Открытый урок по химии 10 класс "Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
10 класс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
«Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Дорожко С.М.
Кинель 2014
Тема: Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия.
Цели урока:
Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых (видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
- коммуникативных (владеть химическим языком, уметь работать в группе)
- учебно-познавательных (самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу)
- информационной (искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее (составлять таблицу, опорный конспект)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы:
Для учителя:
мультимедийный проектор,
экран, презентация к уроку,
Для обучающихся:
Дидактические материалы для групп
Информационные материалы
Реактивы и оборудование: раствор яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки
Спиртсодержащие медицинские препараты (1 группа), средства бытовой химии (2 группа);
Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт - виноград, картофель, древесные опилки (3 группа)
Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта - уксусная кислота, резиновые изделия (4 группа)
«Творец,
Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…»
Дж. Герберт
Ход урока:
- 1. Организационный этап
- 2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота
Как Вы думаете, что их объединяет?
Предполагаемые ответы обучающихся: Запасной вариант:
1,2 группы: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии | Достаточно правильного ответа хотя бы в одной группе, учащимся других групп (если нет ответа) можно предложить ответить на этот вопрос в конце урока. (слайд 1) |
3 группа: нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты | |
4 группа: из картофеля, винограда, древесных опилок можно получить спирт |
Учитель: Ученики:
- Так о чём же пойдет речь сегодня на уроке? | О спиртах
|
- Давайте вспомним, что нам известно об этом классе органических соединений, а, значит, какие знания на сегодняшнем уроке будут опорными. - Обратимся к схеме, которая представлена на доске: состав – строение – свойства – применение
| Учащиеся вспоминают, какой материал был изучен на предыдущих уроках и формулируют тему сегодняшнего урока (слайд 2) (Применение спиртов)
|
Учитель предлагает записать тему урока в план-конспект урока.
Тема урока: Применение спиртов
Учитель: Ученики:
Итак, сегодня на уроке вам предстоит: - установить взаимосвязь между применением спиртов и их свойствами.
| - выяснить области применения спиртов |
III.
3. Операционно-исполнительский и исследовательский этап.
Справка: мировое производство |
СН3ОН - 30 млн. тонн в год (настоящее время) С2Н5ОН - 240 млн. тонн (слайд 3) |
- Вам известно, что обе эти жидкости токсичны, зачем производить так много яда? |
3.1 Работа с текстом учебника.
3.2 Алкоголизм и его последствия
3.2.1 Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком (слайд 6)
Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.
1. Биологическая
Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается, и организм требует введения спирта извне.
2. Теория неправильного питания
При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.
3. Теория социальной псевдоадаптации
В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.
4. Теория эмоционального комфорта
Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.
5. Теория удовлетворения потребностей
(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные).
6. Генетическая
У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.
7. Психологическая
Традиции, устои.
Остановимся подробнее на этом несоответствии. Цель: химическим путем подтвердить вредное влияние алкоголя на организм человека; установить последствия злоупотребления алкоголем;
|
|
3.2.2 Учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам (4-5 мин) | Работают в группе. Используют предоставленные информационные материалы, учебник по анатомии, справочную литературу. |
Ответы учеников (слайды 7-11) |
Каково физиологическое воздействие алкоголя? На какие системы органов оказывает влияние?
| Ответы учащихся: 1. 1. Нервная система. Алкоголь оказывает возбуждающее действие (первые минуты), затем угнетающее. - нервные клетки разрушаются, стареют; - распад волокон, связывающих нервные клетки – нарушается взаимодействие мозговых структур; - тормозится потребление О2 клетками, участки мозга испытывают кислородное голодание; - понижается активность ферментов, которые катализируют распад АТФ с выделением энергии; - нарушается транспортировка ионов Na+, Н+ через мембраны нейронов.
|
| 2. Пищеварительная система. - раздражает слизистые оболочки; - в желудке всасывается 20 % алкоголя, в тонком кишечнике – 80%; - усиленно выделяется желудочный сок с высоким содержанием HCl; - повышается кислотность, но мало фермента (пепсина); - жиры задерживают алкоголь в желудке, растворяя спирт, вызывая алкогольный гастрит, обострение язвы, изменяет секрецию поджелудочной железы (панкреатит); - жировое перерождение печени, её распад; - в толстом кишечнике нарушение всасывания витаминов В и С.
