ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ХИМИИ
материал по химии ( класс) на тему
Кабинет химии - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения ТСО.
Оборудование кабинета химии должно в полной мере учитывать специфику преподавания химии в школе:
- необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента на уроках химии,
- возможность проведения различного рода самостоятельных работ и элективных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_kabineta_himii.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николо-Березовская средняя общеобразовательная школа
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ХИМИИ
Заведующий кабинетом
учитель химии Адамова С.А.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ХИМИИ
- Общие сведения
Дата организации кабинета 1965 год
Площадь кабинета 65,5 кв. м, площадь лаборантской комнаты 12,0 кв.м.
Число посадочных мест: 18
Классы, для которых оборудован кабинет - 7 - 11 классы
- Требования к кабинету химии.
Критерии аттестации кабинета химии
Кабинет химии - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения ТСО.
Оборудование кабинета химии должно в полной мере учитывать специфику преподавания химии в школе:
- необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента на уроках химии,
- возможность проведения различного рода самостоятельных работ и элективных занятий.
1.Общие требования
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
- правил техники безопасности работы в кабинете;
- правил пользования учебным кабинетом учащимися;
- акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
- плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу);
1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и
развивающейся.
Кабинет должен иметь:
• Традиционную часть кабинета
• Развивающую часть кабинета и включать в себя:
- оснащенность кабинета средствами обучения;
- организация использования средств обучения.
Традиционная часть
1. Учебная программа по предмету химия.
4. Тематическое планирование (календарно-тематическое) под авторскую программу.
5. Учебники разных авторских коллективов.
6. Каталог научной литературы по предмету. Учебно-методическая литература в помощь учителю.
7. Сборник задач и упражнений. Руководство для практических работ.
8. Список литературы для углубленного изучения предмета.
9. Печатные пособия (демонстрационные, раздаточные).
10. Экранные и звуковые пособия (диски, кинофрагменты и т.д.)
11. Дидактические материалы для организации многоуровневого обучения
12. Шкаф, специально отведенный под информационный стенд к учебному процессу: доклады, рефераты, сочинения учащихся, материалы газет и т.д.
Развивающая часть
1. Банк материалов к справочным, энциклопедическим источникам.
2. Подборка материалов к разным видам интеллектуальных разминок.
3. Обновленные памятки, указания школьникам разного уровня учебной успешности типа «Как лучше подготовить доклад?», Как работать над рефератом?», «Как подготовить выступление перед классом?», «Как подготовить заключение?» и т.д.
4. Подборка творческих задач (исследовательские, проблемные, экологические).
5. Подборка занимательно-исследовательского и творческого характера к секции «Научно общество школьников», интеллектуальному марафону и т.д.
6. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
Журналы:
- Журнал инструктажа по ТБ с учащимися.
- Журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в химическом кабинете.
- УМК в кабинете химии
Предмет | Учебная программа | Класс | Учебник |
Химия | Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Программа по химии для 8 – 11 классов, авторы О.С. Габриелян Москва: «Просвещение» 2011 год | 7 | «Химия. Вводный курс. 7 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин |
Химия | 8 | Габриелян О. С. «Химия» учебник для 8 класса М., Просвещение 2011г | |
Химия | 9 | Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009 и посл. – 267 с. | |
Химия | 10 | Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010; | |
Химия | 11 | Габриелян О. С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /.— М.: Дрофа, 2010 — 224 с. |
Расписание работы кабинета по дням недели, занятость кабинета в урочное и внеурочное время:
№ урока | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 | Био-8 | Гео-7 | Хим-8 | Гео-8 | Био-8 | Гео-7 |
2 | - | Хим-10 | Эко-9 | Хим-10 | - | Гео-8 |
3 | - | Хим-8 | - | - | - | Био-7 |
4 | - | Хим - 9 | - | Эко -7 | Хим -8 | - |
5 | Био-10 | Био-7 | Хим-11 | Био-10 | - | - |
6 | Эко-8 | В/д – 2,4 | Хим-7 | Хим-9 | Хим-11 | - |
7 | Консультация – Хим-8,9 | Консультация – Био-8 |
- Методическая деятельность в кабинете.
Внеклассная деятельность в кабинете
а) работа с одаренными детьми – вторник 13 ч. 30 мин – 14 ч. 10 мин.,
с отстающими - пятница 12 ч. 30 мин – 13 ч. 15 мин.,
б) классный час в 6 классе - вторник 14 ч. 15 мин – 14 ч. 55 мин.
