Предметный марафон по химии, биологии, географии
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Скоробовенко Александра Владимировна

(9 – 11 классы)

 

 

Предметный марафон проводится в течение учебного дня. Все ученики

9-11 классов разбиваются на смешанные группы. Каждая группа выбирает капитана и получает маршрутный лист, где указан порядок следования каждой группы по станциям. Количество станций определяется учителями-предметниками в соответствии с предметами (на каждом предмете – 2 станции: теоретическая и практическая), итого получается 6 станций. Каждая станция расположена в отдельном предметном кабинете, поэтому ученики должны переходить из одного кабинета в другой после выполнения заданий. Время пребывания на каждой станции ограничено: не более 20 минут. Как только заканчивается время, капитан собирает работы всех своих товарищей, сдаёт учителю и ведёт свою команду дальше по маршруту. Таким образом, в течение урока каждая команда успевает пройти две станции.

 

Вопросы по биологии:

9 класс

1.Словарная работа (5 баллов): полимеры, хромосома, эукариоты, кроссинговер, зигота.

 

2.Тесты (5 баллов):

●Молекулы ДНК:

-хранят наследственную информацию;

-передают информацию о строении белка;

-доставляют к рибосомам аминокислоты;

-определяют структуру рибосом.

                                                                      ●Фотосинтез происходит:

                                                                         -в хлоропластах;

                                                                         -в лейкоцитах;

                                                                         -в хромопластах;

                                                                         -во всех пластидах.

●Клетки растений отличаются от животных клеток

-вакуолями;

-многоядерностью;

-отсутствием жгутиков;

-наличием мембраны.

                                                                 ●Модель строения ДНК разработана

                                                                  -Дж. Уотсоном и Криком;

                                                                  -Р. Гуком;

                                                                  -Ч. Дарвином;

                                                                  -Н.И. Вавиловым.

 

●Наследственность – это свойство организмов

-передавать свои признаки следующим поколениям;

-приобретать новые признаки;

-воспроизводить себе подобных;

-с помощью нервной системы отвечать на раздражения.

                                    ●Закон сцепленного наследования генов открыл

                                    -К. Корренс;

                                    -Г. Мендель;

                                    -Т. Морган;

                                    -Н.И. Вавилов.

●Особенность полового размножения:

-участвует только одна особь;

-участвуют две особи;

-происходит слияние гамет, образуется зигота;

-происходит увеличение числа особей.

                                      ●Мейоз – основной способ образования

                                       -соматических клеток всех организмов;

                                       -спор у высших растений;

                                       -гамет у животных;

                                       -спор у высших растений и гамет у животных.

●Фенотип – это

-совокупность всех признаков организма;

-совокупность всех признаков популяции;

-совокупность признаков вида;

-совокупность признаков рода.

                                       ●Особи чистых линий – это

                                       -гетерозиготы;

                                       -гомозиготы;

                                       -могут и гомозиготы, и гетерозиготы;

                                       -организмы с неизвестным генотипом.

 

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение следующим понятиям.

ü Почему влияние внешней среды (курение, алкоголь, радиация) оказывает большое разрушающее действие на эмбриональном этапе, чем на постэмбриональном?

ü Почему генетика получила своё развитие в начале 20 века? В чём её перспективы?

ü В чём опасность наследственных заболеваний и как их предупредить?

 

 

 

 

 

10 класс

1. Словарная работа (5 баллов): биосфера, биогенез, ароморфоз, костное вещество, адаптация.

 

2. Тесты (5 баллов):

●Жизнь на Земле существует

-1 млрд лет;

-2 млрд лет;

-2,5 млрд лет;

-3,5 млрд лет.

●По современным научным представлениям жизнь на Земле возникла

-в воде;

-на поверхности суши;

-в атмосфере;

-в результате творения.

●Продуценты – это

-только растения;

-животные;

-грибы;

-бактерии хемосинтезирующие.

