Интегрированный урок химии и физики
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по физике и химии в 8 классе
на тему: «Электрический ток в жидкостях. Электролиз».
Пояснительная записка:
Одной из важнейших задач средней школы является формирование у школьников единого естественно – научного мировоззрения, т. е создание в представлении учащихся общей картины мира с её единством и многообразием свойств живой и неживой природы. Поэтому характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных отраслей знания и бурное их развитие. И это очень важно. Ведь все естественные науки изучают одни и те же объекты - природные явления. Их образ в глазах учеников должен быть един. Восприятие образа не может быть разбито на примитивные ощущения, возникающие от частей этого образа. Восприятие образа происходит в целом, оно не делимо! Способность видеть целое прежде составляющих частей, способность к мыслительному синтезу - важнейшая особенность креативной деятельности человека. Наши раздробленные по дисциплинам знания неадекватны проблемам реальности, которые всё больше становятся общими, полидисциплинарными. Развитие наук идёт не путём накопления окончательно устанавливаемых истин, а путём последовательных синтезов, интеграций. Только целостное, интегрированное знание является истинным.
Понимая это, каждый педагог стремится на своих уроках и во внеурочной деятельности уделить большое внимание различным видам интегрирования. Авторы данной разработки предлагают свой опыт применения межпредметной интеграции.
Цель урока:
Сформировать у обучающихся понятие об электролитической диссоциации и электролизе как о физико-химических процессах.
Задачи урока:
1. Образовательные
- Сформировать у учащихся ключевые компетенции по данной теме;
2. Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность, культуру речи;
- Продолжить формирование у обучающихся стойкого интереса к естественным наукам;
3. Развивающие
- Совершенствовать умение выделять главное, анализировать, делать выводы;
- Развивать внимание, память обучающихся, образное мышление.
Тип урока: комбинированный интегрированный урок.
Формы и методы обучения:
Беседа, компьютерная презентация, демонстрационный эксперимент, фронтальная и индивидуальная самостоятельная работа.
Время реализации занятия: 60 минут (1 урок)
Оборудование:
Для эксперимента: Электролизёр, наборы для электролиза с угольными электродами, источник тока ВС 4–12, лампочка на 4 В, дистиллированная вода, поваренная соль, вода из крана, раствор медного купороса, раствор фенолфталеина, раствор иодида калия, раствор глюкозы, раствор соляной кислоты.
ТСО: проектор.
Ход урока:
1. Вступительное слово.
Учитель физики:
Физика и химия относятся к естественным наукам, которые изучают одни и те же объекты - природные явления. Для формирования в вашем сознании единого естественно - научного мировоззрения необходимо рассматривать эти явления всесторонне, одновременно с позиций разных наук. В этом случае восприятие образа будет происходить в целом. Все знают, что только целостное, интегрированное знание является истинным. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим одно из интереснейших природных явлений с позиций физики и химии одновременно. Тема сегодняшнего урока: «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Электролиз».
Учитель химии: озвучивает цели и задачи урока.
Учитель физики: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «электрический ток» и узнали об условиях существования электрического тока. Скажите, что называют электрическим током?
Учащиеся: Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
Учитель физики: Каковы основные условия существования тока?
Учащиеся: 1. Наличие свободных заряженных частиц.
2. Действие электрического поля на свободные заряженные частицы.
Учитель физики: (Проводит демонстрационный эксперимент. На экране - схема электрической цепи). Подсоединим источник тока к угольным электродам. Погрузим электроды в дистиллированную воду, замкнём ключ. Лампа не загорается. Повторим опыт, опуская электроды поочерёдно в раствор глюкозы (лампа не горит), затем в раствор соляной кислоты (лампа загорается), затем в раствор поваренной соли (лампа горит наиболее ярко). Почему разные жидкости по-разному проводят электрический ток?
Учитель химии: Ответить на этот вопрос нам помогут знания о физико-химических свойствах данных жидкостей. Все вещества в природе можно разделить на «Электролиты» и «Неэлектролиты»
Электролиты – вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. К ним относят:
- Соли
- Щёлочи
- Кислоты
Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток.
