Урок-обобщение в форме игры по теме "Металлы" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию, чтобы в форме игры в интересной форме представить пройденный и новый занимательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-обобщение учебного материала по химии в форме игры для учащихся 9 класса | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ В ФОРМЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»
Химия, урок - обобщения и систематизации знаний
«Знакомые и незнакомые металлы»
40 минут
9 класс
Презентация
Конспект урока «Знакомые и незнакомые металлы»
Задачи урока:
Образовательные: закрепить понятия, изученные по теме «Металлы»; обобщить и систематизировать знания по данной теме
Воспитательные: создать условия для понимания важности изучения данной темы, способствовать формированию мировоззрения учащихся на основе знаний о свойствах и применении металлов
Развивающие: создать условия для формирования общеучебных умений (работа с учебником, с тетрадью), специальных (применение лабораторного оборудования, проведение химических опытов и др.), интеллектуальных умений (умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы); развивать интерес к предмету, умение мыслить нестандартно, творчески, развивать познавательный интерес и кругозор учащихся
Форма урока: игра
Оборудование: проектор, компьютер, экран, набор фотографий «применение металлов».
Химическое оборудование и реактивы: штатив с пробирками, гранулы цинка (Zn), медная проволока (или медные опилки), железная скрепка, раствор соляной кислоты (НСl), растворы медного (CuSO4) и железного купоросов (FeSO4).
Подготовительная работа: На доске вывешиваются картинки применения металлов и символы металлов
Методические рекомендации к проведению урока:
Данный урок построен в форме игры. Ее можно проводить как среди команд, так и в индивидуальном порядке, когда каждый ученик становится ее участником и зарабатывает за ответы баллы.
Перед проведением данной игры учитель объясняет правила:
1)В игре 5 направлений изучения МЕТАЛЛОВ
2)Учащиеся (команды) в очередном порядке выбирают любую область знаний по теме «Металлы», выбирают вопрос (на 100, 200, 300, 400 или 500 баллов) и отвечают на него
3)Если ученик (команда) отвечает правильно, то он (ученик) получает возможность дополнительного хода
4)Если ответа нет, то может ответить ученик, первый поднявший руку
5)В конце урока количество баллов, набранных учащимися (командами), подсчитывается и определяется победитель
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ. Обобщение и систематизация знаний. Проведение игры
Ребята, сегодня мы с вами вспомним все, что вам известно о металлах и систематизируем, то есть приведем в определенную систему ваши знания о металлах. А вспоминать мы будем, играя, поэтому все внимание на экран
(Учитель объясняет правила игры) (проведение игры)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (Слайд 4)
Вопрос на 100 баллов (Слайд 5)
Отгадайте название элемента по описанию: «Этот элемент проживает в первом подъезде многоквартирного дома под названием Периодическая система. Номер квартиры этого элемента – 3»
Правильный ответ: Литий (Li)
Вопрос на 200 баллов (Слайд 7)
О каком элементе идет речь? «Этот элемент находится в ІІІ группе и 3-ем периоде, имеет 13 электронов вокруг ядра»
Правильный ответ: Алюминий (Al)
Вопрос на 300 баллов (Слайд 9)
О каком элементе идет речь?
Этот элемент находится во ІІ группе, имеет одинаковое количество протонов и электронов, заряд ядра этого элемента равен + 20
Правильный ответ: Кальций (Са)
Вопрос на 400 баллов (Слайд 11)
Определите положение Магния в Периодической системе по следующему плану:
1) Порядковый номер 2) В каком периоде находится?
3) В какой группе и подгруппе (главной или побочной)находится?
4) Какой имеет заряд ядра атома?
5) Сколько протонов в ядре имеет?
6) Сколько электронов движутся вокруг ядра?
Правильный ответ: 1)Порядковый номер магния: 12
Он находится в 3-ем периоде, во ІІ группе главной подгруппе. Заряд ядра атома +12, протонов в ядре 12, число электронов вокруг ядра равно 12
Вопрос на 500 баллов (Слайд 13)
Определите положение Натрия в Периодической системе по следующему плану:
1) Порядковый номер 2) В каком периоде находится?
3) В какой группе и подгруппе (главной или побочной)находится?
4) Какой имеет заряд ядра атома?
5) Сколько протонов, нейтронов в ядре имеет?
6) Сколько электронов движутся вокруг ядра?
7) Как выражены металлические (восстановительные) свойства натрия по сравнению с магнием и калием?