Генеральные уборки проводятся один раз в месяц – последняя суббота месяца.
- План работы кабинета ХИМИИ на 2015 - 2016 учебный год
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Текущий ремонт кабинета | август | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
2 | Систематизация реактивов, раздаточного материала | август | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
3 | Классные часы | еженедельно, по пятницам | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
4 | Консультация по химии для учащихся 9,11 классов | еженедельно, по вторникам | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
5 | Оформление уголков «Знай. Умей. Применяй» и «ГИА 2016» | сентябрь | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
6 | Оформление уголка «Техника безопасности» | сентябрь | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
7 | Генеральная уборка в кабинете ежемесячно | Два раза в месяц | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
8 | Открытый урок по химии в 8 классе | январь | Учитель химии Адамова С.А. |
9 | Подготовка к муниципальной олимпиаде по химии | до ноября | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
10 | Подготовка и проведение недели химии | апрель | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
11 | Конкурс среди учащихся 8 классов «Химический марафон» | апрель | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
12 | Открытый урок по химии в 10 классе | февраль | Учитель химии Адамова С.А. |
13 | Ремонт кабинета | июль | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
- Перечень комплектации кабинета
Технические средства обучения
1. Компьютер, экран
2. Мультимедийные пособия:
- Мультимедийное учебное пособие 8 класс диск № 1
- Мультимедийное учебное пособие 8 класс диск № 3
- Органическая химия. 10-11 класс Химия общая и неорганическая. 10-11 класс
- Школьный репетитор. Химия. 8 – 11 классы.
- Открытая химия.
- Органическая химия. Образовательная коллекция. 10-11 класс Библиотека химика.
- Мастер класс учителя химии 8 – 11 классы.
- Уроки химии 10 – 11 классы.
- Уроки химии. Неметаллы. 9 класс
- Инновационная деятельность
Учебные фильмы
- Школьный химический эксперимент 8 класс часть 1
- Школьный химический эксперимент 8 класс часть 2
- Школьный химический эксперимент 8 класс часть 3
- Химия вокруг нас
- Химия 8
- Неорганическая химия. Галогены. Сера
- Химические элементы
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Комплект таблиц по химии.
2. Комплект таблиц по неорганической химии.
3. Комплект таблиц по органической химии.
4. Комплект таблиц по химическим производствам
5. Комплект портретов учёных-химиков.
6.Комплект «Химия в таблицах и формулах».
7. Аппарат для дистилляции воды.
8. Весы технические с разновесами.
9. Комплект нагревательных приборов.
10. Комплект оборудования для проведения демонстрационных экспериментов.
11. Столик подъёмный.
12. Штатив для демонстрационных пробирок.
13. Штатив лабораторный большой.
14. Набор флаконов для хранения растворов реактивов.
15. Аппарат для получения газов.
16. Аппарат для проведения химических реакций.
17. Аспиратор.
18. Термометр электронный.
19. Озонатор.
20. Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров.
21. Прибор для получения растворимых твёрдых веществ.
22. Эвдиометр.
23. Кристаллические решетки
24. Наборов химической лабораторной посуды
25. Микролаборатория для химическо-экологического эксперимента - 3 штук
26. Пробирки
27. Подставки для пробирок
28. Химические стаканы стекл. ёмк. 100мл
29. Химические стаканы стекл. ёмк. 250мл
30. Колбы плоскодонные стекл ёмк. 150 мл
31. Колбы конические стекл. ёмк. 250 мл
32. Химические стаканы пласт, ёмк. 100мл
33. Набор стеклянных палочек
34. Набор стеклянных трубок
35. Набор стёкол
36. Набор пробок (пробка - капельница, пробка глухая, пробка со штапелем)
37. Набор химической посуды
38. Лабораторный штатив (в сборе)
39. Состав наборов химреактивов
1 полка
- барий хлористый
- фосфорная кислота
- железо хлорное
-медь хлорная
- натрий хлористый
- хлорид калия
- хлорид аммония
- хлорид бария
-калий азотнокислый
- аммоний азотнокислый
- натрий азотнокислый
- свинец азотнокислый
- алюминий азотнокислый
- барий азотнокислый
- лакмоид
- метил оранж
- ф-ф
2 полка
- натрий углекислый
