Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_himiya.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №120»
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения Председатель: _____ Прохоренко Н.Н. Протокол № ______ «___»__________2016г. | «Согласовано» заместитель директора __________Чехова Т.И. «____»_________20__г. | «Утверждаю» директор ___________И.А.Борякова Приказ № ______________ «___»___________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
10 а класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __ от «__» __________ 2016г. |
Нижний Новгород
2016 г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего среднего (среднего общего) общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (базовый уровень).
Программа составлена на основе федерального перечня учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Данная программа ориентирована на использование учебника Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М. Дрофа 2010 г
Цели реализации программы:
- Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила ТБ
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
- Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи реализации:
1.Формирование знаний основ науки
2.Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
3.Соблюдать правила техники безопасности
4.Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности
5.Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
Программа составлена в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Даная программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:
1. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. Габриелян, О.С
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 34 учебных часа для преподавания в классе.
В том числе контрольных работ – 2 часа, практических работ – 2 часа.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач
2. Планируемые результаты изучаемого предмета
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;
-теорию строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
- химические понятия: химическая реакция, тип химической реакции.
- химические понятия: строение органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
- химические понятия: функциональная группа;
-важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
-определять тип химической реакции.
- химические понятия: строение органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
- химические понятия: функциональная группа;
-важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
- важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
3. Содержание учебного предмета
Введение ( 1 ч ) Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Т е м а 1 Теория строения органических соединений ( 2 ч) Валентность, Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии
Т е м а 2 Углеводороды и их природные источники ( 15 ч)
Природный газ: Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Т е м а 3
Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе ( 7 ч ) Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Т е м а 4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 4 ч )
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Т е м а 5 Биологически активные органические соединения ( 1 ч )
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Т е м а 6 Искусственные и синтетические полимеры ( 4 ч )
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна ( ацетатный шелк, вискоза) . их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Теория химического строения органических соединений | 2 | ||
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 15 | Зачёт 1 «Номенклатура алканов и радикалов». Зачёт 2 «Алканы» Зачёт 3 «Непредельные углеводороды» К.р. № 1 «Углеводороды» | |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | 7 | К.р. № 2 «Кислородсодержащие органические соединения» | |
5 | Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 4 | Пр.р № 1 «Идентификация органических соединений» | |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 1 | ||
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры | 4 | Пр.р. № 2. « Распознавание пластмасс и волокон» | |
Итого | 34 | 2 | 5 |
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения Председатель: _____ Прохоренко Н.Н. Протокол № ______ «___»__________2016г. | «Согласовано» заместитель директора __________Чехова Т.И. «____»_________20__г. | «Утверждаю» директор ___________И.А.Борякова Приказ № ______________ «___»___________ 20__г. |
Поурочное планирование по химии 10 а класс
на 2016-2017 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Введение ( 1 ч) | ||||
1 | Предмет органической химии. | 1 | ||
Теория строения органических соединений (2 ч) | ||||
2 | Теория химического строения органических веществ | 1 | ||
3 | Образования связи в органических веществах | 1 | ||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (15 часов ) | ||||
4 | Гомологический ряд и строение алканов | 1 | ||
5 | Зачет № 1. Номенклатура алканов и радикалов | 1 | ||
6 | Изомерия алканов | 1 | ||
7 | Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов | 1 | ||
8 | Химические свойства алканов, их получение и применение | 1 | ||
9 | Нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания | 1 | ||
10 | Зачет № 2. «Алканы» | 1 | ||
11 | Алкены | 1 | ||
12 | Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки | 1 | ||
13 | Алкины. Строение, номенклатура, изомерия и химические свойства | 1 | ||
14 | Зачет № 3 «Непредельные углеводороды» | 1 | ||
15 | Бензол | 1 | ||
16 | Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов | 1 | ||
17 | Контрольная работа № 1. «Углеводороды» | 1 | ||
18 | Нефть и нефтепродукты | 1 | ||
Тема 3. Кислородосодержащие соединения и их природные источники (7 часов) | ||||
19 | Спирты | 1 | ||
20 | Фенол | 1 | ||
21 | Альдегиды | 1 | ||
22 | Карбоновые кислоты | 1 | ||
23 | Сложные эфиры . Жиры. Мыла | 1 | ||
24 | Углеводы. | 1 | ||
25 | Контрольная работа № 2. Кислородсодержащие органические соединения | 1 | ||
Тема 4. Азотосодержащие Соединения и их нахождение в живой природе (4 часа) | ||||
26 | Понятие об аминах. Анилин как органическое основание | 1 | ||
27 | Аминокислоты. Белки. | 1 | ||
28 | Нуклеиновые кислоты | 1 | ||
29 | Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений | 1 | ||
ТЕМА 5. Биологически активные органические соединения ( 1 час) | ||||
30 | Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства. | 1 | ||
Тема 6.Искуственные и синтетические полимеры ( 4 часа ) | ||||
31 | Искусственные полимеры | 1 | ||
32 | Синтетические полимеры | 1 | ||
33 | Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон | |||
34 | Анализ результатов обучения. Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...