Решение задач в процессе обучения химии
статья по химии (8 класс) по теме

Скоробовенко Александра Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

А.В Скоробовенко, учитель химии

ГБОУ СОШ №78

Калиненский район

г. Санкт-Петербург,
адрес почты
aleksandraskorobovenko@list.ru

 

                        Решение задач в процессе обучения химии

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При

 решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, формируются умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

           Для того чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения, для этого они разделяются по следующим темам:

  • основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
  • массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении;
  • вывод формул соединений;
  • расчет количества вещества, массы или объема
  • исходных веществ и продуктов реакции;
  • расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
  • расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием;
  • расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ,

 электролитической диссоциацией;

  • расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

         Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода конкурсах и экзаменах, являются комбинированными, т. е. сочетают различные типы вычислений. Например, задачи на смеси веществ включают расчеты по химическим уравнениям, вычисление массовой доли компонента смеси и т. д. Для решения таких задач необходимо использовать способы и алгоритмы, которые учитель вводит с самого начала обучения. Эти знания способов решения простейших задач, основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей.

            Умение решать задачи складывается из многих факторов:

  1.  необходим прочный теоретический фундамент, т. е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получения, основных типах превращений. Довольно часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п. ;
  2.  приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче. Например, если в условии задачи говорится о том, что после пропускания смеси газов через раствор какого-либо вещества объем смеси уменьшился, необходимо разобраться в причинах данного изменения, выяснить, за счет какого вещества произошло уменьшение объема и какие вещества остались после этого в смеси. Без тщательного

анализа условия решить задачу практически невозможно;

  1.  уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т. е. установить связь

между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При том обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, если этих данных в условии задачи нет, выбирают путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Данный путь дает возможность для решения задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом необходимо анализировать исходные данные, определяющие величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.

           Применяя данные методы можно правильно направить ученика на решение задачи любой сложности, что является необходимым в ходе обучения, так и на завершающем этапе при успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс

Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 8 классе"

Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...