Элективный курс по химии для учащихся 9 класса
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Программа элективного курса "Занимательная химия" разработана для учащихся
9 классов. Программа составлена на основе межпредметного элективного курса М.В. Высоцкой «Экология. Элективные курсы. 9 класс», 2007г, г. Волгоград.
Программа рассчитана на 17часов (1 час в неделю).
Цель:
- заложить химические основы знаний для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, негативно влияющих на здоровье человека и окружающую среду.
Задачи:
-научить выявлять проблемы наиболее актуальные для среды обитания современного человека;
- сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания по химии и экологии;
-помочь использовать полученные знания по химии и экологии для прогнозирования дальнейших изменений среды и проектирования решения экологических проблем своего поселения на основе знаний по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Занимательная химия" разработана для учащихся
9 классов. Программа составлена на основе межпредметного элективного курса М.В. Высоцкой «Экология. Элективные курсы. 9 класс», 2007г, г. Волгоград.
Программа рассчитана на 17часов (1 час в неделю).
Цель:
- заложить химические основы знаний для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, негативно влияющих на здоровье человека и окружающую среду.
Задачи:
-научить выявлять проблемы наиболее актуальные для среды обитания современного человека;
- сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания по химии и экологии;
-помочь использовать полученные знания по химии и экологии для прогнозирования дальнейших изменений среды и проектирования решения экологических проблем своего поселения на основе знаний по химии.
Программа состоит из 4 разделов. Первый раздел «Введение» включает в себя следующие темы: здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Важнейшие молекулярные структуры и биохимические процессы в живых клетках. Биохимический механизм действия загрязняющих веществ на клетки. Изменение проницаемости мембран. Свободные радикалы. Тяжёлые металлы – комплексообразователи. Отравления свинцом. Механизмы самозащиты. Ксенобиотики и белки. Детоксикация тяжёлых металлов.
Второй раздел «Металлы. Их влияние на человека» включает в себя следующие темы:
Источники загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами. Аэрозоли. Биогеохимический круговорот. Культура производства и экономия средств. Токсичное действие тяжёлых металлов. Характеристики тяжёлых металлов. Пути перемещения тяжёлых металлов. Поступление тяжёлых металлов в живые организмы.
Тема. Обмен алюминия у человека. Проблемы с изменением содержания алюминия в крови.
Обмен алюминия. Изменение содержания алюминия к крови и спинномозговой жидкости. Отрицательное влияние больших концентраций алюминия в питьевой воде. Алюминиевая посуда.
Третий раздел «Микроэлементы» включает в себя следующие темы: Учение о биосфере Б.И. Вернадского. Микроэлементы. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Концентрация микроэлементов. Сбалансированность обмена веществ и состояние здоровья человека. Железодефицитная анемия. Биогеохимическая характеристика территорий. Канцерогены.
Четвёртый раздел «Загрязнения окружающей среды» включает в себя следующие темы: Практическая работа №1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом».
Расчёт количества выбросов автотранспортом близ территории школы. Практическая работа №2 «Определение тяжёлых металлов в почве». Обнаружение меди и свинца в почве на территории школы. Практическая работа №3 «Определению ионов железа (II) в водопроводной воде». Определение концентрации ионов железа (II) в водопроводной воде школы.
Практическая работа №4 «Воздействие на белки солей металлов». Изучение реакции осаждения белком куриного яйца под действием аналогов антропогенных химических факторов, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду.
Практическая работа №5 «Состав и качество питьевой воды». Оценка качества питьевой воды в своей квартире. Плюсы и минусы биотехнологических процессов.
Профессиональные вредности и женский организм. Микроклимат. Условия освещённости. Излучения. Токсические вещества. Профессиональные заболевания. Практическая работа №6 «Влияние городских свалок на здоровье человека». Захоронения. Сжигание. Сортировка и переработка. Вторая жизнь ненужных вещей.
Программа курса «Занимательная химия» включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки школьников в области химии и экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность.
Организация и содержание элективного курса является составной частью предпрофильной подготовки обучающихся. Программе элективного курса присуща развивающая функция, содержание её соответствует познавательным возможностям выпускников основной школы, а также предоставляет учащимся возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных (активных) методов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- проводить исследования состояния окружающей среды и влияния её на здоровье человека;
- вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека и окружающей среды;
- обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.
По итогам усвоения элективного курса учащиеся должны знать:
- Определение понятия «здоровье».
- Факторы, влияющие на здоровье.
- Влияние антропогенного загрязнения на молекулярные структуры и биохимические процессы.
- Источники загрязнения окружающей среды.
- Воздействие тяжёлых металлов на организм человека.
- Особенности алюминиевого обмена в организме человека и его нарушение.
