Урок по теме "Белки", химия 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Цель урока: дать понятие о белках как о полимерах, построенных из остатков аминокислот; сформировать представление о трех структурах белковой молекулы; показать биологическую роль белков на основе межпредметных связей с биологией; рассмотреть химические свойства белков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belki.ppt | 1.03 МБ |
urok_belki.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь – это способ существования белковых тел. Ф.Энгельс
Белки – высокомолекулярные природные соединения (биополимеры), состоящие из остатков аминокислот, которые соединены пептидной связью. Белки Протеины Протеиды
Функции белков Строительная (пластическая) – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Каталитическая – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Двигательная – сократительные белки вызывают всякое движение. Транспортная – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. Защитная – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ. Энергетическая – 1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. Рецепторная – реакция на внешний раздражитель
В состав белковых веществ входят: углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Гемоглобин – C 3032 H 4816 O 872 N 780 S 8 Fe 4 . Молекулярная масса белков колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Mr белка яйца = 36 000, Mr белка мышц = 1 500 000 Качественный состав белков
Первичная структура – последовательность чередования аминокислотных остатков в полипептидной цепи.
Вторичная структура – пространственная конфигурация полипептидной цепи, то есть ее возможное расположение в пространстве. Для белков наиболее часто встречающимся вариантом вторичной структуры является спираль .
Третичная структура – трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль. Третичной структурой объясняется специфичность белковой молекулы и ее биологическая активность.
Четвертичная структура – расположение в пространстве нескольких полипептидных цепей, каждая из которых имеет свою первичную, вторичную и третичную структуру и называется субъединицей .
Химические свойства белков 1. Гидролиз (кислотно-основный, ферментативный), в результате которого образуются аминокислоты. 2. Денатурация – нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов. Денатурированный белок теряет свои биологические свойства.
Цветные реакции на белки 1. Ксантопротеиновая – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой, которое сопровождается появлением желтой окраски. 2. Биуретовая – взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди ( II ), в результате которой появляется фиолетово-синяя окраска.
На «4» 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию. А) Ферменты выполняют… функцию Б) Белки-гормоны выполняют … функцию Б) Антитела выполняют … функцию. В) Гемоглобин выполняет …функцию. В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют … функцию. Г) Сократительные белки выполняют …функцию Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют… функцию. На выполнение задания – 5 минут
Домашнее задание Параграф 17 стр.128-133, упр.10 стр.134.
Предварительный просмотр:
Химия. 10 класс.
Тема: «Белки».
Учитель химии СОШ №18 г. Сочи, Краснодарского края
Василевская Оксана Васильевна
Предмет | Химия | Класс | 10 | ||||
Тема урока | Белки | ||||||
Цель урока: дать понятие о белках как о полимерах, построенных из остатков аминокислот; сформировать представление о трех структурах белковой молекулы; показать биологическую роль белков на основе межпредметных связей с биологией; рассмотреть химические свойства белков. Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Описывать структуры и свойства белков как биополимеров. | Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств белков. Умение работать с источниками информации: анализ, обобщение, сравнение; работать с учебником; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать различные точки зрения, работать в парах. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений, химической грамотности и интереса к исследовательской деятельности, самооценка, самоанализ. | |||||
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | ||||||
Основное содержание учебного материала | Белки как биополимеры, их строение (первичная, вторичная и третичная структуры), химические свойства (денатурация, гидролиз, качественные реакции – биуретовая, ксантопротеиновая). Биологические функции белков: строительная, ферментативная, защитная, транспортная, сигнальная и др. | ||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийное оборудование, электронное приложение к учебнику. | ||||||
Оборудование | Учебник О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Таблица «Белки». | ||||||
Образовательные интернет - ресурсы: | www.drofa.ru | ||||||
СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | |||||||
Деятельность учителя Работа с учебником. Вопрос №1 стр. 134: Какие вещества называют аминокислотами, а какие белками? Что общего между этими классами органических соединений? Вопрос №2 на стр. 134: Почему аминокислоты – амфотерные соединения? Выполнение заданий по вариантам. 1 вариант - №3 стр.134: На основе примеров, приведенных в параграфе, попробуйте предложить способ образования названий аминокислот. 2 вариант - №4 стр.134: Какими свойствами обладают аминокислоты? Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства аланина. 3 вариант – слайды 2,4,5 электронного приложения. | Деятельность учащихся Высказывают мнения, отвечают на вопросы. Выполняют задание и отчитываются. | ||||||
2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | |||||||
Деятельность учителя Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? (Слайд №1) Тема урока – «Белки».Что вы знаете о белках из курса биологии? (Слайды 2-4). ПРОВЕРКА: Слайд 7 электронного приложения. | Деятельность учащихся Вспоминают сведения о белках, полученные на уроках биологии. Формулируют функции белков. | ||||||
3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | |||||||
Деятельность учителя 1.Организует формулирование учебных целей и задач урока: «Изучить строение, функции, химические свойства белков». | Деятельность учащихся Формулируют цели и задачи урока. | ||||||
4. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | |||||||
Деятельность учителя Организует работу в группах по вопросам №6, 7, 8 на стр.134. с использованием текста учебника (стр.128-130), таблицы №4, рис.77,78. | Деятельность учащихся работают в парах, согласно инструкции. Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Подготовьтесь работать с презентацией и слайдами электронного приложения. 3.Сделать записи в тетрадях. | ||||||
5. “Открытие нового знания”. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | |||||||
Деятельность учителя 1. Заслушивает группы с результатами работы (Слайды 3-10) (Слайды 6,8,9,10,11,12,14,15 электронного приложения). Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. | Деятельность учащихся Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. | ||||||
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации | |||||||
Деятельность учителя 1.Организует проведение тестовой дифференцированной проверочной работы (Слайды 12-16). 2. Организует взаимопроверку работы. | Деятельность учащихся Выполняют тестирование. Осуществляют взаимопроверку. | ||||||
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | |||||||
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | ||||||
8. Домашнее задание | |||||||
Параграф 17 стр.128-133, упр.10 стр.134. (Слайд 17). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)
Поваренная соль - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...
Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия
Урок, созданный с целью: - акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах веществ, как представителей классов нео...
урок с презентацией химия 9класс "Предмет органической химии"
Первый урок темы "Органические соединения" химия 9класс, праграмма О.С.Габриеляна.Представлена разработка урока, презентация,самоанализурока....
Программа краткосрочного элективного курса по химии на уроках предпрофильной подготовки (9 класс) "Решение задач повышенной сложности по химии с помощью уравнений и неравенств"
Рабочая программа для уроков предпрофильной подготовки по химии в 9 классе...
Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"
Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...
Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок - обобщение по химии по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе по формированию универсальных учебных действий обучающихся....
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...