рабочая программа по химии 8 класс О.С. габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

рабочая программа содержит пояснительную записку  и календарно тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании Примерной программы основного общего образования по химии  Минобрнауки РФ 2004 г. и авторской  программы   Габриеляна О.С.

        Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из них  4 контрольных работы и 8 практических работ. Количество часов в неделю – 2, что соответствует Учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян, О.С. Химия 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2005. – 208с.: ил.  – ISBN 5-7107 -9380 -9.

Цели курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Ведущей технологией рабочей программы является технология  деятельностного подхода в обучении, использование проблемного метода обучения. Цель использования  технологии: формирование и развитие самостоятельности обучающихся; формирование умений организации собственной деятельности. 

        Основными методами обучения химии на первом году обучения являются как репродуктивные, так и  проблемные методы, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков и способов деятельности обучающихся. Значительное место в обучении отводится химическому эксперименту. Проведение химического эксперимента  направлено на формирование у обучающихся предметных умений работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту. С целью привития интереса к новому предмету применяются дидактические игры, составление кроссвордов, викторин и т.п.

         Формами организации познавательной деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, парная работа. Работа в группе, в парах направлена на формирование у обучающихся  умений работать в команде, ответственности за конечный результат работы, коммуникативных способностей обучающихся, взаимопомощи.

         Для  контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся  применяются различные формы:  устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя  по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся контрольные работы. Цель проведения контрольных работ: выявление уровня освоения  изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

         

Критерии оценок знаний учащихся по химии

При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:

  •  глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
  • осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
  • полнота (соответствие объему программы, стандарта)

 При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

        Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировано закон,  правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)

        Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

 ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом  допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;

ответ самостоятельный.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом   допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный

 Отметка «2»:

при  ответе  обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

 ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или  допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину,    допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

 Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу

Отметка «5»:

 Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану,  с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

 Работа выполнена  правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

 Работа выполнена  правильно не менее чем наполовину  или допущена несущественная ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

 допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%

«4» - 61-86%

«3» - 35-60%

«2» - 0-34%

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание курса

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (5 часов)

Химия  – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Расчетные задачи. 1.Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Практические занятия. 1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Тема 2. Атомы химических элементов (11 часов)

        Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.

        Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

        Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

        Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

        Ионы. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

        Образование бинарных соединении. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Ковалентная неполярная и полярная связь. Электронные и структурные формулы. Электроотрицательность. Металлическая связь.

Тема 3. Простые вещества  (5 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем газов», «Постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Образцы металлов. Образцы неметаллов. Химические соединения количеством вещества  1 моль. Модель молярного объема газов.

Тема 4. Соединения химических элементов (12 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, летучие водородные соединения. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак.

Основания, их состав и названия. Классификация оснований. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли, их состав, названия.

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной дли компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода, металлов

Лабораторные опыты 1.Знакомство с образцами веществ разных классов.

2.Разделение смесей.

Практические занятия. 1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

 2. Приготовление раствора сахара и определение его  массовой доли в растворе.

            Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (15 часов)

Физические явления. Химические реакции. Условия и признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнение  химической реакции. Значение индексов и коэффициентов. Классификация химических реакций  по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению и выделению теплоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

        Реакции разложения, соединения, замещения и обмена. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных и полученных веществ») на примере свойств воды.

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по количеству вещества, массе или объему реагентов или продуктов реакции.

Демонстрации. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мелом. Получение гидроксида меди (II) и его растворение в кислотах. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой  (II) при нагревании. Разложение перманганата калия. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II). Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

1.Окисление меди в пламени спиртовки. 2. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 3. Взаимодействие соляной кислоты с мелом.

Практические занятия. 1. Наблюдение за горящей свечой. 2.Анализ почвы и воды. 3. Признаки химических реакций.

Тема 6. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 часа)

Электролиты и неэлектролиты.  Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Ионные уравнения реакций. Реакции ионного обмена. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли, их классификация. Свойства солей в свете ТЭД. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, основаниями, солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации. Реакции ионного обмена: а) нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора, б) взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария, в) взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, солями, основаниями. Взаимодействие оснований с солями, кислотами. Взаимодействие солей с солями, основаниями, кислотами, металлами (железа с раствором сульфата меди (II).

Лабораторные опыты. 1.Реакции, характерные для растворов кислот. 2. Реакции, характерные для щелочей. 3.Получение и свойства нерастворимого основания. 4. Реакции, характерные для растворов солей.

Практические занятия.1. Ионные реакции. 2.Свойства кислот,  оснований, оксидов, солей. 3.Условия протекания химических реакций до конца

Учебно-тематический план

тема

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

5

2

Атомы химических элементов

11

-

1

3

Простые вещества

5

-

-

4

Соединения химических элементов

12

2

1

5

Изменения, происходящие с веществами

15

3

1

6

 Свойства растворов электролитов.

22

3

1

итого

70

8

4

                                     Перечень учебно-методического обеспечения

                                                Литература для учителя

1.  Рябов, М.А. Тесты по химии: 8 класс: К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» /М.А.Рябов, Е.Ю.Невская. - М.: Экзамен, 2004. – 159,  [1] с. – ISBN 5-94692 -937-2.

2. Павлова, Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 8 класс: К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» /Н.С. Павлова. - М.: Экзамен, 2004. – 159, [1] с. – ISBN 5-94692 -938-0.

3.  Горковенко, М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана /М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2005. – 368. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 5-94665 -148- Х.

4. Зуева, М.В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. /М.В. Зуева,  Н.Н.Гара. – М.: Дрофа 1999. – 128с.: ил.  – ISBN 5-7107 -1529-8.

5.Хомченко, И.Г. Решение задач по химии /И.Г. Хомченко – М.: ООО Новая волна, 2000. – 256 с. - ISBN 5-7864 -0124-3.

6.  Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя / В.Н. Алексинский. - М.: Просвещение, 1995. – 96 с.: ил. -  ISBN 5-09-005176 -3.

7. Я иду на урок химии:  8-11 классы: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина.– М.: Первое сентября, 2000. – 272с.: ил. - ISBN 5-8246 -0008 -2.

8. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии, XVII-XIX вв.: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина – М.: Первое сентября, 1999. – 320с.: ил. - ISBN 5-8246 -0013 -9.

9.Долгов, В.П.  Химия. Справочник абитуриента / В.П. Долгов, Е.В. Соловьева. – М.: Филол.общество «СЛОВО»,  АСТ, Компания «Ключ-С»,  1997. – 608с. – ISBN 5-15- 000-456-1, ISBN 5-15- 000-303-4,  ISBN 5-900411-26-5.

Литература для учащихся

1.Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителейь / Л.Ю. Аликберова – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560с.: ил. - ISBN 5-7805 -0515 -2.

2.Штремплер, Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся / Г.И. Штремплер. – М.: Просвещение, 1996. – 94 с.: ил. – ISBN 5-09-005174-7.

3.Химия: Задачи с ответами и решениями: Учебно-методическое пособие / П.А. Оржековский,  Ю.Н.Медведев, А.В. Чураков, С.С. Чуранов; под ред. проф.  Г.В.Лисичкина. – М.: ООО «Издательство АСТ»:  ООО «Издателство Астрель», 2004. – 191 [1]с.: ил. – (Школьная олимпиада). -  ISBN 5-17-022293-9(ООО «Издательство АСТ»). - ISBN 5-271-08026-9 (ООО «Издательство Астрель»).

4.Гроссе, Э. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты /Пер. с нем. Л.Н.Исаевой 9гл.1-3) и А.Б. Томчина (гл 4-8). / Э. Гроссе.,  Х. Вайсмантель. – Л.:  Химия, 1987. – 392 с.

                                                                               

                                             Электронные ресурсы

1.Образовательная коллекция. 8-9 классы. Химия базовый курс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2001, 2003. – 1 диск. – Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.

2. Виртуальная лаборатория. Химия. 8-11 классы. Комплект цифровых образовательных ресурсов.- 3 диска. - Электронное издание.- Министерство образования и науки РФ. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования»

3.  Образовательный комплекс. 1С: Школа.Химия. 8 класс./под ред.А.К.Ахлебинина – ЗАО «1С», 2004. – 2 диска. - Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.

 

 


Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки обучающихся

дата

План

фактич

Введение 5 часов

1

Предмет химии. Вещества.

Урок усвоения новых знаний.

1

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах превращениях.

Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Демонстрации. Образцы простых и сложных веществ.

Знать  определение понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.

Уметь определять простые и сложные вещества

1.09

2

Превращения веществ. 

Урок усвоения новых знаний

1

Химические и физические явления. Достижения химии.