- Распределение марганца в организме человека и его роль в процессе жизнедеятельности.
- Важнейшую роль железа в физиологии человека.
- Биологическую роль меди в физиологических процессах.
- Участие цинка в регуляции углеводного обмена и пути поступления его в организм человека.
- Особенности воздействия свинца на детский организм и профилактику свинцовых отравлений.
- Микроэлементы и их роль в организме человека.
Учащийся должен уметь:
- Объяснять роль металлов в организме человека.
- Устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его.
- Выявлять отличительные признаки нарушений обмена веществ, вызванных избытком или недостатком того или иного металла в организме человека.
- Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять её.
- Проводить отбор проб для практических и исследовательских работ по определению степени загрязнения воздуха, почвы, воды солями металлов и др.
- Грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц, графиков и др.
- Анализировать, делать выводы.
- Осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта.
- Определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.
Программа элективного курса 9 класса имеет практическую направленность и включает
6 практических работы. В каждом изучаемом разделе предусмотрены практические действия учащихся: исследования различных образцов, опыты, оформление результатов исследований.
Анкетирование учащихся на разных этапах занятий по данному курсу помогает отследить динамику интереса. Формой отчётности по завершении изучения курса может стать защита проекта.
Содержание программы:
Введение.(1ч).
Тема. Молекулярно-генетический аспект.
Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Важнейшие молекулярные структуры и биохимические процессы в живых клетках. Биохимический механизм действия загрязняющих веществ на клетки. Изменение проницаемости мембран. Свободные радикалы. Тяжёлые металлы – комплексообразователи. Отравления свинцом. Механизмы самозащиты. Ксенобиотики и белки. Детоксикация тяжёлых металлов.
Металлы. Их влияние на человека.(7ч).
Тема. Тяжёлые металлы и здоровье человека.
Источники загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами. Аэрозоли. Биогеохимический круговорот. Культура производства и экономия средств. Токсичное действие тяжёлых металлов. Характеристики тяжёлых металлов. Пути перемещения тяжёлых металлов. Поступление тяжёлых металлов в живые организмы.
Тема. Обмен алюминия у человека.
Проблемы с изменением содержания алюминия в крови.
Обмен алюминия. Изменение содержания алюминия к крови и спинномозговой жидкости. Отрицательное влияние больших концентраций алюминия в питьевой воде. Алюминиевая посуда.
Тема. Соединения ванадия и его воздействие на организм человека.
Источники поступления ванадия в атмосферу. Ингаляционный путь проникновения в организм человека. Суточная потребность человека в ванадии. Влияние на липидный обмен в организме человека. Эритропоэз. Неразумное потребление ванадия.
Тема. Марганец и инфаркт миокарда.
Влияние марганца на процесс кроветворения. Недостаток марганца в организме человека. Марганец и медицинская диагностика.
Тема. Медь и её влияние на иммунитет человека.
ПДК соединений меди в атмосферном воздухе, в пищевых продуктах, пути поступления меди в атмосферу. Медный купорос. Содержание меди в организме человека – плюсы и минусы.. Пигментация. Кератизация кожи и волос. Иммунобиологическая устойчивость и сопротивляемость организма.
Тема. Цинк и кожа.
Углеводный обмен. Инсулин. Феносульфат цинка. Антисептики. Ферменты. Яды. Злокачественные новообразования и цинк. Дефицит цинка в организме человека.
Тема. Загрязнение окружающей среды свинцом.
Источники загрязнения окружающей среды свинцом. Детский организм и свинец. Свинцовое отравление. Профилактика отравления свинцом. Свинцовое загрязнение почвы.
Микроэлементы.(1ч).
Тема. Микроэлементы и их роль в организме человека.
Учение о биосфере Б.И. Вернадского. Микроэлементы. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Концентрация микроэлементов. Сбалансированность обмена веществ и состояние здоровья человека. Железодефицитная анемия. Биогеохимическая характеристика территорий. Канцерогены.
Загрязнения окружающей среды.(8ч).
Тема. Практическая работа №1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом».
Расчёт количества выбросов автотранспортом близ территории школы.
Тема. Практическая работа №2 «Определение тяжёлых металлов в почве».
Обнаружение меди и свинца в почве на территории школы.
Тема. Практическая работа №3 «Определению ионов железа (II) в водопроводной воде».
Определение концентрации ионов железа (II) в водопроводной воде школы.
Тема. Практическая работа №4 «Воздействие на белки солей металлов».
Изучение реакции осаждения белком куриного яйца под действием аналогов антропогенных химических факторов, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду.
Тема. Практическая работа №5 «Состав и качество питьевой воды».
Оценка качества питьевой воды в своей квартире.
