Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Действие света».
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
1) Взаимосвязь химии и физики при изучении действия света на химические и физические процессы.
2) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvie_sveta_2.docx | 117.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6"
Интегрированный урок (химия-физика) 11 класс
по теме:
«Действие света».
Автор: Дубровина Наталья Валерьевна
учитель физики.
Морозова Инна Викторовна
учитель химии.
2015 г.
- Взаимосвязь химии и физики при изучении действия света на химические и физические процессы.
- Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся.
Актуализация и коррекция знаний по теме: «Фотоэффект»
- Воспроизведение и коррекция знаний химических процессов под действием света.
- Углубить знания химических процессов, происходящих под действием света.
- Воспроизведение знаний по теме «Фотосинтез». Углубление его с точки зрения химии («химизм фотосинтеза», «строение хлорофилла»).
- Актуализация знаний из курса физики по теме «фотография», «химизм фотографии».
- Сравнить строение фотоаппарата со строением глаза.
Задачи:
- Формирование у учащихся умение работать с дополнительной научной литературой.
- Формирование культуры общения.
Оборудование:
- Таблицы:
- «Периодическая система Д.И. Менделеева».
- «Фотосинтез в хлорофиллах».
- «Перечень химических реакций происходящих под действием света».
- «Строение глаза».
- Карточки (схемы):
- Строение полупроводников.
- Собственная проводимость полупроводников.
- Строение молекулы хлорофилла (C55H72O5N4Mg)
- Строение глаза.
- Опыт:
- Спиртовка, стеклянный стакан, спирт, лист зелёный, держатель.
- Игра «Чёрный ящик»:
- Фотоаппарат (объектив).
- Фотобумага, фотореактивы.
- Модель глаза.
Ход урока:
Вступление:
Говоря о теориях, которые с успехом используются в физических, химических, биологических науках, мы не можем не упомянуть квантовую теорию. Началась она от гипотезы Планка, согласно которой атомы и молекулы излучают и поглощают энергию не прерывным потоком, а отдельными порциями – квантами. Понятие о квантах мало применяется при объяснении явлений на уроках химии и биологии, да и на уроках физики используется крайне скудно – фотоэффект, давление света, фотография. А за окном многокрасочный мир, со своими удивительными загадками, занавес которых мы хотим немного приоткрыть.
Учитель физики: Приветствие детей, проверка наличия учебных принадлежностей.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом —
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Обсуждение с обучающимися слов М. И. Чайковского, смысла света в жизни человека, конкретно применение действий света для каждого ученика. Итак, запишем тему урока: «Действие света».
Из названия темы урока, ребята, мы видим, что с понятием свет вы встречаетесь на уроках физики, химическое действие света связано с химией. Поэтому, ребята, данную тему урока мы решили провести совместно итак, перед вами два преподавателя и урок сегодня немного необычный. Настроимся на творческую работу. Начнем с изучения нового материала:
- Внешний фотоэффект.
- Внутренний фотоэффект.
Учитель химии: Как работает фотоэффект в химии? Из предложенных реакций, которые происходят под воздействием потока света, предлагается классу выбрать знакомые им реакции:
- Фотозамещение.
- Фотосинтез.
- Фотоокисление.
- Фотовосстановление.
- Фотография.
- Фотоизомеризация. (и т.д.)
Подробно мы остановимся и на фотосинтезе и на фотографии. Начнем с того, что дадим определение, что такое Фотохимия - область химических превращений, протекающих под действием световой радиации (под действием квантов hv).
Эффективность фотохимических реакций определяют квантовым выходом:
V = число молекул продукта реакции
число поглощённых квантов
Фотохимические реакции весьма разнообразны и их можно классифицировать:
1. Фотоприсоединение: фотодимеризация
фототаумеризация фотогидролиз
2. Фотоперегруппировка
3. Фотораспад
4. Фотоперенос
5. Первичные и вторичные процессы.
Например:
Взаимодействие Н2 и CI2 (диссоциация молекул на атомарный радикал).
CI2 + hv CI + CI
CI - CI CI + CI (1)
CI + H2 HCI + H (2)
(H-H)
CI2 + H HCI + CI (3) и т.д.
Ещё более важной фотохимической реакцией имеющей практическое значение, реакция образования азона из молекулярного кислорода в слоях атмосферы:
О2 О+О
О+О2 О3+О
азон
Фотоприсоединение: 1) фотодимеризация под действием hv образуются соединения из двух молекул – димеры 3,5 димексил циклогексанол (формула указана на доске, класс объясняет вид изомеризации поясняя ответ).
Фотоконденсация: Под hv с образованием новых связей. Присоединение различных альдегидов к алкенам – 1 с образованием кетонов.
O
hv
R –C + R – CH = CH2 R – CH2 –CH2 –C - R
H
O O
hv
R –C R + C (1)
H
H
O O
R + R- C RH + R – C (2)
H
O O
R – C + R – CH = CH2 R – CH – CH2 – C –R
(3)
O O
R – CH – CH2 – C – R + R – C R – CH2– CH2
H
O
- C – R + R – C (4)
Фотогидролиз: взаимодействие с Н2О под hv
коротоновая кислота
O O
CH3 – CH =CH - C + Н2О hv CH3 – CH- CH – H –C
OH (H-OH)
OH H OH
Фототаутомеризация – под hv внутримолекулярное перемещение атомов.
