Рабочая программа по химии 8 класс Рудзитис 2 часа в неделю
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа по химии 8 класс, расчитана на два часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._planirovanie_himiya_vosstanovlen.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30);
  • Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ№6 г. Брянска;
  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ№6 г. Брянска;
  • Рабочая программа учителя составлена с учетом:
  • Примерной  основной образовательной программы общеобразовательных учреждений. Химия. Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2011.
  • Программы к завершенной предметной линии учебников по химии Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. .- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.

Пример рабочей программы разработан на основе авторской программыН.Н.Гара, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2011. -46с.).

Основная цель изучения химии направлена:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.

              Задачи обучения.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую  систему химии;
  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов  Д.И. Менделеева;
  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций.

Выпускник научится:

  • объяснять суть химических процессов;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

  • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
  • готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ.

Выпускник научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
  • составлять формулы веществ по их названиям;
  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
  • называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
  • составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной  и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

 Место учебного предмета    в учебном плане

         Рабочая программа  рассчитана на  70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 5 часов.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.

Промежуточная аттестация проводится согласно  локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.

Резервное время распределено следующим образом:

  1. 1 час – добавлен в тему №1 для проведения дополнительного урока по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ», так как знания классификации реакций и умения расставлять коэффициенты в уравнениях реакций являются основными в курсе неорганической химии 8 – 11 классов.
  2. 1 час  - добавлен в тему №4 для проведения урока обобщения и систематизации знаний по указанной теме.
  3. 1 час – добавлен в тему №5 для обобщения, систематизации, коррекции знаний, умений и навыков учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»

Тематический план

Тема раздела

Количество часов по программе Н.Н.Гара

Количество часов по рабочей программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

Характеристика основных видов деятельности

1

Тема № 1. Первоначальные химические понятия

Практическая работа

 № 1  «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием».

Практическая работа

 № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Контрольная работа

 № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

18

18 + 1

2

1

Различать предметы изучения естественных наук, понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «частица», «индекс», «коэффициент», «схема химической реакции», «уравнение химической реакции». Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций, физические и химические превращения изучаемых веществ. Учиться проводить химический эксперимент. Исследовать свойства изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Определять признаки химических реакций, относительную атомную массу и валентность элементов, состав простейших соединений по их химическим формулам. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.

2

Тема № 2. Кислород  

Практическая работа

 № 3  «Получение и свойства кислорода»

5

5

1

-

3

Тема № 3. Водород  

3

3

-

-

4

Тема № 4. Растворы. Вода  

Практическая работа №4  «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»

Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».

6

6 + 1

1

1

5

Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»»

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».

9

9 +1

1

1

6

Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Строение атома

8

8

-

-

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнить свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б- группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой». Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Делать умозаключение о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

7

Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»      

9

9

-

1

Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы.

8

Тема № 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов

3

3

-

-

9

Тема № 9. Галогены  

Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»

Итоговая контрольная работа

6

6

-

2

10

Резервное время

3

-

Итого

70

70

5

6

Содержание программы

Тема 1. Первоначальные химические понятия (19ч.)

     Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества  и  смеси. Физические  и  химические  явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная  атомная  масса. Знаки  химических элементов. Химические  формулы.  Простые  и  сложные  вещества. Относительная  молекулярная  масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул  по  валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон  сохранения массы  вещества. Уравнения химических  реакций. Типы  химических  реакций. Количество  вещества. Молярная  масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Демонстрации:

  1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
  3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке,  кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
  4. Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
  5. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
  6. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций

Лабораторная работа:

  1. «Рассмотрение  веществ с различными  физическими свойствами».  
  2. «Разделение смеси».
  3. «Примеры химических и физических  явлений».
  4. «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».
  5. «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
  6. «Реакция замещения меди железом».

Практическая работа:

  1. «Отработка  правил  техники  безопасности. Приемы  обращения с химическим  оборудованием».
  2. «Очистка загрязненной  поваренной  соли».

Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).

     Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение  кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой  эффект  химической  реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
  4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  5. Опыты, выясняющие условия горения.
  6. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).

Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».

Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».

Тема 3. Водород (3 ч)                                                                                                                                                     

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.                                                                                                                                        

 Демонстрации. 

  1. Получение водорода в аппарате Киппа,
  2. Проверка водорода на чистоту.
  3. Горение водорода.
  4. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторная работа

 Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..

Практическая работа: «Приготовление  раствора  с определенной  массовой  долей».

Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (10 ч).

     Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.

 Демонстрации:

  1. Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
  2. Плакат «Связь между классами неорганических веществ».

Лабораторная работа:

  1. «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
  2. «Взаимодействие щелочей с кислотами».
  3. «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».
  4. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

Практическая работа: «Решение экспериментальных  задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».

Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)

     Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона.  Жизнь и  деятельность  Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
  2. Плакат «Элементы и их свойства».
  3. Плакат «Строение атома».
  4. Плакат «Электронные оболочки атомов».

Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».

Тема 7 «Химическая связь» (9ч).

     Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).

Лабораторная  работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».

Тема 8 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (3ч.)

        Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газовпри химических реакциях.

Тема 9 «Галогены» (6ч).

     Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Лабораторная работа: 

  1. «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».
  2. «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».

Тематическое планирование

№ урока по п/п и в теме

Дата

Тема урока

Кол-ко часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

По плану

Факт.

Тема № 1. Первоначальные химические понятия 19 ч.

1/1

1.09.16

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.

1

УИНЗ

Химия как часть естествознания.

Химия – наука о веществах, их

строении, свойствах и

превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

Понятие о химическом анализе и

синтезе.

Должны знать:

определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ

Должны уметь:

описывать вещества по их физическим свойствам

2/2

7.09.16

 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1  «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием».

1

УЗЗ

Правила работы в школьной

лаборатории. Лабораторная посуда

и оборудование.

Правила безопасности.

Нагревательные устройства.

Проведение химических реакций при

нагревании.

Должны знать:

правила работы в химическом кабинете

Должны уметь:

обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой

3/3

8.09.16

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, выпаривание.

1

КУ

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Чистые вещества и смеси веществ. 

Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Должны знать:

отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей

Должны уметь:

различать однородные и неоднородные смеси

4/4

14.09.16

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

УЗЗ

Очистка загрязненной поваренной соли. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Должны знать:

правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородной и неоднородной смесей

Должны уметь:

проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием

5/5

15.09.16

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

1

КУ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций Проведение химических реакций при нагревании. Понятие о скорости химических реакций.

Должны знать:

определение физических и химических явлений, признаки химических реакций и условия их возникновения и течения

Должны уметь:

отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения

6/6

  21.09.16

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.  Качественный и количественный состав вещества.  

1

КУ

Атомы и молекулы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества.

Атомно-молекулярное учение. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

7/7

22.09.16

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

1

УИНЗ

Химический элемент. Язык химии Знаки химических элементов химические формулы. Закон постоянства состава Относительные атомная и молекулярная массы.

Атомная единица массы.

Должны знать:

определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества

Должны уметь:

различать простые и сложные вещества, смеси и сложные вещества

8/8

28.09.16

Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Относительная атомная масса химических элементов.

1

УИНЗ

Закон постоянства состава Качественный и количественный состав вещества

Должны знать:

определение химического элемента, относительной атомной массы, 30 знаков химических элементов

Должны уметь:

отличать понятия химический элемент и простое вещество

9/9

29.09.16

Закон постоянства состава вещества.

1

УИНЗ

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Должны знать:

определение закона постоянства состава, определение химической формулы, относительной молекулярной массы, массовой доли химического элемента

Должны уметь:

давать по плану описание веществ, выполнять расчеты по формулам

10/10

5.10.16

Относительная  молекулярная масса.

1

УИНЗ

Понятие о валентности химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений

11/11

6.10.16

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

УИНЗ

Составление формул соединений по валентности

Должны знать:

определение валентности, определять валентность по формуле, состоящей из 2-х элементов, составлять формулы по валентности

Должны уметь:

выполнять расчеты по формулам

12/12

12.10.16

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

1

КУ

13/13

13.10.16

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

1

КУ

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения

14/14

19.10.16

Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

1

УИНЗ

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

15/15

20.10.16

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

1

УЗЗ

Количество вещества, моль. Молярная масса.

16/16

5.10.16

Количества вещества, моль.  Молярная масса.

1

УИНЗ

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

Должны знать:

определение количества вещества, моля, молярной массы, расчетные формулы

Должны уметь:

определять по формуле число молей, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество и наоборот

17/17

26.10.16

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.

1

КУ

18/18

27.10.16

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Первоначальные химические понятия»

1

УЗЗ

Повторение и систематизация ЗУН полученных при изучении темы

Должны знать:

знаки основных химических элементов, расчетные формулы, законы  

Должны уметь:

применять полученные знания при решении расчетных  задач

19/19

10.11.16

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

КЗ

Тема № 2. Кислород   5 ч.

20/1

16.11.16

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе.

1

УИНЗ

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества.

Кислород. Нахождение в природе.

Круговорот кислорода в природе.

Должны знать:

физические свойства  кислорода, способы получения его в лаборатории и промышленности

Должны уметь:

различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода

21/2

17.11.16

Горение.  Оксиды.

