Внеклассное мероприятие перекрёстки химии, биологии, географии и рыночной экономики
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Щербакова Юлия Геннадьевна

Межпредметные связи на внеклассном мероприятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

перекрёстки  химии, биологии, географии

и рыночной экономики

Цели проверка знаний и  устранение  пробелов; развитие  быстроты  и гибкости мышления;  обучение  деловому  обучению  и поведению  на   биржах,  аукционных и т.д.

Оборудование: денежные  знаки,  изготовление  специально для игр: 500, 1000, 2000, 3000, 5000, количество которых  соответственно  составляет 50, 50, 50, 30, 30 штук. Товар для  продажи  вопросы (лоты).

Ход: учитель: Я  познакомлю  вас  с правилами  проведения  сегодняшнего  аукциона.  Банк выдаёт  участникам  аукциона  кредит  в размере 10000 (на каждый  стол) под 20% проценты,  поэтому  вернуть  необходимо  12000. Те, кто  выполнит это  условие,   получают оценку «5»;   вернувшие 10000 – «4» у  кого осталось меньше 10000, но больше  5000 – «3».

«Господа» - ученики делают  ставки в 1000,  деньги  получает  правильно  ответивший. Аукционист может  из  своих  средств  премировать  игроков,  наложить штраф  на участников,  которые  нарушают   порядок.

Лот I. Законы.

  1. Кто  открыл и экспериментально  обосновал  закон  сохранения  масс. (М.В. Ломоносов, в 1748 г – теория, в 1756 г – экспер. подтвердил).
  2. Назовите французского химика,  который,  изучив  некоторые реакции  окисления  металлов,  пришёл  к тем же  выводам, что  и Ломоносов, и  независимо от него  сформулировал этот закон в 1789 г.  (Лавуазье).
  3. Кто открыл  закон  постоянства  состава (французский учёный Ж.А. Пруст в 1799 – 1806 гг).
  4. Кто открыл  законы генетики (чешский  учёный Г. Мендель).
  5. Кем и когда  был  придуман  микроскоп?  (1619 Дреббель, 1665 Р. Гук).
  6. Что такое  молярный объём газа? (1 моль газа  занимает объём 22,4 л).
  7. В каком  году был  открыт  периодический  закон?  (1869 г Менделеев).
  8. Назовите  предшественников Менделеева,  которые  тоже  занимались  открытиям  периодического закона.  (Деберейнер, Шанкуртуа, Лотар Мейер).
  9. Какова формулировка периодического  закона?  (свойства простых тел,  а также формы  и свойства  соединений  элементов  находятся  в периодической  зависимости от  величины  атомных весов  элементов).
  10.  Каков физический  смысл  порядкового  номера  элемента?  (заряд ядра,  число протонов и электронов.
  11.  Назовите шведского учёного, который в  1887 г  предложил теорию  электролитической диссоциации?  (Серванте  Аррениус).
  12.  Автор эволюционного учения?  (Ч. Дарвин).
  13.  Кто открыл  яйцеклетку?  (К. Бэр).
  14.  Кто  сформировал и когда  клеточную теорию? (1838  Теодор Шванн).
  15.  Кто из русских химиков,  академик  Петербургской академии наук, в 1863 г составил  электрохимический  ряд  напряжений металлов.

     (Н.Н. Бекетов).  

Лот 2. «Учёные».

  1. Какой  выдающейся  русский  химик -  композитор, создатель  симфонических  и камерных  произведений,  оперы «Князь  Игорь».  (А. П. Бородин 1833 – 1887 гг).
  2. Назовите женщин – химиков, лауреатов  Нобелевской премии? (Мария Склодовская – Кюри – за  исследования  радиоактивности и свойств  металлического  радия (1911 г). Ирен  Жолио – Кюри – дочь  - за открытие  искусственной  радиоактивности (1935 г)

Дороти Кроуфт – Ходткин – за  установления  структуры  пенициллина и вит В12 (1967 г).

  1. Назовите химика – конструктора  универсальных  штативов. (немецкий химик Бунзен).
  2. Знаменитый французский химик, в 1774 г  экспериментально  установил состав  воздуха,  установил состав воды, во  время французской  революции был казнён.  (А. Л. Лавуазье).
  3. Основоположник советской  биологической  химии. (А.Н. Бах).
  4. Назовите русскую  женщину -  химика,  который  первой  присвоили  звание  доктора  химических наук. Её труды  по  переработке  нефти. (Ю.В. Лермонтова).
  5. Этот  учёный в гимназии был  двоечником. Когда  была  получена  очередная  двойка.  Директор  гимназии  спросил  в отчаянии, что же  собирается  делать  в жизни такой  неуспевающий ученик «Я  буду химиком» И  юноша стал  великим  химиком. Ещё в  студенчестве 20- летний  он  получил  докторскую  степень – (за  работу – связь н/х и химии растений), а в 21 год стал профессором университета. О  каком  учёном идёт речь? (немецкий учёный Юстус Либих).
  6. Великий русский учёный, химик, физик, технолог, литератор, создал  первую  в России  химическую  лабораторию, по его  инициативе  был  открыт «Московский  университет. Он  ввёл  в обиход  такие  слова  как «термометр», «формула»,  «поршень», «упругость»,  «полюс», «магниты»,  «преломление лучей».  (М.В. Ломоносов).
  7. Кто изобрёл  противогаз?  (Н.Д. Зелинский и  инженер  А. Кумаш, 1915 г).
  8. После  очередного  взрыва  в гимназической  лаборатории учитель  в качестве   наказания  повесил  этому  ученику  на шею  табличку «великий  химик» и  поставил  перед всем  классом. Пророчество учителя сбылось.  Имя этого  ученика  знает  весь  мир, он является  основоположником  целой  науки – о/х, был  близким другом  Д.И. Менделеева. Назовите этого  учёного  (А. М. Бутлеров).
  9. По методу, разработанному  советским  химиком, академиком, в СССР в 1932 г впервые  в мире  началось  промышленное производство  синтетического  каучука. Назовите учёного  (С.В. Лебедев).
  10. Шведский инженер – химик А.Б. Нобель с 1853 г работал в России  в принадлежащей  его отцу форме «Нобель», которая  поставляла   вооружение русской армии. Что он изобрёл? (динамит).
  11. Чем знамениты французские учёные М.Э. Шеврёль и  П.Э. М. Бертло?  (Шеврёль -  расщепление  жиров, Бертло – синтез жиров).
  12. Чем  знаменит  пекинский  придворный  чиновник Цай Луань?  (изготовил впервые  бумагу из  волокон  конопли и льна).
  13. Широко  распростирает химия  руки  свои  в дела человеческие «кем  были  написаны  эти слова»?  (М.В. Ломоносов «Слова о пользе химии»).
  14. Жизнь – есть способ  существования  белковых тел». Чьи это слова.

     (Ф. Энгельс «Антидюринг»).

Лот III. Вещества.

  1. «Кот в мешке».

Какова приблизительно  температура  пламени  стеариновой свечи?

(600 градусов С)

  1.  Почему  жаренное вкуснее варённого? (t при  варке – 100 градусов  С, при  жарке – 200 градусов. Нагрев  до более  высшей температуры вызывает  изменения  в  органических  веществах пищи,  улучшающие  их вкус (но не качество и полезность).
  2. Аммиак и соли  аммония  своим  названием  обязаны оазису.  Амона  в северной  Африке,  расположенному на  перекрёстке  караванных путей. Откуда  в пустыне  взялся аммиак? (за 1500 лет до н.э египетские жрецы научились извлекать  из верблюжьего навоза  бесцветные  кристаллы под  названием «нушадир».  Позднее  это слово  превратилось  в  «нашатырь» - - так  в старину   называли  хлорид  аммония).
  3. В старину в России одну  из  кислот называли  «зияющим  красным  гасом кислотой» или  «селитряной дымистой водкой. Назовите  эту кислоту. (HNO3).
  4. В XIX в.  спичечные головки  были излюбленным ядом тогдашних самоубийц. Почему  сейчас  нельзя  отравиться  спичечными головками. Хотя  состав  сильно  не  изменился,  заменили одну  аллотропную модификацию некоего  вещества на  другую. О каком веществе идёт речь? (Р – белый яд; - красный – не ядовит).
  5. Ещё  сотни лет  назад  знахари  умели  снижать жар  и  снимать боль  водной настойкой коры  или  вербы. Научная  история этого  лекарства  начинается с 1763 г. О каком  лекарстве идёт речь. (аспирин).
  6. «Тогда  услышал я (о, диво)