Фенилбензиловый эфир (формула указана на доске).
I. Строение полупроводников.
Особенности строения полупроводников на основе использования кристаллов германий и кремний. Рассмотрим кристалл кремний (SI):
ковалентная неполярная связь
SI SI SI
SI SI Каждый атом связан четырьмя соседними атомами,
все электроны на внешнем электронном слое
SI SI SI связаны и мест для свободных е нет. Создание
внешнего электронного поля не приведет, к переходу электронов от атома к атому и кристалл не будет проводить электрический ток (при t низкий), но при повышении t за счет энергии тепловых колебаний атомов, часть ковалентных связей разрушается и в кристалле появляются свободные электроны ( е ).
Электроны (е) под действием внешнего электронного поля. Возникает упорядоченное движения, созданное направленным движением электронов – возникает собственная проводимость полупроводников.
Учитель физики: Применение полупроводников.
Переход к фотосинтезу (сообщение ученика о фотосинтезе).
Демонстрируется опыт: Вытяжка (спиртовая) хлорофилла из листьев комнатных растений. Колба со спиртом нагревается и в неё помещается зелёный лист. Через некоторое время лист – зелёный. (Классу демонстрируется вещество, в котором происходит фотосинтез). Фотосинтез – процесс трансформации поглощённый организмом энергии света в химическую энергию органических соединений. Фотосинтез выражается следующим суммарным уравнением:
6 CO2 + 6 Н2О С6Н12О6 + 6 О2
( Вопрос классу, откуда выделяется из СО2 или Н20 кислород, обсуждение класса): оказывается первичным актом разложения является разложение воды Н20, на окислитель ОН и восстановитель Н+ и всё это происходит под действием hv в хлорофилл.
hv
4 Н20 хлороф. 4н + 4он
4 OH 2 Н2О + О2 (уходит в атмосферу) – световая фаза фотосинтеза.
А куда же тогда уходит восстановитель Н+ (темновая фаза фотосинтеза)
С02 + 4 (Н+) (С6Н12О6) + Н20(дает глюкозы с объяснениями) глюкоза
Схема: молекула хлорофилла: C55H72O5N4Mg – процессы происходившие в хлорофилле очень сложны и мы не обойдёмся без помощи биологии. Дарвин сказал: «Хлорофилл – это, то пожалуй самое интересное из органических веществ». Другой ученый Костычев заметил, что «стоит зелёному листу прекратить работу на несколько лет, и всё живое население зелёного шара, в том числе и всё человечество, погибнет».
Учитель физики: (музыка) Игра в черный ящик: объектив фотоаппарата, глаз, фотобумага.
Сообщение готовит ученик «Построение в тонких линзах».
(Работа в тетрадях).
Переходит к химизму фотографий.
Учитель химии: Процесс получения фотографий включает в себя основные этапы:
- Получение скрытого изображения
- Проявление и закрепление фотопленки (получение кадра)
- Процесс печатания: проявление, закрепление фотографий.
Используемые реактивы для проявки: гидрохинон и аминофенол (чернобелые проявители); диэтиламин апилин (цветная проявка).
Какие процессы происходят?
Сама фотопластинка представляет собой бромид серебра в желатине (формула на доске). Желатин удерживает, связывает активный бром. Действие света приводит к образованию активных молекул Аg.
Будьте внимательны: при проявлении!
Закрепление:
NA2S203 (теосульфат NA) – закрепитель
2NA2S203 + АgBr NA3(Аg S203)2 + NABr
Растворимое вещество которое вымывается.
Таким образом фотография проявлена.
Учитель физики: Переходим на глаз. Проводим аналогию между фотоаппаратом и глазом (Сообщение ученика о строение глаза).
Учитель физики: переходит на астрономию с действием света.
Учитель химии: Заканчивает разговор о взаимодействии физики и химии в раскрытии вопроса «Действие света».
Рефлексия: Ученикам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Домашнее задание: составить четверостишие со словами: свет, волна, фотопленка, фотоаппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока экологии и химии Тема:«Действие газированных напитков на живой организм»
участник всероссийского конкурса методических разработак...
Урок-сказка "Колобок" по теме "Действия с дробями"7 вид 6 класс
Урок - путешествие по теме "Действия с дробями. Нахождение дроби от числа" предназначен для 6-классников, обучающихся в классах ЗПР....
Урок обобщающего повторения по теме "Действия с натуральными числами"
Урок посвещен обобщающему повторению материала 5 класса "Все действия с натуральными числами"...
Обобщающий интегрированный урок (химия + физика) по теме: «Электролиз»
Обобщающий интегрированный урок (химия + физика) по теме: «Электролиз»...
Открытый урок в 5 классе. Урок обобщающего повторения по теме "Действия с десятичными дробями"
Урок с использованием коллективного способа обучения...
Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества».
Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате ко...
Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли"
Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли" посвящен воде. Урок проводился в 8-9 классах с целью сформирования у учащихся целостного представления о воде....