1

КУ

Горение. Оксиды

Должны знать:

химические свойства кислорода, определение оксидов, области применения кислорода

Должны уметь:

составлять формулы оксидов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов

22/3

23.11.16

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3  «Получение и свойства кислорода»

1

УЗЗ

Получение, собирание и распознавание газов кислорода

Качественные реакции на кислород

Должны знать:

способы получения кислорода в лаборатории

умеют:

собирать прибор для получения кислорода, соблюдать правила по технике безопасности

23/4

24.11.16

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

1

КУ

Воздух и его состав.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

Должны знать:

состав воздуха,

Должны уметь:

выявлять экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха

24/5

30.11.16

Медленное окисление. Тепловой эффект химических  реакций.

1

КУ

Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции

Должны знать:

условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров, понятие теплового эффекта, определение экзо - и эндотермических реакций

Должны уметь:

различать экзо – и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект для данной реакции, делать расчеты по уравнениям

Тема № 3. Водород   3 ч.

25/1

1.12.16

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

1

УИНЗ

Водород, физические и химические свойства, получение.

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества.

Нахождение в природе.

Должны знать:

состав молекулы водорода, определение восстановителя

Должны уметь:

давать характеристику водороду, описывать физические свойства

26/2

7.12.16

Водород – восстановитель.

1

УИНЗ

Водород, физические и химические свойства.

Качественные реакции на газообразные вещества.

Должны знать:

химические свойства водорода, определение индикатора, области применения водорода

Должны уметь:

описывать химические свойства водорода, записывать уравнения реакций

27/3

8.12.16

Повторение и обобщение материала тем «Кислород» и «Водород».

1

УЗЗ

Повторение и систематизация ЗУН полученных при изучении тем 2 и 3

Должны знать:

основные понятия по данным темам

Должны уметь:

применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данных тем

Тема № 4. Растворы. Вода 7 ч.

28/1

14.12.16

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде.

1

УИНЗ

Вода и её свойства. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде.

Взвешивание. Приготовление растворов.

Определение массовой доли растворенного вещества.

Должны знать:

определение растворимости, концентрации веществ в воде, понятие «массовая доля растворенного вещества»

Должны уметь: объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения, решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества

29/2

15.12.16

Определение массовой доли растворенного вещества.

1

УИНЗ

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

30/3

21.12.16

 Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4  «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»

1

УЗЗ

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Должны знать:

способ приготовления растворов

Должны уметь: приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, решать задачи данного типа

31/4

22.12.16

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.

1

КУ

Вода и ее свойства.

Вода. Методы определения состав воды - анализ и синтез.

Должны знать:

Количественный и качественный состав воды, свойства воды

Должны уметь: составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды

32/5

29.12.16

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.

1

КУ

Физически и химические свойства воды

33/6

30.12.16

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Растворы. Вода».

1

УЗЗ

Вода и ее свойства. Растворимост веществ в воде. Круговорот воды природе

34/7

12.01.17

Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».        

1

КЗ

Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений 10 ч.

35/1

18.01.17

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

УИНЗ        

1

УИНЗ

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Химические свойства оксидов

Должны знать:

классификацию оксидов, их свойства, способы получения, применение

Должны уметь: доказывать химические свойства оксидов, записывать уравнения реакций

36/2

19.01.17

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

1

УИНЗ

Основные классы неорганических веществ.

Основания. Классификация. Номенклатура.

Химические свойства растворимых и нерастворимых оснований Реакция нейтрализации

Должны знать:

классификацию оснований, их свойства, способы получения, применение

Должны уметь: доказывать химические свойства оснований, записывать уравнения реакций

37/3

25.01.17

 Реакция нейтрализации.

1

КУ

Выполнение упражнений

38/4

26.01.17

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства.  Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.

1

КУ

Основные классы неорганических веществ.

Определение характера среды. Индикаторы. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот Вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова. Применение.

Должны знать:

классификацию кислот, их свойства, способы получения, применение

Должны уметь: доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения реакций

39/5

1.02.17

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства.  Способы получения солей.

1

КУ

Основные классы неорганических веществ.

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

Должны знать:

классификацию солей, их свойства, способы получения, применение

умеют:

доказывать химические свойства солей, записывать уравнения реакций

40/6

2.02.17

Химические свойства солей.

1

КУ

41/7

8.02.17

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

УИНЗ

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

Должны знать:

определение основных классов неорганических соединений, классификацию, генетическую связь между классами

Должны уметь: доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, составлять генетические цепочки из веществ разных классов

42/8

9.02.17

Инструктаж по ТБ.         Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

УЗЗ

Решение экспериментальных задач различных типов

Должны знать:

важнейшие химические свойства неорганических веществ

Должны уметь: практически доказывать свойства основных классов неорганических веществ, соблюдать правила по технике безопасности

43/9

22.02.17

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»  

1

УЗЗ

Основные классы неорганических веществ.

Химические свойства основных классов неорганических соединений

44/10

1.03.17

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».  

 

1

КЗ

Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Строение атома  8 ч.

45/1

2.03.17

Первые попытки классификации химических элементов.

1

УИНЗ

Химический элемент.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Амфотерность.

Должны знать:

знают:

определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации химических элементов

Должны уметь: экспериментально доказывать амфотерность гидроксида

46/2

9.03.17

Понятие о группах сходных элементов.Периодический закон Д.И.Менделеева.

1

УИНЗ

Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.

Должны знать:

определение периода, группы, физический смысл номера периода и группы

Должны уметь: описывать химические элементы исходя из положения в периоде, группе и строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и группе

47/3

15.03.17

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.

1

УИНЗ

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Г руппы и периоды периодической системы. Короткий и длинный варианты периодической таблицы

48/4

16.03.17

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

1

КУ

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Состав атомных ядер

Должны знать:

роль периодического закона для развития науки, техники; основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева

Должны уметь: доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома

49/5

22.03.17

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы.

1

УИНЗ

Электронная оболочка, расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей, спаренные и неспаренные электроны, электронные формулы и электронные ячейки

Должны знать:

строение атома, значение порядкового номера, определение изотопов

Должны уметь: описывать химический элемент с точки зрения строения атомов

50/6

23.03.17

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

1

КУ

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

Должны знать:

о периодическом изменении химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое

Должны уметь: записывать строение атомов, электронные формулы и электронные ячейки элементов первых четырех периодов

51/7

5.04.17

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

1

УЗЗ

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

52/8

6.04.17

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»

1

УЗЗ

Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное представление Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ 9 ч.

53/1

12.04.17

Электроотрицательность химических элементов.

1

УИНЗ

Строение молекул. Химическая связь. Электроотрицательность химических элементов.

Должны знать:

определение электроотрицательности

Должны уметь: определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ

54/2

13.04.17

Основные виды химической связи.

1

УИНЗ

Химическая связь. Основные виды химической связи

Должны знать:

определение ковалентной полярной, неполярной связи; ионной связи, механизмы их образования

Должны уметь: определять ионную связь различные виды ковалентной связи, составлять схемы образования ковалентной и ионной связей

55/3

19.04.17

Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная.

1

УЗЗ

Ковалентная связь. Электронная и структурные формулы

56/4

20.04.17

Основные виды химической связи: ионная.

1

УЗЗ

Ион. Ионная химическая связь

57/5

26.04.17

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.  

1

КУ

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии

Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Должны знать:

определение кристаллической решетки, типы кристаллических решеток

Должны уметь: определять типы кристаллических решеток по типу химических связей, описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки

58/6

27.04.17

Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

1

КУ

Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.

Правила определения степени окисления элементов

Должны знать:

определение степени окисления

Должны уметь: определять степень окисления по формулам и составлять формулы по известной степени окисления

59/7

3.05.17

Окислительно-восстановительные реакции.

1

УИНЗ

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов.

Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Должны знать: определение окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя, процесс окисления и восстановления

Должны уметь: записывать простейшие окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса

60/8

4.05.17

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

УЗЗ

Строение атома и молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель

Должны знать: основные определения по темам

Должны уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике

61/9

10.05.17

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»

1

КЗ

Тема № 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов  3 ч.

62/1

11.05.17

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

УИНЗ

Должны знать: определение закона Авогадро, молярного объёма газов

Должны уметь: определять объём газа, количество вещества исходя из молярного объёма газа

63/2

17.05.17

Относительная плотность газов.

1

КУ

Должны знать: основные формулы для решения задач данного типа

Должны уметь: вычислять объёмные отношения газа по химическому уравнению, используя закон объёмных отношений

64/3

18.05.17

Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

КУ

Тема № 9. Галогены  6 ч.

65/1

24.05.17

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.

1

УНИЗ

Г алогены.

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора Применение

Должны знать: положение галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физические и химические свойства хлора, его применение

Должны уметь: записывать уравнения реакций с участием галогенов

66/2

25.05.17

Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

1

КУ

Хлороводород.

Соляная кислота и её соли.

Методы анализа веществ.

Должны знать: основные способы получения и физические свойства хлороводорода

Должны уметь: записывать химическую формулу и строение хлороводорода

67/3

31.05.17

Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Галогены»

1

УЗЗ

68/4

Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»  

1

КЗ

69/5

 Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по курсу химии 8 класса.

1

КУ

Простые и сложные вещества, металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли. Обобщение и систематизация знаний

70/6

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...