Презентация "Теория ЭД" (11 класс)
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему
Презентация содержит материалы для проведения уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия и положения ТЭД Электролитическая диссоциация (ЭД) – это процесс распада вещества на ионы при его растворении в воде или расплавлении. Электролиты – это вещества, которые при растворении в воде или расплавлении диссоциируют на ионы и водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток (кислоты, щёлочи, соли, вода).
Неэлектролиты – это вещества, которые при растворении в воде или расплавлении не диссоциируют на ионы и водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток (простые вещества – неметаллы, оксиды, большинство органических веществ (за исключением карбоновых кислот и их солей)). Электролитами являются вещества с ионной или ковалентной сильнополярной связью. Причина ЭД веществ с ионной связью при расплавлении – распад ионной кристаллической решётки вследствие резкого усиления теплового колебательного движения ионов при нагревании вещества. Образующиеся при этом ионы – свободные: NaCl → Na + + Cl - .
Механизм ЭД веществ с ионной связью при растворении в воде: а) притяжение диполей воды к ионам в кристаллической решётке электролита; б) разрушение кристаллической решётки электролита вследствие увлечения ионов, окружённых диполями воды, в раствор; в) образование раствора с гидратированными ионами (окружёнными гидратной оболочкой из диполей воды): NaCl + aq → Na + (aq) + Cl - (aq) Al 2 (SO 4 ) 3 + aq → 2Al 3+ (aq) + 3SO 4 2- (aq)
Механизм ЭД веществ с ковалентной полярной связью при растворении в воде: а) притяжение диполей воды к диполям электролита в его кристаллической решётке; б) разрушение кристаллической решётки электролита вследствие увлечения его диполей, окружённых диполями воды, в раствор; в) разрыв диполей электролита на ионы под действием диполей воды; г) образование раствора с гидратированными ионами (окружёнными гидратной оболочкой из диполей воды): CH 3 COOH + aq ↔ CH 3 COO - (aq) + H + (aq) HNO 3 + aq → H + (aq) + NO 3 - (aq)
Ионы в водных растворах и расплавах электролитов движутся беспорядочно (хаотично). При пропускании электрического тока через водный раствор или расплав электролита движение ионов упорядочивается: положительно заряженные ионы (катионы) движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательно заряженные ионы (анионы) – к положительно заряженному электроду (аноду).
Ионы отличаются от нейтральных атомов по строению (имеют устойчивую конфигурацию внешнего энергетического уровня – либо 0 электронов (катионы), либо 8 электронов (анионы)) и, как следствие, по свойствам. Электролитическая диссоциация является обратимым процессом. Процесс, обратный электролитической диссоциации, называется ассоциацией (рекомбинацией).
Классы электролитов Кислоты – диссоциируют с образованием катионов водорода и анионов кислотного остатка. Многоосновные кислоты диссоциируют по ступеням: HCl → H + + Cl - 1. H 2 SO 4 → H + + HSO 4 - 2. HSO 4 - ↔ H + + SO 4 2- Вследствие ЭД в водных растворах кислоты изменяют окраску кислотно-основных индикаторов: лакмус: фиолетовый → красный; метилоранж: оранжевый → красно-розовый; фенолфталеин остаётся бесцветным.
Основания – диссоциируют с образованием катионов металла и анионов гидроксила. Многокислотные основания диссоциируют по ступеням: NaOH → Na + + OH - 1. Ca(OH) 2 → CaOH + + OH - 2. CaOH + ↔ Ca 2+ + OH - Вследствие ЭД в водных растворах растворимые основания (щёлочи) изменяют окраску кислотно-основных индикаторов: лакмус: фиолетовый → синий; метилоранж: оранжевый → жёлтый; фенолфталеин: бесцветный → малиновый.
Средние (нормальные) соли – диссоциируют с образованием катионов металла и анионов кислотного остатка. Диссоциация протекает в одну ступень: Mg(NO 3 ) 2 → Mg 2+ + 2NO 3 - Al 2 (SO 4 ) 3 → 2Al 3+ + 3SO 4 2- Na 3 PO 4 → 3Na + + PO 4 3- Кислые соли – диссоциируют с образованием катионов металла, катионов водорода и анионов кислотного остатка. Диссоциация протекает по ступеням: 1. Na 2 HPO 4 → 2Na + + HPO 4 2- 2. HPO 4 2- ↔ H + + PO 4 3-
Основные соли – диссоциируют с образованием катионов металла, анионов гидроксила и анионов кислотного остатка. Диссоциация протекает по ступеням: 1. Ca(OH)Cl → CaOH + + Cl - 2. CaOH + ↔ Ca 2+ + OH - Двойные соли – диссоциируют с образованием катионов двух разных металлов и анионов кислотного остатка. Диссоциация протекает в одну ступень: NaCr(SO 4 ) 2 → Na + + Cr 3+ + 2SO 4 2-
Смешанные соли – диссоциируют с образованием катионов металла и анионов двух разных кислотных остатков. Диссоциация протекает в одну ступень: CaCl(OCl) → Ca 2+ + Cl - + OCl - Комплексные соли – диссоциируют с образованием комплексных катионов и анионов кислотного остатка. Диссоциацию можно считать протекающей в одну ступень, так как степень диссоциации комплексного катиона очень мала: [Cu(NH 3 ) 4 ]SO 4 → [Cu(NH 3 ) 4 ] 2+ + SO 4 2-
СТЕПЕНЬ ЭД Это количественная характеристика процесса ЭД, определяемая отношением числа молекул электролита, распавшихся на ионы, к общему числу его молекул: α = N дисс. /N общ. (0≤ α≤ 1 или 100 %) Степень ЭД возрастает при повышении температуры и разбавлении раствора электролита.
Сильные и слабые электролиты Сильные электролиты диссоциируют значительно (30 % ≤ α ≤ 100 %) – щёлочи, соли, ряд кислот ( HClO 4 , H 2 SO 4 , HNO 3 , HI, HBr, HCl, HMnO 4 ). Слабые электролиты диссоциируют незначительно (0 < α ≤ 5 %) – вода, гидроксид аммония и ряд кислот ( H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 , H 2 CrO 4 , H 2 Cr 2 O 7 , HCOOH, CH 3 COOH). Электролиты средней силы диссоциируют в средней степени (5 % < α < 30 %) – отдельные кислоты ( H 3 PO 4 , H 2 SO 3 , HF, H 2 C 2 O 4 ) .
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА РИО – это реакции, протекающие в водных растворах электролитов с участием гидратированных ионов. Качественные ионные реакции – это реакции, с помощью которых можно доказать наличие определённых ионов в исследуемых растворах: Ag + + Cl - → AgCl ↓ ( белый осадок) – качественная реакция на хлорид-анионы.
Правило Бертолле-Михайленко РИО протекают необратимо в сторону связывания ионов с образованием нерастворимых соединений, газообразных продуктов и продуктов, являющихся слабыми электролитами (вода, сероводородная, сернистая, азотистая кислоты и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....