Игра-расследование « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

ТИП УРОКА: контрольно-обобщающий

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

  обобщение   и   контроль   знаний   по   теме   «Важнейшие   классы неорганических соединений», проверка умений классифицировать, давать    названия    неорганическим    соединениям,    составлять уравнения реакций с их участием;

  актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам и уравнениям реакций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhneyshie_klassy_neorganicheskikh_soedineniy.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

(Игра-расследование)

Трапезникова В.Ю.

МБОУ СОШ №8

г.Биробиджана ЕАО

ФОРМА УРОКА: игра-расследование по теме

ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА.

На столах команд: табличка с номером или названием команды, лист ответа, чистые листы для решения задач, таблица растворимости, таблица Менделеева, ручки, калькулятор, 100 химонов (условных денежных единиц).

На столе учителя: подсказки, табличка «Скупка», ответы на задания из «Банка заданий», схема превращений со стоимостью подсказок, химоны для покупки решений.

На доске: зашифрованная схема превращений со стоимостью подсказок, время игры, некоторые правила, правила оценивания игроков.

На отдельном столе: 40-50 заданий разного содержания и уровня сложности, табличка «Банк заданий».

ТИП УРОКА: контрольно-обобщающий

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщение   и   контроль   знаний   по   теме   «Важнейшие   классы неорганических соединений», проверка умений классифицировать, давать    названия    неорганическим    соединениям,    составлять уравнения реакций с их участием;
  • актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам и уравнениям реакций.

ИГРОВЫЕ        ЦЕЛИ:

  • расшифровать схему превращения вещества;
  • заработать как можно больше денег.

СЮЖЕТ ИГРЫ

Частные расследовательские бюро получают заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами. Для расследования они должны покупать подсказки у информатора за деньги, заработанные решением заданий, которые бюро берут в «Банке заданий» и продают в «Скупке».

ПРАВИЛА ИГРЫ

На начало игры каждое бюро имеет 100 химонов для проведения расследования. Бюро состоит из 3-4 человек, ответственный за сделки ( куплю-продажу подсказок). На I этапе игры команды по очереди покупают подсказки, по одной подсказке за ход. Подсказки представляют собой задачу, решением которой является зашифрованное в схеме вещество. Самые дешёвые подсказки являются самыми сложными при решении, самые дорогие- самыми лёгкими.

В ходе игры работники бюро сами выбирают задания из "Банка", решают и продают решения в «Скупке». Заработанные деньги идут на покупку новых подсказок. Бюро имеют право продавать другим бюро купленные ими подсказки, спекулировать ими ( максимально допустимое превышение первоначальной стоимости подсказки-20 химонов). Информацию о том, где находится подсказка, бюро получают у информатора за 5 химонов. Информатор вычёркивает на доске купленные подсказки.

На выполнение задания отводится 35 минут. По истечении этого срока бюро должны заполнить лист «Ответ» ( записать расшифровку схемы и соответствующие схеме превращения), посчитать наличные деньги, вписать их сумму в этот же лист и сдать информатору.

оценивание работы команд

Команда, расшифровавшая от 50 до 75 % схемы, получает «3», более 75 %- «4», 100 %- «5»; команда, расшифровавшая схему и накопившая 100 химонов, получает две «5», накопившая 200 химонов,- три «5». Бюро имеет право снизить оценку своему работнику, если он недобросовестно относился к своим обязанностям, и вклад его в решение был недостаточным.

ХОД     ИГРЫ

Учитель приветствует команды. Напоминает правила игры, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены заранее, чтобы разработать тактику расследования, распределить обязанности: ответственный за сделки; решающий подсказки, зарабатывающий химоны решением заданий из «Банка».

КОМАНДАМ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА (на доске)

1                            2                                3

СТОИМОСТЬ

ПОДСКАЗОК            А                          В                                   С                             D

20                          20                            20

20        50              10         50               10          50               10

30                          30                          30                            40

60                          50                          80                            50

ПОДСКАЗКИ находятся на столе учителя

Подсказка А          При растворении 7 г металла А в соляной кислоте выделилось

за 20 химонов:        2,8 л водорода (н.у.)

        KOH        t        H2

Подсказка А          FeС1з              X        Y        A

за 30 химонов:

А получается в ходе данных превращений и представляет собой постое вещество

Подсказка А           А-простое вещество, образованное химическим элементом,

за 60 химонов:         в ядре атома которого находится 26 протонов

Подсказка В          В-оксид элемента А, в котором массовая доля кислорода 30 %

за 10 химонов:

Подсказка В             Соединение В встречается в каждой из приведённых реаккций

за 30 химонов:           (в левой или правой части уравнения):

1)Fе(ОН)3   …        … + …

2)Fе2О3 + НСl                     ... + ...