●Созданное человеком сообщество – это

-биоценоз;

-биогеоценоз;

-агроценоз;

-биосфера.

●Наибольшее разнообразие жизни наблюдается

-в хвойных лесах;

-в степях;

-в тропических лесах;

-в болотах.

●Наиболее устойчивый биоценоз – это

-широколиственный лес;

-смешанный лес;

-река;

-пруд.

●Эволюция – это процесс

-индивидуального развития любого живого существа;

-исторического развития органического мира;

-размножения и развития клеток;

-улучшения и создания новых сортов растений.

●Коацерваты – это

-капли белка с оболочкой;

-капли жира;

-белки и нуклеиновые кислоты;

-капли углеводов.

●В состав биогенного вещества входит

-почва;

-атмосферный кислород;

-инертные газы;

-растения и животные.

●Общая толщина биосферы составляет около

-5км;

-17км;

-50-70км;

-170-200км.

 

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение следующим понятиям.

ü Почему биологическая эволюция последовала за химической эволюцией, а не наоборот?

ü Почему человека считают фактором преобразования природы?

ü Почему биогеоценозы – самостоятельные системы?

 

11 класс

1. Словарная работа (5 баллов): биосистема, хемотаксис, гомеостаз, партеногенез, мутаген.

 

2. Тесты (5 баллов).

●Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление:

-являются гомозиготными;

-имеют в зиготе только рецессивные аллели;

-имеют в зиготе только доминантные гены;

-являются гетерозиготными.

●Г. Мендель на первом этапе использовал в качестве родителей

-две гомозиготные особи;

-две гетерозиготные особи;

-две рецессивные особи;

-одну гомозиготную и одну гетерозиготную особь.

●Фотосинтез – это

-окисление глюкозы;

-синтез органических веществ за счёт солнечной энергии;

-процесс синтеза белков;

-расщепление воды.

●Клетки животных отличаются от клеток растений

-многоядерностью;

-наличием жгутиков;

-отсутствием клеточной стенки;

-наличием клеточной стенки.

●Участок хромосомы, в котором расположен тот или иной ген, называют

-центромерой;                               - генотипом;

-локусом;                                       - генофондом.

●У человека пол определяется

-в момент оплодотворения;

-до оплодотворения;

-после оплодотворения;

-иным способом.

●Кариотип 45 хромосом (моносомия по Х-хромосоме) называется

-синдром Дауна;

-синдром Патау;

-синдром Шерешевского-Тернера;

-синдром Кляйнфельтера.  

●Поворот участка хромосомы на 180◦ - это

-генная мутация;

-хромосомная мутация;

-геномная мутация;

-модификация.

●Клетки всех живых организмов имеют

-ядро;

-пластиды;

-митохондрии;

-гиалоплазму.

●Свёрнутая в кольцо ДНК характерна для

-всех прокариот;

-всех эукариот;

-вирусов;

-только для грибов.

 

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение по следующим вопросам.

ü Почему в ходе эволюции возникли разные способы питания организмов? Какие способы знаете?

ü Какие этапы эволюции клеточной формы жизни знаете?

ü Что такое клеточный цикл? Почему он начинается с деления и оканчивается делением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по химии

9 класс

1. Словарная работа.

1 вариант:                                                

 

электролиты, реакция замещения,   ковалентная неполярная связь, ион, соли.

 

2 вариант:

диссоциация, химическая связь, ковалентная связь, реакции ионного обмена, кислоты.

 

 2. Осуществить превращения.

1 вариант:

Zn→ZnO→Zn→ZnSO4→Zn(OH)2

2 вариант:

Mg→MgO→Mg→MgCl2→Mg(OH)2

 

3. Расчётная задача.

1 вариант:

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 8г кальция с 30г 60% соляной кислоты.

2 вариант:

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 6г магния с 30г 70% соляной кислоты.

 

 

10 класс

1. Словарная работа: атом, ион, степень окисления, аллотропия, оксиды.

 

2. Осуществить превращения:

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CuSO4 → Cu

 

3. Расчётная задача.

Сколько литров углекислого газа выделится при разложении 300г карбоната кальция, содержащего 10% примесей.

 

11 класс

1. Словарная работа: дегидрирование, изомер, гомологическая разность, гидратация, радикал.

 

2. Осуществить превращения:

CH4 → C2H2 → C2H6 → C2H5Cl → C2H4 → CO2

C3H7 + Cl2 A + KOH(cn) B +H2O  C + HCl D + Na E

 

3. Расчётная задача.

Сколько литров водорода израсходуется для гидрирования 400г бензола, содержащего 20% примесей.

 

Вопросы по географии.

Краеведение(9, 10, 11 классы)

1.     Перечислите 9 основных отраслей промышленности Астраханской области.

2.     Назовите самую высокую точку Астраханской области.

3.     Какое месторождение позволяет назвать Астраханскую область «Всероссийской солонкой»

4.     Перечислить районы Астраханской области.

5.     Крайние точки Астраханской области находятся в районах (установите соответствие):

Черноярский район                              северная точка

Ахтубинский район                              южная точка

Володарский район                              западная точка

Лиманский район                                 восточная точка

6.     Перечислите 10 животных Астраханской области.

7.     Назовите крупнейший международный морской порт в Астраханской области.

8.     Назовите области, республики и государства, граничащие с Астраханской областью.

9.     Перечислите не менее 15 национальностей и народностей, проживающих в Астраханской области.

10. Перечислите заповедные места и природные памятники Астраханской области.

 

 

 

                                       

 

 

                                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_9.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предметный марафон по химии, биологии, географии

(9 – 11 классы)

Предметный марафон проводится в течение учебного дня. Все ученики

9-11 классов разбиваются на смешанные группы. Каждая группа выбирает капитана и получает маршрутный лист, где указан порядок следования каждой группы по станциям. Количество станций определяется учителями-предметниками в соответствии с предметами (на каждом предмете – 2 станции: теоретическая и практическая), итого получается 6 станций. Каждая станция расположена в отдельном предметном кабинете, поэтому ученики должны переходить из одного кабинета в другой после выполнения заданий. Время пребывания на каждой станции ограничено: не более 20 минут. Как только заканчивается время, капитан собирает работы всех своих товарищей, сдаёт учителю и ведёт свою команду дальше по маршруту. Таким образом, в течение урока каждая команда успевает пройти две станции.

Вопросы по биологии:

9 класс

1.Словарная работа (5 баллов): полимеры, хромосома, эукариоты, кроссинговер, зигота.

2.Тесты (5 баллов):

●Молекулы ДНК:

-хранят наследственную информацию;

-передают информацию о строении белка;

-доставляют к рибосомам аминокислоты;

-определяют структуру рибосом.

                                                                      ●Фотосинтез происходит:

                                                                         -в хлоропластах;

                                                                         -в лейкоцитах;

                                                                         -в хромопластах;

                                                                         -во всех пластидах.

●Клетки растений отличаются от животных клеток

-вакуолями;

-многоядерностью;

-отсутствием жгутиков;

-наличием мембраны.

                                                                 ●Модель строения ДНК разработана

                                                                  -Дж. Уотсоном и Криком;

                                                                  -Р. Гуком;

                                                                  -Ч. Дарвином;

                                                                  -Н.И. Вавиловым.

●Наследственность – это свойство организмов

-передавать свои признаки следующим поколениям;

-приобретать новые признаки;

-воспроизводить себе подобных;

-с помощью нервной системы отвечать на раздражения.

                                    ●Закон сцепленного наследования генов открыл

                                    -К. Корренс;

                                    -Г. Мендель;

                                    -Т. Морган;

                                    -Н.И. Вавилов.

