Урок химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация."
план-конспект урока по химии (8 класс)

Светлана Яншина

Преподавание химии в 8 классе, где был проведен урок «Оксиды  Номенклатура.Классификация» ведется по программе УМК О.С Габриеляна (2 часа в неделю).

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами «Вещества», «Валентность химических элементов»,   Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Сложные вещества».

Урок является определяющим для дальнейшего усвоения знаний по теме «Оксиды», логическим продолжением изучения простых и сложных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_oksidov.docx19.89 КБ
Файл rabochiy_list_aban.docx24.6 КБ
Файл prezentatsiya_oksidy_aban.pptx404.54 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Урок № 1. Тема: «Оксиды, состав, классификация ».

Этап I. Организационный момент: Учитель приветствует своих учеников.

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная

работа будет полезной и интересной откройте тетради, запишите дату 30 января

Этап II. Этап мотивации к учебной деятельности

Учитель Организует деятельность для формулирования темы ,цели и задач урока : Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал. А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки:

Итак, 1-я загадка. запись в столбик Она и дождь, и град и снег Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед И радуга и лёд. Что это за вещество?
(Слайд 2)
(Вода) Какова формула воды? Запишите её в тетради.

2-я загадка. Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе. Что это за газ? (Слайд 3) (Углекислый газ)

3-я загадка. Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

...на рукомойнике моём Позеленела медь, Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть...
(Слайд 4)

Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела? Ответ — она окислилась. А что значит окислилась? Вспомните тему «Кислород». Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом. Назовите формулу этого вещества? Запишите её на доске. Один из учеников записывает на доске - CuO.

Посмотрите на формулы. Как вы считаете, что же общего между ними? (Дети говорят о схожести состава молекул). Верно. Они состоят из двух элементов. И у всех у них в состав молекулы входит кислород. Так, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего разговора? Об оксидах. Вы правильно определили тему нашего урока. Я хочу её немного конкретизировать. Итак, Оксиды. Состав. Классификация

Какова будет цель урока? (слайд) цели(1. Давать определение понятию «оксиды» #1080;зучить состав оксидов #1091;меть называть оксиды #1079;нать классификацию оксидов

3 . Этап «Изучение нового материала»

#1055;роанализируйте формулы. (слайд, вода, углекислый газ, оксид меди)

Что общего во всех этих веществах?

- Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса:

В ходе анализа справа от формул учитель делает краткую запись на доске,

а) какие вещества по составу?

б) сколько элементов в составе?

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов, его валентность?

(создание проблемной ситуации и её решение)

А это оксид? H2O2 (нет т.к.валентность кислорода дб 2) а самом деле, все просто. Вспомните тему «Валентность» (валентность у кислорода всегда равна II). Но в нашем случае в H2O2 валентность кислорода равна I и такие соединения называются пероксидами. Поэтому определение «оксиды» можно дополнить (оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород с валентностью, равное II).

Попробуйте самостоятельно в парах сформулировать определение ОКСИДЫ _ЭТО…

Давая определения, мы с вами, что уточнили — состав. А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.

Н2О – Оксид водорода СО2 – Оксид углерода(IV) СuО – Оксид меди(II) Так из чего же складывается название оксида?

Название оксида = оксид + название элемента в Р.п См.работа Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной номенклатуре. Оксидов много. Практически все простые вещества при окислении образуют оксиды. Многие атомы элементов, которые имеют переменную валентность образуют несколько оксидов

Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №2) по международной номенклатуре:

CO2, FeO, CO, SO3, N2O5 CaO, Fe 2O3

Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).

Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.

CO - оксид углерода (II)

CO2 - оксид углерода (IV)

Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов. Учебник стр.134

(слайд № ) На какие группы классифицируют оксиды? Отчего зависит характер свойств оксидов?

Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и II, преимущественно образуют основные оксиды. металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI – амфотерные оксиды. Работа с ПСХЭМ (по цвету элемента)

Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)

Задание.(по вариантам 1- основные ,2- кислотные ,3 -амфотерные

4, несолеобразующие)

Распределите приведённые формулы оксидов по группам, приведённым на экране:

SO3, CO, SO2, N O, Аl2O3 , CaO , Na2O, BaO, N2O, ZnO, CO2

Закрепление предлагаю выполнить карточку по изученной теме(2 варианта), обговаривают критерии оценивания, выполняют, оценивают себя

Рефлексия вернемся к целям

Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми,

VI. Домашнее задание

Прочесть &30 и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».

Для тех, кто хорошо владеет компьютером, выполнить презентацию на тему: «Применение оксидов».



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

8класс.Проверочная работа по теме «Оксиды.Номенклатура. Классификация» ВАРИАНТ 1

#1048;з приведённых веществ выберите оксиды и напротив их формул напишите их названия, напротив веществ, не являющихся оксидами, поставьте прочерк:

NaOH

Na2O

Cu(OH)2

Na2CO3

N2O5

H2SO4

СаО

MgО

HCl

SO3

  1. Заполните таблицу:

Название оксида

Формула

Классификация

Оксид магния

СО2

Кислотный оксид

Оксид серы (IV)

Na2O

Оксид цинка

FeO

Оценивание работы:

1 вопрос (Максимум 10 баллов)

За каждый правильно выбранный оксид 1балл

Правильно названы 5 веществ – 5 баллов

4 вещества – 4 балла

3 вещества – 3 балла

2 вещества – 2 балла

1 вещество – 1 балл

2 вопрос (Максимум 11 баллов)

За каждое правильно вписанное название, формулу, класс – 1 балл.


Всего за работу максимум – 21баллов

1-9 баллов – «2»

10- 14 баллов - «3»

15 – 18 балла – «4»

19 – 21 баллов – «5».

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

8кл Проверочная работа по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация» ВАРИАНТ 2

#1048;з приведённых веществ выберите оксиды и напротив их формул напишите их названия, напротив веществ, не являющихся оксидами, поставьте прочерк:

ZnO

Ba(OH)2

N2О5

H2О

Н3РО4

LiCl,

K2O

НBr

SO2

NaCl

  1. Заполните таблицу:

Название оксида

Формула

Классификация

N2O5

Оксид алюминия

ВаО

Основной оксид

Оксид кремния (IV)

SO2

Оксид натрия

Оценивание работы:

1 вопрос (Максимум 10 баллов)

За каждый правильно выбранный оксид 1балл

Правильно названы 5 веществ – 5 баллов

4 вещества – 4 балла

3 вещества – 3 балла

2 вещества – 2 балла

1 вещество – 1 балл

2 вопрос (Максимум 11 баллов)

За каждое правильно вписанное название, формулу, класс – 1 балл.


Всего за работу максимум – 21баллов

1-9 баллов – «2»

10- 14 баллов - «3»

15 – 18 балла – «4»

19 – 21 баллов – «5».

ОТВЕТЫ Проверочная работа по теме «ОКСИДЫ» ВАРИАНТ 1.

  1. Из приведённых веществ выберите формулы оксидов и назовите их:
  2. Na2O – оксид натрия

N2O5 – оксид азота (V)

СаО - оксид кальция

MgО – оксид магния

SO3 - оксид серы (VI).

  1. Заполните таблицу:

Название оксида

Формула

Классификация

Оксид магния

MgO

Основный оксид

Оксид углерода (IV)

СО2

Кислотный оксид

Оксид серы (IV)

SO2

Кислотный оксид

Оксид натрия

Na2O

Основный оксид

Оксид цинка

ZnO

Амфотерный оксид

Оксид железа (II)

FeO

Основный оксид

ВАРИАНТ 2

  1. Из приведённых веществ выберите формулы оксидов и назовите их:

ZnO – оксид цинка

N2О5 – оксид азота (V)

H2О– оксид водорода

K2O – оксид калия

SO2. – оксид серы (IV)

  1. Заполните таблицу:

