Рабочие программы по химии биологии
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему
Рабочие программы составлены на основе общеобразовательных программ и авторских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы по химии 8-9 классы | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО «____________» Протокол № _____ От «__»_______2014г. Руководитель МО _Федосеева.О.Н.____________________ | Согласовано «__»_______2014г Зам директора по УВР (руководитель МСШ) ____________________ _Лазарева.Л.В._______/_ ___________/ | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2014г. Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» ________Голяковская.Е.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«_______по химии_________»
для учащихся__(8А, 8Б, 9А, 9Б 9В)___классов
Образовательная область: _естествознание_
Разработала:
Федосеева Ольга Николаевна,
учитель __(химии-биологии),
высшей квалификационной категории.
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов 2013год.;
Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян . Дрофа 2013год
Федеральный государственный стандарт основного общего образования 2008.года..
Сведения о программе:
Авторская программа курса химии 8 – 11 классов построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она сохраняет присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С. Габриеляна, т.к. программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии. По программе практические работы объединены в блоки – практикумы, которые проводятся после изучения разделов. Практическую работу по теме приёмы обращения с лабораторным оборудованием считаю необходимым проводить во время ознакомления с начальными понятиями во введении. Считаю необходимым больше уделить времени на тему :растворы ,растворение.
Цели и задачи:
Ведущими целями и задачами рабочей программы являются:
формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
формирование умений безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций.
усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
воспитание элементов экологической культуры.
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место и роль учебного курса:
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химической связи и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана данная рабочая программа:
В 8 классе на 68 часов (2 часа в неделю), контрольных работ – 2. практических работ – 7, форма итоговой аттестации – контрольная работ ,тестирование. Резервное время -1 час.
Для изучения темы 2 взято 2 часа с часов темы 3 для так как тема требует усвоения многих сложных понятий.На изучение темы 6 взят час из резервного времени для решения задач по теме «Растворы»
В 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю), контрольных работ – 4, практических работ – 6, форма итоговой аттестации – контрольная работа. Резерв-4 часа используется на решение расчётных задач.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные;
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
практикумы.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
учет особенностей различного ролевого поведения.
Виды и формы контроля:
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса, контрольных работ.
Основное содержание учебного курса.
8 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Введение( 6 ч)
Тема 1. Атомы химических элементов .Строение атома . Состав ядра.
Тема 2
Простые вещества (4ч)
Тема 3
Соединения химических элементов (12ч)
Тема 4
Изменения, происходящие с веществами (11).
.
Тема 5. Простейшие операции ,происходящие с веществами-4ч..
Тема 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов. Растворение растворимость.
.
Практикум Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Ионные реакции Решение экспериментальных задач .Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Итоговое тестирование
Основное содержание учебного курса.
9 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Тема 1
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Тема 2
Металлы (15 ч)
Тема 3
Неметаллы (23 ч)
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений(3ч)
Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации. Периодическая система Д.И.(10ч)
Резерв-4ч Решение расчётных задач
Примерное тематическое планирование по химии 8 класс.