             запах  скверный,

Как  будто тухлое разбилось

                               яйцо,

Иль  карантинный страги

Курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав,  отворотил

                            лицо….»

О каких  соединениях серы,  упоминал  А.С. Пушкин  в стихотворении,  написанном в 1832 г? (Н2S и  SO2).

  1. В каком  органе человека  содержится наибольшее  количество воды, в каком  - наименьшее? (99% Н2О – стекловидное тело глаза, 0,2% - зубная эмаль).
  2. Знаете ли вы, какое  вещество  называют  сейчас  хлебом химии и почему? (Н2SO4 используется для производства кислот, солей, удобрений,  красителей и почти  всех  органических  синтезов).
  3.  В  какой одежде  можно  загореть  на солнце?  (из ацетатного шелка, т.к. он пропускает   ультрафиолетовые лучи).
  4.  «Кот в мешке». Сколько времени «живёт» лист  бумаги? (70 – 80 лет, из-за  воздействия  воздуха, влаги, света,  грибковых  бактерий  превращается  в пыль).
  5. В каком молоке не  содержится  молоко?  (в известковым  Са(ОН2)).
  6.  Какие меt можно «зажечь» холодной  водой? - К, Rв, Сs 
  7. Назовите  элементы, названные   в честь  учёных. (В, Кu, нильсборий, берклий, эйнштейний, менделевий, нобелий, лоуренсий, цезий).
  8.  Какой  элемент назван  в честь России?  (Ru).
  9.  К любимому напитку моряков  нетрудно «Б» в начале  приписать  и элемент  химический  готов. Его, конечно, сможете назвать. (Br).
  10.  Название этого элемента  - название  двух животных.  Соединения – ещё  в  древности  были  известны как  сильнодействующий яд.  (As).
  11.  Почему  метановую кислоту  называют  муравьиной?  (впервые  была  выделена в XVII веке   из красных  лесных  муравьёв).
  12.  Что такое  антифризы?

(ж-ти,  замерзающие при низкой температуре, этиленгликоль (60% раствор  замерзает при – 49 градусов).

20. Какой  из  углеводов  самый  сладкий? (фруктоза – в 1,7 раз  слаще  сахарозы).

21. Вещество с запахом абрикосов, используемое в кондитерской и пищевой промышленности (этиловый эфир бутановой  кислоты).

22. Пищевой продукт, получаемый  из твёрдого гидрогенизированного  жира (маргарин).

23. Взрывчатое вещество,  которое в малых дозах используют в  медицине при сердечных приступах  (нитроглицерин).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - конференция "Рыночная экономика"

Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказыва...

Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"

Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....

Проверочная работа по теме "Рыночная экономика"

В проверочной работе представлены вопросы по основным понятиям рыночной экономики. Ряд заданий способствует подготовке к ЕГЭ....

Изучение основ рыночной экономики в школах 1, 2 вида

Внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе I-II вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения неслышащих учащихся посредством активизации спе...

Интегрированное внеклассное мероприятие. Игра - аукцион "Мир рыночной экономики"

Цели игры: повышать интерес учащихся к математическим и экономическим знаниям, объединить элементы двух наук математики и экономики, ознакомить с процедурой проведения аукциона, и использования кредит...

Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"

Цель:  ознакомление  с элементами  рыночной и смешанной экономики.Рыночная экономика основана не на государственной, а  на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции,...