Рабочая программа по химии (8 класс, Рудзитис)
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по химии для 8 класса. Авторы учебника Рудзитис и Фельдман. Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_himiya.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 486
Выборгского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа |
по химии |
для 8а, 8б, 8в классов |
на 2016/2017 учебный год |
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей естественнонаучного цикла Протокол № _ «___»________2016 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № _ «___»________2016 г. |
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу
«Химия» 8 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара, Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы / Н.Н.Гара – М.: Просвещение, 2011.
Цели и задачи изучения химии:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место курса химии в учебном плане
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошим абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин. Учебный план на изучение химии в 8 классе отводит 3 учебных часа в неделю (102 часа в год).
Коррекция программы
В отличие от авторской программы данная программа и планирование составлено на 102 часа в год (34 часа выделено за счет школьного компонента).
Объединены темы «Предмет химии» и «Первоначальные химические понятия», т.к. данный материал изложен в учебнике в одной главе. В данной теме дополнительные часы (3 часа) используются для отработки понятий «валентность» и решения задач, т.к. результаты анализа контрольных и самостоятельных работ показали, что именно этот материал вызывает трудности у школьников.
Тема «Кислород» увеличена за счет добавления часов (2 часа) на изучение химических свойств кислорода и решения задач на нахождение теплового эффекта реакции.
В тему «Водород» дополнительно включен урок (1 час) на обобщение и повторение по двум предыдущим темам, что позволяет лучше закрепить теоретический материал с учащимися.
В теме «Вода. Растворы» изменен порядок изучения материала, исходя из лучшего восприятия его учащимися по опыту прошлых лет. Кроме того, дополнительные часы (2 часа) используются для решения задач, связанных с понятием «массовая доля».
Тема «Основные классы неорганических соединений» значительно увеличена (на 10 часов) за счет добавления уроков на изучение химических свойств веществ каждого класса.
В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» урок изучения галогенов перенесен в тему «Галогены». Дополнительные часы (2 часа) выделены для более глубокого изучения строения атома. Практическая работа исключена, т.к. частично выполнялась в предыдущей теме.
Тема «Строение вещества. Химическая связь» увеличена (на 5 час) за счет введения уроков по изучению кристаллических решеток и окислительно-восстановительных реакций.
Тема «Количественные отношения в химии» получила формулировку «Закон Авогадро. Молярный объем газов», исходя из содержания темы. Кроме того добавлены уроки (2 часа) на повторение и решение задач по теме.
В отличие от авторской программы в курс изучения химии 8 класса добавлена тема «Галогены» (7 час), которая у автора предусмотрена в 9 классе. Перенос темы сделан исходя из того, что данный материал рассмотрен в учебнике 8 класса.
Учебно-методический комплект
Программа предназначена для работы по новым учебникам химии (8 класс) авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана, вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 – 2017 учебный год.
Главная особенность учебников этих авторов – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.
Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.
Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
Система знаний готовит обучающихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ОГЭ и ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации.
Кроме учебников используются задачники: Левкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Задачник по химии :8 класс. Издательство: «Вентана-Граф». Задачники применяются учащимися, как при коллективной работе на уроках, так и при индивидуальной работе дома при выполнении домашнего задания.
Материалы на электронных носителях:
- CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
- CD-ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и дополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
Материалы на электронных носителях используются при фронтальной форме работы с учащимися на уроках.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
В зависимости от периодичности проводится следующий контроль и учет достижений обучающихся:
- поурочный,
- тематический,
- стартовый
На уроках химии используются следующие формы проведения контроля успеваемости обучающихся:
1)Поурочный контроль
- ответ у доски,
- работа с текстом.
- зачет,
- тестирование,
- защита исследовательской работы,
- практическая и лабораторная работа.
Текущие письменные самостоятельные работы проводятся в рамках каждой темы в виде фрагмента урока для проверки уровня усвоения теоретического материала.
Выполнение практических работ – неотъемлемая часть в процессе изучения химии. При выполнении работы учащийся проверяет на практике справедливость изучаемых теорий, законов и свойств веществ. Оценивая выполнение практической работы и письменного отчета ученика, учитель может сделать выводы об уровне усвоения им теоретических знаний и практических умений.
2)Тематический контроль. В качестве тематического контроля проводятся контрольные работы. Контрольных работ – 5: по теме 1 «Первоначальные химические понятия»; по темам 2-4 «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»; по теме 5 «Основные классы неорганических соединений»; по темам 6-7 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь»; по темам 8-9 «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».
Аттестация обучающихся 8 классов по итогам 1, 2, 3, и 4 четвертей, предполагает выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемых как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь - октябрь), промежуточного контроля (декабрь, март), итогового контроля (апрель - май); а также с учётом соотношения отметок, полученных обучающимся по результатам текущего и тематического контроля.
Аттестация по завершению учебного года, предполагает выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемых как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть для 8 классов с учетом результатов административного контроля: промежуточной (годовой) аттестации, а также фактического уровня знаний;
Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя тестирование по химии.
Планируемые результаты изучения химии в 8 классе
Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
Личностные результаты:
1. Чувство гордости за химическую науку, гуманизм, целеустремленность.
2. Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
1. Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
2. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
3. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимее для их реализации.
4. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
5. Использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения программы по химии являются:
Ученик научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, описание химических явлений, обобщённую характеристику основных классов неорганических веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета
«Химия» 8 класс
Тема 1. Первоначальные химические понятия (25ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
- Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
- Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
- Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
- Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
- Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций
Лабораторная работа:
- «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».
- «Разделение смеси».
- «Примеры химических и физических явлений».
- «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».
- «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
- «Реакция замещения меди железом».
Практическая работа:
- «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
- «Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2. Кислород (7ч.)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
- Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
- Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
- Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
- Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
- Опыты, выясняющие условия горения.
- Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (4 ч) Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение. Демонстрации.
- Получение водорода в аппарате Киппа,
- Проверка водорода на чистоту.
- Горение водорода.
- Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторная работа
Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (8 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
- Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
- Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..
Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5.Основные классы неорганических соединений (19 ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
- Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
- Плакат «Связь между классами неорганических веществ».
Лабораторная работа:
- «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
- «Взаимодействие щелочей с кислотами».
- «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».
- «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (13ч.)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
- Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
- Плакат «Элементы и их свойства».
- Плакат «Строение атома».
- Плакат «Электронные оболочки атомов».
Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь. (11 ч)
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (5 ч).
Закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия, относительная плотность газов, плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 9.Галогены (7 ч.)
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Лабораторная работа:
- «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».
- «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».
Практическая работа: «Химические свойства соляной кислоты».
Резервное время: 3 часа
Лист коррекции выполнения программы по предмету
Период | Коли- чество часов по плану | Коли- чество часов по факту | Причина отставания | Способ устранения (вид коррекции – сокращение часов по разделу, использование резерва, замещение) |
1 четверть | ||||
2 четверть | ||||
3 четверть | ||||
4 четверть | ||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс (По Рудзитису)
Пояснительная записка включает в себя статус предемета , структуры . определяет цели и задачи учебного предмета, дает полную характеристику содержания учебных тем...
рабочая программа по химии 9 класс УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....
Рабочая программа по химии 10 класс Рудзитис, Фельдман.
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 0...
рабочая программа по химии, 11 класс, Рудзитис, Фельдман
Представлена рабочая программа по химии, 11 класс, автор учебника Рудзитис, Фельдман. Данная программма разработана для изучения химии в 11 классе - 2 часа в неделю, в год - 68 часов....
Рабочая программа по химии 8 класс Рудзитис 2 часа в неделю
Рабочая программа по химии 8 класс, расчитана на два часа в неделю...
Рабочая программа по химии 8 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 8 класс
Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Химия» составляют следующие документы:Федеральны...
Рабочая программа по химии 9 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 9 класс
Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету« Химия» составляют следующие документы:Федеральный...