Знать химические и физические явления, химические реакции.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами

4.09

3

История развития химии.

Урок усвоения новых знаний.

1

 История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки.

Знать историю возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки.

Уметь объяснять происхождение слова химия

10.09

4

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

Комбинированный урок.

1

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов (ХЭ)

Знать знаки первых 20 химических элементов.

Уметь определять положение химического элемента в ПС. называть химические элементы

11.09

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Расчеты по химической формуле вещества.

Комбинированный урок.

1

Химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества

по массовым долям элементов

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава веществ

Уметь определять состав вещества по химической формуле, записывать химические формулы, определять принадлежность к простым и сложным веществам

вычислять относительную молекулярную массу и массовую долю химического элемента по формуле соединения

17.09

Тема 1. Атомы химических элементов 12 часов

6 (1)

Основные сведения о строении атомов.

Урок усвоения новых знаний.

1

Строение атома. Ядро (протоны,  нейтроны), электроны.

Знать строение атома

Уметь объяснять физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента

18.09

7(2)

Изотопы.

Комбинированный урок.

1

Изотопы

Знать определение понятия «изотопы», «химический элемент»

Уметь определять число протонов и нейтронов.

24.09

8 (3)

Строение электронных оболочек.

Урок усвоения новых знаний.

1

Строение электронных оболочек  атомов первых 20 ХЭ..

Знать  строение электронных оболочек

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода. Составлять схемы строения первых 20 ХЭ

25.09

9

(4)

Состояние электронов в атоме. 

Урок усвоения новых знаний.

1

Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях

Знать  электронное облако, орбиталь, формы  электронных облаков.

Уметь. составлять электронные формулы атомов элементов.

1.10

10

(5)

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов

Комбинированный урок.

1

Периодический закон и периодическая система ХЭ Д.И.Менделеева. Группы и периоды. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств ХЭ в периодах и группах

Знать  формулировку периодического закона

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са)  на основе их положения в периодической системе

2.10

11

(6)

Ионная связь.

Комбинированный урок.

1

Понятие «ион». Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений

Знать   определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь»

Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях

8.10

12

(7)

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой

Комбинированный урок.

1

Ковалентная неполярная химическая связь. Одинарная, двойная, тройная ковалентные связи. Длина связи. Электронные и структурные формулы.

Знать   определение понятия: «ковалентная неполярная связь»

Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная)  в соединениях

9.10

13

(8)

Ковалентная полярная химическая связь.

Комбинированный урок.

1

Ковалентная полярная химическая связь. Понятие об электроотрицательности

Знать   определение понятий: «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность

Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная)  в соединениях

15.10

14

(9)

Металлическая связь.

Комбинированный урок.

1

Понятие о металлической связи

Знать   определение металлической связи

Уметь определять тип химической связи (металлическая)  в соединениях

16.10

15

(10)

Обобщение и систематизация знаний.

Урок систематизации и обобщения знаний.

1

Обобщить систематизировать сведения о строении атома, видах химической связи.

Знать   строение атома и виды химической связи 

Уметь определять тип химической связи,  характеризовать химические элементы (от Н до Са)  на основе их положения в периодической системе

22.10

16(11)

Практическая работа. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Лабораторная посуда и оборудование, уметь обращаться с приборами

Уметь   обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории

14.01

17 (12)

Контрольная работа  по темам «Первоначальные химические понятия». «Атомы химических элементов»

1

Контроль за  усвоением темы.

23.10

Тема 2.        Простые вещества 5 часов

18 (1)

Простые вещества – металлы.

Урок усвоения новых знаний.

1

Положение металлов в ПС. Строение атомов Ме. Металлическая связь (повторение). Физические свойства Ме – простых веществ.

Демонстрации. Образцы типичных металлов.

Знать   общие физические свойства металлов

Уметь  определять положение металлов в периодической системе; характеризовать связь между составом, строением и  свойствами металлов.

29.10

19

(2)

Простые вещества – неметаллы.

Урок усвоения новых знаний.

1

Положение неметаллов в ПС. Строение атомов Неме.  Физические свойства НеМе – простых веществ. Химические формулы. Расчет Mr. Понятие аллотропии на примере кислорода. Аллотропия Р, Sn.

Демонстрации. Образцы неметаллов.

