Интегрированный урок химии и физики
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

рапппи тмт с

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrolity_i_neelektrolity.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по физике и химии в 8 классе 

на тему:  «Электрический ток в жидкостях. Электролиз».
Пояснительная записка:
Одной из важнейших задач средней школы является формирование у школьников единого естественно – научного мировоззрения, т. е создание в представлении учащихся общей картины мира с её единством и многообразием свойств живой и неживой природы. Поэтому характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных отраслей знания и бурное их развитие. И это очень важно. Ведь все естественные науки изучают одни и те же объекты - природные явления. Их образ в глазах учеников должен быть един. Восприятие образа не может быть разбито на примитивные ощущения, возникающие от частей этого образа. Восприятие образа происходит в целом, оно не делимо! Способность видеть целое прежде составляющих частей, способность к мыслительному синтезу - важнейшая особенность креативной деятельности человека. Наши раздробленные по дисциплинам знания неадекватны проблемам реальности, которые всё больше становятся общими, полидисциплинарными. Развитие наук идёт не путём накопления окончательно устанавливаемых истин, а путём последовательных синтезов, интеграций. Только целостное, интегрированное знание является истинным.

Понимая это, каждый педагог стремится на своих уроках и во внеурочной деятельности уделить большое внимание различным видам интегрирования. Авторы данной разработки предлагают свой опыт применения межпредметной интеграции. 

Цель урока:
Сформировать у обучающихся понятие об электролитической диссоциации и электролизе как о физико-химических процессах. 

Задачи урока:
1. Образовательные

  • Сформировать у учащихся ключевые компетенции по данной теме;

2. Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность, культуру речи;
  • Продолжить формирование у обучающихся стойкого интереса к естественным наукам;

3. Развивающие

  • Совершенствовать умение выделять главное, анализировать, делать выводы;
  • Развивать внимание, память обучающихся, образное мышление.


Тип урока: комбинированный интегрированный урок.

Формы и методы обучения:

Беседа, компьютерная презентация, демонстрационный эксперимент, фронтальная и индивидуальная самостоятельная работа.

 Время реализации занятия: 60 минут (1 урок)

Оборудование: 

Для эксперимента: Электролизёрнаборы для электролиза с угольными электродами, источник тока ВС 4–12, лампочка на 4 В, дистиллированная вода, поваренная соль, вода из крана, раствор медного купороса, раствор фенолфталеина, раствор иодида калия, раствор глюкозы, раствор соляной кислоты.

ТСО:  проектор.

Ход урока:
1. Вступительное слово.
Учитель физики: 
Физика и химия относятся к естественным наукам, которые изучают одни и те же объекты - природные явления. Для формирования в вашем сознании единого естественно - научного мировоззрения необходимо рассматривать эти явления всесторонне, одновременно с позиций разных наук. В этом случае восприятие образа будет происходить в целом. Все знают, что только целостное, интегрированное знание является истинным. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим одно из интереснейших природных явлений с позиций физики и химии одновременно. Тема сегодняшнего урока: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Электролиз».
Учитель химии: озвучивает цели и задачи урока.
Учитель физики: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «электрический ток» и узнали об условиях существования электрического тока. Скажите, что называют электрическим током?
Учащиеся: Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
Учитель физики: Каковы основные условия существования тока?
Учащиеся: 1. Наличие свободных заряженных частиц.
                   
2. Действие электрического поля на свободные заряженные частицы.

 Учитель физики: (Проводит демонстрационный эксперимент. На экране  - схема электрической цепи). Подсоединим источник тока к угольным электродам. Погрузим электроды в дистиллированную воду, замкнём ключ. Лампа не загорается. Повторим опыт, опуская электроды поочерёдно в раствор глюкозы (лампа не горит), затем в раствор соляной кислоты (лампа загорается), затем в раствор поваренной соли (лампа горит наиболее ярко). Почему разные жидкости по-разному проводят электрический ток?
 Учитель химии: Ответить на этот вопрос нам помогут знания о физико-химических свойствах данных жидкостей. Все вещества в природе можно разделить на «Электролиты» и «Неэлектролиты»

Электролиты – вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. К ним относят:

  • Соли
  • Щёлочи
  • Кислоты


Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. 

Что же происходит при расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей, почему они становятся проводниками электрического тока?
Учащиеся: Видимо при расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей в них появляются свободные заряженные частицы.
^ Учитель химии: Правильно. При расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей в них происходит распад молекул на положительные и отрицательные ионы. Этот процесс и называется электролитической диссоциацией. 
Теорию электролитической диссоциации создал шведский физико-химик Сванте Аррениус (1859-1927), лауреат Нобелевской премии «За чрезвычайные заслуги в развитии химии» 1903 года. 

Учащиеся выступают с сообщением о Сванте Аррениусе.

