Рабочая программа по химии. 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа курса химии 10-11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_10_11_kl._novaya.docx | 75.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Теплое»
Тепло-Огаревского района Тульской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________ _______ Панфёрцева Н.А. № протокола ______ «___»____________2015г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Буева Т.Н. «___» ____________ 2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ №2 п. Теплое» _____________ Лобанова Л.В. «___»______________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного курса | Химия |
Ступень обучения | Среднее (полное) общее образование |
Срок реализации | 2 года |
Класс (классы) | 10-11 |
Составитель (составители) | учитель химии |
Панферцева Наталья Александровна | |
Теплое
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса химии 10-11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы по предмету «Химия», утверждённой Министерством образования РФ, авторской программы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, автор О. С. Габриелян. Программа рассчитана на 136 часов: в 10 классе 68 часов, 2 часа в неделю; в 11 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. В курсе органической химии рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава – строения – свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от простых (углеводородов) до наиболее сложных – биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
В 11 классе изучается курс общей химии, который ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерности протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это даёт возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.
Данная программа реализована в учебниках:
«Химия 10» (М.: Дрофа, 2013) авторов О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина.
«Химия. 11» (М.:Дрофа,2013), авторов О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой, Т. В. Смирновой.
Цели изучения курса химии.
1. Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
4. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих задач.
1. Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях.
2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
4. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни человека, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Велика роль учебного предмета химии в воспитании общей культуры, научного мировоззрения, нравственности, воли и других черт личности, а также в формировании химической и экологической культуры, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Это подчеркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования.
Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Химия как учебный предмет призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит существенный вклад в научное миропонимание и развитие обучающихся.
Содержание программы имеет выраженную гуманистическую и химико-экологическую направленность и ориентацию на развивающее обучение. Гуманистическая ориентация содержания направлена на формирование научного мировоззрения и экологического образования. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 10 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Всего часов | Практическая часть | Виды, формы контроля | |||
Практ. работы | Лаборат. опыты | Демонс. опыты | Контр. работы | ||||
1 | Введение | 1 | устный опрос | ||||
2 | Строение и классификация органических соединений | 9 | 1 | 2 | устный, письменный опрос, работа с карточками | ||
3 | Химические реакции в органической химии | 6 | 3 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками, контрольная, работа, тесты | ||
4 | Углеводороды | 16 | 4 | 4 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками, контрольная, работа, тесты | |
5 | Спирты и фенолы | 4 | 1 | 6 | устный, письменный опрос, тесты | ||
6 | Альдегиды, кетоны | 4 | 2 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками | ||
7 | Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры | 7 | 4 | 5 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками, контрольная, работа, тесты | |
8 | Углеводы | 4 | 3 | 5 | устный, письменный опрос, работа с карточками | ||
9 | Азотсодержащие органические соединения | 6 | 5 | 4 | 1 | устный, письменный опрос, контрольная, работа, тесты | |
10 | Практикум | 8 | 8 | практическая работа | |||
Резервное время | 3 | ||||||
Всего: | 68 | 8 | 20 | 30 | 4 |
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Всего часов | Практическая часть | Виды, формы контроля | |||
Практ. работы | Лаборат. опыты | Демонс. опыты | Контр. работы | ||||
1 | Строение атома | 7 | устный, письменный опрос, тесты, химический диктант | ||||
2 | Строение вещества | 10 | 2 | 8 | 1 | устный, письменный опрос, тесты, контрольная работа | |
3 | Химические реакции | 12 | 4 | 16 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками, контрольная, работа, тесты | |
4 | Вещества и их свойства | 21 | 8 | 21 | 1 | устный, письменный опрос, работа с карточками, контрольная, работа, тесты | |
5 | Химический практикум | 8 | 8 | практическая работа | |||
6 | Химия и общество | 8 | 2 | 3 | устный опрос, индивидуальные сообщения | ||
Резервсное время | 2 | ||||||
Всего | 68 | 8 | 16 | 48 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание тем курса химии в 10 классе.
(2часа в неделю, всего 68 часов, из них 3 часа – резервное время).
Введение (1 ч).
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Краткий очерк зарождения и развития органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (9 ч).
Строение атомов водорода, кислорода, азота. Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и электронно-графические формулы указанных элементов. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации: sp3-на примере молекулы метана, sp2-на примере молекулы этилена, sp-на примере молекулы ацетилена. Направленность, длина, энергия и кратность углерод-углеродной связей. Геометрия молекул этих веществ. Пи - и сигма – связи в сравнении.
Теория строения органических соединений. Предпосылки создания теории строения органических соединений. Представление о теории радикалов и теории типов. Работы А. Кекуле. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Виды изомерии: структурная и пространственная (стереоизомерия). Разновидности структурной изомерии. Изомерия положения (кратной связи на примере алкенов, функциональной группы на примере спиртов). Межклассовая изомерия на примере алкенов и циклоалканов, спиртов и простых эфиров, нитроалканов и аминокислот. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Классификация и основы номенклатуры органических соединений. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета. Органические соединения как соединения с незамкнутой цепью атомов углерода с одинарными, двойными, тройными связями. Карбоциклические соединения: алициклические, ароматические (арены). Гетероциклические органические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам. Галогенопроизводные углеводородов. Спирты, фенолы, простые эфиры. Карбонильные соединения (альдегиды, кетоны). Карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотсодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты. Основы номенклатуры органических соединений.
Д. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии.
ЛО. Изготовление моделей веществ – представителей различных классов органических соединений.
Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 ч).
Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), изомеризации. Разновидности этих типов реакций: галогенирование алканов и аренов, присоединение к алкенам, получение этилена посредством реакций отщепления, изомеризация алканов. Реакции полимеризации и поликонденсации для получения высокомолекулярных соединений. Особенности этих реакций.
Д. Плавление, горение и обугливание органических веществ. Обесцвечивание этиленом раствора перманганата калия. Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами.
Тема 3. Углеводороды (16 ч).
Алканы. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура алканов. Получение алканов в промышленности из природных источников углеводородов (природный газ, нефть). Переработка нефти, крекинг. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование натриевых солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Химические свойства алканов. Реакция радикального замещения, горения, дегидрирования, изомеризации. Применение алканов.
Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Получение алкенов: из алканов, галогенопроизводных алканов и спиртов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов: электрофильное присоединение галогенов, галогеноводородов, воды. Гидрирование алкенов. Окисление алкенов. Полимеризация. Применение алкенов на основе их свойств.
Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Получение алкинов. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов: электрофильное присоединение галогенов, галогеноводородов, воды (получение альдегидов и кетонов). Гидрирование алкинов. Димеризация и тримеризация ацетилена. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Состав и строение. Кумулированные, сопряженные и изолированные связи. Изомерия и номенклатура диенов. Получение диенов. Физические свойства диенов. Химические свойства: 1,2- и 1,4-присоединение к диенам, полимеризация. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Циклоалканы. Строение, номенклатура, изомерия. Получение циклоалканов. Химические свойства: реакции радикального замещения. Особенности химических свойств циклопропана и циклобутана.
Арены. Строение ароматических углеводородов. Изомеризация и номенклатура. Физические свойства. Способы получения. Химические свойства: радикальное хлорирование и каталитическое гидрирование бензола. Электрофильное замещение в ряду бензола и его гомологов (галогенирование, нитрование, алкилирование). Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Применение бензола и его гомологов.
Д. Горение метана, этилена, ацетилена. Определение качественного состава метана, этилена по продуктам горения. Отношение метана, этилена, ацетилена к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этилового спирта, ацетилена карбидным способом.
ЛО. 1. Изготовление моделей углеводородов и их галогенопроизводных. 2. Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3. Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
РЗ. Определение формул органических соединений.
Тема 4. Спирты и фенолы (4 ч).
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала, по атомности), номенклатура. Строение спиртов и их физические свойства. Водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная дегидратация, этерификация, внутримолекулярная дегидратация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов (качественная реакция на многоатомные спирты). Важнейшие представители класса спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Применение спиртов.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура. Многоатомные фенолы. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола. Кислотность. Электрофильное замещение в бензольном кольце фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом: получение фенолформальдегидной смолы. Качественные реакции фенолов.