●Особенность полового размножения:

-участвует только одна особь;

-участвуют две особи;

-происходит слияние гамет, образуется зигота;

-происходит увеличение числа особей.

                                      ●Мейоз – основной способ образования

                                       -соматических клеток всех организмов;

                                       -спор у высших растений;

                                       -гамет у животных;

                                       -спор у высших растений и гамет у животных.

●Фенотип – это

-совокупность всех признаков организма;

-совокупность всех признаков популяции;

-совокупность признаков вида;

-совокупность признаков рода.

                                       ●Особи чистых линий – это

                                       -гетерозиготы;

                                       -гомозиготы;

                                       -могут и гомозиготы, и гетерозиготы;

                                       -организмы с неизвестным генотипом.

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение следующим понятиям.

  • Почему влияние внешней среды (курение, алкоголь, радиация) оказывает большое разрушающее действие на эмбриональном этапе, чем на постэмбриональном?
  • Почему генетика получила своё развитие в начале 20 века? В чём её перспективы?
  • В чём опасность наследственных заболеваний и как их предупредить?

10 класс

1. Словарная работа (5 баллов): биосфера, биогенез, ароморфоз, костное вещество, адаптация.

2. Тесты (5 баллов):

●Жизнь на Земле существует

-1 млрд лет;

-2 млрд лет;

-2,5 млрд лет;

-3,5 млрд лет.

●По современным научным представлениям жизнь на Земле возникла

-в воде;

-на поверхности суши;

-в атмосфере;

-в результате творения.

●Продуценты – это

-только растения;

-животные;

-грибы;

-бактерии хемосинтезирующие.

●Созданное человеком сообщество – это

-биоценоз;

-биогеоценоз;

-агроценоз;

-биосфера.

●Наибольшее разнообразие жизни наблюдается

-в хвойных лесах;

-в степях;

-в тропических лесах;

-в болотах.

●Наиболее устойчивый биоценоз – это

-широколиственный лес;

-смешанный лес;

-река;

-пруд.

●Эволюция – это процесс

-индивидуального развития любого живого существа;

-исторического развития органического мира;

-размножения и развития клеток;

-улучшения и создания новых сортов растений.

●Коацерваты – это

-капли белка с оболочкой;

-капли жира;

-белки и нуклеиновые кислоты;

-капли углеводов.

●В состав биогенного вещества входит

-почва;

-атмосферный кислород;

-инертные газы;

-растения и животные.

●Общая толщина биосферы составляет около

-5км;

-17км;

-50-70км;

-170-200км.

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение следующим понятиям.

  • Почему биологическая эволюция последовала за химической эволюцией, а не наоборот?
  • Почему человека считают фактором преобразования природы?
  • Почему биогеоценозы – самостоятельные системы?

11 класс

1. Словарная работа (5 баллов): биосистема, хемотаксис, гомеостаз, партеногенез, мутаген.

2. Тесты (5 баллов).

●Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление:

-являются гомозиготными;

-имеют в зиготе только рецессивные аллели;

-имеют в зиготе только доминантные гены;

-являются гетерозиготными.

●Г. Мендель на первом этапе использовал в качестве родителей

-две гомозиготные особи;

-две гетерозиготные особи;

-две рецессивные особи;

-одну гомозиготную и одну гетерозиготную особь.

●Фотосинтез – это

-окисление глюкозы;

-синтез органических веществ за счёт солнечной энергии;

-процесс синтеза белков;

-расщепление воды.

●Клетки животных отличаются от клеток растений

-многоядерностью;

-наличием жгутиков;

-отсутствием клеточной стенки;

-наличием клеточной стенки.

●Участок хромосомы, в котором расположен тот или иной ген, называют

-центромерой;                               - генотипом;

-локусом;                                       - генофондом.

●У человека пол определяется

-в момент оплодотворения;

-до оплодотворения;

-после оплодотворения;

-иным способом.

