Не простые свойства простого вещества
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Хабибярова Ания Адгамовна

Конспект урока по теме "Алюминий и его свойства"

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc131.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Не простые свойства простого вещества:

алюминий и его свойства».

Учитель химии и биологии

Хабибярова Ания Адгамовна

Цель урока: создать условия для исследования физических и химических свойств алюминия.

Задачи урока:

Формирование предметных компетенций:

- изучить химические свойства алюминия;

- повторить строение атома;

- рассмотреть области применения алюминия.

Формирование метапредметных компетенций:

- добиться понимания обучающимися роли научных знаний и открытий для развития общества;

- добиться понимания обучающимися роли знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках для их собственного интеллектуального развития и благополучия;

- развитие практических навыков и умений: проводить лабораторные опыты, наблюдать и объяснять наблюдаемые явления;

- развитие способности аналитического мышления, умения обобщать, классифицировать, делать выводы.

Формирование личностных компетенций:

-  повышение уровня мотивации к изучению предмета;

-обогащение сферы духовно- нравственных ценностей ( работа с таблицей Д.И.Менделеева, признание важности «культа» знаний, роли научных открытий для развития общества).

Тип урока: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала.

Средства обучения: 

  • компьютер, экран
  • компьютерная презентация,
  •  периодическая система Д. И. Менделеева,
  • химическое оборудование и реактивы,
  • рабочие листы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия необычная. «Не простые свойства простого вещества». (слайд 1)

Но я открою вам секрет, какое вещество нам сегодня с вами предстоит изучить.

Это «Глиний».

  1. Этап актуализации опорных знаний

С чего всегда начинается изучение нового простого вещества? (Ответ: положение в ПСХЭ)

Правильно. Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:

- определите положение в ПСХЭ элемента «Глиний»   (Ответ: такого элемента нет)

Ребята, смею вас уверить, что этот элемент присутствует в ПСХЭ. Как вы думаете, почему это задание вызвало у вас затруднение?  (Ответы:….)

Действительно, этот элемент в ПСХЭ имеет другое название.

Для того, чтобы определить какой элемент скрывается за названием «Глиний» имеются несколько подсказок.

Подсказка 1: (слайд 2)

 Существует легенда о том, как к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору  он принес изготовленную им чашу из блестящего как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из «глинистой земли». Но император, боясь, что обесценятся  его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить. О каком металле идет речь?

Подсказка 2: (слайд 3)

Подсказка 3: (слайд 4)

 Подсказка 4: (слайд 5)

 Какой металл объединяет эти объекты?

Действительно, это - алюминий. (Раздать рабочие листы)

3. Изучение нового материала.

Таким образом, тема нашего урока «Алюминий и его свойства»  (слайд 6)

 

Ребята, как вы думаете к чему вы должны научиться сегодня на уроке? Что вы должны знать к концу урока?.  

Цели урока:

  1. Изучить свойства металла алюминия.
  2. Дать характеристику элемента по его положению в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева.
  3. На основе строения атома рассмотреть его физические и химические свойства, указать области применения.

           От  чего зависят свойства веществ? (ответ: от химического строения)

 

Правильно. Первым пунктом плана изучения темы:

  1. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.(слайд7)
  2. Физические свойства алюминия. (слайд 8).
  3. Химические свойства алюминия (слайд 9).
  4. Применение алюминия и нахождение его в природе. (слайд 10)

МОЛОДЦЫ!!!!

План работы в группе:

-  изучите текст и выделите сведения, относящиеся к своему вопросу;

- выполните предложенные задания;

- подготовьте выступление по своему вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложения

 

    Групповая работа по изучению материала и подготовке выступления по своему вопросу.

Группа 1. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом (Приложение 1).
  2. Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
  3. Дайте характеристику алюминию по положению в ПСХЭ по плану:

А) порядковый номер.

Б) атомная масса.

В) период (малый, большой).

Г) группа (подгруппа: главная или побочная).

Д) химический знак.

Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов, электронная формула).

И) оксиды.

К) летучие водородные соединения.