№ | Наименование разделов и тем . | Всего часов из них. | Лабораторные работы и практические.Тема и кол-во часов | Требования к уровню подготовки. | Контрольные и диагностические материалы .Тема и кол-во часов. | Факт дата проведения урока. | Корректировка. |
Раздел: Общая химия. | |||||||
1 | Введение .Предмет химия. Понятие-химический. Элемент. | 6-1 | Знать/понимать.-химические понятия: атом, химический элемент, вещество. | ||||
2 | Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества. Явления. | 1 | Уметь определять: - простые и сложные вещества Знать/понимать-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ | ||||
3 | История возникновения и развития химии. Химическая символика. | 1 | Доклад о истории развития химии. | ||||
4 | Структура периодической системы. Относительная атомная и молекулярная масса | 1 | .Знать/понимать-химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь определять:качественный и количественный состав вещества по химической формуле вычислять: относительную молекулярную массу вещества; я. | ||||
5 | Массовая доля химического элемента. | 1 | Знать: Составление алгоритма решения задач по данной теме. Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. | ||||
6 | 1 | Прак .раб1 .Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка поваренной соли. | Знать лабораторное оборудование. Уметь обращаться с лабораторным штативом и спиртовкой. | ||||
7 | Тема 1. Атомы химических элементов .Строение атома . Состав ядра. | 9-1 | Знать символы 20 химических элементов.Уметь определять состав ядра элементов1-3 периода. | ||||
8,9 | Электронное строение атома. Внешний энергетический уровень | 2 | Знать правило построения атомов. Уметь составлять схемы строения атомов 1, 2 и 3 периодов.. | ||||
10 | Ионная связь. | 1 | Знать/понимать- химическое понятие: ион,ионная химическая связь Уметь-определять ионную связь в химических соединениях. | ||||
11 | Ковалентная связь. | 1 | Знать/понимать-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связьУметь определять ковалентную связь в соединениях. | ||||
12 | Степень окисления. | 1 | Знать понятие степень окисления. Уметь определять степени окисления по П.Системе. | ||||
13 | Металлическая связь. | 1 | Знать/понимать-химическое понятие: металлическая связь Уметь-определять: тип химической связи в металлах. | ||||
14 | Кристаллические решётки. | 1 | Знать типы химических решёток. Уметь давать характеристику свойств веществ по типу кристаллической решётки. | ||||
15 | Уметь применять понятия и законы на практике при решении упражнений. | Контрольная работа 1.по теме» Атомы химических элементов» | |||||
16 | Тема 2.Простые вещества-Металлы.. | 4-1 | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | ||||
17 | Простые вещества-неметаллы. | 1 | Уметь-характеризовать :положение неметаллов в периодической системе ;строение атомов неметаллов. | ||||
18 | Количества вещества | 1 | Знать/понимать химические понятия: моль,молярная масса Уметь- вычислять: молярную массу, количество вещества. | ||||
19 | Молярный объём веществ. | 1 | . Знать/понимать химическое понятие: молярный объем Уметь- вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | ||||
20 | Тема3. Соединения химических элементов. Степень окисления. Определение степени окисления. | 12-1 | Уметь-определять: степень окисления элементов в соединениях. | ||||
21 | Бинарные соединения. Составление формул. | 1 | Уметь- называть: бинарные соединения по их химическим формулам | ||||
22 | Представители бинарных соединений. | 1 | |||||
23 | Основания. Состав, строение ,свойства. | 1 | Уметь определять состав оснований. Знать определения. | ||||
24 | Качественные реакции. Индикаторы. | 1 | Химической реакции, индикаторов.Уметь применять индикаторы для определения кислот ,солей, щелочей. | ||||
25 | Кислоты .Состав ,строение, свойства. | 1 | Знать определение кислот .их состав. Уметь составлять формулы. | ||||
26 | Представители кислот. | 1 | Знать основных представителей кислот их применение. | ||||
27 | Соли производные кислот и оснований. | 1 | Знать определение солей их классификацию. Уметь составлять формулы солей и давать им названия. | ||||
28 | Представители кислот. | 1 | Знать основных представителей кислот их применение. | ||||
29 | Чистые вещества и смеси. | 1 | Знать понятия чистое вещество и смесь. Уметь их определять. | ||||
30 | Рас.зад. Массовая и объёмная доля компонентов. | 1 | Знать формулы для определения .Уметь применять при решении задач. | ||||
31 | Рас.зад .Массовая доля вещества в растворе. | 1 | Знать формулы для определения .Уметь применять при решении задач. | ||||
32 | Тема 4. Изменения ,происходящие с веществами. Явления физические и химические. | 11-1 | Знать определения явлений. Уметь определять химические и физические явления. | ||||
