Урок по органической химии "Муравьиная и уксусная кислоты" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Данный урок предусматривает реализацию системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muravinaya_i_uksusnaya_kisloty_10_klass.docx | 55.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20» |
МУРАВЬИНАЯ И УКСУСНАЯ КИСЛОТЫ – ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНООСНОВНЫХ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ |
Методическая разработка урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо Химия – 10 класс (1 час) |
Разработал учитель химии Гордеев А.С. |
г. Донской 2015 год |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (учебные и научные тексты, видеофильмы, лекции учителя, материалы Интернета).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование у учащихся критического мышления является одной из важнейших задач современного общего образования.
Технология РКМЧП включает совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую творческую активность, актуализировать уже сформированные знания), затем обеспечить ему условия для осмысления нового материала и помочь творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе данной технологии отличаются трёхстадийной структурой: вызов, осмысление, рефлексия, - с использованием соответствующих каждой стадии приёмов и методов.
На первой стадии – стадии вызова – ставится задача «вызвать» (то есть восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.
На второй стадии – стадии осмысления – ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией.
На третьей стадии – стадии рефлексии – учащиеся анализирую полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
Использование технологии РКМЧП:
- даёт возможность учителю формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать их креативные способности, проводить рефлексию деятельности учащихся и собственной деятельности;
- способствует самоопределению учащихся, формированию самостоятельности их мышления и деятельности;
- положительно влияет на результаты образовательного процесса.
На уроке используется составленная автором урока мультимедийная презентация «Муравьиная и уксусная кислоты – важнейшие представители предельных одноосновных карбоновых кислот» (см. приложение 1).
Оборудование: 1) персональный компьютер,
2) мультимедийный проектор Acer XD 1150,
3) демонстрационный экран,
4) система тестирования и опроса.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о предельных одноосновных карбоновых кислотах;
- изучить особенности строения, нахождение в природе, физические и химические свойства муравьиной и уксусной кислот в сравнении;
- рассмотреть практическое значение муравьиной и уксусной кислот, правила безопасного обращения с кислотами.
Ход урока:
I. Стадия вызова.
Учитель: На предыдущих уроках вы изучили классификацию карбоновых кислот и подробно рассмотрели особенности предельных одноосновных карбоновых кислот. Сегодня вам предстоит изучить строение, нахождение в природе, физические и химические свойства, практическое значение муравьиной и уксусной кислот как важнейших представителей предельных кислот. (На экран проецируется слайд № 1 с темой урока). Но сначала вспомним основные особенности предельных одноосновных карбоновых кислот. С этой целью вам предлагается выполнить тест (листы с тестом заранее были разложены на столах у учащихся).
Тест (составлен автором урока).
- Карбоксильная функциональная группа атомов – это…
|
|
|
|
- Предельные одноосновные карбоновые кислоты являются производными …
|
|
|
|
- Общая формула гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот…
|
|
|
|
- Кислота CH3-CH(CH3)-CH2-CH2-COOH имеет название…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их температура кипения…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их растворимость в воде…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их сила…
|
|
|
|
- Среди веществ: этиловый спирт, глицерин, фенол, уксусная кислота, - кислотные свойства выражены в наибольшей степени у…
|
|
|
|
- При добавлении к водному раствору предельной одноосновной карбоновой кислоты раствора лакмуса окраска индикатора становится…
|
|
|
|
- При взаимодействии предельной одноосновной карбоновой кислоты с щёлочью образуются…
|
|
|
|
- С водным раствором предельной одноосновной карбоновой кислоты не взаимодействует…
|
|
|
|
- С предельными одноосновными карбоновыми кислотами не взаимодействуют…
|
|
|
|
Учащиеся выполняют тест в течение 10 минут, после чего учитель осуществляет проверку с помощью системы тестирования и опроса. Затем ответы к тесту проецируются на экран (слайд № 2).
Ответы: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 1; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 4; 9 – 4; 10 – 2; 11 – 4; 12 – 2.
II. Стадия осмысления.
Учитель предлагает учащимся в течение 10 минут проработать текст параграфа 32 учебника Н.Е. Кузнецовой «Химия. 10 класс (профильный уровень)» (М.: Дрофа, 2011. – С. 197– 199), используя специальные пометки карандашом:
«V» – «это я знаю»;
«+» – «новая информация»;
«–» – «информация, противоречащая моим знаниям»;
«?» – «информация, требующая пояснения»;
«!» – «это интересно».
Учащиеся работают в группах по 3 – 4 человека, обмениваются мнениями по изучаемому вопросу, помогают друг другу преодолеть возникающие затруднения, делая необходимые пояснения.
III. Стадия размышления и рефлексии.
Учащиеся возвращаются в пары и в течение 10 – 12 минут составляют таблицу «Муравьиная и уксусная кислоты». Внешний вид таблицы проецируется на экран (слайд № 3), при этом в каждой паре один учащийся заполняет столбик «Муравьиная кислота», а второй – «Уксусная кислота», после чего они обмениваются результатами:
Муравьиная кислота | Уксусная кислота | |
Молекулярная формула | НCOOH | CH3COOH |
Структурная формула (слайд № 4) | H – C = O | O – H | H | H – C – C = O | | H O – H |
Особенности строения | В связи с отсутствием в молекуле муравьиной кислоты углеводородного радикала, являющегося источником положительного индукционного эффекта, атом водорода в карбоксильной группе наиболее подвижен, поэтому муравьиная кислота является самой сильной из предельных одноосновных карбоновых кислот. Кроме того, муравьиная кислота является и карбоновой кислотой, и альдегидом. | Радикал CH3- в молекуле уксусной кислоты является источником положительного индукционного эффекта, в связи с чем атом водорода в карбоксильной группе менее подвижен по сравнению с муравьиной кислотой, и уксусная кислота слабее, чем муравьиная. |
Нахождение в природе | Составляет до 70 % содержимого ядовитой железы рыжего муравья, в небольших количествах присутствует в поте и моче животных. Также содержится в крапиве и еловой хвое (слайд № 5). | Образуется при брожении с доступом воздуха виноградного вина за счёт окисления этилового спирта под действием фермента бактерий («уксусного грибка»). |
Физические свойства | Бесцветная жидкость с резким неприятным запахом, смешивается с водой в любых соотношениях. Плотность 1,22 г/мл, температура кипения 100,7оС, температура плавления 8оС. При попадании на кожу в зависимости от концентрации вызывает раздражение или ожоги. 1%-й спиртовой раствор муравьиной кислоты – муравьиный спирт. | Бесцветная жидкость с резким острым запахом, смешивается с водой в любых соотношениях. Плотность 1,049 г/мл, температура кипения 118,1оС. При охлаждении ниже 17оС чистая кислота превращается в бесцветную кристаллическую массу, похожую на лёд (ледяная уксусная кислота) (слайд № 6). Вызывает серьёзные ожоги кожи и отёки дыхательных путей. 70 – 80%-й водный раствор уксусной кислоты – уксусная эссенция. 3 – 9%-й водный раствор – столовый уксус. |
Способы получения | Из формиата натрия в две стадии: T, p 1.NaOH + CO → HCOONa T 2.HCOONa + H2SO4 → HCOOH + NaHSO4 | Из бутана каталитическим окислением: T, kat 2C4H10 + 5O2 → 4CH3COOH + 2H2O |
Специфические химические свойства | 1.Реакция «серебряного зеркала»: T, NH4OH HCOOH + Ag2O → CO2 + H2O + 2Ag (слайд № 7) 2.Разложение в присутствии концентрированной серной кислоты: T, H2SO4 HCOOH → CO + H2O | Хлорирование на свету: свет CH3COOH + Cl2 → CH2ClCOOH + HCl |
Применение | Для получения сложных эфиров, используемых в парфюмерии; в кожевенном деле (дубление кож); в текстильной промышленности (протрава при крашении); в качестве растворителя и консерванта; в пчеловодстве для борьбы с клещами (слайд № 8); в пищевой промышленности как консервант и для дезинфекции тары. Муравьиный спирт используется для растираний в медицине. | Для получения сложных эфиров, используемых в парфюмерии и в качестве растворителей; в пищевой промышленности в качестве консерванта и вкусовой добавки; в производстве лекарств, полимеров, красителей, ацетатного шёлка, негорючей фото- и киноплёнки. |
Учитель контролирует и корректирует работу учащихся, даёт необходимые комментарии, демонстрирует слайды презентации №№ 4 – 8.
По окончании работы с таблицей учащиеся в течение 10 минут решают задачи (составленные автором урока) и затем осуществляют в паре взаимную проверку правильности решения:
Задача для 1-го учащегося:
Рассчитать массу монохлоруксусной кислоты, которая может быть получена при взаимодействии 12,0 г уксусной кислоты и 3,36 л хлора (объём измерен при нормальных условиях).
Ответ: 14,18 г.
Задача для 2-го учащегося:
Рассчитать массу металлического осадка, которая может быть получена в реакции «серебряного зеркала» с участием 9,2 г муравьиной кислоты и избытка аммиачного раствора оксида серебра, если практический выход металла составляет 80 % по сравнению с теоретически возможным.
Ответ:34,56 г серебра.
Домашнее задание: составить опорный конспект по теме: «Высшие карбоновые кислоты. Мыла», используя параграф 32 учебника и справочную литературу, решить задачу № 9-30 и упражнение № 9-14 (задачник Н.Е. Кузнецовой, стр. 78, 80).
Литература
- Кузнецова Н.Е. Химия : 10 класс : профильный уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара, И.М. Титова / под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – С. 197 – 201.
- Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2007. – С. 78, 80.
- Дьякова Л.Д. Использование технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 27 – 29.
- Курдай Т.А. Технология развития критического мышления в преподавании ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 7. – С. 5 – 12.
- Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005.
В мультимедийной презентации «Муравьиная и уксусная кислоты – важнейшие представители предельных одноосновных карбоновых кислот» использованы иллюстрации из следующих источников:
- Ерёмин В.В. и др. Химия. 11 класс. Профильный уровень : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Ерёмин и др. ; под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунина. – М.: Дрофа, 2010. – С. 63 (слайд № 7), с. 71 (слайд № 6).
- Жизнь растений. Деревья и кустарники : Большая энциклопедия природы. Т. 7. – М.: ООО «Мир книги», 2003. – С. 17 (слайд № 5).
- Жизнь растений. Травянистые растения : Большая энциклопедия природы. Т. 6. – М.: ООО «Мир книги», 2002. – С. 81 (слайд № 5).
- Поведение животных : Большая энциклопедия природы. Т. 4. – М.: ООО «Мир книги», 2004. – С. 73 (слайд № 5).
- Потт Э. Жизнь животных : Большая энциклопедия природы. Т. 2. – М.: ООО «Мир книги», 2003. – С. 189 (слайд № 8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа " Получение уксусной кислоты и опыты с ней"
Практическая работа предназначена для учащихся 10 класса...
урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С....
Урок по теме "Многоликая уксусная кислота"
Исследовательский урок по химии в 10 классе с применением блочно-модульной системы и элементов технологии критического мышления....
Урок по органической химии "Натуральный каучук" (10 класс)
Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «химия – биология – география – и...
Презентация к уроку "Муравьиная и уксусная кислоты" (10 класс)
Данная презентация содержит материалы для проведения урока....
Технологическая карта урока "Муравьиная и уксусная кислоты" (10 класс)
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...