Д. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол с хлоридом железа (III). Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
ЛО. Растворение глицерина в воде и его реакция с гидроксидом меди (II).
Тема 5. Альдегиды, кетоны (4 ч).
Альдегиды и кетоны. Классификация, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. Строение карбонильной группы. Химические свойства альдегидов. Восстановление и окисление альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Поликонденсация формальдегида с фенолом.
Д. Взаимодействие альдегидов с гидроксидом меди (II).
ЛО.1. Качественные реакции на альдегиды: с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 2. Окисление спирта в альдегид.
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (7 ч).
Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура. Одноосновные и многоосновные карбоновые кислоты. Строение карбоксильной группы. Физические свойства одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства. Кислотность (взаимодействие с металлами, основаниями, оксидами, солями). Реакция этерификации. Непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители карбоновых кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Гидролиз сложных эфиров.
Жиры. Строение и распространение жиров. Омыление жиров. Жиры как сырьё для получения мыла. Мыла, их моющие свойства. Понятие о СМС.
Д. 1. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной и муравьиной кислот. 2. Возгонка бензойной кислоты. 3. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия. 4. Получение приятно пахнущего сложного эфира. 5. Коллекция масел.
ЛО. 1. Растворимость жиров. 2. Доказательство непредельного характера жидкого жира. 3. Омыление жиров. 4. Сравнение свойств мыла и СМС.
Тема 7. Углеводы (4 ч).
Этимология названия класса. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды и полисахариды.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, строение её молекулы. Физические и химические свойства глюкозы, обусловленные её строением: реакции с гидроксидом меди (II), как многоатомного спирта и как альдегида; другие альдегидные реакции глюкозы (реакция «серебряного зеркала» и восстановление водородом в сорбит); реакции спиртового и молочнокислого брожения. Применение глюкозы на основании её свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Нахождение её в природе и биологическая роль.
Дисахариды. Общая формула и представители. Сахароза, её физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Получение сахара в промышленности.
Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины, гликоген, крахмал и целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Нахождение в природе и их роль.
Д. 1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 2. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. 3. Гидролиз сахарозы. 4. Гидролиз целлюлозы и крахмала. 5. Коллекция волокон.
ЛО. 1. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). 2. Взаимодействие крахмала с иодом. 3. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (6 ч).
Амины. Строение, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Получение алифатических и ароматических аминов. Алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства. Химические свойства. Основность аминов. Амины как нуклеофилы. Алкилирование и ацилирование аминов.
Аминокислоты и белки. Строение и изомерия аминокислот. Свойства аминокислот, обусловленные наличием в их молекулах основной амино - и кислотной карбоксильной групп. Реакции поликонденсации, пептидная связь, образование полипептидов. Белки как полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Биологическая роль белков.
Д. 1 . Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. 2. Растворение и осаждение белков. 3. Денатурация белков. 4. Коллекция «Волокна».
ЛО. 1. Ознакомление с образцами синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. 3. Коагуляция желатина спиртом. 4. Цветные реакции белков. 5. Обнаружение белков в молоке.
Практикум (8 ч).
1. Качественный анализ органических соединений.
2. Углеводороды.
3. Спирты и фенолы.
4. Альдегиды и кетоны.
5. Карбоновые кислоты.
6. Углеводы.
7. Амины, аминокислоты, белки.
8. Идентификация органических соединений.
Содержание тем курса химии в 11 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа – резервное время)
Тема 1. Строение атома (7 ч).
Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако, орбиталь. Форма орбиталей (s,p,d,f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях. Принцип Паули. Электронная формула атомов элементов. Графические и электронные формулы и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов как функция их нормального и возбужденного состояния. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение валентности и степени окисления.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников Й. Я. Берцелиуса, И.В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера, съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка его. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодическая зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г. Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периодов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2. Строение вещества (10 ч).
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решётки для веществ с этой связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и её значение. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.
