экономике, сельскому хозяйству. Им посвящено втрое больше работ, чем химии.
Менделеев поражает нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учит, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость. Автор стихотворения наиболее чутко уловил суть духовного облика Дмитрия Ивановича Менделеева.…
Не было в России XIX века мыслителя, хотя бы близко к нему стоящего по размаху деятельности. Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Не было ученого, чей авторитет в деловых и правительственных кругах оказался бы столь же высок.
23 студент: Имя Д.И.Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 году на доске почета науки в американском бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев – евклиду, архимеду, копернику, галилею, ньютону, лавуазье – добавилось имя Д.И.Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту, чуткость доступного для всех человека.
Менделеев любил Россию и русский народ всей душой; это был патриот своей родины
Менделеев верил в силу россии и ее народа, он писал: “Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту, познает, что идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать, и, значит, нужно идти быстро и идти напролом, сметая все препятствия”. Пророческие слова Менделеева сбылись.
24 студент: Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о россии говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. он был истинным гражданином россии. “Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благославляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.
Учитель. Вся жизнь Д.И.Менделеева – подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это пример того, как ученый может и должен служить родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Главный секрет жизни он раскрыл всем будущим поколениям: “Один человек – ноль, вместе – только люди. Удовольствие пролетит, оно только для себя. А труд оставит след долгой радости, он – для других. Будет неудача – не беда. Сохраняйте спокойствие и внутреннее самообладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим”.
Вторая часть: Вопросы для закрепления материала:
1.
- 1. Где и когда родился Д.И. Менделеев? (8 февраля 1834 года в городе Тобольск)
- Какое учебное заведение окончил Д.И. Менделеев? (Петербургский педагогический университет)
- Какой географический объект на Курилах носит его имя? (вулкан)
- Известно, что Д.И. Менделеев поднимался на воздушном шаре. С какой целью? (для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы)
- Какой прибор сконструировал Менделеев? (пикнометр - прибор для определения плотности жидкости)
- В каком городе учился в студенческие годы Д.И. Менделеев? (Петербург)
- Д.И. Менделеев написал множество монографий и книг. Среди них был и учебник. Какой именно? (Органическая химия)
2.
- Какой элемент всегда рад? (радон)
- Какой газ утверждает, что он - это не он? (неон)
- Какой неметалл является лесом? (бор)
- Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
- Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран)
- Какой элемент является весьма могучим? (титан)
- В состав каких химических элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром)
- От какого элемента нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета человека или животного? (серебро)
- Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий)
- Какие элементы являются музыкальными? (водород, серебро, кадмий)
- Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот)
- Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. (Йод)
- самый распространённый на Земле (кислород)
- …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
- …самый распространённый в космосе (водород)
- самый лёгкий газ (водород)
- самый тяжёлый газ (радон)
- самый лёгкий металл (литий)
- самый тяжёлый металл (иридий, осмий)
- Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
- Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
- Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)
3. Загадки про химические элементы. (на экране)
Учитель: Мы сегодня с вами много интересного узнали об этом удивительном ученом. Спасибо всем за участие. До свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....
«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»
Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...
Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»
Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Разработка урока по химии для 8 класса. Урок с использованием ИКТ...