Рабочая программа по химии СОО, 11 класс, база (1 час)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа по химии для базового уровня (1 час) к УМК И.И.Новошинского и Н.С.Новошинской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_soo_11_klass_baza_1_chas.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
зРассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016г.: ________________ подпись руководителя МО | Согласовано с зам. директора по УВР ____________ Мерзлякова О.А. «29» августа 2016 г. | Утверждаю: Директор школы _____________ М.С. Алиев Приказ № 72-а от «31» августа 2016г. |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
ступень среднего общего образования
предмет – химия
Класс: 11 «Б», 11 «В»
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во часов в году: 34
Плановых контрольных работ: 3
УМК: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия10(11) класс. Базовый уровень,
издательство Москва «Русское слово»,
год издания 2014. Составил: учитель Леонтьева Н.В.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2005 года и авторской программы И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской, опубликованной в сборнике «Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская – 2-е изд., М.: Дрофа, 2012».
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть II. Среднее (полное) общее образование) в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанные в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.
В базовом (70 – часовом, рассчитанном на 2 года обучения) курсе предусмотрено изучение реакций, демонстрирующих генетические связи веществ и их практическую значимость.
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно - научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы
Программа курса химии для 11 класса (базовый уровень для непрофильных классов профилированных школ) рассчитана на 35 учебных часов. Согласно уставу МКОУ «Таловская СОШ» и Учебному плану образовательного учреждения на изучение химии в классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 учебных часов в год, из них контрольных работ-3 , практических работ-3.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- практикум;
- тестирование;
- индивидуальный контроль;
- самостоятельная работа.
Учебно-методический комплект
- Учебник: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Общая химия. 10 (11) класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ««Русское слово», 2014 г.
- И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Типы химических задач и способов их решения. Москва «Русское слово», 2014 год.
- Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия» 10 (11) класс, базовый уровень. Москва «Русское слово», 2013 год.
Учебно-тематический план
по предмету химия на 34 часа в год
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1. | Строение вещества. | 8 |
2. | Химические процессы. | 11 |
3. | Вещества и их свойства. | 11 |
4. | Химическая технология и экология. | 4 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.
Мелким шрифтом выделены вопросы, относящиеся к повторению.
I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (8 ч)
Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Изотопы. Электронная схема атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Двойственная природа электрона. Понятие об атомных орбиталях. Форма орбиталей (s-, p-орбитали). Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов от водорода до кальция (s-, p-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов (d-элементов).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка и физический смысл периодического закона. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых периодов и главных подгрупп. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Химическая связь. Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.
Полярная и неполярная ковалентная связь.
Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи.
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Единая природа химической связи. Степень окисления и валентность атомов химических элементов. Сравнение валентности и степени окисления.
Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ.
Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
1. Модели электронных облаков разной формы.
2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).
4. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (11 ч)
Химические реакции и закономерности их протекания. Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант - Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Состояние химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидах (золи, гели) и их значении. Истинные растворы.
Образование растворов. Явления, происходящие при растворении: разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Растворимость веществ в воде. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.
Реакции ионного обмена в водных растворах.
Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах, жизнедеятельности организма.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии.
Демонстрации
1. Экзо - и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
2. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
3. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
4. Эффект Тиндаля.
5. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 1
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Лабораторный опыт 2
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 3
Реакции ионного обмена в растворе.
Лабораторный опыт 4
Окислительно-восстановительные реакции.
Практическая работа 1
Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием правила Вант - Гоффа.
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (11 ч)
Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.
Оксиды. Классификация, физические и химические свойства.
Гидроксиды:
основания, их диссоциация и химические свойства;
кислоты, их диссоциация и химические свойства;
амфотерные гидроксиды, их химические свойства.
Соли:
средние соли, их диссоциация и химические свойства;
кислые соли, их получение и диссоциация;
основные соли, их номенклатура и диссоциация.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза солей. Гидролиз солей различных типов.
Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Роль неметаллов в природе и технике.
Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, щелочами, растворами кислот и солей, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная).
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Демонстрации
1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
2. Получение средних, кислых и основных солей.
3. Гидролиз солей различных типов.
4. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
5. Взаимодействие серы с кислородом, водородом.
6. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
7. Коллекция металлов с разными физическими свойствами.
8. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
9. Взаимодействие алюминия с растворами серной и азотной кислот.
Лабораторный опыт 5
Распознавание оксидов.
Практическая работа 2
Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».
Практическая работа 3
Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЭКОЛОГИЯ(4 ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений.
Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.
Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Демонстрации
1. Модель или схема производства серной кислоты.
2. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
3. Схема безотходного производства.
4. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
5. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Экскурсия
Предприятия по производству неорганических веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся (общая химия)
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Класс | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
I.Строение вещества (8 ч) | |||||
Тема 1. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома (3 ч). | |||||
1 | Атом – сложная частица. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | |||
2 | Электронные конфигурации атомов. | 1 | |||
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. | 1 | |||
Тема 2. Химическая связь (5 ч). | |||||
4 | Ковалентная связь. Валентность и степень окисления. | 1 | |||
5 | Ионная и водородная химическая связь. | 1 | |||
6 | Типы кристаллических решёток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | |||
7 | Итоговый урок. Обобщение знаний по разделу «Строение вещества» | 1 | |||
8 | Контрольная работа №1 по разделу «Строение вещества». | 1 | |||
II. Химические процессы (11ч) | |||||
Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч). | |||||
9 | Энергетика и скорость химических реакций. | 1 | |||
10 | Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №1 «Скорость химической реакции». | 1 | |||
11 | Химическое равновесие. | 1 | |||
Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация (3 ч) | |||||
12 | Дисперсные системы и их классификация. | 1 | |||
13 | Растворы. | 1 | |||
14 | Электролитическая диссоциация. | 1 | |||
Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (5 ч). | |||||
15 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |||
16 | Электролиз. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | |||
17 | Коррозия металлов. | 1 | |||
18 | Итоговый урок. Обобщение знаний по разделу «Химические процессы». | 1 | |||
19 | Контрольная работа №2 по разделу «Химические процессы». | 1 | |||
III. Вещества и их свойства (11 ч). | |||||
Тема 6. Сложные неорганические вещества (4 ч) | |||||
20 | Оксиды. | 1 | |||
21 | Гидроксиды. | 1 | |||
22 | Соли. | 1 | |||
23 | Гидролиз солей. | 1 | |||
Тема 7. Простые вещества (7 ч) | |||||
24 | Общая характеристика, физические и химические свойства неметаллов. | 1 | |||
25 | Общая характеристика и способы получения металлов. | 1 | |||
26 | Свойства металлов. | 1 | |||
27 | Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по теме «Вещества и их свойства». | 1 | |||
28 | Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №3 «Идентификация неорганических соединений». | 1 | |||
29 | Итоговый урок. Обобщение знаний по разделу «Вещества и их свойства». | 1 | |||
30 | Контрольная работа №3 по разделу «Вещества и их свойства». | 1 | |||
IV. Химическая технология и экология (4 ч). | |||||
Тема 8. Химическая технология. Охрана окружающей среды (4 ч). | |||||
31 | Производство серной кислоты контактным способом. | 1 | |||
32 | Охрана атмосферы. | 1 | |||
33 | Охрана гидросферы. | 1 | |||
34 | Охрана почвы. | 1 |
Корректировка программы.
Кол-во часов | Дата | Причина коррекции | Способы коррекции |
Список литературы
- О.С.Габриелян. Контрольные и проверочные работы. Химия 11 класс. Москва «Дрофа», 2005 год.
- А.А.Дроздов. Химия. ЕГЭ. Поурочное планирование. Москва «Экзамен», 2005 год.
- А.С.Егоров. Химия. Пособие – репетитор. Ростов на Дону «Феникс», 2002 год.
- Контрольные измерительные материалы. Химия. 11 класс. Москва «Вако», 2011 год.
- Сборник самостоятельных работ по органической химии. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. 10 класс. Базовый уровень. Москва «Русское слово», 2010 год.
- И.А.Соколова. ЕГЭ 2013. Химия. Тематические тренировочные задания. Москва «Экзамен», 2013 год.
- И.Г Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» - М. «Новая волна», 2008 год.
- А.И.Янклович. Химия. Санкт – Петербург «Паритет», 1999 год.
Перечень ЭОР
- Органическая химия. 10-11 класс.
- Химия. Полный иллюстрированный курс.
- Химия. Учебное электронное издание. Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория
- 1С: Репетитор.
- Химия. Общая и неорганическая. 10-11 класс
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 8 класс база
рабочая программа по обществознанию 8 класс базовый уровень Л. Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 10 класс база
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, базовый уровень (68 ч., 2 раза в неделю). Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 11 класс база по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по математике 10 класс (база)
калетдарно- тематическое планирование составнено чередованием алгебры и геометрии. 3 урока алгебры, 2 урока геометрии...
Рабочая программа по обществознанию. 9 класс. База и предпрофиль.
Рабочая программа содержит основные цели, задачи курса, планируемые результаты, калндарно-тематическое планирование....
рабочая программа по химии 10 класс база
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам ...