Экспертиза моющих средств.
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Методическая разработка мастер-класса "Экспертиза моющих средств" может быть использована при проведении исследований на внеклассных занятиях по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspertiza_moyushchih_sredstv.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области.
Мастер-класс.
Экспертиза моющих средств.
Подготовила
Кузнецова Лариса Валерьевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
г. Луза
2016
Дидактическая цель: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию представлений о свойствах и применении мыла и синтетических моющих средств, как представителях кислородсодержащих органических соединений.
Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностных отношений при выполнении лабораторной работы , умения слушать друг друга, анализировать, оценивать при обмене мнениями по результатам исследований; продолжить экологическое воспитание учащихся на основе охраны окружающей среды при утилизации СМС и заботы о собственном здоровье.
Развивающие: продолжить формирование навыков исследовательской деятельности, умения анализировать и оценивать друг друга при обмене мнениями по результатам работы; способствовать формированию ключевых компетентностей через выполнение инструкций лабораторной работы.
Оборудование и реактивы: образцы твердого мыла, синтетических моющих порошков, дистиллированная и жесткая вода, универсальная индикаторная бумага, спиртовки, пробиркодержатели, химическая посуда (пробирки, стеклянные палочки, кристаллизаторы).
Метод: частично-поисковый
исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная или групповая
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Целеполагание и мотивация.
На этапе реализации проекта «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство активизации самостоятельной познавательной активности» я апробирую частично-поисковые исследования в урочной и внеклассной работе. Суть их заключается в том, что я, как учитель, знаю направление поиска, для этого и разрабатываю подробные инструкции по проведению работ, но не знаю конечного результата, и предлагаю найти его ученику самостоятельно.
Инструкции для проведения таких работ у меня разработаны по самым разнообразным темам. Например, на занятиях элективного курса 10 класса «Углубленное изучение органической химии» я провожу экспертизу СМС, обнаружение витаминов, нитратов в продуктах питания. На занятиях кружка «Химия внутри нас» школьники занимаются изучением воды из природных источников, различных видов минеральной воды, проводят экспертизу растительных а животных жиров, анализируют состав лекарственных препаратов.
А на этом занятии я хочу научить вас проводить экспертизу моющих средств для ручной стирки.
Все вы хорошие хозяйки и в своей жизни, вероятно, не раз встречались с проблемой стирки грязного белья обычными моющими средствами для ручной стирки. Поэтому сегодня мы изучим моющие и отбеливающие свойства твердого мыла и синтетических порошков для ручной стирки.
3. Перед началом выполнения лабораторной работы идет повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Правила выживания в химической лаборатории.
1 Если в руках у Вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
2. Если открыли – закройте.
3. Если разобрали – соберите.
4. Если Вы не можете собрать - позовите умельца.
5. Если Вы одолжили что-нибудь – верните.
6. Если Вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
7. Если Вы не знаете, как это действует, ради бога , не трогайте.
8. Если Вы не можете что-либо понять – почешите затылок.
9. Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
10. Если Вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у Вас ничего не загорелось.
Если Вы не усвоили эти правила, не входите в лабораторию.
- Выполнение лабораторной работы по инструкции.
Сегодня экспертизе будут подвергнуты образцы под номерами
№1 хозяйственное мыло
№2 стиральный порошок для ручной стирки «ПЕМОС»
№3 «Биолан»
№4 «Тide»
№5 «Bimax».
(каждая пара участников получает два образца моющих средств, полоску ткани с нанесенными каплями, инструкцию по выполнению работы, бланк для записи результатов экспертизы).
Инструкция по выполнению лабораторной работы «Экспертиза моющих средств».
Показатели | Оборудование и реактивы | Пояснения | Ход работы | Оценка результатов |
1. Отбеливающие свойства. | Кристаллизатор, раствор моющего средства, тряпочка с нанесенными пятнами. | Мыла и порошки без оптических отбеливателей плохо удаляют пятна. Отбеливающими свойствами обладают СМС, в состав которых входят оптические отбеливатели. | 1. В стакане растворите выданное вам моющее средство и вылейте его в кристаллизатор. 2. В кристаллизаторе замочите тряпочку с нанесенными пятнами и оставьте на 10 минут. 3. После замачивания прополощите тряпочку в чистой воде. 4. Оцените эффект отбеливания. | Если исчезли все три пятна, поставьте 3 балла, если два – 2 балла, если одно – 1 балл, если пятна остались на тряпочке – 0 баллов. |
2. Растворимость в воде (пенообразование) | Пробирка, пробирко- держатель, шпатель, спиртовка, вода, мыло или СМС. | Средства для ручной стирки должны обладать хорошим пенообразованием даже теплой в воде. | 1. В пробирку поместите небольшое количество (на кончике шпателя) порошка или мыла. 2. Прилейте 2-3 мл дистиллированной воды, взболтайте. Если не произошло растворение, нагрейте пробирку в пламени спиртовки (не доводите до кипения!) 3. Сделайте вывод о растворимости моющего средства в воде. | Если моющее средство хорошо растворилось в воде комнатной температуры и дало устойчивую густую пену поставьте 3 балла, если растворение произошло частичное или недостаточно было пены – 2 балла, если растворение произошло только при нагревании -1 балл, средство плохо растворяется в горячей воде и не дает устойчивой пены – 0 баллов. |
