Конспект к уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс
учебно-методическое пособие по химии (8 класс) на тему
Конспект к уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс.
(Конспект к презентации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8-м классе на тему: «Горение. Медленное окисление»
Учитель: Шеремет Екатерина Анатольевна
Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.
Методическая цель урока: формирование познавательного интереса учащихся к предмету.
Главная проблема урока: формирование системных знаний о процессе горения, медленного окисления.
Задачи урока:
Обучающая
- сформировать знания о строении и составе пламени;
- актуализировать опорные знания о процессе горения с учётом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин; о процессе медленного окисления, исходя из жизненного опыта.
Воспитывающая
- создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения.
Развивающая
- способствовать формированию диалогического взаимодействия;
- развить эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям с помощью средств компьютерной техники;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- развить познавательную активность, творческие способности; умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития, используя знания из других учебных дисциплин (история, литература, география);
- развивать умения находить связь химии с жизнью.
Основные принципы:
- научность; доступность;
- учёт психофизических особенностей школьников этого возраста;
- оптимальность материала;
- связь с жизнью;
- наличие теоретических и занимательных элементов.
Формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы:
- словесные: беседа, монолог, диалог;
- наглядные: презентация;
- проблемно-поисковые: привлечение знаний из других наук.
Логика построения урока:
Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление → проверка усвоения → закрепление → анализ, самоанализ.
Оборудование:
- презентация «Магия огня»;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
- материалы к уроку (музыкальные записи, подборка стихотворений, раздаточный материал).
Приборы и реактивы для эксперимента:
свеча парафиновая, спички, предметное стекло, тигельные щипцы, два стакана разного объёма, пробирки, пробиркодержатели.
Оформление кабинета:
- на столах учащихся: раздаточный материал, приборы и оборудование;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор.
Этапы урока:
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I Организационный момент. 1-2 мин | знакомит с планом его проведения, акцентирует внимание на содержании учебного материала, познавательных умениях и приёмах умственной деятельности, используемых на уроке; о системе оценивания. | Внимательно знакомятся с планом урока, осознают и принимают учебную задачу. Подписывают рабочие листы. | |
II Актуализация знаний: чтение отрывков из стихотворений (смысловое чтение) 4 мин | Читает один из отрывков стихотворения С.Есенина. Предлагает ребятам прочитать стихи. Предлагает определить тему урока на основе прочитанных отрывков. Предлагает ознакомиться с эпиграфом к уроку «Изучение природы огня и без химии предпринимать отнюдь невозможно» (М.В.Ломоносов) Предлагает обратить внимание на красоту и торжественность огненной стихии. | Внимательно слушают, некоторые учащиеся читают отрывки из стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, все анализируют стихотворения, определяют понятие, объединяющее их (данное понятие - тема урока). | Презентация, слайд № 1 Презентация, слайд № 2 Слайд №№3-6 |
III Объяснение нового материала 2-3 мин | Предлагает заслушать отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей», своё мнение отразить в ответе на вопрос из карты анализа стихотворений. | Анализируют отрывок из поэмы, знакомятся с материалом презентации, делают записи в карте анализа стихотворений. | Презентация, слайд № 7 |
IV Исследование строения пламени свечи (практическая работа) 12 мин | Фон – песня А. Макаревича «Пока горит свеча». Напоминает правила техники безопасности, акцентирует внимание на этапах исследования, оформлении результатов, выводах Проводит обсуждение результатов. (Карта анализа стихотворений, вопрос №3*, связанный с анализом слов песни – творческое домашнее задание). | Знакомятся с этапами практической работы. | Презентация, слайд №8, песня А. Макаревича «Пока горит свеча» |
V Объяснение нового материала: А) процесс горения Б) медленное окисление 5 мин | Объяснение процесса горения. Условий, необходимых для процесса горения. Взрыв. Проблемный вопрос. | Внимательно слушают, осознают и принимают информацию. Обсуждают варианты ответов, смотрят видеоопыт, картинки и делают предположение. | Презентация, слайд № 9 Слайд №10 Слайд №11,12 |
VI Сравнение процессов горения и медленного окисления. 3 мин | Предлагает учащимся самим привести примеры процессов горения и окисления из жизни и, используя полученную на уроке информацию, сравнить два процесса, учащиеся фиксируют ответы в бланке ответов. Проверяем ответы. | Приводят примеры. Делают записи в бланке. | Материалы к уроку, презентация слайд №13 Слайд №14 |
VII Подведение итогов урока. Рефлексия. 1-2 мин | Подводит итоги урока, оценивание. Предлагает внимательно ознакомиться с представленным слайдом, вспомнить все и вычеркнуть лишние понятия, картинки, те, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку (раздат.материал). | дают оценку своей работы на бланках. Вычеркивают «лишние» понятия и объясняют свои действия. | Слайд №15 |
Сценарий урока.
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!
Меня зовут Екатерина Анатольевна. И мы сегодня продолжим с вами путешествие в удивительный мир веществ.
Обратите внимание, у вас на партах есть индивидуальные комплекты материалов, в которых мы сегодня будем работать. В ходе урока у вас будет возможность заработать определенное количество бонусов, на обратной стороне рабочего листа мы будем ставить специальные печати и в конце урока, учащиеся, набравшие максимальное число бонусов, а именно 5, имеют возможность получить «5» и т.д.
Итак, готовы? Начинаем наше сегодняшнее путешествие.
Он повсюду и везде:
В земле, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
О каком веществе говорится в этом четверостишии? – о кислороде.
Молодцы! Сейчас мы попробуем с вами в ходе беседы, определить тему сегодняшнего урока. И я попрошу кого-то из вас помочь мне – надо прочитать стихотворение с соблюдением знаков препинания и пауз. Причем, обратите внимание, у вас в рабочих листах есть карта анализа стихотворений, в ходе нашей беседы, мы будем постепенно заполнять ее – вписывать ответы на вопросы, выражать свое мнение. Итак, я начну…
С. Есенин
Я зажёг свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.
И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягчённой груди
Отгоняя печаль.
Безнадёжная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.
И я весело так
На костёр свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел…
Ученик 1:
Огонь — надежда в холода.
Как верный друг спешит на помощь:
Костёр зажжешь иль печь затопишь -
И не замерзнешь никогда.
Ученик 2:
Огонь поможет нам в ночи.
Вот факел — с ним светло и ночью.
Огня боятся стаи волчьи.
Наш друг ночной — огонь свечи.
Ученик 3:
А. Пушкин
Отрывок из «Евгения Онегина»
Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струёю
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит…
Ученик 4:
С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым -
Учись быть вежливым с огнём.
Вам понравились стихотворения?
Теперь попробуем определить тему урока на основе прочитанных стихотворений.
Напишите, пожалуйста, какой процесс объединяет все эти отрывки из стихотворений в бланк. Что у вас получилось? – (ответы учащихся)
Совершенно, верно. Тем, кто правильно ответил – печать.
Итак, первая часть темы сегодняшнего урока определена - «Горение». И эпиграфом к уроку я выбрала слова замечательного ученого, проявившего свой талант и в гуманитарных, и в естественных науках М.В.Ломоносова ««Изучение природы огня и без химии предпринимать отнюдь невозможно».
Посмотрите, пожалуйста, как красива и торжественна огненная стихия. Следует отметить, что об огне сложено также много сказок и легенд и, конечно, одну из них вы знаете – о Прометее.
На основе прочитанных стихотворений и представленной вашему вниманию легенды о Прометее, ответьте, пожалуйста, на второй вопрос карты анализа стихотворений. (слушаем ответы учеников)
Какие ассоциации возникают в связи с понятием «огонь»? – (ответы учащихся).
Вы поработали филологически, а теперь постараемся добыть знания экспериментальным путем. Для начала давайте вспомним ТБ:
Правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при проведении этой работы
- Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Производите опыты только над столом
- Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь для лабораторных и практических работ, письменные принадлежности. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- В случае ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями
Итак, инструкция к работе в рабочих листах. (Фон Песня Макаревича «Свеча горела…»)
Схема работы следующая:
- Читаем опыт №1. (кто-то из учащихся зачитывает)
- Теперь напишите, пожалуйста, свои предположения о том, что мы должны увидеть с вами и что это докажет (то есть сформулируйте гипотезу) и запишите ее в соответствующую графу таблицы «Гипотеза».
- Проведем эксперимент.
- Оформите вывод.
- Вопрос: Подтвердилась ли ваша гипотеза в ходе проведенного эксперимента? – ответы.
У кого подтвердилась – печать.
(По такой же схеме проводим еще два опыта).
Итак, какие мы можем сделать с вами выводы об условиях необходимых для возникновения горения и о самом процессе горения? – слушаем ответы учащихся.
Вы можете назвать процесс горения, протекающий с очень большой скоростью? – взрыв.
Правильно.
Мы выяснили с вами, что горение – процесс окисления, а все ли эти процессы протекают в природе с выделением тепла и света.
Внимание на следующий слайд. Вопрос: чем отличаются процессы окисления железа в атмосфере кислорода и на воздухе? Какие у вас предположения? – ответы учащихся.
Давайте посмотрим (демонстрация видео; картинки).
Итак, мы видим, что на воздухе все происходит значительно медленнее → вторая часть темы нашего урока «Медленное окисление».
Приведите еще примеры медленного окисления (прелые листья на слайде).
А теперь, на основании полученной информации, сравните, пожалуйста, эти два процесса «Горение» и «Медленное окисление» по признакам, представленным в таблице у вас в рабочих листах. Через пару минут проверим.
Попробуйте сформулировать вывод. (на слайде после попыток ребят)
Проверяем. Тем, кто сделал правильно – печать.
Итак, наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали. Предлагаю вашему вниманию слайд, у вас такая же картинка есть в индивидуальном комплекте. Задача: вычеркнуть понятия, не имеющие к сегодняшнему уроку никакого отношения. Через минутку проверим.
Готовы? Нажимаю на кнопку и лишние картинки и понятия со слайда исчезают.
Слушаем объяснения некоторых учащихся.
И последнее, что нам осталось – посчитать бонусы ☺
И поставить себе оценки.
В качестве творческого домашнего задания предлагаю написать уравнения реакций горения веществ, написанных в конце таблички к лабораторной работе и ответить на вопрос 3* по прослушанной песне А.Макаревича в карте анализа стихотворений.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)
Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)
Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)
Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...
Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...
Презентация к конкурсному уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс
Презентация к конкурсному уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс.(Уважаемые коллеги! Презентация не поместилась на сайте, пришлось перевести в другой формат)...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...