      2. Обсудите в группе полученные результаты и ответьте на вопросы:

v  Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

-  Алюминий будет отдавать или принимать данные электроны?

-  Какую степень окисления будет приобретать при этом ион алюминия?

-  Сделайте вывод: К какому классу соединений относится алюминий (металл или неметалл)

-  Сравните активность химического элемента алюминия с элементами 1 и 2 групп этого же периода.

  1. Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.

Группа 2.   Физические свойства алюминия.

Задание:

1.                  Ознакомьтесь с текстом.

2.                  Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

3.                  Рассмотрите коллекцию «Алюминий и его сплавы».

4.                  Обсудите в группе вопросы:

а)  Агрегатное состояние, цвет, блеск, плотность (легкий или тяжелый), плавкость (легко –или тугоплавкий), электро- и теплопроводность, пластичный.

б)  Полученные данные изобразите в виде схемы.

 

5. Подготовьте выступление поданному вопросу, основываясь на краткости четкости изложении.

 

Группа 3.   Химические свойства алюминия.

Задание:

1.            Ознакомьтесь с текстом.

2.            Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

3.            Изучите, как ведет себя алюминий по отношению к сложным веществам?

4.            Выполните лабораторную работу, используя инструкцию

 

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель:  Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек.

Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл. раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Задание:

А) Выполните опыты.

Б) Обговорите в группе наблюдаемые явления.

В) Запишите уравнение реакций.

Г) Сделайте выводы.

5.       Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.

Группа 4.  Применение алюминия.

Задание:

1.            Ознакомьтесь с текстом.

2.            Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

3.            Обсудите в группе следующие вопросы:

а)      Какова роль алюминия в жизни человека?

б)      Применение алюминия, как простого вещества.

4.            Составьте схему, характеризующую области применения алюминия.

5.            Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении

 

4.     Отчет групп по изученным вопросам.

Каждая группа, выполнив все задания, представляет схематизированное изложение своего вопроса с обсуждением и комментариями, учащиеся делают записи, переносят предложенные схемы в тетради, в результате всех групп поэтапно составляется опорный конспект по теме урока. 

 

Выводы по теме урока:

- Какое количество электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия.

- Какую степень окисления имеет атом алюминия? Почему? А ион?

- При помощи каких опытов мы доказали, что алюминий – это активный металл?

- Какие вещества называются амфотерными?

- На каких свойствах основаны следующие области применения?

- Где в организме больше всего содержится алюминия?

- Можно ли длительное время хранить продукты питания в алюминиевой посуде?

Цель: дать характеристику химическому элементу – алюминий.

С помощью периодической системы ответьте на следующие вопросы.

Фронтальный опрос:

  1. Заряд ядра
  2. Количество электронов на внешнем уровне
  3. Степень окисления алюминия в сложных соединениях
  4. Какие свойства проявляет

Исходя из вышеназванных характеристик сделайте вывод: алюминий активный или неактивный металл?

Что необходимо нам сегодня рассмотреть, чтобы решить этот вопрос об активности алюминия?

 (Ответ: изучить свойства)

Цель: выяснит физические свойства простого вещества – алюминий.

Рассмотрим химические свойства алюминия.

Цель: Изучить отношение алюминия к простым веществам, кислотам и щелочам.

Перечислите  вещества, которые по вашему мнению  будут взаимодействовать с алюминием.

Взаимодействие с простыми веществами

С каким неметаллом взаимодействуют всегда все простые вещества? Взаимодействие с кислородом.

Свойства 1.

 Можно ли наблюдать процесс горения алюминия в обычной жизни?

Можно! Этот эксперимент я вам сейчас продемонстрирую.

(Демонстрация бенгальского огня).

Назовите признаки химической реакции.  Запишите уравнение этого взаимодействия.

Вы ежегодно в Новогоднюю ночь зажигали бенгальские огни, но никто из вас не задумывался, что это обыкновенный процесс горения алюминия.

Свойства 2.

Взаимодействие алюминия с галогенами.      Запишите уравнения реакций.

Свойства 3.        

Взаимодействие алюминия со сложными веществами

Ребята, как вы думаете, может ли алюминий реагировать с водой?

Демонстрационный эксперимент.

Видите ли вы какие – либо признаки химической реакции?

(Разглядывают алюминиевую проволоку в пробирке с водой. Ответ:  Нет)

Происходит ли химическая реакция, когда вы наливаете воду в алюминиевую кастрюлю? Происходит ли что-либо с алюминиевыми проводами, когда идет дождь? (Ответ: нет)

К какому выводу мы пришли? (Алюминий с водой не взаимодействует.)

Демонстрация заранее подготовленного эксперимента «Растворение алюминиевой ложки в воде».

Наблюдаете ли в данном случае признаки химического взаимодействия? (Ответ: Да. Записывают уравнение реакции).

Каково ваше мнение о ходе этих двух экспериментов? Почему в первом случае алюминий не прореагировал, а во втором опыте алюминиевая ложка растворилась?

При обычных условиях алюминий покрыт очень прочной оксидной пленкой. Если эту пленку убрать, алюминий прекрасно реагирует с водой.

Свойства 4.

 Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами.

Давайте вспомним правила работы с кислотами и едкими веществами. Молодцы.

У каждой группы есть  на столах инструкции к выполнению опыта, в которой определен порядок опыта.  (Выполняют опыт по инструкции, пишут уравнения реакции на доске )

Свойства 5.  Амфотерность.

Что общего между алюминием, амфорой, амфибией, амфитеатром.

Амфибия – животное, обитающее и в воде и на суше

Амфора - сосуд, сочетающие в себе кувшин и вазу

Амфитеатр – арена и зрительный зал.

«Амфос» в переводе с греческого означает и «и с тем и другим».

Как это можно связать с алюминием? (Ответ)

Сформулируйте вывод об активности алюминия.

Можно ли  варить кислые щи и кислые компоты в алюминиевой посуде?

Можно ли в алюминиевой посуде кипятить белье в растворе хозяйственного мыла?

Можно ли  хранить в алюминиевой посуде раствор медного купороса, который весной используется для защиты рассады от вредителей?

По новейшим данным содержание алюминия в земной коре составляет 8,8% по массе – это третье место среди химических элементов после О и Si. Однако большая его часть входит в состав различных минералов. К таким минералам относится: глина, бокситы и корунд. Наибольший интерес представляет именно корунд и его производные. А чтобы с ними познакомиться я предлагаю вам посетить  «Виртуальный музей».

Применение алюминия.

(Демонстрация слайд-шоу)

Сегодня ювелирные изделия из алюминия - большая редкость. Многие из них не пережили обесценивания металла и были заменены золотом, серебром и другими благородными металлами и сплавами.

Одним из первых изделий из алюминия стала игрушка в форме скипетра, заказанная французским императорским двором для наследного принца. В настоящее время это произведение искусства хранится в коллекции потомков императорской семьи. Мне хотелось бы, чтобы у вас тоже хранились такие же шедевры из алюминия. Стартовым началом вашей коллекции будут эти медали, которые я вручаю вам за плодотворную работу и приятное общение.

  1. Рефлексия

Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке:

- усвоил(а) ли ты материал урока?

- было ли тебе интереснее?

-что нового ты сегодня на уроке узнал(а) ?

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по теме "Состав, строение и свойства простых веществ" 8 класс

Диагностика состоит из четырёх заданий, проверяет усвоение учащимися понятий о ковалентной неполярной и металлической связи в простых веществах, типов кристаллических решёток....

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".

Разработка содержит материал : конспект, презентации  плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал....

Характерные свойства простых веществ металлов

В презентации отражены строение, физические и химические свойства простых веществ - металлов....

Характерные свойства простых веществ - неметаллов

В презентации отражены строение, физические и химические свойства простых веществ-неметаллов....

Общая характеристика элеметнов подгруппы азота.Азот. Свойства простого вещества.

Предложенный материал позволит организовать на уроке групповую самостоятельную работу учащихся с планом-конспектом и с учебной литературой....

Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....