рабочие программы по химии, биологии 6Б и внеклассная работа
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кубова Роза Хаджиметовна

Рабочие  программы по химии 8 класс по Рудзитису , 9-11 классы по Новошинской  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_kubovoy_r.h.rar466.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии Кубова Р.Х.

Рабочая программа курса химии,

10 класс, 2 часа в неделю, авторы учебника:

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

Пояснительная записка

1. Рабочая программа для учащихся 8-11 классов по химии разработана на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»от 5 марта 2004 года №1089 с изменениями,  от 10 ноября 2011 года №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 №1089»), в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану с учетом комплексной программы общеобразовательных учреждений «Химия 8-11 классы», (Части 1. Основное общее образование) под общей редакцией Новошинского И. И., Новошинской Н. И., издательство «Русское слово» 2008 год.

Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «СШ №1» а. Тахтамукай  (федеральному компоненту, компоненту ОУ), годовому учебному календарному графику на текущий год, основной образовательной программе  МБОУ «СШ №1".

Учебники используемые при изучении программы, соответствует федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.

При разработке рабочей программы учтены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

Исходными документами для составления Рабочей программы учебного курса являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.12);

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года (ред. от 10.11.2011, №2643);

- Авторская программа «Химия 8-11 классы», под общей редакцией Новошинского И. И., Новошинской Н. И., издательство «Русское слово» 2008 год, разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

2. Используемый УМК

1. Учебник: «Химия» Новошинский И. И., Новошинская Н. С. 8-11 классы М.: Русское слово, 2011 г, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014 года

2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Самостоятельные работы по химии 8-11 классы. – М.: Русское слово, 2011г.

3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс, 2010г.

4.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Л. Л. Андреева Дрофа 2007 г

5.Энциклопедический  словарь юного химика. КрицманВ.А.Педагогика

6.Готовимся к единому государственному экзамену химия О.С. Габриелян. Дрофа 2007г.

7 .Школьный словарь химических понятий и терминов Г.И. Штремплер. Дрофа 2007г.

8.Удивительный мир органической химии А.И.Артеменко. Дрофа 2007г.

9.Занимательные задания и эффективные опыты по химии. Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова. Дрофа 2006г.

10. Химия дидактические материалы. А.С. Изд. Владося дида 2007г.

11.Тесты. Химия 8-9 кл .А. С. КорощинаВладосКорощенко 2007г.

12.Лабораторно-практические работы по химии 10-11 кл. Владос.2007г.    

13.Олимпиады школьников.химия 8-11кл.О. С. Габриелян Дрофа 2007г.

14.Иллюстрированный химический словарь А. Гольдман. Изд. Мир 1988.

15.Химия в формулах. В. Г. Иванов Дрофа2007г.

16.Контроль знаний по органической химии А. С. Корощенко. Владос  2007г.

17.Химия. Дидактические материалы. А. А.Коверина 8-9 кл. Владос 2007г.

18.Полезная  химия: задачи и истории. Л. Ю. Аликберова  Н. С. Рукк  Дрофа 2006 г.

19. Гимназия на дому. 8-9 кл. А. Е. Савельев. Дрофа»2007 г.

20.Химия. Пособие для старших классов и поступающих в вузы. О. С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Дрофа. 2006 г.

3.  Особенности программы, реализуемые подходы:

На ступени основного общего образования учебный предмет «Химия» преподается на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России № 241 от 20.08.08 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы») устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне в 8-11 классах.

Преподавание предмета «Химия» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю .

В соответствии с требованиями базисного учебного плана рабочая программа в 10 классе рассчитана на 70 часов .

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии и программой учебного курса.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных, практических и контрольных работ, выполняемых учащимися.

