Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы Габриеляна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_himiya.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №120»

«Рассмотрено»

на заседании  школьного методического объединения

Председатель:

_____  Прохоренко Н.Н.

Протокол № ______

«___»__________2016г.

«Согласовано»

заместитель директора  __________Чехова Т.И.

«____»_________20__г.

«Утверждаю»

         директор

 ___________И.А.Борякова

Приказ № ______________

«___»___________   20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

9 а, б класс

        

Рассмотрено на заседании                                                                              педагогического совета                                                                            протокол № __

от  «__» __________ 2016г.                    

                                               

                               

 

Нижний Новгород

2016 г


1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственных образовательных  стандартов общего среднего (среднего общего) общего образования,  на основе  программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010, и рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 3 контрольных  и 6 практических работ.

     Программа составлена  на основе федерального перечня учебников, допущенных или рекомендованных  к использованию в образовательных учреждениях. Данная программа   ориентирована на использование учебника Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М. Дрофа 2010 г

Цели реализации программы:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи реализации

- Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;

 - Развить  умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

- Раскрыть роли химии  в решении глобальных проблем человечества;

- Развивать  личность обучающихся, формировать  у них гуманистические отношения  и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.

Программа составлена в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Даная программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:

1. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. Габриелян, О.С

Место учебного предмета в учебном плане

Особенностью  содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость  освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии со сложившейся практикой организации основного общего образования в образовательных учреждениях общего образования реальная продолжительность учебного года меньше нормативной и составляет 33 учебные недели. Таким образом, время, выделяемое рабочими учебными планами на изучение химии в 9 классе на практике равно 66  часам.

2. Планируемые результаты изучаемого предмета

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

Учащиеся должны знать

знать/понимать

при изучении неорганической химии:

положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

При изучении органической химии:

А) причины многообразия углеродных соединений (изомерию);  виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

Б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

В) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

уметь

при изучении неорганической химии:

а)  давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

При изучении органической химии:

А) разъяснять на примерах причины многообразии органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

Б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

В) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

6. Содержание учебного предмета

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1 Металлы (15 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) рудами железа. 4. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.  

ТЕМА 2 Практикум № 1 Получение, свойства металлов и их соединений (3 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3 Неметаллы (23 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион. 2. Распознавание солей аммония. 3. Получение углекислого газа и его распознавание.3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

ТЕМА 4 Практикум №2. Неметаллов и их соединений (3ч)

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
  2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».
  3. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5 Органические соединения (10 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Алканы. Метан и этан: строение молекул. Химические  свойства алканов: реакция горения, дегидрирование этана. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Свойства этилена:  реакция взаимодействия этилена с водой; полимеризация этилена. Полиэтилен и его значение.  

 Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 4. Взаимодействие крахмала с йодом.

ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч.)

Физический смысл порядкового номера элемента в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация, общие химические свойства в свте теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Тематическое планирование

Количество практических работ -5

Количество контрольных работ - 4

Количество  часов  распределено  следующим  образом

Тема

Всего

часов

Практические

работы

Контрольные

работы

«Повторение основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса»

6

Вводный контроль.

Тема 1. Металлы

15

Конт. раб №2

Тема №2. Свойства металлов и их соединений

1

Прак. раб №1.

Тема 3. Неметаллы

23

Конт. раб №3

Тема №4. Практикум №2. Свойств неметаллов и их соединений

2

Прак. раб №2

Прак. раб №3

Тема №5. Органические соединений

11

Контр. раб №4

Тема №6. Практикум №3. Изготовление моделей углеводородов

1

Прак. раб №4

Тема №7. Химия и жизнь

6

Тема №8. Практикум №4. Знакомство с образцами лекарственных препаратов

1

Прак. раб №5

Резерв

1

Итого

66

5

4

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

«Рассмотрено»

на заседании    школьного методического объединения

Председатель:

_____ Прохоренко Н.Н.

Протокол № ______

«___»__________2016г.

«Согласовано»

заместитель директора  __________Чехова Т.И.

«____»_________20__г.

«Утверждаю»

директор

 ___________И.А.Борякова

Приказ № ______________

«___»___________   20__г.

Поурочное планирование по химии 9 а, б класс

на 2016-2017 учебный год

Календарно-тематическое планирование  9 а, б  класс химия

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Повторение основных вопросов курса 8 курса и введение в курс 9 класса (6 часов)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

1

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

1

3

Переходные элементы.

1

4

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева.

1

5

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

1

6

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Вводный контроль.

1

Тема №1. Металлы (15 часов)

7

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов

1

8

Химические свойства металлов.

9

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.

1

10

Металлы в природе. Общие способы их получения.

1

11

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

1

12

Соединения щелочных металлов.

1

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

1

14

Соединения щелочноземельных металлов.

1

15

Алюминий, его физические и химические свойства.

1

16

Соединения алюминия.

1

17

Железо, его физические и химические свойства.

1

18

Генетические ряды железа (II) и железа (III).

1

19

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия металлов».

1

20

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

1

21

Контрольная работа по теме «Металлы».

1

Тема №2.  Практикум №1 Свойства металлов и их соединений (1 час)

22

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Получение со единении металлов и изучение их свойств».

1

Тема №3. Неметаллы (22 часа)

23

Общая характеристика неметаллов.

1

24

Водород.

1

25

Общая характеристика галогенов.

1

26

Важнейшие соединения галогенов.Общая характеристика галогенов.

1

27

Кислород.

1

28

Сера, её физические и химические свойства.

1

29

Оксиды серы (IV и VI). Серная кислота и её соли.

1

30

Азот и его свойства.

1

31

Аммиак и его свойства.

1

32

Соли аммония, их свойства.

1

33

Азотная кислота и её свойства.

1

34

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

1

35

Фосфор, его физические и химические свойства.

1

36

Соединения фосфора.

1

37

Углерод, его физические и химические свойства

1

38

Оксиды углерода. Сравнение физических и хим. свойств.

1

39

Угольная кислота и ее соли.

1

40

Кремний, его физические и химические свойства.

1

41

Силикатная промышленность.

1

42

Решение расчетных задач.

1

43

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов».

1

44

Контрольная работа по теме «Неметаллы».

1

Тема №4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (2 часа)

45

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

1

46

Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака)

1

Тема №5. Органические соединения (11 часов)

47

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

1

48

Предельные углеводороды -метан и этан.

1

49

Непредельные углеводороды -этилен.

1

50

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

1

51

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

1

52

Реакция этерификации и понятие о сложных зфирах.

1

53

Жиры.

1

54

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.

1

55

Понятие об углеводах.

1

56

Полимеры.

1

57

Обобщение знаний по органической химии. Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения»(20 мин.).

1

Тема №6. Практикум № 3. Изготовление моделей углеводородов (1 час)

58

Практическая работа № 4 по теме «Изготовление моделей углеводородов».

1

Тема №7. Химия и жизнь (6 часов)

59

Химия и здоровье.

1

60

Химия и пища.

1

61

Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

62

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

1

63

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

64

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Тема №8. Практикум №4.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов (1 час)

65

Практическая работа №5 по теме «Знакомство с образцами лекарственных препаратов».

1

Повторение 1 час

66

Повторение

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...