|
| 3.Сердечнососудистая система. Алкоголь отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны. Сокращение сердечной мышцы ослабевают. Изменяет стенки кровеносных сосудов. |
4. Репродуктивная система. Алкоголь повреждает всю половую систему, разрушая кровеносные сосуды, является одной из главных причин бесплодия и выкидышей у женщин, либо рождения нездорового потомства. | |
Вывод: Алкоголь вызывает ферментативновитаминную недостаточность, нарушается обмен витамина В1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечнососудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).
|
3.2.3 Химическое подтверждение вредного воздействия алкоголя на организм.
- Демонстрация «Денатурация под действием спирта»
Просмотр видеофрагмента о действии крови на спирт (слайд 12) | Учащиеся отмечают наблюдения и формулируют вывод.
|
| Вывод: алкоголь вызывает разрушение эритроцитов, тем самым, нарушая газообмен в организме. |
- Лабораторный опыт (слайд 13):
1. Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка. | Учащиеся проводят опыт, отмечают наблюдения и формулируют вывод.
|
Вывод: под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимо разрушается его структура и свойства. |
3.2.4 Метаболизм спирта. Какие превращения происходят со спиртом в организме? (слайд 14)
От 70 до 95 % алкоголя окисляется в печени. CH3COH - ацетальдегид (в 10-30 раз токсичнее спирта, алкогольная интоксикация)
| Записывают уравнение реакции: O // C2H5OH + [O] → CH3 C + H2O\ H
|
CH3COOH – уксусная кислота – образуется при окислении Б,У,Ж естественным путем, её накопление нарушает равновесие в обмене веществ, это проявляется в ожирении печени.
| O O // // CH3C + [O] → CH3C \ \ H OH
|
| Вывод: алкоголь участвует в обмене веществ, значит, может вызвать физическую зависимость.
|
Почему после употребления алкоголя человек хочет пить? Роль воды для организма.
| Спирты оттягивают молекулы воды от белков. Белки, потеряв гидратную оболочку дегратируются, это ведет к нарушению их биологической активности. Соответственно это вызывает раннее старение и дряблость клеток. R – O H \ \ H…O – H Между молекулами спиртов и воды образуются водородные связи.
|
Часто жажда утоляется соленой жидкостью. Почему?
| Нарушение транспорта ионов Na+ и К+.
|
Вывод:
- Разрушение белков;
- Разрушение эритроцитов;
- Дегидратирующее воздействие;
- Участие в обменных процессах (физиологическая зависимость) (слайд 15-17)
3.3 Разыгрывание этюда (по желанию учащихся)
Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел – в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третьей – роль человека, которого соблазняют.
Учитель: Кому из ребят было труднее всего?
- Заключительный этап
4.1 Учитель: О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.
Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка.
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой
«Сделай правильный выбор» (слайд 18-19). Просмотр видеосюжета по статистике употребления алкоголя на душу населения в разных странах и в России.
4.2 Рефлексия
В случае согласия с утверждением поставьте знак «+» напротив него:
Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
4.3 Подведение итогов урока
Оценки
- за активное участие
- за таблицу
- за экспериментальный опыт
4.4 Домашнее задание
Повторить § 17 и 18, конспект урока
Список литературы:
- И.И. Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988 г.
- Н.Ю. Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», «Химия» еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №43, 1998 г.
- Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета
- Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма", Москва, 1984 г.
- Муратова И. Д. , Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе".
- http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html
- http://vestnik.volgmed.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Открытый урок по химии 10 класс по теме: "Спирты"
Конспект открытого урока по химии на тему : "Спирты"...
Открытый урок по химии " Влияние этилового спирта на организм человека"
Открытый урок содержит разработку урока, презентацию и приложения. Расчитан для учащихся 10 класс учебник Габриелян...
Урок по химии " Многоатомные спирты"
Открытый урок по химии...
Урок по химии " Многоатомные спирты"
Презентация " Многоатомные спирты"...