Рабочая программа по химии 11 класс. Кузнецова
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «ОСОШ №1» Г. М..Меньшакова.____________ С.И.Жаворонков______________ «_____»_______________2016г. «_____»______________2016г.
Рабочая программа
по химии
11 класс (базовый уровень)
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Кононова Екатерина Васильевна
п.Октябрьский , 2016 г.
1. Пояснительная записка
Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебниках как обязательный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и личностного развития ученика.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для средней школы и авторской программы курса «Химия» Н.Е. Кузнецовой.
Основные цели изучения химии в 11 классе:
- Системное и сознательное усвоение основного содержания курса химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
- Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
- Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
- Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
- Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
- Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.
- Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
- Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
- Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности.
- Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, консультация, практическая работа, лабораторная работа.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения. Предусмотрены уроки с использованием ИКТ . Учебные проекты,
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тесты, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством Н.Е. Кузнецовой . Москва, 2013. « Вентана-Граф»:
Программа
Учебники:
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н., Шаталов М.А. Химия 11 класс (базовый уровень). - М.: Вентана-Граф, 2014. – 256 с.
№ 1.3.5.3.3.2 в федеральном перечне учебников (на 2016 -2017 учебный год)
2. Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
Согласно Учебному плану МБОУ «ОСОШ №1» на изучение химии в 11 классе отводится 1 час в неделю (34 ч. в год).
учебных недель – 34
Региональное содержание:
- Роль М.В. Ломоносова в развитии химической науки и промышленности
- Агар-агар как гелеобразующее вещество
- Реакция среды природных вод в водоёмах Архангельской области, района, посёлка
- Общие представления о применении электролиза на предприятиях Архангельской области
Лабораторные опыты: 6
Практические работы: 3
Контрольные работы: 3
3. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Практическая часть | Характеристика основных видов деятельности | |
Раздел 1. Теоретические основы общей химии (3 часа) | |||||
1 | Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. Основные законы химии и расчеты на их основе. Д.З. §1, 2 | Дем. Модели молекул | Использовать внутри- и межпредметные связи. Называть и объяснять причины многообразия веществ. Обобщать понятия «s-орбиталь», «p-орбиталь», «d-орбиталь». Описывать электронное строение атома с помощью электронных конфигураций. Характеризовать структуру «ПСХЭ Д.И. Менделеева» (короткая форма) Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов. Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «периодическая система химических элементов». Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. | ||
2 | Современные представления о строении атома Д.З. § 3 | Дем. Объемные и плоскостные модели атомных орбиталей РС №1 | |||
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома Д.З. § 4 | ||||
Раздел 2. Вещества и их состав (18 часов) | |||||
Тема 1. Строение и многообразие веществ (3 часа) | Использовать внутри- и межпредметные связи. Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «кристаллические решетки». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью. Описывать строение комплексных соединений. Описывать процессы, происходящие при растворении веществ в воде. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Аргументировать выбор классификации химических реакций. Наблюдать и описывать химические реакции. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах. Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; условия течения реакций в растворах электролитов до конца; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции. Составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах. Предсказывать: возможность протекания химических реакций на основе имеющихся знаний химической термодинамики; направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции; реакцию среды водных растворов солей. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений | ||||
4 | Химическая связь и ее виды Д.З. §5 | Дем. Образцы веществ, модели молекул, схемы образования видов связи, изучение тепловой и электрической проводимости металлов | |||
5 | Кристаллические решетки Д.З. §6 | Дем. Модели кристаллических решеток, образцы аморфных и кристаллических веществ, плавление хлорида натрия, возгонка йода | |||
6 | Многообразие веществ и его причины Д.З. § 7 | Дем. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора | |||
Тема 2. Смеси и растворы веществ (5 часов) | |||||
7 | Чистые вещества и смеси. Растворы. Д.З. §8 | ||||
8 | Приготовление растворов заданной концентрации | Практическая работа №1 | |||
9 | Растворы электролитов Д.З. §9 | Дем. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения | |||
10 | Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Д.З. §10 | Дем. Дисперсные системы, истинные и коллоидные растворы, таблицы и схемы классификации дисперсных систем РС №2 | |||
11 | Контрольная работа №1. | ||||
Тема 3. Химические реакции (10 часов) | |||||
12 | Классификация реакций в неорганической и органической химии Д.З. §11 | ||||
13 | Тепловой эффект химической реакции Д.З. §12 | Дем. Экзо- и эндотермические реакции | |||
14 | Скорость химической реакции. Катализ. Д.З. §13 | Дем. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры Лаб.опыт№1 Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами Лаб.опыт№2 Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой | |||
