Рабочая программа 10-11 классы
рабочая программа по химии на тему

Мочалова Виктория Анатольевна

Рабочая программа и КТП 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11_kl.docx72.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по химии

11А класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по химии

  1. – 11 класс (базовый уровень)

        Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                                         Программа выполняет две основные функции:                                                                               Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                         Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г №373)
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО от 30.06.99 № 56);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г);  федерального компонента государственного стандарта общего образования,  утверждённого Министерством образования РФ (05. 03. 2004), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана  «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений»,  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс» ,  «Химия 11 класс»                                      Программа  рассчитана на  70 часов в X - XI классе, из расчета - 1учебный  час в неделю. Структура документа                                                                                                                       Программа включает пять разделов:

  • пояснительную записку
  • основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным    перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий
  • требования к уровню подготовки обучающихся
  • календарно-тематическое планирование  
  • перечень учебно-методического обеспечения    

          Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

  Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 -     освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; 

  -     овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 

   -    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; 

   -    воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; 

 -      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

     Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

      Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

       В соответствии с учебным планом МБОУ ЦО №2 в рамках среднего (полного) общего образования изучение химии складывается следующим образом:

Название темы

10А

1ч/нед

Повторение

2

Тема1. Теоретические основы химии

3

Тема2. Предельные углеводороды  (алканы)

3

Тема3. Непредельные углеводороды

4

Тема4. Ароматические углеводороды(арены)

2

Тема5. Природные источники углеводородов

3

Тема6. Спирты и фенолы

3

Тема7.Альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты

4

Тема8. Сложные эфиры. Жиры .Углеводы

4

Тема9. Амины и аминокислоты

2

Тема10. Белки

2

Тема11. Синтетические полимеры

4

Всего:

36

Название темы

11А

1ч/нед

Повторение

2

Тема1. Важнейшие химические понятия и законы

3

Тема2. Периодический закон и  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов

3

Тема3. Строение вещества

5

Тема4. Химические реакции

6

Тема5. Металлы

7

Тема6. Неметаллы

5

Тема7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.

4

Обобщение и повторение

1

Всего:

36

Содержание тем учебного курса

10 класс

Повторение (2часа)

Тема 1. Теоретические основы органической химии ( 4часа )

      Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

   Тема 2.     Предельные углеводороды (3часа)

Алканы Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические  и химические свойства алканов (на примере метана и этана: горение, замещение, разложение, дегидрирование). Алканы в природе. Применение.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов.   Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация.                                                              Тема 3.     Непредельные углеводороды (4 часа)

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена Изомерия алкенов: структурная. Положение π-связи, межклассовая. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этилена (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена.                                                                                                                                          Алкодиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические и химические  свойства изопрена и бутадиена -1,3(обесчвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки). Резина.                                                                                                                                                                                    Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацителена . Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи и межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические  и химические (горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация) свойства этина. Р-ция полимеризации  винилхлорида и его применение.                                                                                                                                                                                    Тема 4.     Ароматические  углеводороды (2часа)

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Физические и химические (горение, галогенирование, нитрование)  свойства бензола. Применение бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена .                                                                                                                                                       Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка (3 часа)                                                                                  Природные источники углеводородов.   Нефть. Состав и её промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива.  Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция                                                                                                                                                                            Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

Практическая работа № 1. Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.

         Практическая работа № 2 Получение этилена  и  опыты с ним

        Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды».

Кислородосодержащие органические вещества (11часов)

        Тема 6. Спирты и фенолы (3 часа)

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров   Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.

Тема 7. Альдегиды и кетоны ,карбоновые кислоты (4 часа)

 Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды.   Особенности строения и химических свойств кетонов.  Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения.  

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности.

Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха. 15. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 16. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 17. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.

 Тема 8. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы (4часа)

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).  Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II).   Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы.  Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.  Демонстрации. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 18. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Лабораторные опыты.   Ознакомление с физическими свойствами глюкозы.   Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.   Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра.   Кислотный гидролиз сахарозы.   Качественная реакция на крахмал.   Знакомство с коллекцией волокон.

Практическая работа № 3 Получение и свойства карбоновых кислот.

            Практическая работа № 4  Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Азотсодержащие органические соединения (часов)

Тема 9. Амины и Аминокислоты  (2 часа)

Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

  Тема 10. Белки (2 часа)

 Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Лекарственная химия: от агрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК.  

Лабораторные опыты.   Качественные реакции на белки.

Тема11. Синтетические полимеры ( 4 часа)

       Понятие о высокомолекулярных соединениях. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Синтетические каучуки. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.  

Демонстрации:

  1. Коллекция искусственных волокон.
  2. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.
  3. Коллекция пластмасс и изделий из них.
  4. Коллекция синтетических волокон.
  5. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и хим. реактивам.

Практическая работа № 5  Распознавание пластмасс и волокон.

Контрольная работа № 2  по темам «Кислородосодержащие и азотсодержащие органические соединения»

Содержание тем учебного курса

11класс

Повторение курса химии 10кл (2часа)

Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений. Особенности строения органических соединений, их свойства.

Тема 1. Важнейшие законы и понятия химии.  (3 часа)                                                                                   Знать: определение закона сохранения массы веществ и     закона постоянства состава, их практическое значение. Иметь представление о веществах постоянного и переменного состава.

Знать о взаимосвязи закона сохранения массы веществ и закона сохранения и превращения энергии.

Уметь: разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество», проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Тема 2.  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе строения атома (3 часа).

Знать: Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение, основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.

Тема 3. Строение вещества ( 5 часов)

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.  Единая природа химических связей.  Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.

Демонстрации: таблицы, модели, «Химическая связь» и «Строение неорганических веществ»,  модели кристаллических решеток.

Практическая работа   № 1  «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

Тема 4. Химические реакции ( 6 часов)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.  Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). Тепловой эффект химической реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

         Демонстрации: реакции экзо- и эндотермические;  к/фильм «Химические реакции неорганических веществ», влияние на скорость химической реакции: а)концентрации, б) поверхности их соприкосновения, в) температуры; г) катализатора.. Влияние температуры на смещение химического равновесия при окислении оксида азота (П) в оксид азота (IV) кислородом;   Каталитическое разложение пероксида водорода в присутствии ионов меди или каталазы.  Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи, химических реакций гидролиза солей разных типов

Практическая работа  № 2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции»

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа за полугодие.

Тема 5. Металлы (7 часов)

 Знать: характеристику металлов как химических элементов по положению в периодической системе и строении атома и как простых веществ (по типу связи и кристаллической решетки). Строение атомов химических элементов - металлов, образующих главные и побочные подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева (П - IV периоды).    Зависимость свойств металлов от строения их кристаллических решеток.   Общие физические и химические свойства простых веществ металлов. Соединения металлов,  изменение состава кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов химических элементов побочных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева (на примере соединений хрома).  Применение металлов и сплавов в народаом хозяйстве, общие способы получения металлов, особенности производства некоторых из них в промышленности.

Демонстрации: образцы металлов, видеодемонстрации  электролиза, химических свойств металлов.

Практическая работа № 4 « Решение экспериментальных задач по теме Металлы»

         Практическая работа № 5 « Решение практических расчетных задач на возможный выход продукта реакции»

Тема 6. Неметаллы  (5 часа)

Знать: Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода), углерода, азота, кислорода. Благородные газы. Соединения неметаллов, Серная, азотная кислоты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.

Демонстрации: образцы неметаллов, соединений неметаллов, видеофрагменты о химических свойствах неметаллов.                                                                                                                                 Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы»                                   Контрольная работа по курсу химии 11 класса.

Требования к уровню подготовки учеников

  В результате обучения  в 10-11 классе ученик будет

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления, гомологи, изомеры.