Sp3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза.
Sp2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов, графита.
Sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов, карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсная система с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы.
Теория строения химических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере, личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения современной теории строения. Виды изомерии. Изомерия в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекуле органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории строения – зависимость свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индукционный и мезомерный эффект. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии.
Диалектические основы общности теории периодичности Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новых элементов-Ga, Se, Ge и новых веществ – изобутана) и развитии (три формулировки).
Полимеры органические и неорганические. Полимеры и понятия химии высокомолекулярных соединений: структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.
Д. 1. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. 2. Модели молекул различной геометрии. 3. Кристаллические решетки алмаза и графита. 4. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. 5. Модели изомеров структурной и пространственной изомерии. 6. Коллекция пластмасс и волокон. 7. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. 8. Модели молекул белков и ДНК.
ЛО. 1. Свойства гидроксидов элементов III периода. 2. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, неорганических полимеров.
Тема 3. Химические реакции (12 ч).
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
Понятие о химической реакции; её отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества (окислительно-восстановительные реакции и не окислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо - и эндотермические); по фазе (гомо-и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические).
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Теплота образования.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация (основной закон химической кинетики). Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень диссоциации и её зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Водородный показатель-pH. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Д. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода. Дегидратация этанола. Свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа, воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, бихромата аммония) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка различной поверхности (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3++3CNS-=Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия, калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Индикаторная бумага и её использование для определения pH слюны, желудочного сока и других соков организма человека. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
ЛО. 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот. 3. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 4. Разные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (21 ч).
Классификация неорганических веществ.
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные, комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов и восстановительные свойства их: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами.
Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и её виды: пиро -, гидро – и электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов и его практическое значение.
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.
Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности уксусной и муравьиной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (соединения двухатомного углерода). Единство мира веществ.
Д. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие натрия, магния и железа с кислородом; щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; цинка с растворами соляной и серной кислот; натрия с серой; алюминия с иодом; железа с раствором медного купороса; алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия серы. Взаимодействие водорода с кислородом. Обесцвечивание раствора перманганата калия этиленом или ацетиленом. Свойства соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами, амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с водой. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление превращений:
Сu – СuО – СиSO4 – Cu(OH)2 – CuO – Cu.
ЛО. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. Ознакомление с коллекцией руд. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной кислот. Свойства соляной, серной разбавленной, уксусной кислот. Взаимодействие гидроксида натрия с солями (сульфатом меди(II) и хлоридом аммония). Разложение гидроксида меди. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.
Тема 5. Химический практикум (8 ч).
1. Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.
2. Скорость химических реакций, химическое равновесие.
3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
6. Решение экспериментальных задач по органической химии.
7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
8. Пластмассы и волокна.
Тема 6. Химия и общество (8 ч).
Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырьё для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола.
Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и её направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
Д. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов.
ЛО. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения химии на базовом уровне выпускник на ступени среднего (полного) общего образования должен знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность, степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности информации, поступающей из разных источников.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные и методические пособия
1. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 класс.:Метод. пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений/под ред. В.И. Теренина. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2013. – 318, с.: ил.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013. – 362, с.: ил.
4. Габриелян О.С. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 703 с.: ил.
5. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. Доронькина В.Н. – Изд 3-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 478 с.
6 Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1 – С5) учебно-методическое пособие /Под ред. Доронькина В.Н. – Изд 3-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 233 с.
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Документ-камера
4. Интерактивная доска
5. Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
6. Компьютерный измерительный блок с комплектом датчиков
Медиаресурсы
1. Мутимедийный комплекс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия 10-11 класс»
2. Мультимедийный обучающий комплекс «1С: Репетитор. Химия»
3. Мутимедийный комплекс «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия 10-11 класс»
Таблицы, приборы, химическое оборудование, наборы химических реактивов необходимые для проведения демонстрационных, лабораторных опытов, практических работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 класс.:Метод. пособие. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений/под ред. В.И. Теренина. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2013. – 318, с.: ил.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013. – 362, с.: ил.
