Деловая игра как форма изучения химического производства и ведения профориентационной работы
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Современное образование, являясь участником процесса зарождения нового всемирного сообщества, оказалось в самом центре проблем, связанных с развитием личности. Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.
«Круглый стол» промышленников Европы подчеркнул в своих документах: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
- способность работать в группе;
- командный дух и вкус риска;
- чувство ответственности и личная дисциплина;
- чувство инициативы, любознательности, творчества;
- дух профессионализма, стремление к совершенству;
- чувство служения общему делу.
Эти качества составляют основу духа предприятия».
Для успешного развития всех этих качеств на первый план выступает инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения становится развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе опыта имитационного и ролевого моделирования.
С этим направлением связана разработка модели обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра как форма изучения химического производства и ведения профориентационной работы
Современное образование, являясь участником процесса зарождения нового всемирного сообщества, оказалось в самом центре проблем, связанных с развитием личности. Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.
«Круглый стол» промышленников Европы подчеркнул в своих документах: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
- способность работать в группе;
- командный дух и вкус риска;
- чувство ответственности и личная дисциплина;
- чувство инициативы, любознательности, творчества;
- дух профессионализма, стремление к совершенству;
- чувство служения общему делу.
Эти качества составляют основу духа предприятия».
Для успешного развития всех этих качеств на первый план выступает инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения становится развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе опыта имитационного и ролевого моделирования.
С этим направлением связана разработка модели обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
Использование этих моделей обучения помогает учителям химии на более высоком уровне организовать профориентационную работу.
В этой работе можно выделить следующие направления:
- Раскрытие характера трудовой деятельности людей, занятых в химическом производстве и требований, предъявляемых к работникам современного производства.
- Допрофессиональная подготовка учащихся – формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях химиков; формирование умений и навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности.
Для решения задач этих направлений на уроках химии можно использовать разные формы организации учебной деятельности, среди которых важное место занимает проведение уроков – экскурсий на химические производства и организация по итогам этих экскурсий сюжетно-ролевых и деловых игр. В процессе этих игр на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
Деловая игра – это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.
Виды ролевых игр на уроке могут быть различными: совет бригадиров, совещание при директоре, репортаж с места событий, аттестация работников химического предприятия. Вид ролевой игры определяется содержанием программы, возможностями производственного окружения, подготовленностью учащихся к проведению игры.
Организация такой игры требует тщательной подготовки:
- определение целей урока;
- разделение учащихся класса на группы, которые будут выполнять различные должностные обязанности данного химического предприятия;
- разработка заданий для каждой группы «специалистов».
Группы «специалистов:
- Группа по изучению сырьевой базы производства
- какое сырье может быть использовано на данном производстве,
- основные месторождения, место их нахождения (карта),
- способ их транспортировки.
- Группа технологов
- основные химические процессы, лежащие в основе данного производства,
- характеристика процессов,
- оптимальные условия проведения этих процессов на производстве,
- общие научные принципы организации данного производства.
- Группа главного инженера
- характеристика основных аппаратов данного производства,
- конструкционные материалы, которые используются для этих аппаратов
- составление технологической схемы.
- Группа по охране окружающей среды
- физиологическое влияние продукта, отходов производства на организм человека,
- разрабатывают меры по утилизации отходов производства,
- вносят предложения по безотходной технологии.
- Группа проектировщиков
Осуществляет выбор места строительства завода согласно следующим условиям:
- связь с железной дорогой,
- близость водоема,
- обеспечение энергией,
- соблюдение экологических норм.
- Группа «отдела кадров»
- подготовка двух учащихся, которые будут выполнять роль руководителей производства,
- составить перечень специальностей по данному производству и их должностных обязанностей (таблица прилагается).
- Группа «отдела охраны труда и техники безопасности»
Участники каждой группы знакомятся с заданиями, уясняют цели и задачи, поставленные перед группой, формируют вопросы, по которым требуется консультация преподавателя. Консультации проводятся поочередно с каждой группой самим преподавателем или учителями-предметниками (в случае интегрированного урока).
После предварительной подготовки проводится непосредственно экскурсия на предприятие, где по ходу экскурсии учащиеся уточняют круг своих вопросов применительно к данному предприятию. После экскурсии проводится еще одна уточняющая консультация, после которой организуется сама игра, в ходе которой группы защищают свои задания.
Директор открывает совещание вступительным словом о значении данного продукта для промышленности и сельского хозяйства, раскрывает актуальность рассматриваемого вопроса. В заключении дает оценку работе групп и подводит итог. Руководит игрой и предоставляет слово каждой группе главный инженер.
Примерный перечень знаний, умений, и должностных обязанностей специалистов различных профессий, занятых в химическом производстве
Профессия | Что должен знать | Что должен уметь | Должностные обязанности |
Аппаратчик химического предприятия | Состав и свойства сырья, готовой продукции. Технологические принципы данного производства. Устройство и принцип действия основных и вспомогательных механизмов. Основные закономерности химической кинетики. Основные стадии химического производства. | Составлять уравнения реакций, лежащих в основе производства. Устанавливать взаимосвязь между свойствами веществ, закономерностями химической кинетики и устройством аппаратов. Производить расчеты по уравнениям реакций при решении задач производственного характера. | Проверяет соблюдение технологического режима с помощью контрольно-измерительных приборов. Регулирует подачу и загрузку сырья, пара, воды и электроэнергии. Отбирает пробы химического продукта. Выявляет и устраняет неполадки в аппаратах и приборах. |
Лаборант химической лаборатории | Химический язык. Состав и свойства сырья, готовой продукции. Правила техники безопасности в химической лаборатории. | Обращаться с веществами, лабораторным оборудованием, нагревательными приборами. Подбирать необходимые для химического эксперимента вещества. Выполнять химические эксперименты: очищать вещества от примесей; получать вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях; доказывать качественный состав вещества; готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества. Производить взвешивание на весах. Работать со справочной литературой. | Отбирает пробы для анализа промежуточных и конечных продуктов реакции. Собирает приборы и проводит исследования. Проводит качественный и количественный анализ веществ. |
Инженер-технолог | Технологические принципы химического производства. Устройство и принцип действия основных и вспомогательных аппаратов, технологическую схему производства. Основные закономерности химических реакций, охраны окружающей среды, комплексного использования сырья. | Выбирать оптимальные режимы производства на основе физико-химических характеристик процессов, проходящих в основных аппаратах. Составлять уравнения химических реакций производства основного продукта из различных видов сырья. Производить расчеты практического выхода продукта. Решать задачи производственного содержания. | Управляет процессом производства. Разрабатывает технологию производства. Выбирает сырье, аппараты в соответствии с химическими процессами. Разрабатывает методику проведения исследовательских работ по совершенствованию технологии производства. Обеспечивает общее руководство аппаратчиками и лаборантами. |
Приложение 3. Урок – ролевая игра по теме «Производство метанола»
Задачи урока:
- изучить общие принципы производства метанола;
- познакомить учащихся с химическими профессиями, связанными с производством метанола;
- продолжить работу по развитию творческой активности учащихся и умений самостоятельно приобретать знания.
Урок проводится в форме оперативного совещания при директоре. Повестка совещания (тема урока): «Организация производства метанола на АО «Акрон».
Урок начинается с вступительного слова учителя: «Сегодня мы проводим наш урок по итогам экскурсии на АО «Акрон». Урок наш будет необычным. В ходе его каждый из вас, используя имеющиеся знания по производству метанола, выступит в качестве специалиста одной из профессий данного производства. Вашей задачей является рассмотрение технологического процесса синтеза метанола на АО «Акрон». Проводить совещание будет директор.
Директор.
Метанол впервые был обнаружен в продуктах сухой перегонки древесины 340 лет назад. Но потребовалось почти 2 столетия, чтобы выделить его в чистом виде.
В 1923 году впервые было освоено промышленное производство метилового спирта из оксида углерода (II) и водорода под давлением 25-35 Мпа на цинк-хромовом катализаторе при температурах 320-3800С. Это были первые шаги, а нынче его производство исчисляется в мире миллионами тонн. Движущие силы этого грандиозного развития заключаются в том, что метанол является продуктом многоцелевого назначения.
Сфера использования метанола в химической промышленности необычайно широка: производство формалина, карбамидных смол, синтетических каучуков, уксусной кислоты, химических средств защиты растений, поливинилового спирта. Его используют в производстве фотопленки, различных аминов, красителей, а также в лакокрасочной промышленности.
Использование метанола как топлива известно более 150 лет. В наше время метанол используют как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Металлургия испытывает потребность в восстановительных газах. Такие газы можно получить конверсией метанола. Метанол может быть использован для получения синтетического протеина. Это новая страница в биологических методах производства кормового белка для сельского хозяйства.
