Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса
учебно-методический материал по химии (7, 8 класс) на тему

Шеронова Светлана Михайловна

Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

                Л Е К Ц И Я   -

        Д Е М О Н С Т Р А Ц И Я

              ПО ХИМИИ

        ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

 Ребята! В следующем учебном году вам предстоит изучение удивительной науки- химии. Это наука о веществах и их превращениях. Химия очень конкретная наука и касается бесчисленных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и электронщику, и домохозяйке. Одновременно химия очень абстрактная наука, она имеет дело с  мельчайшими частицами, которые не разглядишь в любой микроскоп; со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами. Поэтому изучать химию трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре всё становится непонятно, а значит, скучно, а потом и страшно…

 Но давайте по порядку. Сначала: что такое вещество? То, из чего состоит всё на свете. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов ( азота, кислорода и других ),

Вода, которой мы умываемся, это ещё одно вещество, самое распространённое на Земле. Вещи, в которые мы одеты, сделаны из волокон - хлопчатобумажных, основа которых- природное вещество целлюлоза, и шерстяных, которые имеют белковую природу или химических волокон- искусственных и синтетических. Книжки, которые вы читаете; стулья, на которых сидите; дома, в которых живёте… Так что химия – обширная наука. Она имеет дело с  самыми разными веществами – жидкими и твёрдыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными. Уже сейчас известны миллионы( 22 ) веществ, а сколько их ещё не открыто…

         Этот час мы посвящаем

         Нашей химии, друзья.

         Присмотритесь хорошенько

         Как она для вас нужна.

         Только утром ты проснёшься,

         Сразу с химией столкнёшься,

         Мыло, щётка, порошок

         И пластмассы гребешок.

         На столе в солонке мирно

         Отдыхает NaCl

         Без него не обойдёшься

         Коль садишься ты за стол.

               

         На столе твоём тарелки,

         Чашки, блюдца так нужны.

         А они из белой глины

         Тоже химией даны.

         В чай кладёшь спокойно сахар,

         А какой он путь прошёл,

         Чтоб из свёклы алой, сладкой

         Он попал к тебе на стол.

         Ты оделся: присмотрись-ка

         Весь костюм твой целиком

         Тоже химии обязан

         И окраской и теплом.

         Наконец, пришёл ты в школу,

         Взял учебник и тетрадь,

         Обмакнул перо в чернила-

         Вспомни химию опять.

         Заболел – идёшь в аптеку.

         Сколько там лекарств найдёшь –

         Тоже химии обязан

         И без них ты пропадёшь.

         Чтоб уметь всё это делать,

         Нужно очень много знать.

         Значит, химию должны вы

         Знать, ценить и уважать!

 О многих веществах мы сейчас вспомнили. Теперь продолжим знакомиться дальше: что такое превращения? Когда одно вещество становится другим. Или так: было одно - стало два. Некоторые превращения веществ вам знакомы из повседневной жизни, например, вы зажгли спичку, повернули кран горелки газовой плиты, и произошло маленькое  привычное чудо: загорелся газ. Природный газ – пропан, который подаётся к плите по трубам, сгорает, из него получаются совсем другие вещества – углекислый газ и вода. Превращение природного газа и кислорода идёт с выделением теплоты, поэтому реакция горения используется и в больших котельных,  а не только дома на кухне, где выплавляют металлы из руд или делают цемент, кирпич, стекло…

 Но, вернёмся на кухню, где уже варится еда. На конфорках стоят кастрюльки и сковородки, и запах такой аппетитный! Почему крупы и картофель при варке становятся мягкими, а яйцо, наоборот, из жидкого становится твёрдым, на жареной рыбе появляется румяная корочка, а в духовке поднимаются пышные пирожки? Все эти « вкусные »  превращения основаны на химических реакциях, где одни вещества переходят в другие.

Что сегодня на ужин? Блинчики? У мамы наготове молоко, сахар, соль, вот она насыпает в чайную ложку питьевую соду и капает туда столовый уксус. Смесь « закипает»: это в результате химической реакции выделился углекислый газ. Если эта смесь попадёт в тесто, блинчики будут « воздушными » и вкусными.

 А теперь посмотрим фокусы химические превращения.

 Вода превращается в « вино ».      

В два стакана на одну треть объёма наливают воду и добавляют в один 3-4 капли спиртового раствора фенолфталеина, а в другой – чайную ложку соды. Если теперь соединить содержимое обоих стаканов, жидкость сразу же станет красно- малиновой. Вот и получилось

 « вино » ! А теперь превратим вино в воду - добавим 20 %-ной серной кислоты.

 Превращение « апельсина » в « лимон » или « зелёное яблоко ».

     Чтобы показать такие чудеса, надо приготовить водный раствор дихромата калия и раствор щёлочи, разбавленную серную кислоту и сульфит натрия.

Сначала показываем стакан с раствором дихромата калия.

Это раствор оранжевого цвета, цвета « апельсина ». Потом, добавив щёлочь, наблюдаем превращение « апельсина » в « лимон ». Добавив немного серной кислоты, вновь получим  « апельсин ».

 А если к раствору дихромата калия добавить немного разб. Серной кислоты и сульфита натрия, то жидкость сразу же позеленеет из- за окислительно- восстановительной реакции.

Вулкан  

Дихромат аммония насыпаем горкой на асбестированную сетку, добавляем стружки магния, спирт. Нагретой стеклянной палочкой « поджигаем » смесь.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Лекции - демонстрации. Виртуальные экскурсии

Основные классы неорганических соединений (обобщение изученного материала)Основные типы химических реакций (обобщение изученного материала)...

Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов

Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....

Программа занятий по химии для учащихся 1 – 4-ых классов, 5 – 7-ых классов в летнем лагере (2 ч в неделю / 8 часов). «Химия вокруг нас».

Данная программа рассчитана на небольшое количество часов для учащихся, которые еще не начали изучать химию как учебный предмет. Естественно, у детей нет соответствующих теоретических знаний и отсутст...