- калий углекислый
- калий кислый
- натрий кислый
- медь углекислая основная
- кальций фосфорнокислый
- фосфат кальция
- калий фосфорнокислый
- натрий фосфорнокислый
- кобальт сернокислый
- медь сернокислая
- никель сернокислый
- аммоний сернокислый
- магний сернокислый
- цинковый купорос
- кальций сернокислый
- алюминий сернокислый
- калий сернокислый
- железо сернокислое
- железный купорос
- марганец сернокислый
- сульфат натрия
- натрий сернокислый
3 полка
- спирт изо-бутиловый
- спирт бутиловй
- к-та уксусная ледяная
- к-та олеиновая
- к-та муравьиная
- к-та стеариновая
- к-та аминоуксусная
- к-та борная
- этиленгликоль (токсичен)
- глицерин
- глюкоза
- сахароза
4 полка
Набор щелочных и щелочно-земельных металлов:
- магний (стружка)
- кальций
- натрий
Набор «Соединения марганца»
- перманганат марганца (калий марганцовокислый)
- оксид марганца
Набор «Соединения хрома»
- калий двуххромовокислый
- калий хромокислый
- аммоний двуххромокислый
- железо окись
- алюминий
- меди окись
- цинк
- бария окись (токсичен)
- железо
- гидроксид калия
- едкое кали
- едкий натр
- гидроксид кальция
- аммиак водный
- алюмокалиевые квасцы
- калий йодистый
Лаборатория «НКВ»:
- мурексид
- реактив Гресса
- натрий уксуснокислый
- метил оранж
- ф-ф
- индикатор универсальный
- индикатор тёмно-синий кислотный
-гидроксид натрия
- порошок восстановителя
- р-р буферный аммиачный
- р-р о-фенантролина солянокислого
- соляная кислота
- нитрат бария (токсичен)
- хромат калия
- аммиак
- р-р буферный ацетатный
- сегнетова соль
- р-р солянокислого гидроксиламина
- ацетон
- нитрат бария
- р-р буферный боратный очищенный
- р-р дитизона в четырёххлористом углероде
- р-р нафталина
- нитрат лантана
- сульфаниловая кислота
- р-р буферный ацетатный
- вода дисциллированная
-реактив Неслерра
- р-р трилона Б
- ализаринкомплекс
Комплекс «Пчёлка – У» (2 ед.)
- нитрат натрия
- сульфат меди
- аммоний сернокислый
- свинца ацетат
- хлорид аммония
- цинка нитрат
- нитрит натрия
- нитрит аммония
- хлорид кальция
- фторид натрия
- к-та лимонная
- хромат калия
- железо хлорное
- известь хлорная
Состав цифровой лаборатории «SensorLab»:
- беспроводной USB цифровой микроскоп;
- планшетный регистратор данных;
- датчик мутности (турбидиметр);
- датчик влажности;
- датчик содержания углекислого газа;
-датчик освещённости;
- датчик «pH»;
- датчик содержания кислорода;
- датчик температуры;
- датчик температуры поверхности;
- датчик высокой температуры (термопара);
- датчик звука;
- датчик радиоактивности;
Коллекции
1.Чугун и сталь.
2. Минералы и горные породы 20 видов.
3.Пластмассы
4.Стекло и изделия из стекла.
5.Каменный уголь и продукты его переработки.
6.Аллюминий.
7.Металлы.
8.Топливо.
9.Волокна.
10.Нефть и продукты её переработки.
Наборы:
1. Кристаллические решётки:
а) хлорида натрия;
б) алмаза;
в) меди;
г) железа;
д) графита;
3.Модели атомов для составления молекул.
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КАБИНЕТА
№ | Наименование имущества | Количество |
1 | Стол учительский | 1 |
2 | Стол демонстрационный | 2 |
3 | Стол ученический | 9 |
4 | Стулья ученические | 19 |
5 | Вытяжной шкаф | 0 |
6 | Доска | 1 |
7 | Шкафы для хранения реактивов | 2 |
8 | Шкафы для хранения посуды | 1 |
9 | Сейф | 0 |
10 | Шкаф книжный | 4 |
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА (ТСО, КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА)
№ | Наименование ТСО | Марка | Год выпуска | Инв. № по школе |
1 | Компьютер | SMART | 2007 | |
2 | Экран | ECONOMY | 2007 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА
Учебный год | Что планируется сделать, изменить | Кто привлекается |
2015 - 2016 | Систематизировать учебный материал по предметам, по темам | Учитель |
Провести списание и утилизацию реактивов с истёкшим сроком годности | Учитель | |
Пополнить расходные материалы кабинета (реактивы) | Администрация | |
Подключение к школьному сервису (интернет) | Администрация | |
Сформировать библиотеку мультимедийных материалов для оптимизации процесса обучения химии. | Учитель | |
Оформить папку с материалами «Исследовательская деятельность учащихся» | Учитель | |
Обновить устаревшее оборудование. | Администрация школы |
Оказание первой медицинской помощи
Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение.
1. Отравление кислотами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.
При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.
2. Отравление щелочами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2 %. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой.
3. Отравление фенолом: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5 % (объем не менее 1 л).
4. Отравление парами брома: дать нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10 %), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %.
5. Отравление газами: чистый воздух и покой, в тяжелых случаях - кислород.
6. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.
Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.
Иные виды поражения организма:
при попадании на кожу едкого вещества основная задача - как можно быстрее удалить его стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой;
при попадании на кожу растворов кислот или щелочей смывают их после стряхивания видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном;
при ожогах негашеной известью запрещается пользоваться водой для удаления вещества: снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или растительным маслом.
После удаления с кожи вещества пораженный участок обмывают 2%-ным раствором уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия такой же концентрации, затем ополаскивают водой и накладывают повязку с риванолем или фурацилином.
Йод и жидкий бром удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из 5%-ного раствора гидрокарбоната натрия. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.
Помощь при порезах и ушибах:
1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).
2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.
3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3%-ным раствором пероксида водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.
4. Первая помощь при ушибах - покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.
5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают "скорую помощь".
6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 -10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.
7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.
8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 - 3 капли 30%-ного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.
Перечень
средств и медикаментов аптечки школьного кабинета химии
1. Бинт стерильный, 1 упаковка.
2. Бинт нестерильный, 1 упаковка.
3. Салфетки стерильные, 1 упаковка.
4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.
5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.
6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон 25 - 50 мл.
7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном Флаконе, 25 - 50 мл.
8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.
9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках ("Карболен"). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4 - 6 таблеток (до и после промывания желудка).
10. Водный раствор аммиака 10%-ный. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.
11. Альбуцид (сульфацил натрия) 30%-ный, 10 - 20 мл, капать в глаза после промывания по 2 - 3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.
12. Спирт этиловый 30 - 50 мл для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи.
13. Глицерин 20 - 30 мл для снятия болевых ощущений после ожога.
14. Водный раствор гидрокарбоната натрия 2%-ный для обработки кожи после ожога кислотой, 200 - 250 мл.
15. Водный раствор борной кислоты 2%-ный для обработки глаз или кожи после попадания щелочи. Хранить в сосуде типа промывалки, 200 - 250 мл.
Растворы 14, 15 могут располагаться вне аптечки.
16. Пипетки 3 шт. для закапывания в глаз альбуцида
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете химии при работе с кислотами и щелочами
1. Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения.
Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь.
При работе следует выполнять следующие правила:
1. Приготовление растворов из твердых щелочей концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем, небольшими порциями, при постоянном перемешивании, добавляйте вещество.
2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда.
3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду.
4. Перемешивая содержимое пробирки, содержащей кислоту, не закрывайте ее отверстие пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.
5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем.
6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде.
7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого штапель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натронной извести или других веществ, едкую или ядовитую пыль, работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении.
8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном.
10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более 3 суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается.
11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки.
12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог.
13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот).
14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь.
15. При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченной 1% раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1% раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2% раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2% раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные глазные ванночки.
16. При отравлении щелочами (гидрооксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т. п.) выпейте молоко или 2% раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона). Не применяйте рвотных средств. При отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тертой яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1% раствор пищевой соды, не промывайте желудок.
17. После оказания первой помощи обратитесь к врачу.
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КАБИНЕТА ХИМИИ
Заведующий кабинетом химии и лаборант назначаются приказом директора школы. Заведующий кабинетом химии как лицо, ответственное за состояние кабинета, обязан иметь:
1. Должностные обязанности учителя химии (заведующего кабинетом химии) и лаборанта кабинета химии.
2. Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию.
3. Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
4. Правила ТБ работы в кабинете.
5. Документацию по прекурсорам (Постановления Правительства РФ, правила ведения журнала регистрации операций с прекурсорами, приказ о назначении ответственного за учёт прекурсоров и ведение журнала)
6. Журнал регистрации операций с прекурсорами.
7. Правила пользования учебным кабинетом учащимися.
8. План работы учебного кабинета на учебный год (и на перспективу).
9. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программам дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, консультациям.
10. Комплект дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
(ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ ХИМИИ)
Как заведующий кабинетом учитель химии несёт полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и соблюдение правил школьной санитарии и гигиены труда.
Как специалист он несёт ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.