33 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Знать определения химических реакций ,химических уравнений. Уметь применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений. | ||||
34 | Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | Знать алгоритм решения задач по уравнениям. Уметь применять его на практике. | ||||
35 | Типы химических реакций .разложения, соединения. | 1 | Знать классификацию типов химических реакций. Уметь определять реакции разложения и соединения. | ||||
36 | Типы химических реакций. Замещения, обмена. | 1 | Знать классификацию типов химических реакций. Уметь определять реакции замещения и обмена. | ||||
37 | Типы химических реакций на примере воды . | 1 | Уметь определять типы реакций на примере воды. | ||||
38 39 | Расчёты по химическим уравнениям. Масса и кол-во вещества. | 2 | Знать алгоритм решения задач по химическим уравнениям разных неизвестных. Уметь применять на практике. | ||||
40 | Расчёты по химическим уравнениям. Масса продукта и объём. | 1 | Знать алгоритм решения задач по химическим уравнениям разных неизвестных. Уметь применять на практике. | ||||
41 | Расчёты по химическим уравнениям .Растворы. | 1 | Знать формулу .Уметь применять при решении задач. | ||||
42 | 1 | Уметь применять понятия ,определения и формулы при решении упражнений. | Контр.раб.2 по теме изменения, происходящие с веществами. | ||||
43 | Тема 5.Простейшие операции с веществами. | 4-1 | Практ.раб.2.Наблюдение за горящей свечой. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности. | |||
44 | 1 | Практ.раб 3. Анализ почвы и воды. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности. | ||||
45 | 1 | Практ.раб.4.Признаки химических реакций. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности. | ||||
46 | 1 | Практ.раб.5.Приготовление растворов. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности. | ||||
47 | Тема 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов. Растворение растворимость. | 18+1 резерв | Знать понятия: растворение, растворы, растворимость. | ||||
48 | Виды растворов. | 1 | Уметь классифицировать растворы. | ||||
49 | Электролитическая диссоциация . | 1 | Знать основные понятия:э. диссоциация, электролиты, сильные ,слабые. | ||||
50 | Основные положения электролитической диссоциации . | 1 | Знать основные положения электролитической диссоциации. | ||||
51 | Механизм электролитической диссоциации. | 1 | Уметь расписывать схему электролитической диссоциации веществ с различным видом связи. | ||||
52 | Степень электролитической диссоциации. | 1 | Знать определение степени электролитической диссоциации .Уметь определять её по формуле. | ||||
53 | Ионные уравнения. | 1 | Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | ||||
54 | Условия протекания реакций обмена. | 1 | Знать три условия протекания реакций обмена. | ||||
55 | Кислоты и их классификация. | 1 | Уметь- называть кислоты характеризовать: химические свойства кислот - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | ||||
56 | Основания и их классификация. | 1 | Уметь называть основания:характеризовать: химические свойства оснований.определять: возможность протекания типичных реакций оснований | ||||
57 | Оксиды их классификация , свойства. | 1 | Уметь - называть оксиды определять: принадлежность веществ к классу оксидов характеризовать: химические свойства оксидов. | ||||
58 | Соли их классификация ,свойства. | 1 | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей характеризовать: химические свойства солей. | ||||
59 | Использование таблицы растворимости | 1 | Уметь пользоваться таблицей растворимости. | ||||
60 | Генетические ряды металлов и неметаллов. | 1 | Уметь :Составлять генетические цепочки и их осуществлять. | ||||
61,62 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 2 | Работа в группах по составлению генетических цепочек. | ||||
63-64 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | .Знать/понимать химические понятия: окислитель и восстановитель окисление и восстановление.определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов | ||||
65-66 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | Работа в группах по карточкам. Уметь составлять электронный баланс. | ||||
67 | .Практикум Свойства растворов электролитов. | 1 | Практ раб.6. Ионные реакции. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности . условия протекания химических реакций. | |||
68 | 1 | Практ. раб.7.Условия течения химических реакций. | Уметь работать по инструкции. Знать технику безопасности . условия протекания ионных реакций |
Примерное тематическое планирование по химии 9 класс.
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов из них | Лабораторные и практические. Тема и кол-во часов. | Требования к уровню подготовки учащихся. | Контрольные и диагностические материалы | Факт .дата проведения урока. | Корректировка |
Раздел:1.Неорганическая химия. | 58 |
| |||||
1 | Повторение 8 кл. Общая характеристика химического элемента по периодической системе. | 10-1 | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; |
| |||
2 | характеристика химического элемента .по периодической системе. | 1 | объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп |
| |||
3 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | Знать свойства амфотерных соединений. Определение |
| |||
4 | Периодическая система и закон в свете учения о строении атома. | 1 | Знать/понимать: ¾ химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: ¾ называть: соединения изученных классов; ¾ характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; ¾ определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; ¾ составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. |
| |||
5 | Химическая организация живой и неживой природы. | 1 | Знать единство природы и разницу |
| |||
6 | Классификация химических реакций по различным основаниям | 1 | Знать классификацию по всем признакам | ||||
7 | Понятие о скорости химической реакции. | 1 | Знать понятие скорости реакции и факторы ,влияющие на скорость | ||||
8 | Катализаторы | 1 | Знать понятие катализаторы ,ингибиторы. | ||||
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» | ||||||
10 | Контрольная 1 по теме «Введение» | ||||||
11 | Тема 1.Металлы. История открытия металлов. | 14-1 | Уметь: характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | ||||
12 | Положение в Периодической системе.. | 1 | Доклады по разновидностям сплавов.(выбор) Знать определение сплавы Уметь определять физические свойства металлов | ||||
14 | Химические свойства металлов. | 1 | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и | ||||
15 | Металлы в природе. Способы получения | 1 | Уметь применять правила электрохимического ряда. | ||||
16 | Понятие о коррозии. | 1 | Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | ||||
17 | Общая характеристика 1 группы. Щелочные металлы. | 1 | Уметь: называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;
. | ||||
18 | Соединения щелочных металлов. | 1 | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов | ||||
19 | Щелочноземельные металлы. | 1 | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | ||||
20 | Соединения щелочноземельных металлов. | 1 | Знать основные соединения . | ||||
21 | Железо и его соединения. | 1 | Уметь: называть: соединения железа по их химическим формулам; характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и | ||||
22 | Алюминий и его соединения | 1 | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
| ||||
23 | Обобщение знаний по теме «Металлы 2» | 1 | |||||
24 | 1 | Конт.раб.2 по теме «Металлы». | |||||
25 | Тема 2. «Свойства металлов и их соединений» | Практ№1: Осуществление цепочки химических превращений | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | ||||
26 | Практ№2:Получение и свойства соединений металлов. | ||||||
27 | Тема 3.Неметаллы .Общая характеристика неметаллов. Положение в периодической системе | 25 | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: называть: химические элементы-неметаллы по их символам; объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) | ||||
28 | Общие химические свойства неметаллов | 1 | |||||
29 | Водород. | 1 | Уметь: объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; распознавать опытным путём: водород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом. | ||||
30 | Вода. | 1 | |||||
31 | Галогены. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
| ||||
32 | Соединения галогенов. | 1 | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. | ||||
33 | Кислород. | 1 | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; распознавать опытным путём: кислород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | ||||
34 | Сера ,её физические и химические свойства | 1 | Уметь: объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
| ||||
35 | Соединения серы. | .1 | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | ||||
36 | Серная кислота как электролит и её соли. | 1 | |||||
37 | Серная кислота как окислитель. Получение и применение. | 1 | |||||
38 | Азот и его свойства. | 1 | |||||
39 | Аммиак и его свойства Соли аммония. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: формулу аммиака. Уметь: называть: аммиак по его химической формуле; характеризовать: физические и химические свойства аммиака; определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | ||||
