Урок "Серная кислота, её соли. Качественная реакция на сульфат-ион"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока, инструкцию по выполнению лабораторного опыта, оценочный лист, презентацию к уроку " Серная кислота..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_po_vypolneniyu_laboratornogo_opyta.docx | 23.12 КБ |
list_zadaniy.docx | 30.96 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 23.95 КБ |
sernaya_kislota_prezentatsiya.pptx | 582.96 КБ |
urok.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению лабораторного опыта.
« Качественная реакция на сульфат-ион»
При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.
- К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- К раствору соли Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.
Инструкция по выполнению лабораторного опыта.
« Качественная реакция на сульфат-ион»
При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.
- К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- К раствору соли Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.
Инструкция по выполнению лабораторного опыта.
« Качественная реакция на сульфат-ион»
При выполнении л.о. соблюдайте правила по технике безопасности, при работе с кислотами и со стеклянной посудой.
- К раствору Н2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- К раствору соли Na2SO4 добавьте раствор соли BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
- Сделайте вывод, опираясь на краткое ионное уравнение.
Предварительный просмотр:
Лист заданий
Ф.И.ученика__________________________________________________
Задание № 1 « Химические свойства Н2SO4 разбавленной » :
Закончите уравнения химических реакций:
А) Взаимодействует с амфотерными и основными оксидами:
ZnO + →
CaO+ →
Б) С основаниями:
КОН+ →
В) С амфотерными гидроксидами:
Zn(O+ →
Г) С солями:
C(P →
Д) С металлами:
Zn+ →
Сравните с образцом на слайде и за каждое правильно написанное уравнение поставьте по 1 баллу. Подсчитайте полученный балл. Перенесите его в оценочный лист
Итого:
Задание № 2 « Химические свойства Н2SO4 концентрированной»:
Закончите уравнение химической реакции. Составьте электронный баланс. Сформулируйте вывод.
Hg + ( конц.)→
Сравните с образцом выполнения задания на слайде. Оцените согласно критериев. Подсчитайте полученный балл и перенесите его в оценочный лист.
Итого:
Задание № 3
Работая с учебником (стр.139-140), изучите применение серной кислоты и её солей. Дайте названия солям и ответьте устно соседу по парте на вопрос №8 (стр. 142)
Na2SO4 * 10 H2O ---- ( 0.5 балла)
CaSO4 * 2 H2O ----- ( 0.5 балла )
BaSO4 ------- ( 0.5 балла)
CuSO4 * 5 H2O ------ ( 0.5 балла)
Упр. 8----- ответили правильно на вопрос ( 1балл)
За каждую правильно названную соль вы набираете 0.5 балла, а за ответ на вопрос -1 балл. Перенесите полученный балл в оценочный лист.
Итого :
Предварительный просмотр:
Оценочный лист:
Ф.И. ученика_________________________________________
№ задания | Количество баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
Всего | |
Отметка |
Оценочный лист:
Ф.И. ученика_________________________________________
№ задания | Количество баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
Всего | |
Отметка |
Оценочный лист:
Ф.И. ученика_________________________________________
№ задания | Количество баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
Всего | |
Отметка |
Оценочный лист:
Ф.И. ученика_________________________________________
№ задания | Количество баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
Всего | |
Отметка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Производство с ерной кислоты S + t , ( конц .) Fe олеум S + O = + Q
Химические свойства разбавленной серной кислоты. Взаимодействует с : амфотерными и основаниями металлами основными 2КОН+ → оксидами +2 O (1балл) ZnO + → амфотерными Zn+ → Zn + O гидроксидами солями Zn + (1балл) C (P → (1балл) CaO + → Zn(O + → 3Ca +2 Ca + O Zn + 2 O (1балл) (1балл) (1балл)
Химические свойства концентрированной серной кислоты Реагирует почти со всеми металлами, кроме благородных. Водород при этом не выделяется, а получаются следующие продукты реакции: S, , S , в зависимости от активности металла и условий протекания химической реакции. Ряд активности металлов S, , S Fe и Al пассивируются ( конц .) на холоде.
Ответ к заданию № 2 Hg + 2 ( конц .)→ HgS + + 2 - 2 e → восстановитель + 2e→ окислитель Hg в ряду активности стоит после водорода, поэтому в реакции с ( конц .) выделяется . Критерии оценивания: - правильно записали продукты реакции ( 1балл) - расставили коэффициенты в уравнении ( 1балл) - составили электронный баланс ( 1балл) - определён окислитель и восстановитель ( 1 балл) - сформулирован вывод ( 1балл)
Лабораторный опыт « Качественная реакция на сульфат-ион» 1. + BaC → Ba белый + → Ba 2. + BaC → Ba + 2NaCl + → Ba 3. Сульфат-ионы определяются ионами бария, образуется белый молочный осадок.
Соли серной кислоты
Рентгеновский снимок кишечника, заполненного сульфатом бария
Глауберова соль
Гипс
Критерии перевода баллов в отметку: 7-9 баллов соответствует отметке «3» 10-12 баллов соответствует отметке «4» 13-14 баллов соответствует отметке «5»
Урок закончен. Всем спасибо
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: « Серная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфат-ион.»
Цель: Способствовать формированию знаний о получении, свойствах и применении серной кислоты и её солей.
Тип урока: урок формирования знаний с элементами закрепления.
Методы: словесно-наглядно-практические.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. Приветствие. Начинаем наш урок. Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке? Хорошо Помогите мне составить опорную схему по изученному материалу. Составляем схему: Соединения какого элемента мы с вами изучили? Какие бинарные соединения она образует? SO2 ← S→ H2S ↓ SO3 Все эти вещества образуют кислоты. Какие? Продолжаем схему H2SO3← SO2 ← S→ H2S→ H2S ↓ SO3 ↓ Какие соли дают изученные кислоты? А какая кислота образуется из SO3? А мы её изучали ? H2SO3← SO2 ← S→ H2S→ H2S ↓ SO3 ↓ ? Что мы знаем о серной кислоте и о её солях? А чтобы проверить достаточно ли этих знаний, мы сейчас поиграем в да/нет/не знаю. Я называю утверждение, а вы если согласны с ним говорите- да, а если не согласны, то-нет, ну ,а если не знаете об этом, то-не знаю.
Всё ли мы знаем о серной кислоте? О её солях? Тогда какую тему сегодня изучим? Записываем тему урока. (слайд№1) Определите цели урока:
А) Получение серной кислоты Из чего получают Н2SO4? А SO3? А SO2 ? И не только. Посмотрим на слайд № 2 презентации. Объясняет стадии производства Н2SO4. Ребята, вы где-нибудь встречались со словом «олеум» ? При перевозке грузовыми поездами, на цистернах. Б) Итак кислоту получили. Теперь изучим её свойства. Как любая из кислот, с какими веществами серная кислота разбавленная вступает в реакцию? Правильно, молодцы. У вас на столе лежат листы с заданиями, выполните задание №1. Время на выполнение- 4 минуты. Проверьте правильность выполнения этого задания по образцу. (слайд №3) Для этого поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Оцените его, запишите полученный балл за первое задание в оценочный лист. Изучили свойства Н2SO4 разб.,двигаемся дальше к достижению цели. Ребята, для реакции металла с кислотой, запишите эл. баланс и определите ок-ль и в-ль Zn- 2e = Zn+2 в-ль 2Н++2е =2Н0 ок-ль Хорошо, молодцы! Ребята , Н2SO4(конц) обладает некоторыми специфическими свойствами ( слайд №4) Откройте учебник и изучите на стр 138 уравнения х.р. взаимодействия серной конц. кислоты с медью и цинком. Запишите эл баланс для реакции меди с концентрированной кислотой Си0-2е =Си+2 в-ль S+6+2e = S+4 о-ль Посмотрите, ребята, если в реакцию с металлом вступает серная разб. кислота, то окислитель-Н+, а если в реакцию вступает серная конц. кислота, то окислитель-S+6. Одинаково ли идёт процесс? Одинаковые ли продукты? Какой вывод можно сделать? (По-разному идёт процесс, поэтому и продукты разные. ) А теперь выполним задание №2 из листа заданий. Время на выполнение 3 минуты. Закончили работу, проверьте правильность выполнения задания по образцу на слайде (слайд №5). Запишите полученный балл в оценочный лист, согласно указанных критериев. Ребята, а кто в этой реакции является окислителем? А сейчас я предлагаю вам узнать о качественной реакции на серную кислоту и её соли. Для этого вы выполните л. о. Какие правила Т.