4. Цели и задачи учебного курса

  • Развитие личности, ее творческого потенциала;
  • Формирование научно обоснованных представлений о картине мира;
  • Воспитание человека, осознающего себя частью природы, с ответственностью действующего в природной среде;
  • Создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, освоения универсальных учебных действий (решения проблем, принятия решений, оценивания в соответствии с выработанными критериями и системой ценностей, работы с информацией и различными источниками информации, сотрудничества и т.д.);
  • Формирование осознания ценности химических знаний, а также создание базы для продолжения образования в учреждениях профессионального образования;
  • Подготовка к жизни и деятельности в современном технологизированном мире.

Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключать неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе, задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной или групповой работы школьников.

Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, электролиза, коррозии, общее свойство сложных неорганических веществ неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах совместной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки – многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.  

5. Изменения, внесенные в примерную программу, обоснование причин изменений.

Для отбора элементов содержания и формулирования требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала  программы с Госстандартом и комплексной программой, определен недостающий и избыточный информационный материал, уточнены требования к подготовке в отношении проверяемых видов деятельности.

Учебно-тематическое планирование выполнено в соответствии с базисным учебным планом из расчета 35  учебных недели и рассчитано на 2 занятия в неделю.

В 10 классе: 4  контрольные работы; 5  практических работ, лабораторных опытов –9.

В программе сохранен авторский подход к подаче материала.

На основании приказов Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2643   от 10 ноября 2011 г. внесены изменения к требованиям к уровню подготовки выпускников.

При разработке содержания программы учтена предметная интеграция, которая способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Учебно-тематическое планирование предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в обучении.

Основные принципы формирования содержания:

-системный подход к важнейшим проблемам наступающей эпохи;

-содействие воспитанию у учащихся оптимистического, но прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни;

-реализация в программах для классов принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрастным возможностям учащихся; сквозное, но ступенчатое построение содержания;

-осуществление взаимосвязи материалов образовательной области химии сдругими предметами.

6. Учет особенностей обучающихся химии .

В 10 классе учится 12 учеников: 4  девочки и 8 мальчиков.

Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство. Родители контролируют воспитание и учебу.

Между учениками существует полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ученики делятся по интересам: увлечение компьютером, спортивные игры. Ученики и родители относятся к учебе ответственно. С учителями у детей хорошие отношения. Принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе.

Класс с хорошими способностями. Качество знаний составляет 50 - 55 % . Детям нравится предмет: проводить опыты самостоятельно, выполнять практические работы. С оценочным материалом справляются хорошо.

7. Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Ведущей формой организации учебного процесса в школе является урок, а также используются возможности внеурочной работы  по предмету. При обучении химии используются следующие формы занятий:

-учебные занятия с элементами моделирования;

-практические занятия;

-индивидуальные консультации;

-внеклассная и внешкольная работа (участие в предметных неделях, олимпиадах).

Типы уроков используемых при изучении курса Химии:

•Комбинированный урок;

•Урок изучения нового материала (в процессе организации учебных занятий проводятся уроки-беседы, уроки теоретических самостоятельных работ, смешанные уроки, уроки с показом фильмов и презентаций);

•Урок совершенствования знаний, формирования умений, целевого применения усвоенного (проводятся уроки-практикумы, уроки практических самостоятельных работ, уроки-экскурсии, дискуссии).

На учебных занятиях используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

При изучении тематики Химии можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую изучение нового учебного материала на уроках; выполнение домашней работы с учебной литературой.

2. Аналитическую, включающую установление причинно-следственной связи между явлениями.

3. Практическую, цель, которой формирование практических умений.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Эффективность преподавания курса Химии зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения средствами, необходимыми для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области химии, а также средствами, используемыми  в процессе проведения текущих занятий. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области Интернет - услуг (поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Материально-техническое обеспечение курса «Химии» включает в себя:

1. Кабинет химии предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время;

2. Учебно-методическая литература (в том числе учебники по предмету).

3. Аудиовидео аппаратура,  компьютер.

4. Стенды, плакаты, в том числе в электронном виде.

5. Реактивы и посуда для выполнения лабораторных и практических работ.