40 | Оксиды азота. Азотная кислота как электролит. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь: называть: оксиды азота по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизнидля: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | ||||
41 | Азотная кислота как окислитель, её получение. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: формулу азотной кислоты. Уметь: характеризовать: физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты; определять: принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. |
| |||
42 | Фосфор ,соединения. Понятия о фосфорных удобрениях. | 1 | . Уметь: объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | ||||
43 | Углерод. | 1 | Уметь: объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | ||||
44 | Оксиды углерода. | 1 | |||||
45 | Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды. | 1 | |||||
46 | Кремний. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: называть: оксиды углерода по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). |
| |||
47 | Соединения кремния. | 1 | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; |
| |||
48 | Силикатная промышленность | 1 |
| ||||
49 | Обобщение .Решение упражнений по теме «неметаллы» | 1 | Работа в группах по заранее подготовленным вопросам. | ||||
50 | Контрольная 3 работа по теме «Неметаллы» | ||||||
51 | Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов. | 3-1 | Практ.раб.4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа Кислорода» | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | |||
52 | 1 | Практ.раб.5.решение экспериментальных задач по теме «подгруппа азота и углерода» | |||||
53 | 1 | Практ .раб №6.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» | |||||
54 | Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации. Периодическая система Д.И. | 10-1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
55 | Периодический закон Д.И. Менделеева. | 1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
56 | Виды химической связи. Типы кристаллических рещёток. | 1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
57 | Классификация химических реакций по разным признакам. | 1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
58 | Скорость химической реакции. | 1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
59 | Диссоциация электролитов .Ионные уравнения. | 1 | Все требования освещены по темам изучения | ||||
60 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |||||
61 | Классификация неорганических веществ | 1 | |||||
62 | Классификация и свойства неорганических веществ | 1 | |||||
63 | 1 | Конт.раб.4 по теме в виде тренинга тестирования по вариантам прошлых лет | |||||
64 | Урок-практикум по заданиям ГИА(работа над ошибками) | 1 | |||||
Резервное время-4 часа использовать на решение расчётных задач (64+4)=68 часов |
Итого-68часов
Планируемые требования подготовки обучающихся (выпускников) на конец учебного года:8 и 9 класс.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Информация об основной используемой литературе.
1. О.С. Габриелян Химия 8, Дрофа, М. 2008г.
Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для базового изучения курса химии в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с учебником «Химия 9» он составляет комплект, который может служить полным курсом химии для основной школы.
Язык изложения простой, образный, способствующий пониманию и усвоению химических знаний. Автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из повседневной жизни, литературы, истории.
2. О.С. Габриелян Химия 9, Дрофа, М. 2008г.
Учебник «Химия – 9» - это вторая часть авторского курса О.С. Габриеляна, отвечающего концентрической концепции школьного химического образования.
В учебнике автор излагает химию элементов в связи с биологией, медициной, историей, литературой, прибегает к необычному художественному способу описания веществ или химических процессов. Курс завершается знакомством с миром органических веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии и биологии.
Рабочие программы по химии составлены к учебникам О.С. Габриэляна 8-11 классы, программы на разное количество часов 34, 68, 102 часа в год. Программы по биологии составлены по линии Н.И. Сонина 11 кла...
Рабочие программы по химии, биологии, экологии.
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...
рабочие программы по химии, биологии 6Б и внеклассная работа
Рабочие программы по химии 8 класс по Рудзитису , 9-11 классы по Новошинской ...
Рабочие программы по химии и биологии
Папка содержит рабочие программы по химии и биологии....
Рабочие программы по химии и биологии
Рабочие программы по химии и биологии содержат следующий материал: КТП, пояснительную записку по предметам, КИМы, список используемой литературы...
Рабочие программы по химии и биологии
Рабочие программы по химии и биологии 2022-2023 год...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...