Знать   общие физические свойства неметаллов

Уметь  определять положение неметаллов в периодической системе; характеризовать связь между составом, строением и  свойствами металлов;

сравнивать металлы и неметаллы

30.10

20

(3)

Количество вещества. Молярная масса.

Комбинированный урок.

1

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Расчет молярных масс по химической формуле. Миллимолярная и киломолярная масса.

Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Знать   определение понятий «моль», «молярная масса»

Уметь  вычислять молярную массу по формуле вещества, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи)

12.11

21

(4)

 Молярный объем.

Закон Авогадро.

Комбинированный урок.

1

Понятие о молярном объеме газов, миллимолярный и киломолярный объем.

Демонстрации. Модель молярного объема газов.

Знать   определение молярного объема газов.

Уметь  вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа  (и обратные задачи)

13.11

22 (5)

Решение задач.    

       

 У   Урок закрепления изученного материала.

1

Решение задач с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», число Авогадро

Знать понятия: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», число Авогадро

Уметь  вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа  (и обратные задачи)

19.11

Тема 3. Соединения химических элементов 11 часов

23

(1)

Степень окисления.

Урок усвоения новых знаний.

1

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Химическая номенклатура

Знать степень окисления.

Уметь  определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения

20.11

24

(2)

Оксиды, летучие водородные соединения.

Комбинированный урок.

1

Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов.

Знать определение класса оксидов

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов

26.11

25

(3)

Основания.

Комбинированный урок.

1

Состав, названия, классификация оснований. Расчеты по формулам оснований. Заряд иона. Гидроксиды натрия, калия, кальция. Таблица растворимости. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Демонстрации. Знакомство с образцами оснований.

Знать определение класса оснований, качественную реакцию на распознавание щелочей.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований

27.11

26

(4)

Кислоты.

Комбинированный урок.

1

Состав и названия кислот, их классификация. Расчеты по формулам кислот. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Отработка умений определять с.о. и заряд иона

Демонстрации. Знакомство с образцами кислот.

Знать определение класса кислот, качественную реакцию на распознавание кислот, формулы и названия кислот.

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот.

3.12

27

(5)

Соли.

Комбинированный урок.

1

Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. Составление формул солей по с.о. и заряду ионов.

Демонстрации. Знакомство с образцами солей.

Знать определение класса солей.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их.

4.12

28

(6)

Кристаллические решетки.

Урок усвоения новых знаний.

1

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Свойства веществ с разными типами КР, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов КР и видов ХС

Демонстрации. Модели кристаллических решеток NaCl, CO2, алмаза, металлов

Знать  кристаллические решетки Уметь  характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

10.12

29 (7)

Чистые вещества и смеси.

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Комбинированный урок.

1

Чистые вещества и смеси. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Химический анализ, способы разделения смесей.

Массовая и объемная  доли  компонента в смеси (растворе), вычисление ее. Расчет массы или объема вещества в смеси по его доле.

Знать способы разделения смесей.

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

11.12

30

(8)

Повторение и обобщение знаний

Урок систематизации и обобщения знаний

1

Обобщить систематизировать знания по теме.

Знать степень окисления, основные классы неорганических соединений, чистые вещества и смеси.

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Уметь определять степень окисления элементов определять принадлежность вещества к классу солей, кислот, оснований составлять формулы, называть вещество, вычислять массовую долю вещества в растворе

17.12

31

(9)

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

1

Контроль за  усвоением темы

18.12

32

(10)

Решение расчетных задач.

Урок закрепления изученного материала.

1

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля»

Знать понятие «доля» 

Уметь производить расчеты связанные с использованием понятия «доля»

24.12

33

(11)

Практическая работа.

Приготовление раствора сахара и определение его массовой доли в растворе.

1

Приготовление раствора и определение его массовой доли в растворе.

Знать массовая доля

Уметь  готовить растворы и определять массовую долю растворенного вещества. Составлять отчет по проделанной работе

15.01

Тема 4. Изменения происходящие с веществами 15 часов

34

(1)

Физические  явления.

Комбинированный урок.

2

Определение «физические явления», способы получения чистых химических веществ.

Знать определение понятий: «физическое явление», способы получения веществ. 

Уметь определять физические явления.

21.01

35(2)

Химические явления.

Комбинированный урок.

Определение  «химические явления». Признаки и условия течения реакций. Классификация химических реакций по поглощению и выделению тепла. (эндо- и экзотермические реакции).

