Игра по теме "Основные классы неорганических соединений"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Игра разработана для открытого конкурсного урока по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе. Затем эта игра была использована в качестве итоговой работы по курсам повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_igry.doc | 155 КБ |
svoya_igra.pptx | 144.14 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации
«Применение игровых технологий на уроках химии»
Разработка дидактической игры по теме «Основные классы неорганических соединений» для 8 класса
Выполнил: учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ д.Екатериновка
Тыганова Л.А.
Руководитель: Сафина Л.Г.
к.п.н., доцент кафедры химии
и методики её преподавания ПГСГА
Самара, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей известностью пользуется теория К. Гросса, согласно которой игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма.
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет нас, педагогов, постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Тема: Основные классы неорганических соединений, 8 класс.
Цель: Обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
Задачи:
-образовательные: актуализация знаний об основных классах неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли);
-развивающие: развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, развитие внимания, умения сравнивать, развитие памяти, мышления;
-воспитательные: умения работать в команде, умение выслушивать других, высказывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать ее, развитие чувства ответственности за принятое решение,.
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, интерактивная доска, презентация к игре.
Ход игры:
Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек, каждая команда получает название в игровой форме: в полученном квадрате нужно найти и зачеркнуть названия элементов, а из оставшихся букв составить название команды. Пример: ОЛОВО
З | О | В | О | Д | О | Л | Н | А | В | С | Е | Р | Д | Г | ||
О | Л | О | Т | О | В | О | И | Д | О | Р | Б | Е | О | Е | ||
Н | Р | И | О | Р | О | Л | Т | О | Р | О | О | Е | Р | Л | ||
А | Т | Й | Д | О | П | Л | А | Д | О | У | Г | Л | Й | И |
К | А | Л | А | Л | В | О | Д | О | Р | ||
З | О | И | М | Ю | З | О | И | Р | О | ||
О | Л | Й | И | Н | О | Л | Й | Т | Д | ||
Т | О | В | Й | И | Т | О | О | А | Н |
Команда, составившая название первой, получает 3 балла, второй – 2 балла, последняя – 1 балл.
После этого проводится игра по презентации «Своя игра»: вопросы разделены на 4 темы – Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждой теме есть вопросы разной сложности, за ответ на которые команда получает разное количество баллов.
Рис.1 Категории вопросов игры
Например за правильный ответ на вопрос «Оксиды 1» команда получит 1 балл, «Основания 3» - 3 балла и т.д. (Рис.1) На обдумывание ответа команде дается 1,5 минуты. Если команда готова ответить раньше, она поднимает флажок. Если команда не может ответить или ответила неправильно, то вопрос передается остальным командам, и отвечает на него та, которая первой поднимает флажок. Разыгрывается около 6 - 9 вопросов (в зависимости от времени, отведенного на игру).
Примеры вопросов в темах:
Оксиды
1 - Какой оксид применяют для хранения мороженого, изготовления газированных напитков и тушения пожаров?
2 - Дайте названия веществам:N2O3, Cl2O7, N2O, Al2O3, Na2O.
3 - Сколько оксидов азотавы знаете? Назовите их.
4 - Назовите оксиды, которые соответствуют данным веществам:Fe(OH)3, H2SO3, NaOH.
Основания
1 - Назовите 2 растворимыхи 2 нерастворимых основания.
2 - Какова формула гидроксида кальция? Правда ли, что его применяют для побелки деревьев?
3 - Назовите вещества, формулы которых:Cu(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3, Mg(OH)2.
4 - Назовите основания, которые соответствуют данным оксидам:FeO, Al2O3, Na2O.
Кислоты
1 - Все индикаторы в КИСЛОТАХ становятся КРАСНОГО цвета.Согласны ли вы?
2 - Дайте названия веществам:H2SO3, HCl, HNO2,H2CO3, H2SiO3.
3 - Дайте названия веществам: HCl, HNO3.Правда ли, что из них можно приготовить «царскую водку»?
4 - Назовите кислоты, которые соответствуют оксидам:N2O3, SO3, P2O5.
Соли
1 - Правда ли, что человек употребляет хлорид натрия в пищу?
2 - Правда ли, что пищевая сода – это соль?Если да, то какой кислоты?
3 - Назовите вещества:CuSO4, BaCl2, ZnSO3,KNO3, CaCO3.
4 - Назовите кислоты, которым соответствуют следующие вещества:карбонат натрия,хлорид бария,силикат калия,медный купорос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная тема достаточно объемна, и игра позволяет повторить пройденный материал быстро. Знакомая уже учащимся информация предстает в процессе игры в новой форме, приходится не только воспроизводить изученный материал, но и анализировать его, применять в новой ситуации и делать выводы.
Вопросы игры разделены по уровню сложности, и учащиеся при выборе вопроса, на который хотели бы ответить, должны предварительно провести оценку собственных знаний, определить уровень своих притязаний. Это развивает способность к адекватной самооценке. В то же время вопросы разного уровня сложности позволяют каждому учащемуся почувствовать себя успешным, так как на простые вопросы вполне могут ответить учащиеся с низким уровнем знаний, что позволяет вовлечь их в активную деятельность на уроке.
Работа в процессе игры командная, поэтому учащимся приходится сотрудничать друг с другом, учитывать мнение окружающих, выслушивать аргументы партнеров по команде, аргументировать собственную точку зрения.
Игровая форма обобщения материала позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать познавательную активность, повысить интерес к изучению материала.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1987.
- Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.
- Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1998.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.
- Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение, 1992.
- Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы игры ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4
Какой оксид применяют для хранения мороженого, изготовления газированных напитков и тушения пожаров? ОКСИДЫ 1
Дайте названия веществам: N 2 O 3 , Cl 2 O 7 , N 2 O, Al 2 O 3 , Na 2 O. ОКСИДЫ 2
Сколько оксидов азота вы знаете? Назовите их. ОКСИДЫ 3
Назовите оксиды, которые соответствуют данным веществам: Fe(OH) 3 , H 2 SO 3 , NaOH . ОКСИДЫ 4
Назовите 2 растворимых и 2 нерастворимых основания. ОСНОВАНИЯ 1
Какова формула гидроксида кальция? Правда ли, что его применяют для побелки деревьев? ОСНОВАНИЯ 2
Назовите вещества, формулы которых: Cu(OH) 2 , KOH, Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 , Mg(OH) 2 . ОСНОВАНИЯ 3
Назовите основания, которые соответствуют данным оксидам: FeO , Al 2 O 3 , Na 2 O. ОСНОВАНИЯ 4
Все индикаторы в КИСЛОТАХ становятся КРАСНОГО цвета . Согласны ли вы? КИСЛОТЫ 1
Дайте названия веществам: H 2 SO 3 , HCl , HNO 2 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3 . КИСЛОТЫ 2
Дайте названия веществам: HCl , HNO 3 . Правда ли, что из них можно приготовить «царскую водку»? КИСЛОТЫ 3
Назовите кислоты, которые соответствуют оксидам: N 2 O 3 , SO 3 , P 2 O 5 . КИСЛОТЫ 4
Правда ли, что человек употребляет хлорид натрия в пищу? СОЛИ 1
Правда ли, что пищевая сода – это соль? Если да, то какой кислоты? СОЛИ 2
Назовите вещества: CuSO 4 , BaCl 2 , ZnSO 3 , KNO 3 , CaCO 3 . СОЛИ 3
Назовите кислоты, которым соответствуют следующие вещества: карбонат натрия, хлорид бария, силикат калия, медный купорос. СОЛИ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
Игра-расследование « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
ТИП УРОКА: контрольно-обобщающийДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА: обобщение и контроль знаний по теме «Важнейшие класс...
Урок-игра по химии: "Основные классы неорганических соединений".
ЦЕЛИ, требующие применения творческого мышления (решение проблемной ситуации, выработка идей), развитие мыслительной деятельности учащихся, способности применять ранее полученные знания дл...
Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются по две команды в количестве шести человек. Т...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»
Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...