рабочие программы по химии, биологии 6Б и внеклассная работа
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочие программы по химии 8 класс по Рудзитису , 9-11 классы по Новошинской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_kubovoy_r.h.rar | 466.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии Кубова Р.Х.
Рабочая программа курса химии,
10 класс, 2 часа в неделю, авторы учебника:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа для учащихся 8-11 классов по химии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»от 5 марта 2004 года №1089 с изменениями, от 10 ноября 2011 года №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 №1089»), в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану с учетом комплексной программы общеобразовательных учреждений «Химия 8-11 классы», (Части 1. Основное общее образование) под общей редакцией Новошинского И. И., Новошинской Н. И., издательство «Русское слово» 2008 год.
Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «СШ №1» а. Тахтамукай (федеральному компоненту, компоненту ОУ), годовому учебному календарному графику на текущий год, основной образовательной программе МБОУ «СШ №1".
Учебники используемые при изучении программы, соответствует федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.
При разработке рабочей программы учтены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Исходными документами для составления Рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.12);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года (ред. от 10.11.2011, №2643);
- Авторская программа «Химия 8-11 классы», под общей редакцией Новошинского И. И., Новошинской Н. И., издательство «Русское слово» 2008 год, разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
2. Используемый УМК
1. Учебник: «Химия» Новошинский И. И., Новошинская Н. С. 8-11 классы М.: Русское слово, 2011 г, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014 года
2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Самостоятельные работы по химии 8-11 классы. – М.: Русское слово, 2011г.
3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс, 2010г.
4.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Л. Л. Андреева Дрофа 2007 г
5.Энциклопедический словарь юного химика. КрицманВ.А.Педагогика
6.Готовимся к единому государственному экзамену химия О.С. Габриелян. Дрофа 2007г.
7 .Школьный словарь химических понятий и терминов Г.И. Штремплер. Дрофа 2007г.
8.Удивительный мир органической химии А.И.Артеменко. Дрофа 2007г.
9.Занимательные задания и эффективные опыты по химии. Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова. Дрофа 2006г.
10. Химия дидактические материалы. А.С. Изд. Владося дида 2007г.
11.Тесты. Химия 8-9 кл .А. С. КорощинаВладосКорощенко 2007г.
12.Лабораторно-практические работы по химии 10-11 кл. Владос.2007г.
13.Олимпиады школьников.химия 8-11кл.О. С. Габриелян Дрофа 2007г.
14.Иллюстрированный химический словарь А. Гольдман. Изд. Мир 1988.
15.Химия в формулах. В. Г. Иванов Дрофа2007г.
16.Контроль знаний по органической химии А. С. Корощенко. Владос 2007г.
17.Химия. Дидактические материалы. А. А.Коверина 8-9 кл. Владос 2007г.
18.Полезная химия: задачи и истории. Л. Ю. Аликберова Н. С. Рукк Дрофа 2006 г.
19. Гимназия на дому. 8-9 кл. А. Е. Савельев. Дрофа»2007 г.
20.Химия. Пособие для старших классов и поступающих в вузы. О. С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Дрофа. 2006 г.
3. Особенности программы, реализуемые подходы:
На ступени основного общего образования учебный предмет «Химия» преподается на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России № 241 от 20.08.08 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы») устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне в 8-11 классах.
Преподавание предмета «Химия» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю .
В соответствии с требованиями базисного учебного плана рабочая программа в 10 классе рассчитана на 70 часов .
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии и программой учебного курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных, практических и контрольных работ, выполняемых учащимися.
4. Цели и задачи учебного курса
- Развитие личности, ее творческого потенциала;
- Формирование научно обоснованных представлений о картине мира;
- Воспитание человека, осознающего себя частью природы, с ответственностью действующего в природной среде;
- Создание условий для приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, освоения универсальных учебных действий (решения проблем, принятия решений, оценивания в соответствии с выработанными критериями и системой ценностей, работы с информацией и различными источниками информации, сотрудничества и т.д.);
- Формирование осознания ценности химических знаний, а также создание базы для продолжения образования в учреждениях профессионального образования;
- Подготовка к жизни и деятельности в современном технологизированном мире.
Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключать неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе, задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной или групповой работы школьников.
Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, электролиза, коррозии, общее свойство сложных неорганических веществ неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах совместной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки – многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
5. Изменения, внесенные в примерную программу, обоснование причин изменений.
Для отбора элементов содержания и формулирования требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала программы с Госстандартом и комплексной программой, определен недостающий и избыточный информационный материал, уточнены требования к подготовке в отношении проверяемых видов деятельности.
Учебно-тематическое планирование выполнено в соответствии с базисным учебным планом из расчета 35 учебных недели и рассчитано на 2 занятия в неделю.
В 10 классе: 4 контрольные работы; 5 практических работ, лабораторных опытов –9.
В программе сохранен авторский подход к подаче материала.
На основании приказов Министерства образования и науки Российской Федерации № 2643 от 10 ноября 2011 г. внесены изменения к требованиям к уровню подготовки выпускников.
При разработке содержания программы учтена предметная интеграция, которая способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Учебно-тематическое планирование предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в обучении.
Основные принципы формирования содержания:
-системный подход к важнейшим проблемам наступающей эпохи;
-содействие воспитанию у учащихся оптимистического, но прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни;
-реализация в программах для классов принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрастным возможностям учащихся; сквозное, но ступенчатое построение содержания;
-осуществление взаимосвязи материалов образовательной области химии сдругими предметами.
6. Учет особенностей обучающихся химии .
В 10 классе учится 12 учеников: 4 девочки и 8 мальчиков.
Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство. Родители контролируют воспитание и учебу.
Между учениками существует полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ученики делятся по интересам: увлечение компьютером, спортивные игры. Ученики и родители относятся к учебе ответственно. С учителями у детей хорошие отношения. Принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе.
Класс с хорошими способностями. Качество знаний составляет 50 - 55 % . Детям нравится предмет: проводить опыты самостоятельно, выполнять практические работы. С оценочным материалом справляются хорошо.
7. Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Ведущей формой организации учебного процесса в школе является урок, а также используются возможности внеурочной работы по предмету. При обучении химии используются следующие формы занятий:
-учебные занятия с элементами моделирования;
-практические занятия;
-индивидуальные консультации;
-внеклассная и внешкольная работа (участие в предметных неделях, олимпиадах).
Типы уроков используемых при изучении курса Химии:
•Комбинированный урок;
•Урок изучения нового материала (в процессе организации учебных занятий проводятся уроки-беседы, уроки теоретических самостоятельных работ, смешанные уроки, уроки с показом фильмов и презентаций);
•Урок совершенствования знаний, формирования умений, целевого применения усвоенного (проводятся уроки-практикумы, уроки практических самостоятельных работ, уроки-экскурсии, дискуссии).
На учебных занятиях используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
При изучении тематики Химии можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательную, включающую изучение нового учебного материала на уроках; выполнение домашней работы с учебной литературой.
2. Аналитическую, включающую установление причинно-следственной связи между явлениями.
3. Практическую, цель, которой формирование практических умений.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Эффективность преподавания курса Химии зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения средствами, необходимыми для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области химии, а также средствами, используемыми в процессе проведения текущих занятий. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области Интернет - услуг (поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Материально-техническое обеспечение курса «Химии» включает в себя:
1. Кабинет химии предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время;
2. Учебно-методическая литература (в том числе учебники по предмету).
3. Аудиовидео аппаратура, компьютер.
4. Стенды, плакаты, в том числе в электронном виде.
5. Реактивы и посуда для выполнения лабораторных и практических работ.
6. Аптечка.
9. Формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме:
1. Проверочные работы в форме тестирования;
2. Устные ответы с использованием иллюстративного материала;
3. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
4. Практические занятия
5. Решение задач
6. Парные и групповые работы,
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных и письменных ответов, тестовых работ, контрольных работ, практических работ, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Устный ответ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- Демонстрирует глубокое, всестороннее знание и понимание изучаемого материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, закономерностей, теорий;
- Обосновано, безошибочно и логически связанно излагает материал, используя четкие и однозначные формулировки, принятую химическую терминологию и символику;
- Выделяет существенные признаки веществ, химических реакций и явлений, сопровождающих их;
- Решает задачу без ошибок;
- Отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4»ставится, если обучающийся:
- Демонстрирует знания изученного предметного материала;
- Умеет самостоятельно выделять основные положения в изученном материале;
- Формулирует выводы;
- При решении задачи допускает ошибки, существенно не влияющие на результат.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- Имеет проблемы в усвоении программного материала
- Излагает материал фрагментарно, не соблюдая логику;
- Допускает одну-две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание изучаемого материала;
- Не сформировал выводы и не сделал обобщения;
- Допускает более двух грубых ошибок.
Письменная работа
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- Выполнил работу полностью;
- Допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- Выполнил работу полностью;
- 0Допустил не более одной ошибки и одного недочета.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- Выполнил не менее половины от полного объема работы;
- Допустил не более двух грубых ошибок.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- Выполнил менее половины от полного объема работы;
Практическая работа
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- Выполнил работу в полном объеме;
- Аккуратно оформил результаты работы.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- Выполнил работу полностью на основе предложенного алгоритма деятельности;
- Допустил неточности или небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- Выполнил работу с помощью постоянных указаний учителя;
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- Выполнил менее 50% от объема работы;
- Не владеет теоретическими знаниями, необходимыми для проведения работы.
Задания в формате ГИА
Выполнение таких заданий оценивается по нормативам ФИПИ.
Оценочный материал
1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Самостоятельные работы по химии 8-11 классы. – М.: Русское слово, 2011г.
2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс, 2010г.
3. А. С. Корощенко Р.Г.Иванова Д.Ю .Добротин. Химия дидактические материалы.10-11 А.С. Изд. Владос . 2007г.
4 .А. С. Корощенко Р.Г. Контроль знаний по органической химии 9-11 А.С. Изд. Владос . 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(2 ч в неделю; всего 70 ч)
Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.
I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Тема 1
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (7 ч)
Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома.
Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомнаяорбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов. Графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл пeриодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Демонстрации
1. Модели электронных облаков разной формы.
2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).
Тема 2
Химическая связь (10 ч)
Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.
Полярная и неполярная ковалентная связь.
Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность. -Связи и -связи.
Понятие о гибридизации атомныхорбиталей. Виды гибридизации атомныхорбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.
Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ.
Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.
Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
1. Модели молекул различной геометрической формы.
2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3
Химические реакции и закономерности их протекания (10 ч)
Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип ЛеШателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Демонстрации
1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).
3. Действие катализаторов и ингибиторов на скорость химической реакции.
4. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).
Лабораторный опыт 1
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Практическая работа 1
Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.
2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.
Тема 4
Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч)
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.
Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.
Демонстрации
1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
3. Эффект Тиндаля.
4. Получение насыщенного раствора.
5. Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт 2
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 3
Реакции ионного обмена в растворе.
Расчетные задачи
Расчет массовой доли растворенного вещества.
Тема 5
Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7 ч)
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.
Демонстрации
1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.
2. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 4
Окислительно-восстановительные реакции.
Расчетные задачи
Решение задач по теме «Электролиз».
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА
Тема 6
Сложные неорганические вещества (10 ч)
Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов.
Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.
Гидроксиды:
основания, их диссоциация и химические свойства;
кислоты, их диссоциация и химические свойства;
амфотерные гидроксиды, их химические свойства.
Соли:
средние соли, их диссоциация и химические свойства;
кислые соли, способы их получения, диссоциация, перевод кислых солей в средние;
основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.
Демонстрации
1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.
3. Гидролиз солей различных типов.
Лабораторный опыт 5
Распознавание оксидов.
Лабораторный опыт 6
Распознавание катионов натрия, магния и цинка.
Лабораторный опыт 7
Получение кислой соли.
Лабораторный опыт 8
Получение основной соли.
Практическая работа 2
Гидролиз солей.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 7
Простые вещества (10 ч)
Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительныe свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.
Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей.
Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Демонстрации
1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
2. Взаимодействие серы с кислородом, водородом и раствором щелочи.
3. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
4. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.
5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
6. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие металлов с растворами щелочей.
Практическая работа 3
Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, оксид углерода(IV)).
Практическая работа 4
Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».
Практическая работа 5
Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тема 8
Химическая технология. Охрана окружающей среды(11 ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнения.
Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Демонстрации
1. Модель или схема производства серной кислоты.
2. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.
3. Схема безотходного производства.
4. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
5. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Экскурсия
Предприятия по производству неорганических веществ.
Расчетные задачи
Расчет выхода продукта реакции.
Список литературы
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 10 кл.: Учебник. Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 10 кл.: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2009.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 10 класс: Базовый уровень — М.: Русское слово, 2008.
4. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс», 2008
5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10-11 кл. Базовый уровень Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс (2 ч./нед.)
№ | Темы | Задания на дом | Сроки |
I Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (7ч). | |||
1. | Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. | §1 № 1-4 | |
2. | Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей. (s-,p-,d-орбитали). | §1(1) №2 | |
3. | Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. | §2(1,2) № 1-2 | |
4. | Электронная классификация элементов: s-, p-, d-семейства. | §2(3) № 3-4 | |
5. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. | §3 № 1-3 | |
6. | Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического закона. | §4(1) № 5 | |
7. | Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. | §4(3) № 3,4 | |
II Химическая связь (10ч). | |||
8. | Ковалентная химическая связь. | §5 № 3,4 | |
9. | Валентность и валентные возможности атомов в свете теории строения атомов. Химическая связь. | §6 № 3,4 | |
10. | Основные характеристики ковалентных связей. | §7, № 1,2 | |
11. | Направленность ковалентной связи. Гибридизация атомныхорбиталей. Геометрическая формула молекул. | §8 № 3 | |
12. | Ионная связь. | §9 № 1,2 | |
13. | Водородная связь. | §10,11 № 1,2 | |
14. | Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. | §10,11 | |
15. | Типы кристаллических решеток. | §12 № 1,2 | |
16. | Обобщающий урок по теме « Строение атомов. Химическая связь». | Н. работа 1, вар.18,24. | |
17. | Контрольная работа №1по теме «Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Н. работа 1, вар.16 | |
III Химические реакции и закономерности их протекания (10ч). | |||
18. | Энергетика химических реакции. | §14(2) | |
19. | Скорость химических реакций. Реакции гомогенные и гетерогенные. | §15 № 5,6 | |
20. | Факторы, влияющие на скорость реакции. | §16 № 1,4 | |
21. | Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. | §16 № 3 | |
22. | Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Л/О №1. | §16 | |
23-24. | Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. | §17 № 6 | |
25. | Практическая работа №1. Скорость химической реакции. | §16-17 | |
26. | Решение задач с использованием правила Вант- Гоффа. | Н. работа 2, вар.3. | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | Н. работа 2, вар.5,6 | |
IV Растворы. Электролитическая диссоциация (5ч). | |||
28. | Дисперсные системы и их классификация. Растворы. | §19 № 1,2 | |
29. | Тепловые явления при растворении. Растворимость. Способы выражения концентрации растворов. Л/О №2. | §19 № 3 | |
30. | Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. | §20-21 № 1 | |
31. | Кислотно-основные свойства оксидов, гидроксидов, водных растворов, летучих водородных соединений. | §22,23 № 2,4 | |
32. | Понятие об ионном произведении воды, водородном показателе и индикаторов. Реакций ионного обмена в водном растворе. Л/О №3. | §25 № 1-3 | |
V Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7ч). | |||
33-34. | Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительная двойственность. | §24(1) № 4,5 | |
35. | Классификация окислительно-восстановительной реакции. Составление окислительно-восстановительной реакции. Л/О №4. | §24(2)№ 6 | |
36. | Метод электронного баланса, особые случаи окислительно-восстановительной реакции. | §24(3)№ 1-7 | |
37. | Электролиз. | §25 № 1-3 | |
38. | Коррозия металлов. | §26 № 1-2 | |
39. | Решение задач по теме «Электролиз». | Н. работа 3, вар.3,4 | |
VI Сложные неорганические вещества (10ч). | |||
40. | Оксиды, их классификация, способы получения, химические свойства. Л/О №5. | §27 № 1-3 | |
41. | Гидроксиды. Амфотерные гидроксиды. | §28 № 1-4 | |
42. | Кислоты, их классификация, химические свойства. | §28 № 5 | |
43. | Решение задач с использованием стехиометрических схем. | §29 № 1 | |
44. | Соли средние. Классификация, химические свойства. Л/О №6. | §30(1) № 1 | |
45. | Соли кислые и основные. Л/О №7,8. | §30(2) № 2,3 | |
46. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | §31-32 № 3 | |
47. | Гидролиз солей. | §33 № 1,2 | |
48. | Практическая работа №2. Гидролиз солей. | ПОВТ. §33 | |
49. | Контрольная работа №3по теме «Электролиз. Сложные неорганические вещества. Неметаллы.» | Н. работа 3, вар.7,8 | |
VIIПростые вещества (10ч). | |||
50. | Общий обзор неметаллов. Способы получения неметаллов. | §34(1-3) № 1-5 | |
51. | Физические и химические свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов. | §34(1-3) № 1-5 | |
52. | Оксиды неметаллов и соответствующие гидроксиды. | §34(4-5) № 6-10 | |
53. | Некоторые особенности азота и его соединений. | §34(6) № 1-3 | |
54. | Общий обзор металлов. Физические свойства. | §35(1-4) | |
55. | Электрохимический ряд напряжения металлов и химические свойства. Л/О №9. | §35(5) | |
56. | Общая характеристика d-элементов. Свойства соединения железа. Роль металлов в природе и жизни организмов. | §36,37 , подгот. к пр. № 3 | |
57. | Практическая работа №3. | подгот. к пр. № 4 | |
58. | Практическая работа №4. | подгот. к пр. № 5 | |
59. | Практическая работа №5. | повт. §35-37 | |
VIII Химия технология. Охрана окружающей среды (9ч). | |||
60. | Производство H2SO4 контактным способом. Выход продуктов реакции (задача). Производство H2SO4 наБелореченском хим. Заводе. | §39, 40 № 1-3 | |
61. | Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. | §41 | |
62. | Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. | §42 | |
63. | Новые экологические технологии , применяемые на химическом производстве . | §43 | |
64. | Атмосфера | §44 | |
65. | Гидросфера. | §45 | |
66. | Почва. | §46 | |
67. | Контрольная работа №4 по теме «Металлы . Химия и химическая технология. Химия и охрана окружающей среды» | Н. работа 4, вар.7,8 | |
68-70. | Резерв. |
III. Результаты обучения. Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших программу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса
(неорганическая химия)
В результате изучения неорганической химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; Щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять:зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсы сети Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет (изм. от 10 ноября 2011 г. № 2643)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии и биологии.
Рабочие программы по химии составлены к учебникам О.С. Габриэляна 8-11 классы, программы на разное количество часов 34, 68, 102 часа в год. Программы по биологии составлены по линии Н.И. Сонина 11 кла...
Рабочие программы по химии, биологии, экологии.
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...
Рабочие программы по химии биологии
Рабочие программы составлены на основе общеобразовательных программ и авторских...
Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.
Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....
Рабочие программы по химии и биологии
Папка содержит рабочие программы по химии и биологии....
Рабочие программы по химии и биологии
Рабочие программы по химии и биологии содержат следующий материал: КТП, пояснительную записку по предметам, КИМы, список используемой литературы...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...