6. Аптечка.

9. Формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме:

1. Проверочные работы в форме тестирования;

2. Устные ответы с использованием иллюстративного материала;

3. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

4. Практические занятия

5. Решение задач

6. Парные и групповые работы,

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных и письменных ответов, тестовых работ, контрольных работ,  практических работ, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Устный ответ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • Демонстрирует глубокое, всестороннее знание и понимание изучаемого материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, закономерностей, теорий;
  • Обосновано, безошибочно и логически связанно излагает материал, используя четкие и однозначные формулировки, принятую химическую терминологию и символику;
  • Выделяет существенные признаки веществ, химических реакций и явлений, сопровождающих их;
  • Решает задачу без ошибок;
  • Отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4»ставится, если обучающийся:

  • Демонстрирует знания изученного предметного материала;
  • Умеет самостоятельно выделять основные положения в изученном материале;
  • Формулирует выводы;
  • При решении задачи допускает ошибки, существенно не влияющие на результат.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • Имеет проблемы в усвоении программного материала
  • Излагает материал фрагментарно, не соблюдая логику;
  • Допускает одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание изучаемого материала;
  • Не сформировал выводы и не сделал обобщения;
  • Допускает более двух грубых ошибок.

Письменная работа

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил работу полностью;
  • Допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил работу полностью;
  • 0Допустил не более одной ошибки и одного недочета.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил не менее  половины от полного объема работы;
  • Допустил не более двух грубых ошибок.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил менее половины от полного объема работы;

Практическая работа

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил работу в полном объеме;
  • Аккуратно оформил результаты работы.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил работу полностью на основе предложенного алгоритма деятельности;
  • Допустил неточности или небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил работу с помощью постоянных указаний учителя;

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • Выполнил менее 50% от объема работы;
  • Не владеет теоретическими знаниями, необходимыми для проведения работы.

Задания в формате ГИА

Выполнение таких заданий оценивается по нормативам ФИПИ.

Оценочный материал

1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Самостоятельные работы по химии 8-11 классы. – М.: Русское слово, 2011г.

2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс, 2010г.

3. А. С. Корощенко Р.Г.Иванова Д.Ю .Добротин. Химия дидактические материалы.10-11  А.С. Изд. Владос . 2007г.

4 .А. С. Корощенко Р.Г. Контроль знаний по органической химии 9-11  А.С. Изд. Владос . 2007г.

         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(2 ч в неделю; всего 70  ч)

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (7 ч)

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомнаяорбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s­, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов. Графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула).

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл пeриодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации

1. Модели электронных облаков разной формы.

2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).

Тема 2

Химическая связь (10 ч)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.

Полярная и неполярная ковалентная связь.

Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность. -Связи и -связи.

Понятие о гибридизации атомныхорбиталей. Виды гибридизации атомныхорбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.

Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ.

Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.

Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Модели молекул различной геометрической формы.

2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3

Химические реакции и закономерности их протекания (10 ч)

Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип ЛеШателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

3. Действие катализаторов и ингибиторов на скорость химической реакции.

4. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).

Лабораторный опыт 1

Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Практическая работа 1

Скорость химической реакции.

Расчетные задачи

1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.

2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.

Тема 4

Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.

Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.

Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.

Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.

4. Получение насыщенного раствора.

5. Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 2

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 3

Реакции ионного обмена в растворе.

Расчетные задачи

Расчет массовой доли растворенного вещества.

Тема 5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7 ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 4

Окислительно-восстановительные реакции.

Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6

Сложные неорганические вещества (10 ч)

Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.

Гидроксиды:

 основания, их диссоциация и химические свойства;

 кислоты, их диссоциация и химические свойства;

 амфотерные гидроксиды, их химические свойства.

Соли:

 средние соли, их диссоциация и химические свойства;

 кислые соли, способы их получения, диссоциация, перевод кислых солей в средние;

 основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

3. Гидролиз солей различных типов.

Лабораторный опыт 5

Распознавание оксидов.

Лабораторный опыт 6

Распознавание катионов натрия, магния и цинка.

Лабораторный опыт 7

Получение кислой соли.

Лабораторный опыт 8

Получение основной соли.

Практическая работа 2

Гидролиз солей.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 7

Простые вещества (10 ч)

Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительныe свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.

Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Демонстрации

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Взаимодействие серы с кислородом, водородом и раствором щелочи.

3. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

4. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.

5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

6. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.

Лабораторный опыт 9

Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Практическая работа 3

Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, оксид углерода(IV)).

Практическая работа 4

Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

Практическая работа 5

Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 8

Химическая технология. Охрана окружающей среды(11 ч)

Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.

Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.

Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Демонстрации

1. Модель или схема производства серной кислоты.

2. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.

3. Схема безотходного производства.

4. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.

5. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).

Экскурсия

Предприятия по производству неорганических веществ.

Расчетные задачи

Расчет выхода продукта реакции.

Список литературы

1.        Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 10 кл.: Учебник. Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.

2.        Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 10 кл.: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.

3.        Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 10 класс: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2008.

4.        Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс»,  2008

5.        Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10-11 кл. Базовый уровень Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.

Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс (2 ч./нед.)

Темы

Задания на дом

Сроки

I Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (7ч).

1.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме.

§1 № 1-4

2.

Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей. (s-,p-,d-орбитали).

§1(1) №2

3.

Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов.

§2(1,2) № 1-2

4.

Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства.

§2(3) № 3-4

5.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона.

§3 № 1-3

6.

Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического закона.

§4(1) № 5

7.

Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

§4(3) № 3,4

II Химическая связь (10ч).

8.

Ковалентная химическая связь.

§5 № 3,4

9.

Валентность и валентные возможности атомов в свете теории строения атомов. Химическая связь.

§6 № 3,4

10.

Основные характеристики ковалентных связей.

§7, № 1,2

11.

Направленность ковалентной связи. Гибридизация атомныхорбиталей. Геометрическая формула молекул.

§8 № 3

12.

Ионная связь.

§9 № 1,2

13.

Водородная связь.

§10,11 № 1,2

14.

Сравнение свойств ковалентной и водородной связи.

§10,11

15.

Типы кристаллических решеток.

§12 № 1,2

16.

Обобщающий урок по теме « Строение атомов. Химическая связь».

Н. работа 1, вар.18,24.

17.

Контрольная работа №1по теме «Строение атомов.  Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Н. работа 1, вар.16

III Химические реакции и закономерности их протекания (10ч).

18.

Энергетика химических реакции.

§14(2)

19.

Скорость химических реакций. Реакции гомогенные и гетерогенные.

§15 № 5,6

20.

Факторы, влияющие на скорость реакции.

§16 № 1,4

21.

Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ.

§16 № 3

22.

Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Л/О №1.

§16

23-24.

Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье.

§17 № 6

25.

Практическая работа №1. Скорость химической реакции.

§16-17

26.

Решение задач с использованием правила Вант- Гоффа.

Н. работа 2, вар.3.

27

Контрольная  работа №2 по теме «Химические реакции»

Н. работа 2, вар.5,6

IV Растворы. Электролитическая диссоциация (5ч).

28.

Дисперсные системы и их классификация. Растворы.

§19 № 1,2

29.

Тепловые явления при растворении. Растворимость. Способы выражения концентрации растворов. Л/О №2.

§19 № 3

30.

Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации.

§20-21 № 1

31.

Кислотно-основные свойства оксидов, гидроксидов, водных растворов, летучих водородных соединений.

§22,23 № 2,4

32.

Понятие об ионном произведении воды, водородном показателе и индикаторов. Реакций ионного обмена в водном растворе. Л/О №3.

§25 № 1-3

V Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7ч).

33-34.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительная двойственность.

§24(1) № 4,5

35.

Классификация окислительно-восстановительной реакции. Составление окислительно-восстановительной реакции.         Л/О №4.

§24(2)№ 6

36.

Метод электронного баланса, особые случаи окислительно-восстановительной реакции.

§24(3)№ 1-7

37.

Электролиз.

§25 № 1-3

38.

Коррозия металлов.

§26 № 1-2

39.

Решение задач по теме «Электролиз».

Н. работа 3, вар.3,4

VI Сложные неорганические вещества (10ч).

40.

Оксиды, их классификация, способы получения, химические свойства. Л/О №5.

§27 № 1-3

41.

Гидроксиды. Амфотерные гидроксиды.

§28 №

1-4

42.

Кислоты, их классификация, химические свойства.

§28 № 5

43.

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

§29 № 1

44.

Соли средние. Классификация, химические свойства. Л/О №6.

§30(1) № 1

45.

Соли кислые и основные.  Л/О №7,8.

§30(2) № 2,3

46.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

§31-32 № 3

47.

Гидролиз солей.

§33 № 1,2

48.

Практическая работа №2. Гидролиз солей.

ПОВТ. §33

49.

Контрольная работа №3по теме «Электролиз. Сложные неорганические вещества. Неметаллы.»

Н. работа 3, вар.7,8

VIIПростые вещества (10ч).

50.

Общий обзор неметаллов. Способы получения неметаллов.

§34(1-3) № 1-5

51.

Физические и химические свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов.

§34(1-3) № 1-5

52.

Оксиды неметаллов и соответствующие гидроксиды.

§34(4-5) № 6-10

53.

Некоторые особенности азота и его соединений.

§34(6) № 1-3

54.

Общий обзор металлов. Физические свойства.

§35(1-4)

55.

Электрохимический ряд напряжения металлов и химические свойства. Л/О №9.

§35(5)

56.

Общая характеристика d-элементов. Свойства соединения железа.

Роль металлов в природе и жизни организмов.

§36,37 , подгот. к пр. №  3

57.

Практическая работа №3.

подгот. к пр. №  4

58.

Практическая работа №4.

подгот. к пр. №  5

59.

Практическая работа №5.

повт. §35-37

VIII Химия технология. Охрана окружающей среды (9ч).

60.

Производство H2SO4 контактным способом. Выход продуктов реакции (задача).

Производство H2SO4 наБелореченском хим. Заводе.

§39, 40 № 1-3

61.

Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств.

§41

62.

Промышленное получение веществ и охрана окружающей  среды от загрязнений.

§42

63.

Новые экологические технологии , применяемые на химическом производстве .

§43

64.

Атмосфера

§44

65.

Гидросфера.

§45

66.

Почва.

§46

67.

Контрольная работа №4 по теме «Металлы .  Химия и химическая технология. Химия и охрана окружающей среды»

Н. работа 4, вар.7,8

68-70.

Резерв.

III. Результаты обучения. Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших программу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ 10  класса

        (неорганическая химия)

В результате изучения неорганической химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать        

• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,  углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• основные теории  химии: химической связи, электролитической диссоциации,  строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; Щёлочи, аммиак, минеральные удобрения,   метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной»  или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений,  окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов  неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять:зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсы сети Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

-  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

     - приобретения практического опыта деятельности, предшествующей

профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет (изм. от 10 ноября 2011 г. № 2643)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии и биологии.

Рабочие программы по химии составлены к учебникам О.С. Габриэляна 8-11 классы, программы на разное количество часов 34, 68, 102 часа в год. Программы по биологии составлены по линии Н.И. Сонина 11 кла...

Рабочие программы по химии, биологии, экологии.

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочие программы по химии биологии

Рабочие программы составлены на основе общеобразовательных программ и авторских...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....

Рабочие программы по химии и биологии

Папка содержит рабочие программы по химии и биологии....

Рабочие программы по химии и биологии

Рабочие программы по химии и биологии содержат следующий материал: КТП, пояснительную записку по предметам, КИМы, список используемой литературы...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...