Демонстрации. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций (получение  Cu(OH)2  и его растворение в кислотах, взаимодействие CuO c H2SO4  при нагревании, взаимодействие кислот с Ме

Знать определение понятий: «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы химических реакций по поглощению и выделению тепла.

Уметь отличать физические явления от химических.

22.01

36 (3)

Химические уравнения.

Комбинированный урок.

1

Закон сохранения массы веществ. Смысл уравнения реакций

Знать   закон сохранения массы веществ.    

Уметь составлять уравнения реакций на основе закона сохранения массы веществ

28.01

37(4)

Составление химических уравнений.

Комбинированный урок.

1

Закон сохранения массы веществ. Правила подбора коэффициентов в уравнения реакций

Знать   закон сохранения массы веществ.    

Уметь составлять уравнения реакций на основе закона сохранения массы веществ

29.01

38 (5)

Расчеты по химическим уравнениям.

Урок усвоения новых знаний.

1

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества  вещества по объему, массе или количеству вещества реагентов или продуктов реакции.

Начать формировать умения решать задачи по уравнениям реакций

4.02

39

(6)

Практическая работа. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Наблюдение, описание

Уметь проводить простейшие химические опыты, объяснять результаты опытов. Составлять отчет по проделанной работе

5.02

40

(7)

Практическая работа.

Анализ почвы и воды

Наблюдение, описание

Уметь проводить простейшие химические опыты, объяснять результаты опытов. Составлять отчет по проделанной работе

11.02

41

(8)

Реакции разложения.

Комбинированный урок.

2

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ -  реакции разложения.

Демонстрации. Разложение перманганата калия

Знать  реакции разложения

Уметь отличать реакции разложения  от других типов, приводить примеры, записывать уравнения реакций

12.02

42(9)

Реакции соединения.

Комбинированный урок.

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ -  реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции.

Знать реакции соединения 

Уметь отличать реакции разложения  от других типов, приводить примеры, записывать уравнения реакций

18.02

43

(10)

Реакции замещения.

Комбинированный урок.

1

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей

Демонстрации. Взаимодействие а) разбавленных кислот с Ме, б) Fe c CuSO4

Знать реакции замещения 

Уметь отличать реакции замещения от других типов, приводить примеры, записывать уравнения реакций взаимодействия  металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов

19.02

44

(11)

Реакции обмена.

Комбинированный урок.

1

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена

Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Знать  реакции обмена 

Уметь отличать реакции обмена от других типов, приводить примеры, записывать уравнения реакций

25.02

45

(12)

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Комбинированный урок.

1

Химические свойства воды. Типы химических реакций по числу и составу исходных  и полученных веществ.

Знать типы химических реакций на примере свойств воды 

Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства воды, определять типы химических реакций.

26.02

46

(13)

Практическая работа.

Признаки химических реакций.

1

Наблюдение, описание

Знать признаки химических реакций Уметь проводить простейшие химические опыты, объяснять результаты опытов. Составлять отчет по проделанной работе

4.03

47

(14)

Повторение и обобщение темы.

Урок систематизации и обобщения знаний.

1

Типы химических реакций, признаки условия протекания химических реакций. Задачи по уравнениям реакций

Знать  типы химических реакций

Уметь определять типы химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, решать задачи по уравнениям реакций.

5.03

48

(15)

Контрольная работа  по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Контроль за  усвоением темы.

11.03

Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции. 22 часа

49

(1)

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

Растворы. Физическая и химическая теории растворов. Тепловые явления при растворении. Гидраты и кристаллогидраты. .Насыщенные ненасыщенные, пересыщенные растворы.

Знать : определение «растворы», «растворимость», Гидраты и кристаллогидраты. Насыщенные,

ненасыщенные, пересыщенные растворы.

Уметь определять насыщенные,

ненасыщенные, пересыщенные растворы.

12.03

50

(2)

Электролитическая диссоциация.

Урок усвоения

новых знаний.

1

Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и

слабые электролиты.

Знать определение

понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». 

Уметь  писать уравнения диссоциации

18.03

51(3)

Сильные и слабые электролиты.

Урок усвоения

новых знаний.

1

Сильные и слабые электролиты, степень электролитической диссоциации.

Знать сильные и слабые электролиты

Уметь определять сильные и слабые электролиты.

19.03

52

(4)

Основные положения ТЭД.

Комбинированный урок.

1

Основные положения ТЭД. Катионы, анионы. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.