III

3) Fе   +  02         …

Подсказка В               Вещество В зашифровано в ребусе:

за 50 химонов:

Массовые доли элементов в веществе С таковы:

Подсказка С          * элемента, в ядре атома которого 26 протонов,-23,14 %

за 10 химонов:       * элемента, в ядре атома которого 7 протонов,-17,3 6 %

* элемента, в ядре атома которого 8 протонов,-59,5 %

Подсказка С                Вещество С получается в ходе следующих превращений:

за 30 химонов:

FеС13                                                     N2О5

NаОН                                                           Н20

C (соль)        

Подсказка С            Вещество С- нитрат железа( III)

за 80 химонов:

Подсказка D             D - гидроксид элемента А, в котором массовая доля кислорода

за 10 химонов:          44,86 %

Подсказка D             Вещество D встречается в каждом из приведённых уравнений

за 40 химонов:          реакций в левой или правой части:

1)Fе(ОН)3        …  …

2)FеС13 + NаОН         … + …

3)Fе(ОН)3 + Н24         … + …

D - сложное вещество, состоящее из химических элементов,

Подсказка D             имеющих в ядрах своих атомов: 1 протон, 8 протонов, 26

за 50 химонов:          протонов. Причём валентность последнего элемента равна

Сумме валентностей первых двух элементов

Подсказка «Реагент 1»       Реагент 1 - участник всех перечисленных ниже

за 20 химонов:                  уравнений реакций:

        MnO2

Н2О2        … + …

         эл.ток

Н2О        … + …

        t

КClО3        … + …

KMnO4        … + …

S + О2         …

Подсказка «Реагент 1»         Реагент 1- газ без цвета, вкуса и запаха,мало растворим за

50 химонов:                        в воде, немного тяжелее воздуха, поддерживает горение

Реагент 2- одноосновная кислородсодержащая

Подсказка « Реагент 2»         кислота с массовой долей кислорода 76,2 % за

20 химонов:

Подсказка «Реагент 2»           Реагент 2 представляет собой гидроксид, соответствующий

за 50 химонов:                       оксиду азота (V)

Подсказка «Реагент 2»      В ходе приведённых превращений участвует реагент 3 за

20 химонов:        Н24

 Х + Н2О                     3                   Na2 SO4

        O2

Y

Подсказка «Реагент 3»               Реагент 3- гидроксид щелочного металла, в ядре

за 50 химонов:                           атома которого 12 нейтронов

Команды по очереди выкупают подсказки, пока :-:е кончатся «стартовые» де::ь"7-100 химонов. Учитель фиксирует у себя на схеме, какой команде продана та или иная подсказка, а на доске вычёркивает купленные подсказки.

Чтобы заработать деньги, команды берут задачи в «Банке заданий», решают их и продают в «Скупке».

Все задачи в «Банке заданий» пронумерованы и оценены в химонах, сложные -дороже, простые - дешевле.

ЗАДАНИЯ ИЗ «БАНКА»

Закончите уравнения реакций:

№1-10 химонов             КОН+СО2              ; МgО+Н24           ; Fе(ОН)3+НNО3         ;

C2H4 +  O2        ;   CuCl2  + H2S        

 

№2-15 химонов                 Постройте структурные формулы пероксида водорода,

сульфата алюминия, оксида алюминия

№ 3 -30 химонов              Предложите не менее 5 способов получения бромида магния

№ 4 - 20 химонов              Осуществите превращения:

Аl          Аl(ОН)з             А1С13            А1(ОН)3              А12О3

№5-40 химонов                    Запишите уравнения реакций, которые возможны

между данными веществами: МgО ; SО3; СаСО3; НС1; NаОН

№ 6 - 10 химонов                  Сколько литров водорода выделится при взаимодей-

ствии 13 г цинка с соляной кислотой?

№ 7 - 20 химонов                  Хватит ли 20 г серной кислоты для полного раство-

рения 20 г цинка? Ответ подтвердите расчётами

№ 8 - 30 химонов                  Углекислый газ, полученный сжиганием 5,6 л метана

(СH4), пропустили через гидроксид кальция. Сколько граммов соли получилось?

№ 9 - 40 химонов                  При растворении в воде 19,5 г щелочного металла

выделилось 5,6 л водорода. Какой это металл?

№ 10-50 химонов                  На полное растворение 16 г оксида металла потре-

бовалось 29,4 г серной кислоты. Определите формулу оксида

Заданий должно быть не менее 45. Для быстрой проверки заданий из «Банка» у учителя должен быть лист с решениями и ответами.

Команды могут покупать подсказки не только у информатора, но и у других команд. Для того они за 5 химонов получают у информатора сведения о месте нахождения требующейся им подсказки. Продающая подсказку команда может спекулировать, но не повышать первоначальной стоимости более, чем на 20 химонов, по сравнению с первоначальной.

Через 30-35 минут игры учитель просит команды выписать ответ и решения на отдельные листы. В ответе должна быть расшифрована цепочка превращений и соответствующие ей уравнения реакций.

Команды сдают ответы, подсчитывают оставшиеся химоны и заполняют лист командной оценки, где каждому проставляются оценки за работу на уроке, указывается сумма химонов.

После этого учитель показывает на доске правильный ответ.  

O2          HNO3            NaOH

Fe                         Fe2O3                              Fe(NO3) 3                           Fe(OH)3                       

        1        2        3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".

Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний  по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...

урок по химии в 6 классе "Важнейшие классы неорганических соединений"

Предлагаю разработку одного из обобщающих уроков в 6-м классе пропедевтический курс по программе А. Е. Гуревич по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»....