4. Габриелян О.С. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 703 с.: ил.
5. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. Доронькина В.Н. – Изд 3-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 478 с.
6. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1 – С5) учебно-методическое пособие /Под ред. Доронькина В.Н. – Изд 3-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 233 с.
7. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.
8. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.: Дрофа .
9. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – Габриелян О.С., Остроумов И.Г., М.: Дрофа 2003-2005.
10. Тесты по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / М.А.Рябов, Р.В.Линько, Е.Ю.Невская. – М.: «Экзамен», 2006. – 158 с.
11. Химия. 11 класс. В 2 ч. Ч 2: Настольная книга учителя. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. – М.: Дрофа.
12. Химия. 10 кл. Настольная книга учителя – Габриелян О.С., Яшукова А.В.- М.: Дрофа, 2006.
Интернет-ресурсы
1. http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты «Химия» приложение к «1 сентября»
2. http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий
3. http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта размещены поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов
4. http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
5. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы «Веселая химия», «Химия на каждый день» и много другой интересной и полезной информации
6. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка «Музей»), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
7. http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
8. http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Контрольные работы по химии. 10 класс.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии».
Вариант 1.
№ 1. Выпишите отдельно гомологи и изомеры. Назовите вещества по международной номенклатуре.
1) CH2 = CH – CH3
2) CH3 – CH(CH3) – CH(CH3) – CH3
3) CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH3
4) CH CH
5) CH3 – CH = CH – CH2 – CH3
6) CH2 = CH – CH = CH – CH3
7) CH2
H2C C(CH3)2
8) CH2 = CH – CH(CH3) – CH3
9) CH3 – CH2 – CH(CH3) – CH2 –CH3
10) CH3 – C C – CH2 – CH3
№ 2. Напишите уравнения реакций, назовите продукты:
1) хлорирование этана;
2) гидробромирование бутена -2;
3) дегидратация пропанола -1
Вариант 2.
№ 1. Выпишите отдельно гомологи и изомеры. Назовите вещества по международной номенклатуре:
1) CH3 – (CH2)4 –CH3
2) CH2 = CH2
3) CH4
4) CH3 – CH(CH3) – CH(CH3) – CH3
5) CH2 = CH – CH2 – CH2 – CH2 –CH3
6) CH3 – CH2 – C(CH3)2 – CH3
7)
CH(СH3)
H2C CH(C2H5)
8) CH2 = CH – CH = CH – CH3
9) CH3 – C C – CH2 – CH3
10) CH2 = CH – C(CH3) = CH2
№ 2. Напишите уравнения реакций, назовите продукты:
1) гидрохлорирование этина;
2) бромирование пропана;
3) гидрирование пентена – 1.
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».
Вариант 1.
№ 1. Осуществите превращения, назовите продукты, укажите условия протекания реакций:
CaC2 → C2H2 → C6H6 → C6H12 → C6H5(NO2)
↓
C2H3Br
№ 2. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода, плотность которого равна 1,97 г/л, а массовая доля углеводорода составляет 82%.
№ 3. Составьте уравнения реакций, назовите продукты:
1) горение пентена,
2) гидратация ацетилена.
Вариант 2.
№ 1. Осуществите превращения, назовите продукты, укажите условия протекания реакций:
CH4 → C2H4 → C2H5Cl → C6H14 → C6H6 →C6H5NO2
№ 2. Выведите молекулярную формулу органического вещества, если известно, что массовая доля углерода в нем 80%, а относительная плотность вещества по водороду составляет 15.
№ 3. Составьте уравнения реакций, назовите продукты:
1) горение бутина,
2) нитрование толуола.
Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие органические вещества».
Вариант 1.
№ 1. Выпишите отдельно гомологи, изомеры. Назовите вещества по международной номенклатуре:
1) CH3 - CH2 - COH
2) CH3 – CH2 – O – CH3
3) CH3 – CH2 – CH2OH
4) CH3 – COOCH3
5) CH3 – (CH2)3 – COH
6) CH3 – CH(CH3) –CH2 – COH
7) HCOOH
8) CH3OH
№ 2. Осуществите превращения, назовите продукты, укажите условия протекания реакций:
C2H2 → CH3COH → CH3COOH → CH3COOC4H9 → C4H9OH → C4H9 – O –CH3
↓ ↓
CH3COONa (C4H9O)2Mg
№ 3. Сколько граммов муравьиного альдегида можно получить при окислении 11,2 л метана?
Вариант 2.
№ 1. Выпишите отдельно гомологи, изомеры, назовите вещества по международной номенклатуре:
1) CH3 – COH
2) CH3 – O – CH3
3) CH3 – CH2 – COH
4) CH3 – CH2OH
5) HCOOH
6) CH3 – CH2 – CH(CH3) – COOH
7) CH3 – CH(CH3) – CH2 – COOH
8) CH3 – COOC3H7
9) HCOH
№ 2. Осуществите превращения, назовите продукты, укажите условия протекания реакций:
CH4 → CH3OH → HCOH → HCOOH → HCOOCH3 → CH3OH →CH3 - O – C2H5
↓
CH3 –ONa
№ 3. Сколько литров кислорода потребуется для окисления этанола, чтобы получить 60 г уксусной кислоты?
Контрольная работа № 4 по теме «Углеводы. Азотсодержащие органические соединения».
Вариант 1.
№ 1. Составьте структурные формулы веществ и расположите их в порядке возрастания основных свойств: фениламин, аммиак, этилпропиламин, диэтиламин, метиламин.
№ 2. С какими из перечисленных веществ взаимодействует аминоуксусная кислота: Ba(OH)2, CO2, KOH, CH3OH, H2SO4, CH3COH, NH2CH2CH2COOH. Напишите уравнения реакций, назовите продукты.
№ 3. Осуществите превращения, назовите продукты:
CH4 → C2H2 → C6H6 → C6H5NO2 → C6H5NH2 → C6H2Br3NH2
№ 4. Напишите уравнение реакции гидрирования глюкозы. Назовите продукт.
Вариант 2.
№ 1. Составьте структурные формулы веществ и расположите их в порядке убывания основных свойств: аммиак, дифениламин, диметиламин, триметиламин, фениламин.
№ 2. С какими из перечисленных веществ взаимодействует аминопропионовая кислота: NaOH, SO2, Ca(OH)2, H2SO4, C2H5OH, HCOH, NH2CH2COOH. Напишите уравнения, назовите продукты.
№ 3. Осуществите превращения, назовите продукты:
CH4 → C2H2 → CH3COH → CH3COOH → CH2ClCOOH → NH2CH2COOH
№ 4. Напишите уравнение реакции окисления глюкозы. Назовите продукт.
Контрольные работы по химии. 11 класс.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома. Строение вещества».
Вариант 1.
№ 1. Зная формулу внешнего энергетического уровня химического элемента 4s2, определите:
1) заряд ядра атома, 2) положение элемента в ПСХЭ, 3) к семейству каких элементов принадлежит (s-, p-, d-,f-), 4) его степень окисления в высшем оксиде, характер свойств этого оксида.
№ 2. Определите валентные возможности атомов химических элементов: Pb, Cl. Почему азот не может проявлять высшую валентность, равную V, а фосфор может? Ответ поясните.
№ 3. Составьте формулы высших оксидов, определите характер их свойств, расположите основные оксиды в порядке возрастания их свойств: P, Na, Al, Cl, S, Si, Mg.
№ 4. Определите тип химической связи: NH3, CH4, KCl, O3, Pb, CH3OH, NaOH, C2H5OH, CH3COH.
Вариант 2.
№ 1. Зная формулу внешнего энергетического уровня химического элемента 3s23p3, определите:
1) заряд ядра атома, 2) положение элемента в ПСХЭ, 3) к семейству каких элементов принадлежит (s-, p-,d-,f-), 4) его степень окисления в высшем оксиде, характер свойств этого оксида.
№ 2. Определите валентные возможности атомов химических элементов: As, S. Может ли фтор проявлять валентность, равную VII? Ответ поясните.
№ 3. Составьте формулы высших оксидов, определите характер их свойств, расположите кислотные оксиды в порядке возрастания их свойств: Ca, K, Zn, Br, As, Se, Cl.
№ 4. Определите тип химической связи: H2O, SiH4, MgF2, P4, Fe, CH3COOH, K2CO3, CH3 – O – CH3, CH3OH.
Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции».
Вариант 1.
№ 1. К какому типу относится химическая реакция по каждой известной вам классификации? В какую сторону сместится химическое равновесие, если: 1) удалить продукт; 2) понизить давление; 3) повысить температуру.
V2O5, t
2SO2 + O2 ⇄ 2SO3 + Q
№ 2. Между растворами каких веществ возможны химические реакции? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
H2SO4,, KOH, BaCl2, Al(NO3)3, K2CO3.
№ 3. Какие из солей подвергаются гидролизу? Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза, указав реакцию среды.
KCl, Pb(NO3)2, BaCO3, K2CO3.
№ 4. Какие ионы присутствуют в водном растворе сульфида натрия? Ответ обоснуйте.
1) Na+, S2-,
2) Na+, HS- , S2-, OH-
3) Na+, H2S- , OH-, HS
4) Na+, S2-, OH-
Вариант 2.
№ 1. К какому типу относится химическая реакция по каждой известной вам классификации? В какую сторону сместится химическое равновесие, если: 1) повысить концентрацию исходных веществ; 2) повысить давление; 3) понизить температуру.
t
CH4 ⇄ C + 2H2 – Q
№ 2. Между растворами каких веществ возможны химические реакции? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
H2SO4, LiOH, FeCl3, Pb(NO3)2.
№ 3. Какие из солей подвергаются гидролизу? Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза, указав реакцию среды.
BaSO4, Cu(NO3)2, NaCl, Na2SiO3.
№ 4. Какие ионы присутствуют в водном растворе ортофосфата калия? Ответ обоснуйте.
1) K+, PO43-, H2PO4-, OH-
2) K+, PO43-, OH-
3) K+, PO43-, OH-, KHPO4-
4) K+, PO43-
Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства».
Вариант 1.
№ 1. Напишите формулы водородных соединений химических элементов II периода. Выберите из них 1) наиболее типичный гидрид металла, 2) самую сильную кислоту. Найдите в таблице химических элементов такие элементы, водородные соединения которых будут обладать ещё более выраженными свойствами гидрида металла и кислоты, чем те, которые вы выбрали. Напишите формулы этих соединений.
№ 2. Определите, к какому классу принадлежит вещество, имеющее формулу Zn(OH)2. Назовите его. Напишите молекулярные и ионные уравнения двух химических реакций наиболее ярко характеризующих его свойства, как представителя указанного вами класса.
№ 3. Какие из перечисленных веществ взаимодействуют с концентрированной HNO3:
CO2, CaO, Fe(OH)3, K2SO4, Cu, Na, K2CO3. Напишите уравнения возможных реакций, для окислительно – восстановительных составьте электронный баланс.
№ 4. Осуществите превращения, назовите продукты:
1моль Ca(OH)2
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 → H3PO4 → X
Вариант 2.
№ 1. Напишите формулы водородных соединений химических элементов: C, S, N, Br, Cl, Ca. Выберите формулы соединений, обладающих кислотными свойствами и расположите их в порядке убывания кислотных свойств. Укажите гидрид металла и напишите уравнение его взаимодействия с водой.
№ 2. Определите, к какому классу принадлежит вещество, имеющее формулу Al(OH)3. Назовите его. Напишите молекулярные и ионные уравнения двух химических реакций наиболее ярко характеризующих его свойства, как представителя указанного вами класса.
№ 3. Какие из перечисленных веществ взаимодействуют с концентрированной H2SO4:
NaCl, SiO2, Al2O3, Cr(OH)3, Ag, K, K2SO4. Напишите уравнения возможных реакций, для окислительно – восстановительных составьте электронный баланс.
№ 4. Осуществите превращения, назовите продукты:
1моль NaOH
Li → Li2O → LiOH → Li2CO3 → CO2 → X
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....