Знать основные положения теории электролитической диссоциации.

Уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей.

1.04

53

(5)

Ионные уравнения.

Комбинированный урок.

1

Реакции  ионного обмена

Демонстрации. Реакции ионного обмена: а) нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора, б) взаимодействие Na2SO4  и BaCl2; в) Na2CO3 и  HCl

Знать реакции  ионного обмена

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

2.04

54(6)

Составление ионных уравнений реакций

1

Реакции  ионного обмена

Знать реакции  ионного обмена

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

8.04

55

(7)

Практическая работа. Ионные реакции.

1

Реакции ионного обмена

Знать реакции  ионного обмена

Уметь проводить простейшие химические опыты, объяснять результаты опытов. Составлять отчет по проделанной работе. Записывать уравнения реакций ионного обмена

9.04

56

(8)

Кислоты в свете ТЭД.

Химические свойства кислот.

Комбинированный урок.

1

Определение кислот в свете ТЭД. Классификация кислот. Электролитическая диссоциация кислот.

Химические свойства кислот в свете ТЭД.

Демонстрации. Взаимодействие кислот с Ме, оксиадми Ме, солями, основаниями.

Знать классификацию кислот. химические свойства кислот

Уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот. 

уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионных виде.

15.04

57

(9)

 

 Основания в свете ТЭД.

Химические свойства оснований.

Комбинированный урок.

1

Определение оснований в свете ТЭД. Классификация оснований. Электролитическая диссоциация щелочей.

Химические свойства оснований.

Демонстрации. Взаимодействие оснований с солями, кислотами

Знать классификацию оснований химические свойства оснований

Уметь составлять уравнения электролитической диссоциации щелочей,

уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионных виде.

16.04

58

(10)

Оксиды. Классификация.

.Химические свойства оксидов

Комбинированный урок.

1

Определение оксидов. Классификация оксидов.

Химические свойства оксидов.

Знать классификацию оксидов. химические свойства оксидов.

Уметь  классифицировать оксиды, определять принадлежность оксидов к определенному классу (основные, кислотные)

составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионных виде.

22.04

59

(11)

Соли в свете ТЭД.

Комбинированный урок.

1

Определение солей в свете ТЭД. Классификация солей. Электролитическая диссоциация солей. Химические свойства солей.

Знать  классификацию солей,  химические свойства средних солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионных виде.

23.04

60

(12)

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Комбинированный урок.

1

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Знать определение «генетическая связь».

 Уметь составлять генетическую связь, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

29.04

61

(13)

Практическая работа.

Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

1

Химические свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Знать свойства кислот, оснований, оксидов, солей 

Уметь проводить реакции, характеризующие химические свойства кислот, оснований, оксидов, солей

30.04

62

(14)

Практическая работа.

Условия протекания химических реакций до конца.

1

Реакции ионного обмена.

Условия протекания реакций.

Знать условия протекания химических реакций до конца.

 Уметь определять условия протекания реакций до конца, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

6.05

63

(15)

Повторительно-обобщающий урок.

Урок систематизации и обобщения знаний.

1

Электролиты и неэлектролиты. Классификация кислот, оснований, оксидов, солей, их химические свойства. Ионные уравнения.

Знать электролиты и неэлектролиты. Классификация кислот, оснований, оксидов, солей, их химические свойства. Ионные уравнения.

Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства основных классов 

7.05

64

(16)

Контрольная работа  по теме «Свойства растворов электролитов»

1

Контроль за  усвоением темы.

13.05

65

(17)

Окислительно-восстановительные реакции

Урок усвоения новых знаний.

1

Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление

Знать определение понятий   «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

 Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от  других типов реакций.

14.05

66

(18)

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

Урок закрепления изученного материала (урок-упражнение)

1

Метод электронного баланса (простейшие примеры).

Знать определение понятий   «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса

20.05

67

(19)

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

Урок закрепления изученного материала (урок-упражнение)

1

Метод электронного баланса (простейшие примеры).

Знать определение понятий   «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса

21.05

68

(20)

Решение задач

1

Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества

Уметь вычислять относительную молекулярную массу и массовую долю химического элемента по формуле соединения

27.05

69

(21)

Решение задач

1

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля»

Уметь решать задачи с использованием понятия «доля»

28.05

70

(22)

Решение задач

1

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля»

Уметь решать задачи с использованием понятия «доля»

30.05




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...