- основные теории химии: химической связи; теорию строения органических веществ Бутлерова. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

 - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

 - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

 - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

 - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

 - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

 - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

 - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

 - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

 - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

 - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

 - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

       - называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

       - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в      соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

     - характеризовать: основные классы органических веществ

     - объяснять: природу химической связи

     - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших  органических веществ;

    - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

    определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

   - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

   - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 10,11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2010.
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Дополнительная литература:

 1.    ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.

2.Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002.

3.Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.

Обеспечение учащихся:

  1. Рудзитис. Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 10,11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2010.
  2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).

Дидактические материалы:

  1. Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
  2. Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
  3. Комплекты тестов- тренажеров и тренажеры на электронных носителях.

Материально- техническое:

  1. Наглядные пособия:  серии таблиц по  органической химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул  комплект кристаллических решеток.
  2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших  органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
  3. Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.


Календарно- тематическое планирование по химии 10 класса (1час в неделю),  учебник  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

урока

Дата проведения

                           

                       Содержание                  

Кол-во часов

Домашнее задание

Примечание

Повторение                              

3

1.

Электролитическая диссоциация

1

2.

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства  типичных неметаллов . Общие свойства металлов.

1

Тема1. Теоретические основы органической химии

3

1.

Предмет органической химии. Формирование химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Значение теории

1

§1,2

2.

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

1

§3

3.

Классификация органических соединений. Обобщение по пройденной теме.

1

§4,повт.§1-3

Тема2. Углеводороды. Предельные углеводороды

3

4.

Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Свойства алканов. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Л.оп.1 «Изготовление моделей углеводородов и их галогенопроизводных»

1

§5,6, 7 упр.6-9с.27

5.

 Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»

1

§7, повт.§1-7

6.

Решение задач. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе(объему) продуктов сгорания. Обобщающее повторение по теме «Предельные углеводороды.»

1

§8,повт.§ 1-8

Тема3. Непредельные углеводороды

4

7.

Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Свойства, получение, применение.

1

§9,10

8.

Практическая работа№2 «Получение этилена и изучение его свойств.»

1

повт.§9,

10

9.

Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Дем. «Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения»

1

§11,12

10.

Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры, номенклатура. Свойства, применение. Решение задач. Расчеты массы или объема газов по известному количеству в-ва одного из участвующих в реакции. Обобщающее повторение по теме «Непредельные углеводороды»

1

§13 з.4,с.56

Тема4. Ароматические углеводороды(арены)

2

11.

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение

1

§14,15, упр.4,6,8,с.67

12.

Гомологи бензола. Особенности их свойств на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Обобщающее повторение по теме «Углеводороды». Решение задач.

1

повт.§5-15

Тема5. Природные источники углеводородов

3

13.

Природный  и попутные нефтяные газы, их состави применение

1

§16

14.

Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти. Л.оп.2 «Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки»

1

§17 - 19

  15.

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

1

повт.§9-19

Кислородсодержащие органические соединения

Тема6. Спирты и фенолы

3

16.

Одноатомные предельные спирты. Строение свойства, получение и применение. Действие спиртов на организм человека.

1

§20

17.

Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Л.оп.3  «Растворение глицерина в воде. Реакции глицерина с гидроксидом меди(II)». Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.

1

§22 повт.§20,21

18.

Строение, свойства,  применение фенола. Дем.: взаимодействие фенола с гидроксидом натрия. Решение задач по хим. уравнениям при  условии, что одно из реагирующих в-в дано в избытке.

1

§23,24

Тема7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты

4

19.

Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Номенклатура и изомерия. Свойства, применение, получение формальдегида и ацетальдегида.

1

§25,26

С.106,

у.9-11, з.2,4

20.

Карбоновые кислоты. Классификация. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот.

1

§27,28

с.117у.11-14

21.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

1

22.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

§29, у.15,17,18

Тема8. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

4

23.

Сложные эфиры. Жиры. Нахождение в природе. Свойства, применение. Понятие о Моющих средствах.

1

§30,31

С.118,у1-8

24.

Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение. Дем. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II)  и с аммиачным раствором оксида серебра(I).

1

§32,33

25.

Крахмал и целлюлоза – представителе природных полимеров. Нахождение в природе. Свойства, применение.