Правильный ответ: Порядковый номер натрия: 11
Он находится в 3-ем периоде, во І группе главной подгруппе. Заряд ядра атома +11, протонов в ядре 11, нейтронов -12, число электронов вокруг ядра равно 11. Металлические свойства натрия выражены сильнее, чем у магния и слабее, чем у калия
Физические свойства металлов (Слайд 15)
Вопрос на 100 баллов (Слайд 16)
Одно из физических свойств металлов – металлический блеск. Но большинство металлов теряют металлический блеск, находясь в порошкообразном состоянии. Среди рассмотренных нами металлов – два сохраняют блеск в порошкообразном состоянии. Назовите один из этих металлов
Правильный ответ: Только магний и алюминий сохраняют блеск в порошке
Вопрос на 200 баллов (Слайд 18)
Как известно, электропроводность металлов обусловлена строением их кристаллической решетки. Наибольшей электропроводностью обладают Al, Au, Сu, Ag. Каково строение кристаллической решетки металлов? Зарисуйте строение кристаллической решетки
Правильный ответ: В узлах кристаллической решетки металлов находятся атомы и положительно заряженные ионы. А по кристаллу движутся свободные электроны
Вопрос на 300 баллов (Слайд 20)
Назовите самые тугоплавкие и самые легкоплавкие металлы
Правильный ответ: Легкоплавкие (температура плавления до 1000°С).
Тугоплавкие (температура плавления выше 1000 С).
Самый тугоплавкий металл вольфрам-температура плавления 3380°С. [2, с. 175]
Вопрос на 400 баллов (Слайд 22)
Чем обусловлена высокая теплопроводность и электропроводность Au, Ag, Сu?
Правильный ответ: Высокая тепло- и электропроводность Au, Ag и Cu обусловлены строением их кристаллической решетки
Вопрос на 500 баллов (Слайд 24)
Как образуется металлическая связь? Зарисуйте схему металлической кристаллической решетки
Правильный ответ: В узлах кристаллической решетки металлов находятся положительно заряженные ионы и атомы, а по кристаллу движутся свободные электроны. Металлическая связь образуется при взаимодействии свободных электронов с ионами, что приводит к образованию атомов. А, если электроны сталкиваются с атомами, то образуются ионы в узлах кристаллической решетки. Такое взаимодействие порождает образование металлической связи
Интересное о металлах (Слайд 26)
Вопрос на 100 баллов (Слайд 27)
В известной поговорке «не было ни гроша, да вдруг – алтын» найдите упоминание о золоте.
Правильный ответ: Первые золотые деньги – это просто куски или слитки драгоценного металла. «Алтын» древнерусское слово, заимствованное у татар, в переводе означает «золото, золотая монета» [1, с. 10].
Вопрос на 200 баллов (Слайд 29)
Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. С созданием спектроскопа появилась возможность обнаруживать присутствие ничтожно малых количеств вещества. И вот тогда этот металл стали находить в самых неожиданных местах: в граните, соленой воде Атлантического океана, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот металл самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его. О каком металле идет речь?
Правильный ответ: Литий (Li) [4]
Вопрос на 300 баллов (Слайд 31)
Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. О каком металле идет речь?
Правильный ответ: Железо (Fe) [4]
Железная колонна, Дели, Индия. Более полутора тысяч лет назад в Индии была изготовлена железная колонна весом в 6,5 т, высотой 7,3 м, диаметром у основания 41,6 см, у верха 29,5 см. Она стоит на тропическом солнце, под дождями 15 столетий, но не подверглась коррозии. [6]
Вопрос на 400 баллов (Слайд 33)
Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. О каком металле идет речь?
Правильный ответ: Ртуть (Hg)[7]
Вопрос на 500 баллов (Слайд 35)
Какой металл, по выражению немецкого химика и металлурга Георга Агриколы, «поедает олово, как волк овцу». Что это за металл-хищник?
Правильный ответ: Вольфрам (W) [7]
Химические свойства металлов (Слайд 37)
Вопрос на 100 баллов (Слайд 38)
Напишите 2-3 реакции взаимодействия металлов с неметаллами
Правильный ответ: Примеры реакций:
1) 4Li + O2 → 2Li2O [2, с.177]
2) Zn + S → ZnS [2, с. 103]
3) Ca + H2 → CaH2
Вопрос на 200 баллов (Слайд 40)
Какие свойства проявляют металлы в реакциях?
Правильный ответ: Металлы проявляют восстановительные свойства, то есть отдают свои электроны
Вопрос на 300 баллов (Слайд 42)
Все ли металлы вытесняют водород из кислот? Докажите опытным путем ваше предположение? Что такое ряд активности металлов?