Тема. Плюсы и минусы биотехнологических процессов.
Профессиональные вредности и женский организм. Микроклимат. Условия освещённости. Излучения. Токсические вещества. Профессиональные заболевания.
Тема. Практическая работа №6 «Влияние городских свалок на здоровье человека».
Захоронения. Сжигание. Сортировка и переработка. Вторая жизнь ненужных вещей.
Тема. Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
Введение. | 4 | 4 | - | |
Важнейшие молекулярные структуры и биохимические процессы в живых клетках. Биохимический механизм действия загрязняющих веществ на клетки. | 1 | 1 | - | |
Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. | 1 | 1 | ||
Тяжёлые металлы – комплексообразователи. Отравления свинцом. Механизмы самозащиты. | 1 | 1 | ||
Ксенобиотики и белки.. | 1 | 1 | ||
Металлы. Их влияние на человека. | 14 | 14 | - | |
Тяжёлые металлы и здоровье человека. | 1 | 1 | - | |
Источники загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами. Аэрозоли. Биогеохимический круговорот | 1 | 1 | ||
Культура производства и экономия средств. | 1 | 1 | ||
Поступление тяжёлых металлов в живые организмы. | 1 | 1 | ||
Обмен алюминия у человека. Проблемы с изменением содержания алюминия в крови. | 1 | 1 | - | |
Отрицательное влияние больших концентраций алюминия в питьевой воде. Алюминиевая посуда. | 1 | 1 | ||
Соединения ванадия и его воздействие на организм человека. | 1 | 1 | - | |
Неразумное потребление ванадия | 1 | 1 | ||
Марганец и инфаркт миокарда. | 1 | 1 | - | |
Влияние марганца на процесс кроветворения. Недостаток марганца в организме человека. Марганец и медицинская диагностика. | 1 | 1 | ||
Медь и её влияние на иммунитет человека. | 1 | 1 | - | |
Содержание меди в организме человека – плюсы и минусы. Пигментация. Кератизация кожи и волос. Иммунобиологическая устойчивость и сопротивляемость организма. | 1 | 1 | ||
Цинк и кожа. | 1 | 1 | - | |
Загрязнение окружающей среды свинцом. | 1 | 1 | - | |
Микроэлементы. | 1 | 1 | - | |
Микроэлементы и их роль в организме человека. | 1 | 1 | - | |
Загрязнения окружающей среды. | 16 | 5 | 11 | |
Практическая работа №1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа № 2 «Расчёт количества выбросов автотранспортом близ территории школы». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №3 «Определение тяжёлых металлов в почве». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №4 «Обнаружение меди и свинца в почве на территории школы» | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №5 «Определению ионов железа (II) в водопроводной воде». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №6 «Оценка качества питьевой воды в своей квартире». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №7«Воздействие на белки солей металлов». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №8 «Изучение реакции осаждения белком куриного яйца под действием аналогов антропогенных химических факторов, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №9 «Состав и качество питьевой воды». | 1 | - | 1 | |
Практическая работа №10 «Условия освещённости. Излучения. Токсические вещества.». | 1 | - | 1 | |
Плюсы и минусы биотехнологических процессов. | 1 | 1 | ||
Практическая работа №11 «Влияние городских свалок на здоровье человека». | 1 | - | 1 | |
Захоронения. Сжигание. Сортировка и переработка мусора. | 1 | 1 | - | |
Вторая жизнь ненужных вещей | 1 | 1 | - | |
Профессиональные заболевания | 1 | 1 | - | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Список литературы:
1. Занимательная химия. 8-11 кл. – М.; Дрофа, 1996.
2. Химия. Проектная деятельность учащихся. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Экология. Элективные курсы. 9 класс. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии для учащихся 10 (общеобразовательных) классов "Пищевые добавки"
У каждого учителя сегодня часто возникает проблема с поиском программ и материалов для элективных курсов. Обучаясь на курсах повышения квалификации курс "Пищевые добавки" представлял нам О.С.Габриелян...
Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная лит...
Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса "Металлы и их соединения" (34ч)
В программу курса заложен большой демонстрационный эксперимент а также самостоятельная исследовательская деятельность учащихся лабораторные опыты и практические работы. Поэтому учащиеся смогут примени...
Элективный курс по химии для учащихся 10-11 классов по теме: «Решение расчетных задач».
Цели курса:формирование интеллектуальных и практических умений, позволяющих решать задачи различного уровня сложности, соответствующих требованиям ЕГЭ;ориентирование учащихся в выборе естественн...
Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса "Методы химического познания"
Курс способствует систематизации полученных знаний по химии, расширяет и углубляет их. Также способствует качественной подготовке к итоговой аттестации....
Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.
Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.) по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...
Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»
Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...