1

§34,35

С146,у.15-17

26.

Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач на получение и  распознавание органических веществ.

1

С. 143-146

Азотсодержащие органические соединения

Тема9. Амины и аминокислоты

2

27.

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Свойства. Анилин – представитель ароматических аминов

1

§36,с157, у.1-9, з.1-3

28.

Аминокислоты. Изомерия, номенклатура. Свойства. Применение

1

§37

        Тема10. Белки

2

29.

Белки – природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков. Л.о Цветные реакции на белки

1

38, с.158,у. 1-3

30.

 Химия и здоровье человека. Решение расчетных задач

1

§41

Высокомолекулярные соединения

Тема11. Синтетические полимеры

4

31.

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

1

§42

32.

Синтетические каучуки и синтетические волокна. Распознавание пластмасс и волокон.

1

§42,43

33.

Контрольная работа №2 по темам «Кислородсодержащие органические»,    «Азотсодержащие соединения»

1

Повто

рить

 §20-40

34.

 Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа

1

§45

Календарно-тематическое планирование химия 11 класс

урока

Дата

проведения

урока

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во
часов

Кол-во  п./р.

к./р.

Д/З

Повторение

2

1

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.

1

2

Классификация органических соединений. Особенности их строения и свойств.

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.

Тема 1. Важнейшие химические         понятия и законы

3

0/0

3

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества

     1

4

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях

     1

5

 Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

     1

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов  Д. И. Менделеева на основе учения  о строении  атомов

3

0/0

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Атомные орбитали.  s-, p-,-d элементы. Строение электронных оболочек атомов химических элементов 

    1

7

 Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Особенности строения  электронных оболочек атомов переходных элементов.

    1

8

Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности и  размеры атомов химических элементов

     1

Тема 3. Строение вещества

5

0/0

9

Виды и механизмы образования химической связи. Ковалентная связь, её разновидности. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы

     1

10

Металлическая и водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Демонстрации. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

    1

11

Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.

    1

12

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Решение расчётных задач. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

 1

13

Дисперсные системы. Чистые вещества и смеси. Явления, происходящие  при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия,  диссоциация, гидратация. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Лабораторные опыты: « Приготовление растворов заданной молярной концентрации»

1

Тема 4. Химические реакции 

6

1/0

14

Cущность и классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Окислительно -  восстановительные реакции

    1

15

Скорость  химической реакции, её зависимость от различных  факторов. Катализ

   1

16

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты контактным способом)

   1

17

 Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный  показатель (рН) раствора .    Лабораторный опыт № 1: «Определение реакции среды универсальным индикатором»

    1

18

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических        и органических соединений. Лабораторный опыт № 2:  «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»  

   1

19

Контрольная работа №1 по теме:   «Теоретические основы химии»

1

Тема 5. Металлы

7

0/0

20

 Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Лабораторный  опыт № 3: «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями»

     1

21

Общие способы получения металлов

    1

22

Электролиз растворов и расплавов

    1

23

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии

1

24

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

    1

25

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо). Лабораторный  опыт  № 4: «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей»

    1

26

Оксиды и гидроксиды металлов.

Тема 6. Неметаллы

5

1/1

27

Неметаллы. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Лабораторный опыт № 5: «Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями)»

1

28

Водородные соединения неметаллов

    1

29

Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Лабораторный опыт № 6:  «Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов»

    1

30

Практическая работа №1: « Решение качественных и расчетных задач»

    1

31

Контрольная работа № 2 по темам: «Металлы», «Неметаллы»

     1

   

Тема    Тема 7. Генетическая связь неорнеорганических и органических вещвеществ

5

3/0

32

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов  неорганических соединений. Генетическая связь неорганических и органических веществ

    1

33

Практическая работа № 2: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

1

34

Практическая работа №3: «Решение экспериментальных задач по органической химии»

     1

35

Практическая работа № 4:   «Получение, собирание и распознавание газов»

     1

36

Обобщение и повторение изученного материала. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность

    1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...