Урок по химии в 10 классе "Предельные одноатомные спирты".
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
В данном конспекте урока даны способы получения предельных одноатомных спиртов и их химические свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_v_10_klasse_predelnye_odnoatomnye_spirty.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 10 классе
Тема «Предельные одноатомные спирты»
Цель: рассмотреть основные способы получения спиртов и закрепить знания о предельных одноатомных спиртах.
Задачи урока:
Образовательная: повторить, обобщить знания о предельных одноатомных спиртах. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений химических реакций с участием спиртов, в умении называть спирты по систематической номенклатуре, а также решение задач с участием спиртов. Рассмотреть основные способы получения спиртов. Выявить причины токсичности этилового спирта на клетки, органы и системы органов человека.
Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: развитие кругозора, пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока:
Оборудование и реактивы: диск «Уроки Кирилла и Мефодия», этиловый спирт, куриный белок, косметические изделия, настойка йода, настойка зелёнки, сироп корня солодки, бальзамы для наружного и внутреннего применения на основе этилового спирта, крема для рук, лосьоны для лица, одеколоны, духи, туалетная вода.
План урока:
1.Организационный момент, проверка домашнего задания.
2.Химический диктант.
3.Получение спиртов.
4.Получение бутанола -1 и бутанола -2.
5. Применение спиртов.
6. Самостоятельная работа по вариантам.
7. Действие этанола на организм.
8.Домашнее задание.
Литература:
1.Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 304с.: ил.
2.Настольная книга учителя химии.
3. Сборник задач и упражнений для средней школы.
4. Дополнительный материал взят из Интернета.
Ход урока
I.Организационный момент.
Уч-ль: Здравствуйте…!.Садитесь.
На прошлых уроках мы с вами изучили состав, строение, номенклатуру, изомерию и химические свойства спиртов. На доске из домашней работы выполнить упражнения № 6и № 8 из §17. К доске пойдут двое…..Пока двое учеников работают на доске следующий работает с классом. Для него следующее задание: написать изомеры для спирта состава С6Н13ОН и назвать их (изомеры: углеродного скелета, положения функциональной группы, межклассовый изомер). К доске пойдёт…..
Проверка выполненных упражнений на доске и оценивание результатов.
II.Диктант со взаимопроверкой.
1.Что такое спирты?
2.Функциональная группа спиртов.
3. Общая формула гомологического ряда спиртов.
4.За счёт какой связи происходит растворимость низших спиртов в воде?
5. по строению углеводородного радикала пропен – 2 –ол -1 относится к спиртам ….
6.При взаимодействии спирта с щелочными и щелочноземельными металлами разрывается связь….
7. Первичные спирты окисляются в……
8. Взаимодействие спиртов с галогеноводородами идёт по связи …
9. По числу гидроксильных групп пропандиол -1,3 относится к спиртам….
10. Агрегатное состояние спиртов , которые в своём составе имеют 12 и более атомов углерода.
Уч-ль: Обменяйтесь диктантом с соседом по парте и проверьте его.
- Это органические вещества, углеводородный радикал, которых связан с 1 или несколькими гидроксильными группами.
- ОН, гидроксильная группа.
- СnН2n+1ОН.
- Наличие водородной связи.
- Непредельный спирт.
- Связь О-Н.
- Альдегиды.
- Связь С-О.
- Двухатомный спирт.
- Твёрдые вещества.
Уч-ль: За каждый правильный ответ выставляете 1 балл. Оцените свои диктанты.
9 – 10 баллов – оценка «5»
7 – 8 баллов – оценка «4»
5 – 6 баллов – оценка «3»
< 5 баллов – оценка «2»
III. Изучение нового материала.
Уч-ль: Как же получают спирты? Для этого просмотрим и разберём видеофрагмент «Получение спиртов».
(диск «Уроки Кирилла и Мефодия»), работа с учебником: стр. 148 «Способы получения спиртов».
Получение спиртов
- Гидролиз галогеноалканов
С2Н5Cl + NaOH →C2H5OH + NaCl
этанол
- Гидратация алкенов (присоединение воды по месту разрыва π –связи).
(пишит ученик на доске).
