презентация к уроку по химии "Характеристика химического элемента неметалла по положению в ПСХЭ Менделеева"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_himiya.ppt | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Дать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭ Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ
План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ Адрес ХЭ Строение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементами Физические свойства простого вещества Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи Водородное соединение, его свойства Соли и их свойства
Дадим характеристику элемента ФОСФОРА Порядковый номер 15, 3 период (малый), 5 группа, главная подгруппа ( VA ) + 15 окисление Неметаллический элемент Р 0 – 5 e Р + 5 Р 0 + 3 e Р -3 восстановление Восстановитель и окислитель 2 8 5 n = 3 n = 2 n = 1 S S p 1S 2 2S 2 2p 6 3S 2 3p 3 P d p S S p
Сравним свойства атома фосфора с соседними ХЭ по группе и периоду В группе : Азот - Фосфор - Мышьяк На внешней оболочке – по 5 электронов (сходство) Количество оболочек: у фосфора на 1 оболочку больше, чем у азота, но на 1 оболочку меньше, чем у мышьяка, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у азота, но меньше, чем у мышьяка, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьяка В периоде : Кремний – Фосфор - Сера Количество оболочек – по 3 (сходство) Количество внешних электронов : у кремния 4 e , у фосфора – 5, у серы - 6 e , следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у серы, но меньше, чем у кремния, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у серы, но сильнее, чем у кремния
Фосфор – простое вещество Неметалл, имеет разные аллотропные модификации (красный, белый – яд, смерть – 50 мг, черный),молекулярное строение Р 4 Т пл.=44,1 0 , Т кип.=280,5 0 (белый) Молекулярная кристаллическая решетка Ковалентная хим. связь Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск не характерны Химические свойства: реагирует с металлами (кроме висмута, ртути, свинца) и неметаллами (образует бинарные соединения) – составить уравнения реакций с натрием, кислородом, хлором, серой
Оксиды фосфора – Р 2 O 3 , Р 2 О 5 Солеобразующие, кислотные Ковалентная полярная связь (записать схему образования связи) Белый цвет Химические свойства: Запишите реакции оксида фосфора ( V ) с водой, оксидом натрия, гидроксидом натрия Получение: 4 Р + 5 О 2 = 2 Р 2 O 5 оксид фосфора ( V )
Фосфорная кислота- H 3 РО 4 Н + - РО 4 3 - ковалентная полярная связь Н + - простой ион, РО 4 3 - - сложный ион РО 4 3 - - КПС Вязкая, сиропообразная бесцветная жидкость, которая легко переохлаждается Химические свойства : запишите реакции фосфорной кислоты с гидрокидом калия, оксидом натрия, карбонатом натрия, хлоридом бария Получение: Р → Р 4 О 10 (димер Р 2 О 5 ) → Н 3 РО 4
Водородное соединение – Р H 3 фосфид водорода (фосфин) Ядовитый, химически активный, бесцветный газ со слабым чесночным запахом, плохо растворим в воде, лучше в орг. Растворителях, КНС Сильный восстановитель РН 3 + 2 О 2 = Н 3 РО 4 C оли фосфора – фосфаты, гидро- и дигидрофосфаты, фосфиды Проверить растворимость солей фосфора в воде по таблице растворимости
Открытие фосфора – «светящийся» открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году из человеческой мочи ( phosphorus mirabilis, лат. «чудотворный носитель света»), позже немецким химиком — Иоганном Кункелем , Р. Бойлем - 14 октября 1680 года В древнегреческой мифологии имя Фосфор (или Эосфор, др.-греч. Φωσφόρος) носил страж Утренней звезды
Получение фосфора из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С: 2 Са 3 (РО 4 ) 2 + 10С + 6 SiO 2 = P 4 + 10 CO + 6 CaSiO 3 Образующиеся пары белого фосфора конденсируются в приёмнике под водой. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту: 4 HPO 3 + 10 C = P 4 + 2 H 2 O + 10 CO
Генетический ряд неметалла Вспомните признаки генетического ряда: Один и тот же химический элемент-неметалл Разные формы существования этого элемента-неметалла (простое вещество-оксид-кислота-соль) Взаимопревращения веществ разных классов
Генетический ряд неметалла фосфора Р Mg 3 P 2 PH 3 Р i 2 O 5 H 3 РО 4 Na 3 PO 4 Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций)
Задачи на выход продукта реакции Вычислить выход нитрата аммония (NH 4 NO 3 ) в % от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака в раствор азотной кислоты, было получено 380 г удобрения. Сколько г аммиачной селитры (NH 4 NO 3 ) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного?
Вспомним формулы! η – выход продукта m пр. V пр . η = ----- = ------- m теор. V теор.
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5,5 г. Определите выход продукта реакции (%). Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.
№ 1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%). №2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr 2 O 3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %. № 3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%. № 4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.
Домашнее задание § 1, упражнения Решить задачи. № 1. При взаимодействии 6,9 г натрия с водой получили 3л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода газа в %. № 2. Из 140 г оксида кальция получили 182 г гидроксида кальция. Вычислите массовую долю выхода гидроксида кальция. №3. При взаимодействии 11,2 г железа с соляной кислотой выделилось 4,45 л водорода (н. у.). Вычислите объемную долю (в %) выхода водорода от теоретически возможного. № 4. Из 4,08 кг оксида алюминия получили 2 кг алюминия. Вычислите массовую долю (в %) выхода продукта реакции от теоретически возможного. № 5. При восстановлении железа углеродом из 16 г оксида железа (III) выделилось 3 л оксида углерода (IV) (н. у.). Какова объемная доля (в %) выхода оксида углерода (IV) от теоретически возможного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Суд над химическим элементом "Углерод""
Презентация способствует актуализации знаний учащихся о строении атомов химических элементов, о свойствах аллотропных видоизменений углерода и его оксидов, угольной кислоте и карбонатах; быстрому повт...
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.
Работа выполнена в форме презентации. По желанию можно вставить видеофрагменты по кислотно-основным свойствам оксидов и гидроксидов элементов....
Презентация "Все самое интересное о химических элементах ПСХЭ Д.И. Менделеева""
Презентация для 8-9 классов "Все самое интересное о химических элементах ПСХЭ Д.И. Менделеева"...
Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
К интегрированному уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...
Презентация к уроку-соревнованию "Соединения химических элементов"
Уровни образования: основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное образование среднее про...
Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ
Можно эту презентацию использовать на первых уроках химии в 9 классе....
Конспект урока Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева
Тема урока: «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева» Цели урока: сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования ...