Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Губанова Зоя Сергеевна

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc65.5 КБ
Office presentation icon fgos_oksidy.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Губанова З.С.

Учитель МБОУ лицей с. Долгоруково

Химия 8  класс (Габриелян О.С.и др. Химия. 8 класс – М. Дрофа. -2011).

Технологическая карта урока

Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения

 Л.Г.Петерсон.

Цели урока:

обучающие:   формирование  у  обучающихся представления о классе  оксидов, имение их  называть и классифицировать;  

развивающие: развитие  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

воспитывающие:  развитие мотивации  к предмету химия,   воспитание ответственного и бережного отношения к  окружающей среде.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их,  классифицировать, описывать физические свойства оксидов.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать её достоверность.

Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.

Дидактические материалы: рабочие карточки для фиксации затруднения, для работы в группе, для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу) и для этапа рефлексии.

Оборудование: образцы природных минералов и руд,, содержащих оксиды: оксид меди  (ll), оксид  железа (lll), оксид серы (lV), оксид водорода.

Презентация к уроку.

Планируемые образовательные результаты.

Этапы урока.

ОНЗ

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

ФОУД

Формирование  УУД

Мотивация к учебной деятельности.

На доске написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает». 

( слайд № 1)

В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда  ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?

Вы узнаете что-то новое.

Как будете действовать на уроке?

(Определю что не знаю; сам найду способ получить знания)

1. Обсуждают    эпиграф  (проблемную ситуацию).

2.Предлагают работать в группах.

Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия новых знаий.

Фронтальная беседа по теме

( слайд № 4)

«Степень окисления»

Определите степени окисления элементов в указанных соединениях:
K
2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7 

( слайд № 5,6,7)

Какие затруднения возникли.

( я не смог назвать вещества).

Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях  выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты. осуществляют взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя: «Я пока не могу…» «Я пока не могу обосновать»

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты,  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Выявления места и причины затруднения;

Проблемная ситуация

Что заметили интересного?

Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые  состоят из двух элементов и в которых есть  кислород? (слайд № 8)

Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать?

(слайд № 8)

Какая цель нашего урока?

Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и  классификацией соединений.  Выделяют затруднения, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения;

Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Работают с учебником §18, стр.89-91

Познавательные УУД.

Умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД.

Умение работать в группе.

Реализация построенного проекта

Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.

(слайд № 7)

Учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному  ими задания для пробного действия.

Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов, их классификации.

Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

Первичное построение проекта

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа

Организовывает усвоение учениками нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Лабораторный опыт
«Ознакомление с образцами оксидов»

(слайд № 9,)

( слайд №10)

Обменяйтесь результатами ваших наблюдений.

(слайд №11)

Работают с учебником

§18, стр.91-97.

Записывают в тетрадях.

Проверяют материал по эталону.

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Включение в систему знаний и повторения;

 (слайд №11.13,18-26)

Из формул CuO, Fe2O3, SiO2,H2O  выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды  неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре.

 (слайд № 27,28)

Составьте формулы

названных в тексте оксидов:

«В земной коре – литосфере  – находятся оксид алюминия  (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке).  Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности  человека образуются вещества, загрязняющую  атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)»  Распределите вещества по группам.

Ребята, давайте поменяемся работами,  проверим ее и выставим оценки за работу.

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в тетрадях.

Перечисляют критерии оценивания.

Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки, а потом осуществляют

 взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).

Регулятивные УУД.

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Информация о домашнем задании

 §18, упр. № 1 , № 2 , №3, № 6

Поясняет выполнение заданий. (слайд № 28,29)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает».

Слайд 2

Тема урока – путешествие в мир удивительных веществ «ОКСИДЫ» Химия 8 класс Учитель: Губанова З.С. МБОУ лицей с. Долгоруково 2015 год

Слайд 3

Цели урока: Дать понятие об оксидах; Формировать умения записывать формулы оксидов по степеням окисления. Закрепить знание химической номенклатуры для бинарных соединений. Производить расчёты с использованием формул оксидов.

Слайд 4

Задание: определите степени окисления элементов в указанных соединениях. P 2 O 5 , Mg 3 N 2 , Cao, FeCl 3 , SO 2 , K 2 O, CuBr 2

Слайд 5

Правильные ответы: +5 -2 +2 -3 +2 -2 +3 -1 +4 -2 +1 -2 +2 -1 P 2 O 5 , Mg 3 N 2 , Cao, FeCl 3 , SO 2 , K 2 O, CuBr 2

Слайд 6

Задание: найдите новые незнакомые вам бинарные соединения. P 2 O 5 , Mg 3 N 2 , Cao, FeCl 3 , SO 2 , K 2 O, CuBr 2 ; 1. Какие это вещества? 2. Из скольких элементов они состоят? 3. Какая степень окисления у кислорода в этих соединениях?

Слайд 7

ПРОВЕРИМ! Сложные вещества Состоят из 2-х элементов Один из них обязательно кислород Степень окисления кислорода -2

Слайд 8

ОКСИДЫ - сложные вещества, состоящие из 2-х химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.

Слайд 9

Лабораторный опыт «Ознакомление с образцами оксидов» Задание: опишите физические свойства оксидов при обычных условиях, обменяйтесь результатами своих наблюдений, заполните таблицу, сделайте выводы.

Слайд 10

Название и формула оксида Цвет Агрегатное состояние t плавления C Строение Оксид меди ( II) CuO чёрный твёрдое 1026 Немолеку- лярное Оксид железа ( III) Fe 2 O 3 Коричне-вый твёрдое 1562 Немолеку- лярное Оксид серы ( IV) SO 2 Бесцвет-ный газообразное 75,5 Молекуляр- ное Оксид водорода H 2 O Бесцвет-ный жидкое 0 Молекуляр- ное

Слайд 11

Оксиды бывают разные Жидкие, твёрдые, газообразные. По-разному называются И свойствами отличаются.

Слайд 12

СХЕМА Оксиды металлов неметаллов CuO, Fe 2 O 3 H 2 O, SO 2

Слайд 13

Вода… Из атомов мир создавала природа, Два атома лёгких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода, И получилась частица воды, Море воды, океаны и льды.

Слайд 19

В земной коре оксиды часто встречаются в виде минералов

Слайд 20

Красные и магнитные железняки Бурый железняк

Слайд 21

Новолипецкий металлургический комбинат

Слайд 22

сапфир рубин

Слайд 23

аметист агат

Слайд 26

Угарный газ

Слайд 27

Закрепление Задание : составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия (входит в состав глины) оксид кремния ( IV ) (песок), оксид железа ( lll) (содержится в красном железняке).» «Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода ( lV ) (углекислый газ).В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода( ll ) (угарный газ), оксид серы ( lV) ( сернистый газ), оксид азота ( ll) и оксид азота ( lV) .» Распределите вещества по группам .

Слайд 28

Задача:какова масса 1,5 моль оксида углерода ( IV )? Какой объём займёт это количество? Сколько молекул будет содержать это количество?

Слайд 29

Домашнее задание Параграф №18. упражнение №1,2,6. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Тема урока «ОКСИДЫ»Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Оксиды» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго ...

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Поурочная разработка урока 8 класс по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства."

Тема урока: Оксиды.Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Цели: образовательные: – формирование представлений об оксидах;              ...

Урок химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация."

Преподавание химии в 8 классе, где был проведен урок «Оксиды  Номенклатура.Классификация» ведется по программе УМК О.С Габриеляна (2 часа в неделю).На момент проведения урока уча...