Игра-расследование « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
ТИП УРОКА: контрольно-обобщающий
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:
обобщение и контроль знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений», проверка умений классифицировать, давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций с их участием;
актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам и уравнениям реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhneyshie_klassy_neorganicheskikh_soedineniy.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
(Игра-расследование)
Трапезникова В.Ю.
МБОУ СОШ №8
г.Биробиджана ЕАО
ФОРМА УРОКА: игра-расследование по теме
ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА.
На столах команд: табличка с номером или названием команды, лист ответа, чистые листы для решения задач, таблица растворимости, таблица Менделеева, ручки, калькулятор, 100 химонов (условных денежных единиц).
На столе учителя: подсказки, табличка «Скупка», ответы на задания из «Банка заданий», схема превращений со стоимостью подсказок, химоны для покупки решений.
На доске: зашифрованная схема превращений со стоимостью подсказок, время игры, некоторые правила, правила оценивания игроков.
На отдельном столе: 40-50 заданий разного содержания и уровня сложности, табличка «Банк заданий».
ТИП УРОКА: контрольно-обобщающий
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:
- обобщение и контроль знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений», проверка умений классифицировать, давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций с их участием;
- актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам и уравнениям реакций.
ИГРОВЫЕ ЦЕЛИ:
- расшифровать схему превращения вещества;
- заработать как можно больше денег.
СЮЖЕТ ИГРЫ
Частные расследовательские бюро получают заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами. Для расследования они должны покупать подсказки у информатора за деньги, заработанные решением заданий, которые бюро берут в «Банке заданий» и продают в «Скупке».
ПРАВИЛА ИГРЫ
На начало игры каждое бюро имеет 100 химонов для проведения расследования. Бюро состоит из 3-4 человек, ответственный за сделки ( куплю-продажу подсказок). На I этапе игры команды по очереди покупают подсказки, по одной подсказке за ход. Подсказки представляют собой задачу, решением которой является зашифрованное в схеме вещество. Самые дешёвые подсказки являются самыми сложными при решении, самые дорогие- самыми лёгкими.
В ходе игры работники бюро сами выбирают задания из "Банка", решают и продают решения в «Скупке». Заработанные деньги идут на покупку новых подсказок. Бюро имеют право продавать другим бюро купленные ими подсказки, спекулировать ими ( максимально допустимое превышение первоначальной стоимости подсказки-20 химонов). Информацию о том, где находится подсказка, бюро получают у информатора за 5 химонов. Информатор вычёркивает на доске купленные подсказки.
На выполнение задания отводится 35 минут. По истечении этого срока бюро должны заполнить лист «Ответ» ( записать расшифровку схемы и соответствующие схеме превращения), посчитать наличные деньги, вписать их сумму в этот же лист и сдать информатору.
оценивание работы команд
Команда, расшифровавшая от 50 до 75 % схемы, получает «3», более 75 %- «4», 100 %- «5»; команда, расшифровавшая схему и накопившая 100 химонов, получает две «5», накопившая 200 химонов,- три «5». Бюро имеет право снизить оценку своему работнику, если он недобросовестно относился к своим обязанностям, и вклад его в решение был недостаточным.
ХОД ИГРЫ
Учитель приветствует команды. Напоминает правила игры, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены заранее, чтобы разработать тактику расследования, распределить обязанности: ответственный за сделки; решающий подсказки, зарабатывающий химоны решением заданий из «Банка».
КОМАНДАМ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА (на доске)
1 2 3
СТОИМОСТЬ
ПОДСКАЗОК А В С D
20 20 20
20 50 10 50 10 50 10
30 30 30 40
60 50 80 50
ПОДСКАЗКИ находятся на столе учителя
Подсказка А При растворении 7 г металла А в соляной кислоте выделилось
за 20 химонов: 2,8 л водорода (н.у.)
KOH t H2
Подсказка А FeС1з X Y A
за 30 химонов:
А получается в ходе данных превращений и представляет собой постое вещество
Подсказка А А-простое вещество, образованное химическим элементом,
за 60 химонов: в ядре атома которого находится 26 протонов
Подсказка В В-оксид элемента А, в котором массовая доля кислорода 30 %
за 10 химонов:
Подсказка В Соединение В встречается в каждой из приведённых реаккций
за 30 химонов: (в левой или правой части уравнения):
1)Fе(ОН)3 … … + …
2)Fе2О3 + НСl ... + ...
III
3) Fе + 02 …
Подсказка В Вещество В зашифровано в ребусе:
за 50 химонов:
Массовые доли элементов в веществе С таковы:
Подсказка С * элемента, в ядре атома которого 26 протонов,-23,14 %
за 10 химонов: * элемента, в ядре атома которого 7 протонов,-17,3 6 %
* элемента, в ядре атома которого 8 протонов,-59,5 %
Подсказка С Вещество С получается в ходе следующих превращений:
за 30 химонов:
FеС13 N2О5
NаОН Н20
C (соль)
Подсказка С Вещество С- нитрат железа( III)
за 80 химонов:
Подсказка D D - гидроксид элемента А, в котором массовая доля кислорода
за 10 химонов: 44,86 %
Подсказка D Вещество D встречается в каждом из приведённых уравнений
за 40 химонов: реакций в левой или правой части:
1)Fе(ОН)3 … …
2)FеС13 + NаОН … + …
3)Fе(ОН)3 + Н2SО4 … + …
D - сложное вещество, состоящее из химических элементов,
Подсказка D имеющих в ядрах своих атомов: 1 протон, 8 протонов, 26
за 50 химонов: протонов. Причём валентность последнего элемента равна
Сумме валентностей первых двух элементов
Подсказка «Реагент 1» Реагент 1 - участник всех перечисленных ниже
за 20 химонов: уравнений реакций:
MnO2
Н2О2 … + …
эл.ток
Н2О … + …
t
КClО3 … + …
KMnO4 … + …
S + О2 …
Подсказка «Реагент 1» Реагент 1- газ без цвета, вкуса и запаха,мало растворим за
50 химонов: в воде, немного тяжелее воздуха, поддерживает горение
Реагент 2- одноосновная кислородсодержащая
Подсказка « Реагент 2» кислота с массовой долей кислорода 76,2 % за
20 химонов:
Подсказка «Реагент 2» Реагент 2 представляет собой гидроксид, соответствующий
за 50 химонов: оксиду азота (V)
Подсказка «Реагент 2» В ходе приведённых превращений участвует реагент 3 за
20 химонов: Н28О4
Х + Н2О 3 Na2 SO4
O2
Y
Подсказка «Реагент 3» Реагент 3- гидроксид щелочного металла, в ядре
за 50 химонов: атома которого 12 нейтронов
Команды по очереди выкупают подсказки, пока :-:е кончатся «стартовые» де::ь"7-100 химонов. Учитель фиксирует у себя на схеме, какой команде продана та или иная подсказка, а на доске вычёркивает купленные подсказки.
Чтобы заработать деньги, команды берут задачи в «Банке заданий», решают их и продают в «Скупке».
Все задачи в «Банке заданий» пронумерованы и оценены в химонах, сложные -дороже, простые - дешевле.
ЗАДАНИЯ ИЗ «БАНКА»
Закончите уравнения реакций:
№1-10 химонов КОН+СО2 ; МgО+Н2SО4 ; Fе(ОН)3+НNО3 ;
C2H4 + O2 ; CuCl2 + H2S
№2-15 химонов Постройте структурные формулы пероксида водорода,
сульфата алюминия, оксида алюминия
№ 3 -30 химонов Предложите не менее 5 способов получения бромида магния
№ 4 - 20 химонов Осуществите превращения:
Аl Аl(ОН)з А1С13 А1(ОН)3 А12О3
№5-40 химонов Запишите уравнения реакций, которые возможны
между данными веществами: МgО ; SО3; СаСО3; НС1; NаОН
№ 6 - 10 химонов Сколько литров водорода выделится при взаимодей-
ствии 13 г цинка с соляной кислотой?
№ 7 - 20 химонов Хватит ли 20 г серной кислоты для полного раство-
рения 20 г цинка? Ответ подтвердите расчётами
№ 8 - 30 химонов Углекислый газ, полученный сжиганием 5,6 л метана
(СH4), пропустили через гидроксид кальция. Сколько граммов соли получилось?
№ 9 - 40 химонов При растворении в воде 19,5 г щелочного металла
выделилось 5,6 л водорода. Какой это металл?
№ 10-50 химонов На полное растворение 16 г оксида металла потре-
бовалось 29,4 г серной кислоты. Определите формулу оксида
Заданий должно быть не менее 45. Для быстрой проверки заданий из «Банка» у учителя должен быть лист с решениями и ответами.
Команды могут покупать подсказки не только у информатора, но и у других команд. Для того они за 5 химонов получают у информатора сведения о месте нахождения требующейся им подсказки. Продающая подсказку команда может спекулировать, но не повышать первоначальной стоимости более, чем на 20 химонов, по сравнению с первоначальной.
Через 30-35 минут игры учитель просит команды выписать ответ и решения на отдельные листы. В ответе должна быть расшифрована цепочка превращений и соответствующие ей уравнения реакций.
Команды сдают ответы, подсчитывают оставшиеся химоны и заполняют лист командной оценки, где каждому проставляются оценки за работу на уроке, указывается сумма химонов.
После этого учитель показывает на доске правильный ответ.
O2 HNO3 NaOH
Fe Fe2O3 Fe(NO3) 3 Fe(OH)3
1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".
Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"
Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...
урок по химии в 6 классе "Важнейшие классы неорганических соединений"
Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»....
8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа по химии...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....
Обобщающий урок по теме « Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Обобщающий урок по теме ...