Б. необходимо соблюдать при выполнении л.о. ? Распишитесь в журнале по Т.Б. Выполните опыт, согласно прилагаемой инструкции, которая находится у вас на столе. Время на выполнение и оформление опыта -7 минут. Итак, что у вас получилось? Что является реактивом на серную к-ту и её соли? Что при этом происходит? Смотрим слайд №6 А теперь рассмотрим применение серной кислоты и её солей. Вписываем в схему, которая на доске H2SO3← SO2 ← S→ H2S→ H2S ↓ SO3 ↓ Н2SO4 ↓ Сульфаты Гидросульфаты Na2SO4 NaHSO4 В листе заданий выполните задание № 3 Оцените согласно критериев. Запишите полученный балл в оценочный лист Посмотрим презентацию (слайды 7-10)
Итак, ребята, вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы считаете мы достигли поставленной цели? Почему так считаете? Что для вас на уроке было наиболее интересным? Что было самым трудным? А сейчас предлагаю в группах по 4 человека составить синквейн по теме урока. А я в заключении предлагаю вам свой синквейн: Серная кислота Едкая, опасная Обжигает, растворяет, уничтожает Необходима в промышленности, опасна в быту Химическое соединение.
В оценочных листах подсчитайте полученные вами баллы и переведите их в отметку по критериям на слайде ( слайд №11). Сайте мне ваши листы. Поднимите руки, у кото отметка «5» , у кого «4», у кого «3».Кто не смог себя оценить по заданным критериям? Хорошо. Окончательную отметку за урок я объявлю на следующем уроке, проанализировав ваши оценочные листы.
Запишем Д.З. параграф 23, упр.7 Урок закончен (слайд№11). Всем спасибо. | Отвечают на вопрос S H2S, SO2, SO3 Сероводородную, сернистую Сульфиды и гидросульфиды, сульфиты и гидросульфиты. H2SO4 Нет Что она проявляет свойства кислот. Соли –сульфаты. И больше ничего Формулируют цель урока Из SO3 Из SO2 Из S Работа со слайдом. Отвечают на вопрос С основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с амфотерными гидроксидами, с солями, с металлами. Выполняют задание Работа в парах Заполняют оценочные листы Записывают в тетрадь, а кто-нибудь один у доски. Изучают вместе с учителем содержимое слайда Все пишут в тетрадь, а кто-нибудь один у доски Делают вывод Выполняют индивидуально Оценивают себя Тоже S+6 Выполняют опыт Соединения бария, выпадает белый осадок. Работают с презентацией Глауберова соль( в пр-ве соды ,стекла, в медицине), Гипс (строит-ве, медицине) Сульфат бария (медицина) Гидросульфат калия. Потому что, Н2SO4 применяется почти во всех отраслях хим. промышленности. Отвечают на вопросы
Составляют синквейн Сдают листы. Поднимают руки Записывают д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"
Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...
Качественные реакции на ионы (таблицы)
Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...
Обобщающий урок в 8 классе " Кислоты и соли"
Урок посвящен обобщению тем " Кислоты и соли". На уроке повторяются вопросы о строении, свойствах и взаимосвязи этих классов веществ. Задания представлены в занимавиде загадок , ребусов, кроссвордов. ...
"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".
Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)
Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)...
Проверочная работа по теме "Соединения серы со степенью окисления -2, +4, +6. Качественные реакции на серную кислоту и сульфаты".
В проверочной работе 3 задания, рассчитано на 15 мин работы. Учащимся необходимо записать качественные реакции, их признаки; осуществить цепочку превращений и определить степени окисления...