Сегодня мы рассмотрим, как организовано производство этого бесценного сырья на нашем заводе. Слово предоставляется технологам.
Технологи.
В основе синтеза метанола лежат следующие химические реакции:
CO + 2H2 ↔ CH3OH + 90,73 кДж
- реакция соединения
- идет с уменьшением объемов
- обратимая
- каталитическая
- экзотермическая
CO2 + 3H2 ↔ CH3OH + H2O + 49,53 кДж
- обратимая
- экзотермическая
- каталитическая
- идет с уменьшением объемов
Условия проведения реакций: to = 200-260 0С, Р = 9 МПа
Технологическая схема производства метанола состоит из следующих стадий:
- 1. Сатурация природного газа (насыщение паром природного газа) до соотношения: метан : вода – 1 : 1,4.
- Парокислородная конверсия природного газа (получение метана из природного газа в шахтном конверторе на никелевых катализаторах).
- Частичная очистка конвертированного газа от оксида углерода (IV) (процесс абсорбции CO2 раствором моноэтаноламина МЭА – процесс идет с выделением тепла).
- Осушка конвертированного газа в абсорберах алюмогелем от H2O, H2S, CO2.
- Сжатие свежего газа от 1,6 до 9 МПа.
- Синтез метанола сырца.
- Ректификация метанола (очистка метанола от примесей).
- Склад метанола.
Директор.
Группа главного инженера расскажет нам, какие аппараты используются на каждой стадии производства метанола.
Группа главного инженера.
- Сатуратор (колонный аппарат с насадкой из керамических колец).
- Шахтный конвертор (колонный аппарат с катализатором внутри). В нем поддерживается давление, температура, состав парокислородной смеси, объем природного газа. Реакция идет с выделением теплоты. Тепло утилизируется в котле-утилизаторе для получения из воды пара. Пар используется дальше.
- - Абсорбер (колонный аппарат с «тарелками», насадкой из керамических колец, форсункой для орошения раствором).
- Регенератор (колонный аппарат с «тарелками» для восстановления МЭА раствора).
- Теплообменники.
- Насосы.
4. Абсорбер.
- Компрессор.
- Колонна синтеза (аппарат с насадкой из катализатора).
- Холодильник-конденсатор (охлаждает газ и конденсирует метанол)
- Сепаратор (отделяет газ от жидкости).
- Теплообменник.
- Насосы.
- Колонна ректификации (колонный аппарат с «тарелками»).
- Теплообменник.
- Холодильники.
- Насосы (дозаторы).
- Емкости.
- Емкости.
- Насосы.
Директор предоставляет слово отделу кадров.
Группа отдела кадров.
На нашем производстве требуются следующие специальности:
- инженер-технолог
- лаборант химической лаборатории
- аппаратчик химического предприятия
- техник-технолог.
Директор предоставляет слово отделу охраны окружающей среды и техники безопасности.
Группа охраны окружающей среды и техники безопасности.
Метанол – яд. 5-10 мл метанола, принятое внутрь, вызывает тяжелое отравление, ведущее к слепоте; большая доза метанола может привести к смерти. Отравление метанолом возможно через органы дыхания, через кожу. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе помещения, где работает человек – 5 мг/м3. Пары метанола образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Об этом нужно всегда помнить при обращении с метанолом. Поэтому на производстве предусмотрены мероприятия, направленные на охрану труда:
- своевременный ремонт вентиляции
- строгое соблюдение технологического режима
- применение средств индивидуальной защиты.
Директор.
Подводя итог нашему совещанию, необходимо отметить, что современная технология должна исключить пагубное воздействие на мир живой природы и самого человека. Синтез метанола – одна из тех технологий, которые позволяют поддерживать в природе гомеостатическое состояние (т.к. в качестве сырья используют СО2), поэтому его использование имеет большое экологическое значение. Технология синтетического метанола вписывается в природное равновесие, не нарушая его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе
Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...
Статья в журнале "Школа и производство" "Опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе"
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=51&MAGAZINE_ID=48420...
Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы
Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ...
Статья "Формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками"
Описание работы в сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению трех школ города. Сборник региональной нучно-практической конференции Мичуринского государственного педагогического...
Статья Малая информированность общественности о химической науке и химическом производстве
Статья в научном сборнике АГУ...