Что же происходит при расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей, почему они становятся проводниками электрического тока?
Учащиеся: Видимо при расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей в них появляются свободные заряженные частицы.
^ Учитель химии: Правильно. При расплавлении или растворении кислот, солей и щелочей в них происходит распад молекул на положительные и отрицательные ионы. Этот процесс и называется электролитической диссоциацией.
Теорию электролитической диссоциации создал шведский физико-химик Сванте Аррениус (1859-1927), лауреат Нобелевской премии «За чрезвычайные заслуги в развитии химии» 1903 года.
Учащиеся выступают с сообщением о Сванте Аррениусе.
Учитель химии: Электролитическая диссоциация происходит в несколько этапов:
- Гидратация – взаимодействие молекул воды с ионами кристалла
- Диссоциация – распад электролита на ионы
- Ассоциация – объединение ионов (Происходит одновременно с диссоциацией).
Уравнения диссоциации записываются так: (на экране появляются последовательно 3 типа уравнений):
- NaCl = Na+ + Cl-
соль = катион металла + анион кислотного остатка
- HCl = H+ + Cl-
кислота = катион водорода + анион кислотного остатка
- NaOH = Na+ + OH-
основание (щёлочь) = катион металла + гидроксид- анион
К доске вызываются 3 ученика для записи уравнений диссоциаций:
- CuSO4 , Na2CO3 , HNO3 , H2SO4 , KOH , Ca(OH)2 .
Остальные учащиеся самостоятельно записывают уравнения в тетрадях и сверяют их затем с доской. Учитель физики проходит по рядам, проверяя записи в тетрадях.
Правильные ответы:
CuSO4 = Cu2+ + SO42-
Na2SO4 = 2 Na+ + SO42-
HNO3 = H+ + NO3-
H2SO4 = 2 H+ + SO42-
KOH = K+ + OH-
Ca(OH)2 = Ca2+ + 2 OH-
Учитель химии: В эксперименте мы с вами видели, что растворы разных веществ проводят ток по-разному. При опыте с поваренной солью лампа горела ярче, чем в опыте с соляной кислотой. Это вызвано тем, что у разных веществ разная степень диссоциации.
^ Степень диссоциации показывает отношение числа диссоциировавших молекул к числу растворённых. Обозначается буквой альфа:
α ( альфа ) α = N д/ NР
В зависимости от степени диссоциации электролиты бывают сильными и слабыми.
α → 1 сильный электролит
α → 0 слабый электролит
Сильные электролиты:
- Соли
- Щёлочи
- Сильные кислоты: серная, соляная, азотная
Слабые электролиты:
- Вода
- Гидроксид аммония NH4OH
- Слабые кислоты: сероводородная, сернистая, угольная, органические кислоты
!!! Учащиеся решают задачу на местах, затем один из них демонстрируют её решение на доске. Задача: Степень электролитической диссоциации кислоты равна 6%, её масса 180 грамм, молярная масса 18 г/моль. Сколько всего молекул диссоциировало на ионы?
^ Учитель физики: Если сосуд с раствором электролита включить в электрическую цепь, то отрицательные ионы начнут двигаться к положительному электроду – аноду, а положительные – к отрицательному – катоду. Возникает электрический ток, который характеризуется переносом вещества. На электродах происходит выделение веществ, входящих в состав электролитов. На аноде отрицательно заряженные ионы – анионы отдают свои лишние электроны (происходит окислительная реакция), а на катоде положительные ионы – катионы получают недостающие электроны (восстановительная реакция). (Учитель показывает на схеме движение ионов).
Например, если в расплав хлорида натрия погрузить инертные (угольные) электроды и пропустить постоянный электрический ток, то катионы Na+ будут двигаться к катоду, а анионы Cl- к аноду. Ионы Na+, достигая катода, принимают от него электроны и восстанавливаются: Na+ + e- = Na, а Cl-, отдав электроны аноду окисляются: 2Cl- - 2 e- = Cl2
В итоге на катоде выделяется металлический натрий, а на аноде хлор.
|
^ Учитель химии: Электролиз водного раствора хлорида натрия отличается от электролиза расплава хлорида натрия тем, что в процессе участвуют молекулы воды. В растворе находятся гидратированные ионы Na+ и Cl-, а также молекулы воды. При этом на катоде, вместо ионов натрия восстанавливаются молекулы воды: 2H2O + 2 e- = H2+ 2 OH-, а на аноде окисляются хлорид-ионы: 2Cl- - 2 e- = Cl2
В итоге на катоде выделяется водород, на аноде хлор, а в растворе вблизи катода накапливается гидроксид натрия.
^ Учитель физики: В процессе электролиза на электродах выделяется чистое вещество. Проверим это на эксперименте. (Проводит эксперимент) Проведём электролиз сульфата меди (II) с применением электродов из меди. Медь восстанавливается легче, чем водород, поэтому на катоде происходит процесс: Cu+2 + 2 e- = Cu. На аноде медь окисляется:
Cu - 2 e- = Cu+2
Таким образом, электролиз сульфата меди сводится к растворению анода и осаждению меди на катоде. Это хорошо видно по характерной окраске электрода. (Показывает электрод)
^ Учитель химии: Схема процесса: СuSO4
Катод(Сu) ← Cu+2 + SO4-2→ анод (Сu)
Cu+2 + 2 e- = Cu H2O Cu - 2 e- = Cu+2
Учитель физики: Проведём электролиз в растворе иодида калия. Для этого в раствор иодида калия добавим 3-4 капли раствора фенолфталеина, вставим в оба колена электролизёра угольные электроды и соединим их с источником постоянного тока. Через некоторое время в зоне анода раствор становится жёлтым, а в зоне катода – малиновым и выделяет пузырьки газа.
^ Учитель химии: Схема процесса: KI ↔ K+ + I-
Катод← H2O ↔ H+ + OH- → анод
2H2O+2 e- = ↑H2 + 2OH- 2I- - 2 e- = I2
Вы видите, что накопившиеся в зоне катода гидроксид-ионы окрашивают фенолфталеин в малиновый цвет, выделяется газ водород. В зоне анода происходит окисление ионов йода до молекул йода, которые окрашивают раствор в жёлтый цвет.
^ Учитель физики:
|
^ Закон Фарадея для электролиза:
Масса m вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна заряду Q, прошедшему через электролит: m =k Q = k I t.
Величину k называют электрохимическим эквивалентом.
Учитель физики: Явление электролиза широко применяется в современном промышленном производстве. Электролитические процессы классифицируются следующим образом:
получение неорганических веществ (водорода, кислорода, хлора, щелочей и т.д.);
^ Электролиз раствора соли активного металла и
бескислородной кислоты. Путем электролиза
производят Н2 и О2 из воды,
С12 из водных растворов NaCl, F2 из расплава KF
- очистка металлов (медь, серебро и т.д., и т.п.);
Электролиз с растворимым анодом. Например, Полученную из руды неочищенную медь отливают в форме толстых листов, которые затем помещают в ванну в качестве анодов. При электролизе медь анода растворяется, примеси, содержащие ценные и редкие металлы, выпадают на дно,
а на катоде оседает чистая медь.
- обработка поверхностей металлов (азотирование, борирование,электрополировка, очистка);
- получение гальванических покрытий;
Часто стальной кузов автомобиля покрывают
снизу тонким слоем цинка для защиты от коррозии
Учащиеся выступают с сообщением о гальванотехнике.
Тест на повторение и закрепление темы: 8 кл
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Интегрированный урок химии и физики "Физические и химические явления"
Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...
Интегрированный урок химии и физики "Металлы"
Урок химии и физики по теме "Металлы" в 8 классе. Сопровождается презентацией и музыкальным файлом для физкультминутки...
Обобщающий интегрированный урок (химия + физика) по теме: «Электролиз»
Обобщающий интегрированный урок (химия + физика) по теме: «Электролиз»...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Действие света».
1) Взаимосвязь химии и физики при изучении действия света на химические и физические процессы.2) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся....
Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс
Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...