Название ксида

Формула

Классификация

Оксид фосфора

P2O5

Кислотный оксид

Оксид алюминия

Al2O3

Амфотерный оксид

Оксид бария

ВаО

Основной оксид

Оксид кремния (IV)

SiO2

Кислотный оксид

Оксид серы (VI)

SO3

Кислотный оксид

Оксид натрия

Na2O

Основный оксид

Оценивание работы:

1 вопрос (Максимум 10 баллов)

За каждый правильно выбранный оксид 1балл

Правильно названы 5 веществ – 5 баллов

4 вещества – 4 балла

3 вещества – 3 балла

2 вещества – 2 балла

1 вещество – 1 балл

2 вопрос (Максимум 11 баллов)

За каждое правильно вписанное название, формулу, класс – 1 балл.


Всего за работу максимум – 21баллов

1-9 баллов – «2»

10- 14 баллов - «3»

15 – 18 балла – «4»

19 – 21 баллов – «5».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

30 января Классная работа

Слайд 2

H 2 O СО 2 С u О

Слайд 3

Оксиды. Состав, классификация, номенклатура. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская пословица

Слайд 4

Цель работы: - сформировать понятие об оксидах как об одном из классов химических соединений - изучить основные правила номенклатуры оксидов - изучить классификацию оксидов;

Слайд 5

Н 2 O СО2 CuO а ) какие вещества по составу? б) сколько элементов в составе? в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов ? г ) сформулируйте определение ОКСИДЫ –это.. д) общая формула - Проанализируем формулы

Слайд 6

H2O2 можно ли отнести к оксидам?

Слайд 7

ОКСИДЫ – это сложные вещества, состоящие из двух элементов , один из которых – кислород с валентностью II

Слайд 8

Н 2 O СО2 CuO 1.Какими общими признаками обладают соединения? 2.Предложите алгоритм составления формул указанных веществ. Поясните правила их номенклатуры.

Слайд 9

Номенклатура (названия) оксидов. Н2О – СО2 – СuО Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых записаны К 2 О, FeO , Fe 2 O 3, СО, СО 2. Алгоритм построения названий оксидов: Оксид + название элемента в родительном падеже (валентность в случае ее переменности) Составьте формулы оксидов: оксид натрия, оксид серы ( IV ), оксид серы( VI ) , оксид железа( II )

Слайд 10

оксид натрия - Na2O оксид серы ( IV )- SO 2 оксид серы( VI ) - SO3 оксид железа( II )- FeO

Слайд 11

Классификация оксидов Выделите признаки на основании которых оксиды можно разделить на 4 группы Расположите указанные оксиды по группам SO 3 , SO 2 , N O , А l 2 O 3 , CO 2 , CaO Na 2 O, BaO , N 2 O , , ZnO , CO

Слайд 12

Ответы . Основные оксиды: CaO , Na 2 O , BaO Кислотные оксиды : SO 3 , SO 2, CO 2 Несолеобразующиеоксиды : CO , N 2 O , N O Амфотерные оксиды: А l 2 O 3 , ZnO

Слайд 13

Силу уму придают упражнения Оценивание работы: 1 вопрос (Максимум 10 баллов) За каждый правильно выбранный оксид 1балл Правильно названы 5 веществ – 5 баллов 4 вещества – 4 балла 3 вещества – 3 балла 2 вещества – 2 балла 1 вещество – 1 балл 2 вопрос (Максимум 11 баллов) За каждое правильно вписанное название, формулу, класс – 1 балл. Всего за работу максимум – 21баллов 1-9 баллов – «2» 10- 14 баллов - «3» 15 – 18 балла – «4» 19 – 21 баллов – «5».

Слайд 16

Рефлексия - Сегодня на уроке я узнал… - Мне было интересно… -Мне было трудно… -Я понял, что… -Теперь я могу… -Я приобрел… -Я научился…

Слайд 17

Домашнее задание: &30 выбор 1. Написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека». 2. Для тех, кто хорошо владеет компьютером, выполнить презентацию на тему: «Применение оксидов».

Слайд 18

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"

Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»

Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...

Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева

Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....