15 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие Д.З. §14 | ||||
16 | Реакции ионного обмена в водных растворах Д.З. §15 | Дем. Изменение окраски индикаторов в различных средах, амфотерность и закономерности протекания реакций ионного обмена Лаб.опыт№3 Изменение окраски индикаторов в различных средах | |||
17 | Решение экспериментальных задач | Практическая работа №2 | |||
18 | Гидролиз органических и неорганических веществ Д.З. §16 | Лаб.опыт№4 Гидролиз солей РС №3 | |||
19 | Окислительно-восстановительные реакции Д.З. §17 | ||||
20 | Электролиз растворов и расплавов Д.З. §18 | Дем. Электролиз растворов солей РС №4 | |||
21 | Контрольная работа №2 | ||||
Раздел 3. Металлы, неметаллы и их соединения. Взаимосвязь органических и неорганических веществ (13 часов) | |||||
Тема 1. Металлы (4 часа) | Использовать внутри- и межпредметные связи. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов и неметаллов в периодах и группах периодической системы. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Различать виды коррозии. Объяснять процессы, происходящие при химической и электрохимической коррозии; способы защиты металлов от коррозии. Объяснять взаимосвязи между неорганическими и органическими веществами. Знать и уметь объяснять способы защиты окружающей среды и человека от промыщленных загрязнений Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений Готовить компьютерные презентации по теме. | ||||
22 | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и их общая характеристика Д.З. § 19 | ||||
23 | Металлы главных подгрупп Д.З. §20 | Дем. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. Гашение негашеной извести. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, йодом | |||
24 | Металлы побочных подгрупп Д.З. §21 | Дем. Образцы сплавов железа. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов. Лаб.опыт№5 Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+ | |||
25 | Коррозия металлов. Получение и применение металлов Д.З. §22 | ||||
Тема 2. Неметаллы (4 часа) | |||||
26 | Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и их общая характеристика Д.З. §23 | Дем. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов | |||
27 | Общая характеристика неметаллов VII- и VI –А групп Д.З. §24 | Дем. Вытеснение галогенов из их солей. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода Лаб.опыт№6 Качественные реакции на галогенид-ионы | |||
28 | Общая характеристика неметаллов V- и IV-А групп | Дем. Получение аллотропных модификаций фосфора. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства фосфора | |||
29 | Контрольная работа №3 | ||||
Тема 3. Неорганические и органические вещества (2 часа) | |||||
30 | Общая характеристика неорганических и органических соединений и их генетическая взаимосвязь Д.З. §25 | ||||
31 | Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ | Практическая работа №3 | |||
Тема 4. Производство и применение веществ и материалов (3 часа) | |||||
32 | Вещества и материалы вокруг нас Д.З. §26,27, сообщения и презентации | Дем. Знакомство с образцами лекарственных веществ, бытовой химии. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. Модель колонны синтеза для производства аммиака. | |||
33 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Д.З. §28, сообщения и презентации | ||||
34 | Научные методы познания веществ и химических реакций | Дем. Таблицы, классификационные схемы методов познания |
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
- Формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
- Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
- Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- Умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности;
- Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по химии являются:
- Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы;
- Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирование и др.;
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике;
- Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
В области предметных результатов учащиеся научатся следующему: (на базовом уровне)
- Давать определения изученным понятиям;
- Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
- Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- Классифицировать изученные объекты и явления;
- Наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенныеопыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- Структурировать изученный материал;
- Интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
- Описывать строение атомов химических элементов 1-4 периодов периодической системы с использованием электронных конфигураций атомов;
- Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
- Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- Проводить химический эксперимент;
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для 8 класса ( Н.Е.Кузнецова)
Данная рабочая программа составлена для работы в 8 классе по учебнику Н.Е.Кузнецовой. Программа расчитана на 2 часа в неделю в общеобразовательных классах....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
Рабочая программа по химии 8 класс, Н.Е. Кузнецова , 3ч в неделю.
Образовательная( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю....
Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс, Кузнецова Н.Е.
Образовательная ( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование. Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю...
Рабочие программы по химии 8 - 11 класс (Кузнецова Н. Е.)
Содержит материал для работы с обучающимися по программе Н. Е. Кузнецовой по химии 8 -11 класс: календарно - тематический план, планируемые результаты, контрольные и практические работы, критерии оцен...
Рабочие программы по химии 8 - 11 класс (Кузнецова Н. Е.)
Содержит материал для работы с обучающимися по программе Н. Е. Кузнецовой по химии 8 -11 класс: календарно - тематический план, планируемые результаты, контрольные и практические работы, критерии оцен...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...