Правильный ответ: Не все металлы вытесняют водород из кислот
- 1)Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑ [2, с. 34]
- 2) Cu + HCl →
Ряд активности металлов – это ряд, в котором металлы расположены в порядке уменьшения их восстановительных свойств. Металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот; а металлы, стоящие после водорода, из растворов кислот его не вытесняют то есть реакция не идет
Вопрос на 400 баллов (Слайд 44)
Используя знания о ряде активности металлов, выполните следующие превращения и расставьте коэффициенты (если это необходимо):
- 1) Mg + H2SO4 →
- 2) Be + H2S →
- 3) Ag + H3PO4 →
- 4) Hg + HNO3 →
- 5) Al + HNO2 →
Правильный ответ: 1) Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 ↑
2) Be + H2S → BeS + H2 ↑
3) Ag + H3PO4 → т. к. Ag находится в ряду активности металлов после водорода
4) Hg + HNO3 → т. к. Hg в ряду активности металлов находится после водорода
5) 2Al + 6HNO2 → 2Al(NO2)3 + 3H2 ↑
Вопрос на 500 баллов (Слайд 46)
Какая реакция пойдет? Предположите и докажите свое мнение опытным путем
- 1) Fe + CuSO4 →
- 2) Cu + FeSO4 →
Правильный ответ: Так как железо в ряду активности металлов находится левее меди и до водорода, то железо будет вытеснять медь из солей. А медь не будет вытеснять железо, так как медь менее активна
- 1) Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
- 2) Cu + FeSO4 →
Применение металлов (Слайд 48)
Вопрос на 100 баллов (Слайд 49)
М.В. Ломоносов определял металл (metall), как "светлое тело, которое ковать можно". Как вы понимаете это выражение?
Правильный ответ: Одним из свойств металлов является ковкость. Это способность металлов и сплавов подвергаться ковке и другим видам обработки металлов, в которые входят: штамповка, прессование, прокатка, волочение.. Ковкость характеризуется пластичностью, т.е. способностью металла подвергаться деформации под влиянием внешнего воздействия и сохранять заданную форму после прекращения этого воздействия. Благодаря различным методам обработки металлов, они используются для изготовления беседок, лестниц, перил, дымников, навесов, а также многих памятников архитектуры
Вопрос на 200 баллов (Слайд 51)
Какой процесс имеют в виду, когда говорят, что медную посуду лудят?
Правильный ответ: Посуду покрывают слоем олова
Вопрос на 300 баллов (Слайд 53)
Какой металл используют в термометрах для измерения высоких температур и почему?
Правильный ответ: Это галлий. Он переходит в жидкое состояние при температуре 29,8 0С, а его температура кипения очень высока — 2230 0С. Таким образом, галлий как жидкость существует в большом температурном интервале.
Вопрос на 400 баллов (Слайд 55)
Этот металл обладает ценным свойством, он не разрушает витамины, поэтому из него изготовляет аппаратуру для маслобоен, заводов по изготовлению сахара, кондитерского производства, пивоваренной промышленности. Из этого металла и пластмасс построен дворец съездов. Что это за металл? А еще он используется в самолетостроении
Правильный ответ: Это алюминий (Al). Алюминий не разрушает витамины. Поэтому из него изготавливают аппаратуру для маслобойни, кондитерской и пивоваренной промышленности. В космос отправляют питание в алюминиевых тюбиках, легкий металл применяется в консервирующей промышленности - алюминиевая банка в два раза легче и дешевле, чем жестяная. Алюминий используется в самолетостроении, поэтому называется «крылатым» [8]
Вопрос на 500 баллов (Слайд 57)
Основываясь на физических свойствах металлов, определите их область применения
Физическое свойство Область применения
1.Лёгкий
2.Пластичный
3.Хороший проводник электрического тока
4.Ковкий
Правильный ответ: Легкий – самолетостроение; пластичный – кухонная посуда;
хороший проводник электрического тока – электрические провода; ковкий – фольга для пищевых продуктов
ІІІ. Выставление отметок за урок
Оценивание ответов учащихся осуществляется на основе количества правильных ответов. Если участвуют команды, то может оцениваться работа команды в целом, в случае относительно ровного состава учащихся; или деятельность каждого члена команды
ІV. Домашнее задание. Написать сказку о любом металле, используя информацию о его свойствах и применении
«Список использованных источников»
1.Предметная неделя химии в школе по ред. К. Н. Задорожного – Ростов н∕Д.: Феникс, 2007
2.Химия-9, О. С. Габриелян, М.:Дрофа, 2014
3. http://www.profistart.ru/ps/blog/13661.html
4.Золотые купола химии (видео взаимодействие серы с цинком) http://www.superhimik.com/f51-forum
5. http://www.ayurtour.ru/info/mat_443.htm
6. http://mirhim.ucoz.ru/load/tvorcheskie_zadanija/45
7. http://metall1201.narod.ru/victorina.htm
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения полученных знаний «СВОЯ ИГРА»
Цели: 1. Выявить и обобщить полученные знания по чтению по программе 7 класса....
"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.
"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Урок по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...
Урок- обобщение в виде командной игры "В мире химической реакции"- 8 класс.
Урок- обобщение в виде командной игры "В мире химической реакции"- 8 класс. Урок развивает коммуникативные компетенции учащихся, обобщает и систематизирует знания по теме "Тип химических реакций"....
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
Методическая разработка в форме игры в 6 классе по теме "Причастие"
Игра "Морской бой" Цель и задачи: систематизировать знания о причастии, формировать умение определять грамматические признаки причастия, графически выделять причастный оборот....
Урок обобщения знаний в форме дидактической игры по геометрии в 8 классе по теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
Интеллектуальные гонки по теме«Применение подобия к доказательству теорем и решению задач...