Учитель химии: Электролитическая диссоциация происходит в несколько этапов:

  • Гидратация – взаимодействие молекул воды с ионами кристалла
  • Диссоциация – распад электролита на ионы
  • Ассоциация – объединение ионов (Происходит одновременно с диссоциацией).


Уравнения диссоциации записываются так: (на экране появляются последовательно 3 типа уравнений):

  • NaCl = Na+ + Cl- 


соль = катион металла + анион кислотного остатка

  • HCl = H+ + Cl


кислота = катион водорода + анион кислотного остатка 

  • NaOH = Na+ + OH


основание (щёлочь) = катион металла + гидроксид- анион 

К доске вызываются 3 ученика для записи уравнений диссоциаций:

  • CuSO, Na2CO3 , HNO3 , H2SO4 , KOH , Ca(OH)2 .


Остальные учащиеся самостоятельно записывают уравнения в тетрадях и сверяют их затем с доской. Учитель физики проходит по рядам, проверяя записи в тетрадях.

 Правильные ответы:
CuSO
= Cu2+ + SO42-
Na
2SO4 = 2 Na+ + SO42-
HNO
3 = H+ + NO3-
H
2SO4 = 2 H+ + SO42-
KOH = K
+ + OH-
Ca(OH)
2 = Ca2+ + 2 OH

Учитель химии: В эксперименте мы с вами видели, что растворы разных веществ проводят ток по-разному. При опыте с поваренной солью лампа горела ярче, чем в опыте с соляной кислотой. Это вызвано тем, что у разных веществ разная степень диссоциации.
^ Степень диссоциации показывает отношение числа диссоциировавших молекул к числу растворённых. Обозначается буквой альфа:
α ( альфа ) α = N д/ N
Р

В зависимости от степени диссоциации электролиты бывают сильными и слабыми. 


  • α → 1 сильный электролит

  • α → 0 слабый электролит


Сильные электролиты:

  • Соли
  • Щёлочи
  • Сильные кислоты: серная, соляная, азотная



Слабые электролиты:

  • Вода
  • Гидроксид аммония NH4OH
  • Слабые кислоты: сероводородная, сернистая, угольная, органические кислоты



!!!
Учащиеся решают задачу на местах, затем один из них демонстрируют её решение на доске. Задача: Степень электролитической диссоциации кислоты равна 6%, её масса 180 грамм, молярная масса 18 г/моль. Сколько всего молекул диссоциировало на ионы?

^ Учитель физики: Если сосуд с раствором электролита включить в электрическую цепь, то отрицательные ионы начнут двигаться к положительному электроду – аноду, а положительные – к отрицательному – катоду. Возникает электрический ток, который характеризуется переносом вещества. На электродах происходит выделение веществ, входящих в состав электролитов. На аноде отрицательно заряженные ионы – анионы отдают свои лишние электроны (происходит окислительная реакция), а на катоде положительные ионы – катионы получают недостающие электроны (восстановительная реакция). (Учитель показывает на схеме движение ионов).

Например, если в расплав хлорида натрия погрузить инертные (угольные) электроды и пропустить постоянный электрический ток, то катионы Na
+ будут двигаться к катоду, а анионы Cl- к аноду. Ионы Na+, достигая катода, принимают от него электроны и восстанавливаются: Na+ + e- = Na, а Cl-, отдав электроны аноду окисляются: 2Cl- - 2 e- = Cl2

В итоге на катоде выделяется металлический натрий, а на аноде хлор.



Таким образом, 
электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, который возникает на электродах при прохождении электрического тока через раствор или расплав электролита.

Явление электролиза было открыто в 1800 г. английскими учеными У. Никольсоном и А. Карлейлем, наблюдавшими выделение пузырьков кислорода на аноде и водорода на катоде при погружении электродов в воду.

^ Учитель химии: Электролиз водного раствора хлорида натрия отличается от электролиза расплава хлорида натрия тем, что в процессе участвуют молекулы воды. В растворе находятся гидратированные ионы Na+ и Cl-, а также молекулы воды. При этом на катоде, вместо ионов натрия восстанавливаются молекулы воды: 2H2O + 2 e= H2+ 2 OH-, а на аноде окисляются хлорид-ионы: 2Cl- - 2 e- = Cl2 

В итоге на катоде выделяется водород, на аноде хлор, а в растворе вблизи катода накапливается гидроксид натрия.

^ Учитель физики: В процессе электролиза на электродах выделяется чистое вещество. Проверим это на эксперименте. (Проводит эксперимент) Проведём электролиз сульфата меди (II) с применением электродов из меди. Медь восстанавливается легче, чем водород, поэтому на катоде происходит процесс: Cu+2 + 2 e- = Cu. На аноде медь окисляется: 

Cu - 2 e
- = Cu+2

Таким образом, электролиз сульфата меди сводится к растворению анода и осаждению меди на катоде. Это хорошо видно по характерной окраске электрода. (Показывает электрод)

^ Учитель химии: Схема процесса: СuSO4

Катод(Сu) ← Cu
+2 + SO4-2→ анод (Сu) 

Cu
+2 + 2 e- = Cu H2O Cu - 2 e- = Cu+2

Учитель физики: Проведём электролиз в растворе иодида калия. Для этого в раствор иодида калия добавим 3-4 капли раствора фенолфталеина, вставим в оба колена электролизёра угольные электроды и соединим их с источником постоянного тока. Через некоторое время в зоне анода раствор становится жёлтым, а в зоне катода – малиновым и выделяет пузырьки газа.