●Кариотип 45 хромосом (моносомия по Х-хромосоме) называется

-синдром Дауна;

-синдром Патау;

-синдром Шерешевского-Тернера;

-синдром Кляйнфельтера.  

●Поворот участка хромосомы на 180◦ - это

-генная мутация;

-хромосомная мутация;

-геномная мутация;

-модификация.

●Клетки всех живых организмов имеют

-ядро;

-пластиды;

-митохондрии;

-гиалоплазму.

●Свёрнутая в кольцо ДНК характерна для

-всех прокариот;

-всех эукариот;

-вирусов;

-только для грибов.

3. Теория (5 баллов). Дать объяснение по следующим вопросам.

  • Почему в ходе эволюции возникли разные способы питания организмов? Какие способы знаете?
  • Какие этапы эволюции клеточной формы жизни знаете?
  • Что такое клеточный цикл? Почему он начинается с деления и оканчивается делением?

Вопросы по химии

9 класс

1. Словарная работа.

1 вариант:                                                

электролиты, реакция замещения,   ковалентная неполярная связь, ион, соли.

2 вариант:

диссоциация, химическая связь, ковалентная связь, реакции ионного обмена, кислоты.

 2. Осуществить превращения.

1 вариант:

Zn→ZnO→Zn→ZnSO4→Zn(OH)2

2 вариант:

Mg→MgO→Mg→MgCl2→Mg(OH)2

3. Расчётная задача.

1 вариант:

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 8г кальция с 30г 60% соляной кислоты.

2 вариант:

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 6г магния с 30г 70% соляной кислоты.


10 класс

1. Словарная работа: атом, ион, степень окисления, аллотропия, оксиды.

2. Осуществить превращения:

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CuSO4 → Cu

3. Расчётная задача.

Сколько литров углекислого газа выделится при разложении 300г карбоната кальция, содержащего 10% примесей.

11 класс

1. Словарная работа: дегидрирование, изомер, гомологическая разность, гидратация, радикал.

2. Осуществить превращения:

CH4 → C2H2 → C2H6 → C2H5Cl → C2H4 → CO2

C3H7 + Cl2 A + KOH(cn) B +H2O  C + HCl D + Na E

3. Расчётная задача.

Сколько литров водорода израсходуется для гидрирования 400г бензола, содержащего 20% примесей.

Вопросы по географии.

Краеведение(9, 10, 11 классы)

  1. Перечислите 9 основных отраслей промышленности Астраханской области.
  2. Назовите самую высокую точку Астраханской области.
  3. Какое месторождение позволяет назвать Астраханскую область «Всероссийской солонкой»
  4. Перечислить районы Астраханской области.
  5. Крайние точки Астраханской области находятся в районах (установите соответствие):

Черноярский район                              северная точка

Ахтубинский район                              южная точка

Володарский район                              западная точка

Лиманский район                                 восточная точка

  1. Перечислите 10 животных Астраханской области.
  2. Назовите крупнейший международный морской порт в Астраханской области.
  3. Назовите области, республики и государства, граничащие с Астраханской областью.
  4. Перечислите не менее 15 национальностей и народностей, проживающих в Астраханской области.
  5. Перечислите заповедные места и природные памятники Астраханской области.

                                       

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО учителей химии, биологии, географии

План работы содержит анализ работы, план работы на 2011-2012 учебный год....

План работы учителей-предметников по проведению предметных недель по химии, биологии (экологии)

                        План работы  учителей-предметников по проведению предметных недель по химии, биологии (экологии)...

План-конспект мероприятия: "Химия, биология, география- три кита естествознания".

Мероприятие предназначено для учащихся основной школы ....

Брейн -ринг для 9-11 классов по химии, биологии, географии

Презентация сзанимтельными вопросами и ответами по химии, биологии, географии....

Предметный вечер по химии,биологии,географии

Внеклассное мероприятие в ходе "Недели географии"...