Решение задач в процессе обучения химии
статья по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
А.В Скоробовенко, учитель химии
ГБОУ СОШ №78
Калиненский район
г. Санкт-Петербург,
адрес почты
aleksandraskorobovenko@list.ru
Решение задач в процессе обучения химии
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При
решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, формируются умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Для того чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения, для этого они разделяются по следующим темам:
- основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
- массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении;
- вывод формул соединений;
- расчет количества вещества, массы или объема
- исходных веществ и продуктов реакции;
- расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
- расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
- расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием;
- расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ,
электролитической диссоциацией;
- расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода конкурсах и экзаменах, являются комбинированными, т. е. сочетают различные типы вычислений. Например, задачи на смеси веществ включают расчеты по химическим уравнениям, вычисление массовой доли компонента смеси и т. д. Для решения таких задач необходимо использовать способы и алгоритмы, которые учитель вводит с самого начала обучения. Эти знания способов решения простейших задач, основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей.
Умение решать задачи складывается из многих факторов:
- необходим прочный теоретический фундамент, т. е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получения, основных типах превращений. Довольно часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п. ;
- приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче. Например, если в условии задачи говорится о том, что после пропускания смеси газов через раствор какого-либо вещества объем смеси уменьшился, необходимо разобраться в причинах данного изменения, выяснить, за счет какого вещества произошло уменьшение объема и какие вещества остались после этого в смеси. Без тщательного
анализа условия решить задачу практически невозможно;
- уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т. е. установить связь
между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При том обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, если этих данных в условии задачи нет, выбирают путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Данный путь дает возможность для решения задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом необходимо анализировать исходные данные, определяющие величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.
Применяя данные методы можно правильно направить ученика на решение задачи любой сложности, что является необходимым в ходе обучения, так и на завершающем этапе при успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-129016-1353427522.jpg)
Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс
Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/07/picture-75665.jpg)
Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....
Программа краткосрочного элективного курса по химии на уроках предпрофильной подготовки (9 класс) "Решение задач повышенной сложности по химии с помощью уравнений и неравенств"
Рабочая программа для уроков предпрофильной подготовки по химии в 9 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417539-1394513490.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-143324-1353414984.jpg)
Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 8 классе"
Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-141914-1364833425.jpg)
Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)
В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318230-1382041863.jpg)
Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...