Учитель обязан проверять комплектность и справное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.
Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами.
В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.
О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.
Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют практические работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.
По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т.д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.
Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА КАБИНЕТА ХИМИИ
Лаборант кабинета химии обязан:
Проводить подготовку оборудования для проведения урока.
Оказывать помощь учителю в проведении уроков, внеклассных занятий. Лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водных коммуникаций, электросети и электрооборудования. Недостатки, которые могут быть устранены сразу, лаборант устраняет, а об остальном делает пометки в журнале учёта состояния охраны труда в кабинете и докладывает о них учителю.
Вести лабораторное хозяйство кабинета.
Следить за чистотой, порядком и размещением предметов оборудования в классе-лаборатории и в лаборантском помещении.
Содержать в определённом, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы.
Знать и соблюдать технику безопасности при работе с горючими, ядовитыми, агрессивными веществами и оказывать первую помощь пострадавшим.
Уметь обращаться со всеми видами проекционной аппаратуры, используемой в кабинете.
Знать свойства веществ и уметь грамотно обращаться с ними.
Следить за расходованием и пополнением кабинета реактивами и материалами.
Приобретать по указанию учителя учебное оборудование, реактивы, материалы, необходимые для учебно-воспитательного процесса.
Предупреждать ситуации, приводящие к возникновению пожаров, проводить противопожарную работу: следить за стендом с противопожарными средствами, инвентарём.
Совместно с электриком, слесарем осуществлять систематический осмотр электрооборудования, водоснабжения и канализационной системы.
Следить за рабочим состоянием вентиляционной системы, газоснабжением, противопожарным оборудованием. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и следить за выполнением их учащимися на уроках.
Повседневно следить за содержимым медицинской аптечки, наличием в кабинете нейтрализующих растворов (гидрокарбонат натрия, борная кислоа), сливных сосудов для кислот и щелочей (они в последствии обрабатываются и сливаются в канализацию), сосудов для сбора содержащих серебро отходов после опытов с нитратом серебра, которые затем сдают.
В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех газовых и водопроводных кранов и выключать все электроприборы.
Каждый год проходить проверку знаний основных правил техники безопасности (у учителя) и результаты проверки отмечать в специальном журнале.
План работы кабинета ХИМИИ
на 2015 - 2016 учебный год
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Текущий ремонт кабинета | август | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
2 | Систематизация реактивов, раздаточного материала | август | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
3 | Классные часы | еженедельно, по пятницам | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
4 | Консультация по химии для учащихся 9,11 классов | еженедельно, по вторникам | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
5 | Оформление уголков «Знай. Умей. Применяй» и «ГИА 2016» | сентябрь | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
6 | Оформление уголка «Техника безопасности» | сентябрь | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
7 | Генеральная уборка в кабинете ежемесячно | Два раза в месяц | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
8 | Открытый урок по химии в 8 классе | январь | Учитель химии Адамова С.А. |
9 | Подготовка к муниципальной олимпиаде по химии | до ноября | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
10 | Подготовка и проведение недели химии | апрель | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
11 | Конкурс среди учащихся 8 классов «Химический марафон» | апрель | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
12 | Открытый урок по химии в 10 классе | февраль | Учитель химии Адамова С.А. |
13 | Ремонт кабинета | июль | Зав. кабинетом Адамова С.А. |
УМК кабинета химии
Предмет | Учебная программа | Класс | Учебник |
Химия | Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Программа по химии для 8 – 11 классов, авторы О.С. Габриелян Москва: «Просвещение» 2011 год | 7 | «Химия. Вводный курс. 7 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов и А. К. Ахлебинин |
Химия | 8 | Габриелян О. С. «Химия» учебник для 8 класса М., Просвещение 2011г | |
Химия | 9 | Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009 и посл. – 267 с. | |
Химия | 10 | Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010; | |
Химия | 11 | Габриелян О. С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /.— М.: Дрофа, 2010 — 224 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ХИМИИ
В помощь учителю химии...
Паспорт кабинета химии и биологии.
УСЛОВИЯ КАБИНЕТА СООТВЕТСТВУЮТ ДЛЯ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ УСПЕШНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ ...
Паспорт кабинета химии
В данной работе представлено офрмление паспорта кабинета химии с перпективным планом развити, программным обеспечением, графиком работы...
паспорт кабинета химии
2014-2015 уч.год1. Набор посуды и лабораторных принадлежностей для проведения демонстрационных опытов по химии.2. Спиртовка демонстрационная- 4 шт....
Паспорт кабинета химии
Паспорт кабинета...