Тема урока: "Среда раствора электролита. Индикаторы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Ожидаемый результат –
каждый учащийся
- Объясняет, чем характеризуется нейтральная, кислотная и щелочная среды;
- Умеет пользоваться цветной шкалой рН при определении среды раствора, проговаривает последовательность действий;
- Умеет проводить простой исследовательский эксперимент;
- Умеет делать выводы по проделанной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_rastvorov_moy_urok.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 8
Тема урока: «Среда водных растворов электролитов. Индикаторы.»
Цели урока:
обучающая формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа; изучение понятия – водородный показатель (рН):,
развивающая:развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных компетенций;
воспитательная:воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
познавательные: проанализировать зависимость между средой раствора и значением водородного показателя рН; сформировать навыки работы обучающихся с универсальным индикатором;способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии.
личностные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; продолжить воспитание аккуратности и внимательности;
регулятивные: формировать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока;
коммуникативные: формировать умение общаться, работать в парах, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей.
Ожидаемый результат –
каждый учащийся
- Объясняет, чем характеризуется нейтральная, кислотная и щелочная среды;
- Умеет пользоваться цветной шкалой рН при определении среды раствора, проговаривает последовательность действий;
- Умеет проводить простой исследовательский эксперимент;
- Умеет делать выводы по проделанной работе.
Средства обучения:
- Химическое оборудование (лабораторное): каждой паре
- 3 пробирки
- Растворы лакмуса, универсальный, метилоранжа ( на ряд 1 индикатор)
- Растворы HCl,NaOH, вода
- Раздаточный материал:
- Снквейн, таблицы цветов индикатора,
- Справочные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, обращает внимание на дополнительные материалы.
2. Мотивационный момент: осмысление
Урок хочу начать с высказывания великого учёного, датского физика – Нильса Бора, который говорил: « Противоположности – не противоречия, это – дополнения». Надеюсь, что мы будем прекрасным дополнением друг к другу.
3. Актуализация знаний
Сразу хочу обратить внимание на слайды, с помощью которых вы постарайтесь определить
тему нашего урока - Что вы видите?
- К чему приспосабливаются?
- По виду мы определяет что-то? Значит, кем они являются? Индикаторами
Сразу хочу обратить внимание на слайды, с помощью которых вы постарайтесь определить тему нашего урока.
Тема урока: « Среда растворов электролитов. Индикаторы.»
Как вы думаете, какова цель урока? Что для этого мы должны сделать? ( ученики определяют цель и этапы урока).
Ребята, о каких именно веществах мы будем вести разговор? ( электролитах)
Что такое электролит? Вещества растворы и расплавы проводят электрический ток (обладают ионной проводимостью)
Как узнать растворимо вещество или нет? По таблице растворимости.
Какие виды ионов образуются? Катионы и анионы.
Электролит(растворимое вещество) – хвост;
рёбра: основания, кислоты, соли (уравнения диссоциации, катионы, анионы);
Голова: среда
( выбрать из предложенных трафаретов необходимые: название классов соединений; уравнения диссоциации веществ; что это за процесс)
Все ли вещества дают одинаковые ионы при диссоциации? Одинаковая ли будет среда растворов?
По мере заполнения скелета учащиеся входят к доске пишут уравнения диссоциации веществ, остальные работают в тетрадях.
Ребята, сделаем вывод, какие бывают среды водных растворов электролитов? (кислая, щелочная, нейтральная)
По каким показателям определяют среду растворов? (по числу ионов Н+и ОН- ионов)
Действительно, среду любого водного раствора можно охарактеризовать содержанием ионов водорода Н+ или гидроксид-ионов ОН-
А чем определяют тип среды? (индикаторами)
Какие бывают индикаторы?(лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный)
Названия индикаторов напечатаны на бумагах разных цветов. Как вы думаете, почему?(это цвет самих индикаторов: лакмус фиолетовый, метилоранж-оранжевый, фенолфталеин-бесцветный; в нейтральной среде они имеют такую окраску.)
Индикаторы | Среда | ||
Щелочная | нейтральная | Кислая | |
Лакмус | Синий | Фиолетовый | Красная |
Фенолфталеин | Малиновый | Бесцветный | Бесцветный |
Метилоранж | Желтый | Оранжевый | Красный |
Выполнение практической парной исследовательской работы
У вас на каждой парте в штативе имеются 3 пронумерованные пробирки с растворами хлороводородной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH и воды. Пробирки не подписаны, т.е. вы не знаете какой раствор, где находится. Так вот, вам нужно определить в какой пробирке находится кислота, в какой щелочь, а в какой вода. Проставить номера пробирок в цветной таблице соответствующего индикатора. Индикаторы разные. Для 1 ряда – метилоранж, 2 ряд – лакмус, 3 ряд - универсальный.
Перед тем, как начинать работу, вспомним, что кислоты и щелочи едкие вещества, и нужно быть предельно аккуратными и внимательными; правила работы со стеклянной посудой.
Значит, что вы будете делать?
(Берем исследуемый раствор. Добавляем в него индикатор, наблюдаем за изменением цвета и определяем среду раствора.)
Свои действия и наблюдения записываете в виде цифр пробирок в определённой колонке, соответственно цвету индикатора.
Итак, в пробирки №1 – кислая среда, значит здесь кислота; в пробирке №2 – щелочная среда – щелочь, в пробирке №3 вода.( Обговариваются результаты практической работы)
Как вы определили? ( по изменению цвета индикатора)
Хорошо, вы все справились с работой.
Групповая: ( прошу сформировать группы по цвету стикера на ваших тетрадях. Задания в конвертах.
1. Применение в быту
2. Применение в медицине.
3. Применение в с\х
4. Применение в технике.
5. Применение в науке.
6. Нам бывает необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет универсального индикатора. Что делать?
7. Есть ли растения индикаторы кислотности почв?
ОСМЫСЛЕНИЕ: Для чего необходимы знания о средах растворов, почвы?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( синквейн)
Индикатор:
Цвет, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальный, определитель, среда
Красный, жёлтый, синий, бесцветный, малиновый, жёлтый, разный
Определяет, исследует, окрашивает
Необходим в медицине, важен для определения среды, определяет среду почвы, крови; важен в парфюмерной промышленности.
Вещество. Определитель. Указатель.
Контроль знаний по новой теме. ( Тест)
Рефлексия: осмысление.
Я сегодня на уроке узнал ____________________
Меня удивило ____________
Домашнее задание дифференцированное, творческое.
Отметки за урок.
Спасибо! Мы с вами хорошо работали. Спасибо вам за совместную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Среда водных растворов электролитов
конспект урока в 9 классе, с использованием проблемной технологии...
Тема урока: «Свойства растворов электролитов»
Цели:Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, ...
Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР.
Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР....
Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.
Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....
Презентация к уроку по химии на тему "Среда водных растворов электролитов"
Презентация к уроку....
Конспект урока: Среда водных растворов электролитов.
Цель урока. Сформировать понятия о нейтральной, кислотной и щелочной средах, водородном показателе ( рН), индикаторах. Ознакомить со способами определения реакции среды и значения рН раствора. О...
Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов.
Предпоследний урок в теме: Химические реакции в растворах....