3. Запах. | Раствор моющего средства из опыта 2. | СМС содержат в своем составе отдушки, ароматизирующие добавки, а жидкое и твердые туалетные мыла различные парфюмерные композиции. | Пробирку с раствором моющего средства осторожно (не забудьте правила определения запаха летучих веществ) поднесите к носу, определите наличие и характер запаха исследуемого раствора. | Если запах вас не раздражает (запах свежести или другой приятный аромат) поставьте 3 балла, если запах отсутствует – 2 балла, если вы ощутили неприятный запах -1 балл, если неприятный запах очень резкий – 0 баллов. |
4. Определение реакции среды (рН) | Раствор после опыта 2, универсальная индикаторная бумага. | Мыла и СМС, предназначенные для стирки изделий из хлопка и льна) имеют щелочную реакцию среды. Растворы для стирки изделий из шерсти, шелка и синтетических тканей должны быть нейтральными. | Опустив универсальную индикаторную бумажку в исследуемый раствор, определите рН среды сопоставив с эталоном на этикетке. | Если реакция среды сильнощелочная рН=10, то поставьте 1 балл, если слабощелочная рН= 8-9 – 2 балла, если нейтральная рН=7 – 3 балла. |
5.Определение моющих свойств в жесткой воде. | Пробирка, шпатель, жесткая вода, мыло или СМС. | Если вода жесткая, то мыло не пенится, так как образуются нерастворимые кальциевые соли, поэтому при стирке мылом в жесткой воде необходимо добавлять кальцинированную соду (для умягчения воды). СМС не теряют моющей способности не только жесткой, но и в морской воде, так не образуется осадков нерастворимых солей. | 1. В пробирку поместите небольшое количество (на кончике шпателя) порошка или мыла. 2. Прилейте 2-3 мл выданной вам жесткой воды, взболтайте. 3. Сделайте вывод о растворимости моющего средства в жесткой воде. | Если раствор оказался прозрачным поставьте – 3 балла, если наблюдаете муть – 2 балла, если образовались хлопья нерастворимого вещества 1 балл. |
5. В ходе выполнения лабораторной работы заполняется таблица результатов и подсчитывается рейтинговый балл по каждому исследуемому образцу моющих средств.
Исследуемые образцы | Показатели | Рейтинг | ||||
Растворимость в воде | Запах | рН | Растворимость в жесткой воде | Отбеливающие свойства | ||
Данные исследований заносятся в компьютер: программу Excel, на их основе строится диаграмма рейтинга исследованных моющих средств.
6. Рефлексия. Полезна ли была данная работа для Вас?
Как будете использовать полученные сведения в своей повседневной жизни.
Действительно, данная работа очень универсальная, она способствует формированию всех ключевых компетентностей.
- социальной - т.к. это групповая работа, учащиеся получают навыки работы в группе.
- информационной – поиск и привлечение информационного материала инструкции.
- коммуникативной – формируется умение вести диалог, обсуждение результатов в группе.
- проектной – планирование своей деятельности по достижению цели.
- технологической – работа по инструкции с четким соблюдением технологии деятельности.
- рефлексивная – при организации своей деятельности учащиеся анализируют: что я делаю? И какой результат получу?
После занятия все участники мастер - класса получают памятки безопасной работы с СМС.
1. Насыпая порошок, не следует наклоняться над тазом, рекомендуется закрывать нос и рот платком во избежание попадания пыли в дыхательные пути. Для уменьшения пыли лучше сначала засыпать порошок, а затем наливать воду, а не наоборот.
2. Частицы стирального порошка, остающиеся на коже, могут вызвать зуд, сухость, а иногда и воспаление кожи. Вымойте руки чистой водой.
3. Появление ощущения заложенности и зуда в носу, чихание, обильные слизистые выделения из носа, першение в горле, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение – это все признаки аллергической реакции, вызванной СМС. В таких случаях надо исключить данный порошок из употребления, заменив его другим или мылом.
4. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки.
5. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке, не допуская его пыления.
6. Перед ручной стиркой необходимо смазать слизистые оболочки носа растительным маслом, после стирки прополоскать рот и очистить нос от остатков масла, тщательно вымыть руки и нанести смягчающий крем.
7. Остатки СМС в сточной воде очень медленно разлагаются и вызывают загрязнение окружающей среды. Поэтому необходимо регулировать сток используемых после стирки вод, не выливать их на траву и грядки.
Литература
- Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие.- М.: Центрхимпресс, 2004.
- Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В.Тяглова.- М.: Глобус, 2007.
- Организация проектной деятельности по химии. 10 класс / Сост. Л.И.Назарова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: методическое пособие.- М.: Ладога-100, 2001.
- Химия. 11 класс. Проектная деятельность / Сост. Т.А.Мирошниченко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М., 2001.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
химия и моющие средства
Элективный курс для предпрофильной подготовки в 9 классе позволяет расширить знания обучающихся и мотивировать на обучение в средней профильной школе...
Мыло и синтетические моющие средства.
История получения мыла, его состав и свойства....
Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»
Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...
Конспект урока по теме: "Средства защиты при работе с моющими средствами для уборки санузла", презентация.
Цель данного урока: расширить и обобщить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты, используемых при работе с моющими средствами. Урок сопровождается показом слайдов с помощью муль...
Определение коэффициента поверхностного натяжения синтетических моющих средств
Определение коэффициента поверхностного натяжениясинтетических моющих средств...
Исследовательская работа "Синтетические моющие средства"
Презентация. Исследовательская работа по химии для 10 класса на тему "Синтетические моющие средства" Это исследовтательская работа была выполнена совместно с учениками Чечкабской средней школы....
Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»
Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...