^ Учитель химии: Схема процесса: KI ↔ K+ + I-
Катод←
 H2O ↔ H+ + OH- → анод

2H
2O+2 e- = ↑H2 + 2OH- 2I- - 2 e- = I2

Вы видите, что накопившиеся в зоне катода гидроксид-ионы окрашивают фенолфталеин в малиновый цвет, выделяется газ водород. В зоне анода происходит окисление ионов йода до молекул йода, которые окрашивают раствор в жёлтый цвет. 

^ Учитель физики:



Законы электролиза был экспериментально установлены английским физиком Майклом Фарадеем в 1833 году.

Учащиеся выступают с сообщением о Майкле Фарадее.

^ Закон Фарадея для электролиза

Масса 
m вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна заряду Q, прошедшему через электролитm =k Q = k I t. 

Величину 
k называют электрохимическим эквивалентом. 

Учитель физики: Явление электролиза широко применяется в современном промышленном производстве. Электролитические процессы классифицируются следующим образом:


  • получение неорганических веществ (водорода, кислорода, хлора, щелочей и т.д.); 


^ Электролиз раствора соли активного металла и 

бескислородной кислоты. Путем электролиза 

производят Н2 и О2 из воды, 

С12 из водных растворов NaCl, F2 из расплава KF 

  • очистка металлов (медь, серебро и т.д., и т.п.);
    Электролиз с растворимым анодом. Например, Полученную из руды неочищенную медь отливают в форме толстых листов, которые затем помещают в ванну в качестве анодов. При электролизе медь анода растворяется, примеси, содержащие ценные и редкие металлы, выпадают на дно, 

    а на катоде оседает чистая медь. 
  • обработка поверхностей металлов (азотирование, борирование,электрополировка, очистка);
  • получение гальванических покрытий; 

Часто стальной кузов автомобиля покрывают 
снизу тонким слоем цинка для защиты от коррозии 

Учащиеся выступают с сообщением о гальванотехнике.

Тест на повторение и закрепление темы:                                                                                                     8 кл


Вариант 1


Вариант 2


1. Практически не диссоциирует… 

а) азотная кислота

б) фосфат натрия

в) гидроксид железа(II)

2. Анион – это…

а) ион кальция

б) ион хлора

в) атом меди

3. Формула слабого электролита…

а) CaCl
2

б) HCl

в) H
2CO3

4. Формула вещества, образующего

при электролитической диссоциации

гидроксид - ионы…

а) KCl

б) KOH

в) Fe(OH)
3

5. Электролиты – это вещества,…

а) проводящие электрический ток

б) проводящие электрический ток в расплавах и растворах

в) растворимые в воде

6. Степень электролитической диссоциации кислоты равна 2%. Это означает, что из 100 молекул электролита в растворе…

а) не диссоциирует на ионы 2 молекулы

б) на ионы диссоциирует 2 молекулы

в) на ионы диссоциирует 98 молекул


1. Диссоциирует в водном растворе…

а) хлорид калия

б) карбонат кальция

в) гидроксид меди(II)

2. Катионом является…

а) фосфат-ион

б) ион натрия

в) атом цинка

3. Формула сильного электролита…

а) Fe(OH)
2

б) HNO
3

в) H
2SO3

4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации ионы водорода…

а) H
2SO4

б) Na OH

в) Mg Cl
2

5. При электролитической диссоциации одновременно протекают следующие процессы…

а) ориентация молекул растворимого вещества и растворителя

б) диссоциация электролита

в) гидратация ионов

6. Степень электролитической диссоциации кислоты равна 0,5%. Это означает, что…

а) 0,5% всех частиц в растворе - молекулы

б) 0,5% всех частиц в растворе- ионы 

в) 0,5% всех молекул в растворе диссоциирует на ионы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Интегрированный урок химии и физики "Физические и химические явления"

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...

Интегрированный урок химии и физики "Металлы"

Урок химии и физики по теме "Металлы" в 8 классе. Сопровождается презентацией и музыкальным файлом для физкультминутки...

Обобщающий интегрированный урок (химия + физика) по теме: «Электролиз»

Обобщающий интегрированный урок (химия + физика)  по теме: «Электролиз»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»            ...

Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Действие света».

1)   Взаимосвязь химии и физики при изучении действия света на химические и физические процессы.2)    Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся....

Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс

Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...