CH2 = CH2 + H2O → CH3 – CH2 – OH
этен этанол
CH2 = СН – СН3 + Н2О → СН3 – СНОН – СН3
пропен пропанол – 2
- Гидрирование альдегидов и кетонов
Н3С – СН2 – СОН + Н2 → СН3 – СН2 – СН2 – ОН
пропаналь пропанол – 1
альдегид → первичный спирт
СН3 – СО – СН3 + Н2 → СН3 – СНОН – СН3
пропанон пропанол – 2
кетон → вторичный спирт
- Окисление алкенов
CH2 = CH2 + [O] + Н2О → НО – СН2 – СН2 – ОН
Этен этандиол -1,2 (эиленгликоль)
- Специфические способы получения спиртов
а) получение метанола
С + Н2О → СО + Н2
синтез – газ
СО + Н2О → СН3 – ОН
метанол ( древесный спирт)
б) брожение глюкозы
С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2 СО2↑
Глюкоза
Уч-ль: Задание классу. Получить бутанол -1 и бутанол – 2. Работа проводится на доске.
1) СН3 - СН2 - СН2 - СН2 - CI + NaOH → СН3 – СН2 – СН2 –СН2 – ОН + NaOH
О бутанол -1
//
2) СН3 - СН2 - СН2 – С + Н2 → СН3 – СН2 – СН2 –СН2 – ОН
\Н бутанол -1
3) СН3 - СН2 - С – СН3 + Н2 → СН3 - СН2 - СH – СН3
|| |
О ОH
бутанол -2
4) СН3 - СН = СН – СН3 + Н2О → СН3 - СН2 - СH – СН3
|
OH
бутанол -2
Применение спиртов
Уч-ль: Где применяют спирты? Чтобы ответить на этот вопрос просмотрим и разберём видеофрагмент «Получение спиртов» (диск «Уроки Кирилла и Мефодия») и дополнительные сообщения по данному разделу. Работа с учебником на стр. 152.
Этанол применяется для изготовления различных бальзамов, настоек, кремов, лосьонов. Диметилкетон (ацетон) – это жидкость для снятия лака.
Учитель демонстрирует косметические изделия, настойку йода, настойку зелёнки, сироп корня солодки, бальзамы для наружного и внутреннего применения на основе этилового спирта, крема для рук, лосьоны для лица, одеколоны, духи, туалетную воду.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
Вариант 1. Написать уравнения реакций бутанола – 1 а) с натрием; б) с уксусной кислотой; в) этанолом; г) оксидом меди (II).
Вариант 2. Написать уравнения реакций бутанола – 2 а) с калием; б) с пропионовой кислотой; в) пропанолом - 1; г) оксидом меди (II).
Действие этанола на организм.
Уч-ль: Какое действие оказывает этанол на организм человека?
Демонстрационный опыт «Денатурация белка под действием этанола».
В стакан налить яичный белок и добавить несколько миллилитров этанола или водки.
Уч-ль: Что вы наблюдаете?
Происходит денатурация белка (белок сворачивается), белковая молекула разрушается. Такой же процесс происходит в каждой клетке организма при употреблении этилового спирта. Смерть от этилового спирта превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.
Какой же путь прохождения этанола в организме? Обжигая слизистую оболочку рта, глотки, пищевода он поступает в желудок. В отличие от других веществ этиловый спирт быстро всасывается в желудке, часть – в тонком кишечнике и быстро проникает в кровь. Затем спирт с кровью поступает во все клетки организма. Нарушая функции клеток, спирт вызывает их гибель. При употреблении 100 г пива погибает 300 клеток головного мозга, 100 г вина – 500 клеток, 100 г водки – 7500 клеток. В головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде через 20 дней после его применения.
Алкоголизм опасен как для мужчин, так и для женщин. Но особенно опасен алкоголь для женщины, которая хочет стать матерью. Почему? Через плаценту осуществляется связь между матерью и плодом. Если будущая мама употребляет алкоголь, то развитие плода происходит с аномалиями, т. к. будущий ребёнок постоянно подвергается отравленному действию спирта.
Исследования учёных показали следующие результаты при наблюдении за 10 семьями алкоголиков в течение 28 лет. Из 57 родившихся в этих семьях детей 25 умерли в возрасте до 1 года, 5 страдали эпилепсией, 5 имели заболевание гидроцеэнцефалия (замещение тканей головного мозга жидкостью), 12 были умственно отсталыми и только 10 – сравнительно здоровыми в физическом и психическом отношении. Вред алкоголя на организм очевиден.
Домашнее задание.§ 17, стр. 142 – 153, № 8 – 15.
Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя стал...
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...
Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...
Открытый урок по химии 10 класс "Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия"
Урок изучения нового материала....
Конспект урока и презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"
Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....
Конспект урока и презентация по химии по теме: "Предельные одноатомные спирты"
Урок - обобщение разработан для учащихся 10 класса....
Урок по химии на тему: "Предельные одноатомные спирты"
Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом....