Электролитическая диссоциация
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме
«Электролитическая диссоциация» с использованием технологии проблемного обучения с элементами ИКТ.
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжать формирование понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
- Продолжать формирование умения наблюдать.
- Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
- Продолжать формирование умения пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований.
- Продолжать формирование умения пользоваться периодической таблицей Д.И. Менделеева.
- Продолжать формирование межпредметных связей с предметами физика, история.
Воспитательные:
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий о причинно-следственных связях в природе.
- Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение формулировать выводы.
- Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
- Развивать у учащихся воображение, память, внимание.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивать у учащихся интерес к химии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
по химии на тему «Электролитическая диссоциация»
8 класс (вводный урок)
Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Балзанай Д.В.
Балзанай Долума Васильевна,
учитель химии
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского р-на РТ
Технологическая карта
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Автор учебника: О. С. Габриелян
Тема урока «Электролитическая диссоциация»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме
«Электролитическая диссоциация» с использованием технологии проблемного обучения с элементами ИКТ.
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжать формирование понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
- Продолжать формирование умения наблюдать.
- Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
- Продолжать формирование умения пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований.
- Продолжать формирование умения пользоваться периодической таблицей Д.И. Менделеева.
- Продолжать формирование межпредметных связей с предметами физика, история.
Воспитательные:
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий о причинно-следственных связях в природе.
- Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение формулировать выводы.
- Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
- Развивать у учащихся воображение, память, внимание.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивать у учащихся интерес к химии.
Задачи урока.
Общеспециальные умения и навыки: анализировать результаты экспериментов, давать самостоятельно определения понятиям «электролиты» и «неэлектролиты» на основе результатов проведенных опытов, осуществлять сравнение механизмов диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, осуществлять классификацию веществ: электролиты и неэлектролиты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи состав - строение - свойства; анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией.
Общеучебные умения и навыки: развивать умения работать с карточками
Метапредметные связи: физика, история.
Оборудование и реактивы: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли; кристаллические вещества - хлорид натрия, соляная кислота, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; индивидуальные сопроводительные листы, карточки с заданиями. Использованы видеоопыты из «Коллекции цифровых образовательных ресурсов», презентация учителя к уроку.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы.
Время проведения – III четверть
УМК - Габриелян О.С.
Список использованной литературы:
1. Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. – М.: Дрофа, - 2015.
2. Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.: Дрофа, - 2003.
3. Гросс, Э. Химия для любознательных. – Ленинград: Химия, - 1985.
4. Современные открытые уроки по химии. – Ростов-на-Дону: Феникс, - 2002.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный момент – 1 мин | |||
Психологический настрой - Добрый день! Я надеюсь, ребята, что наш урок пройдет в дружеской обстановки и вы усвоите материал, который вам будет необходим для дальнейшего изучения химии. Итак, давайте начнем. Для начала вы должны прочитать наш девиз урока «Мы здоровы и полны энергии. У нас все в жизни хорошо. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Читают девиз урока, рисуют свое настроение в индивидуальных сопроводительных листках. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование) (Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками). | Презентация (слайд 1) Приложение 1 |
Этап 2. Актуализация субъектного опыта – 5 мин | |||
Создание проблемной ситуации. - Как вы считаете, ребята, без какого достижения цивилизации никак не обойтись современному человеку? (электрический ток) - Вспомните, так что же такое эл. ток? (это направленное движение заряженных частиц) - А как попадает эл. ток в наши дома? (по проводам). - Из какого материала они изготовлены? (алюминий) - Как называются вещества, проводящие электрический ток? (проводники), значит, делаем вывод, что металлы – (проводники эл. тока). - А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества? (Затруднение) - Вы знаете с детства, что к эл. приборам нельзя прикасаться какими руками? (мокрыми) - Почему? (вода проводит эл. ток) - Как вы думаете что мы будем с вами изучать? (эл. ток). Правильно, но не совсем точно. Потому что раздел химии, в котором изучаются проводящие свойства растворов, называется «Электролитическая диссоциация», как и тема нашего сегодняшнего занятия. Запишите её в тетрадь. - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам нужна эта информация? (варианты ответов). | Учащиеся дают ответ Высказывают свое мнение Записывают тему урока в тетрадь. Дают ответы | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме) Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с классификацией веществ по электропроводности. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы) | Презентация (слайд 2) |
Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 15-20 мин | |||
Сегодня на уроке мы узнаем свойства различных веществ на электропроводность, классификацию веществ по электропроводности, как происходит электролитическая диссоциация, а также что такое степень электролитической диссоциации. Давайте начнем исследование свойств различных веществ на электропроводность. Но перед этим повторим технику безопасности в виде дополнения недостающих слов. При этом Вы должны поднимать руку и отвечать. Молодцы! Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор. Он состоял из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается. Наш прибор состоит из штекера (вилки) для подключения прибора к источнику электрического тока, электродов, электро-лампочки, проводов. Данный прибор работает от сети с напряжением 220В и поэтому может быть опасен из-за возможности поражения электрическим током. Поэтому запрещается трогать голыми руками электроды. Давайте и мы проведем исследования.
Возьмите зеленые карточки с таблицами на вашем столе, куда вы будете записывать результаты ваших наблюдений. При этом положительный ответ Вы обозначаете знаком «+», а отрицательный ответ– знаком «-». Также в карточках Вы должны определить тип химической связи в веществах, при этом обсуждая вопрос с соседом. Какой вывод можно сделать исходя из проделанной работы? Классификация веществ по электропроводности:
Так почему же растворы электролитов проводят электрический ток? Автором теории электролитической диссоциации является шведский учёный Свантэ Аррениус. Именно за исследования в области электролитов Аррениус был удостоен Нобелевской премии в 1903 г. Он объяснил проводимость растворов наличием в них свободных ионов, однако не смог объяснить, почему именно в водном растворе происходит диссоциация электролитов, т.к был сторонником физической теории растворов. Откуда берутся ионы в растворах дали русские химики И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский, объяснившие электролитическую диссоциацию химической теорией растворов Д.И.Менделеева. - Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде? – Какова роль воды в этом процессе? (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы). Сначала рассмотрим строение молекулы воды. Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5 ˚, благодаря чему молекула имеет угловую форму. Схематически молекулу воды можно рассмотреть на слайде в презентации. – Что происходит с диполями воды? 1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь) – Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор. Происходит распад – диссоциация. Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl- В растворах электролитов хаотически движущиеся гидротированные ионы могут столкнуться и объединиться. Этот обратный процесс называется ассоциацией. Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита. К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Таким образом, давайте запишем что такое электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы. Не все электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток. Бывают сильные и слабые электролиты. Характеристикой силы электролита является степень диссоциации и обозначается α. α можно вычислить по формуле. Подробная информационная карта у вас на столах в синих карточках. – А можно ли «слабого сделать сильным», то есть увеличить степень диссоциации? – От чего зависит α? Продолжим исследования (Демонстрация видеоопыта) Вывод: α зависит от t, C. Если температуру увеличить α тоже увеличивается, если концентрацию увеличить α уменьшается. Физкультминутка | Одни вещества проводят электрический ток, а другие – нет. Повторяют движения используя тренажер для глаз Базарнова В.Ф. | Познавательные постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные смыслообразование, формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью | Презентация (слайды 3-21) Приложение 2,3 Видеофрагменты . |
Этап 4. Первичная проверка понимания изученного материала – 5 мин | |||
А сейчас проверим насколько Вы усвоили урок. Для этого у Вас на партах имеется желтая карточка с кроссвордом в которую должны вписать ответы. Молодцы! А теперь проверяем у всех ли правильно. | Учащиеся отвечают | Познавательные поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске информации Личностные смыслообразование | Презентация (слайд 22) Приложение 4 |
Этап 5. Закрепление изученного материала – 5-8 мин | |||
Следующее задание для Вас это химический диктант. На партах у Вас имеются карточки с вариантами, впишите ответы в карточки. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу. Сейчас поднимите руки те, кто получили 5-ки, 4-ки. А с теми которые получили 3-ки и 2-ки мы будем дорабатывать на консультациях. | Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки | Познавательные общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия Регулятивные оценка, саморегуляция Коммуникативные планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия | Презентация (слайд 23) Приложение 5 |
Этап 6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин | |||
Таким образом, Вы должны продолжить следующие высказывания:
Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. Заключение Ты – молодчина! И в это поверь. Спасибо за активную работу на уроке! | Продолжают высказывания и рисуют свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится на парте. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) | Презентация (слайд 24-25) Приложение 1 |
Этап 7. Информация о домашнем задании – 1 мин | |||
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222 2 уровень: Используя дополнительные источники информации найти материал о применении электролитов практике | Ученики изучают параграф 36 упр. 1-5 на стр. 222 и выполняют задания из 2 уровня по желанию | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Учебник и дополнительные источники информации Презентация (слайд 26) |
Приложение 1
Сопроводительный лист ученика ____________________
Моё эмоциональное состояние | |
в начале урока | в конце урока |
Солнышко – настроение радостное, хорошее | |
Ёлочка – мне безразлично | |
Тучка – настроение плохое, мне грустно |
Приложение 2
Таблица 1. Электропроводность веществ и их растворов.
Формула вещества, его состояние | Свечение лампочки | Электропроводность | Тип химической связи |
Дистиллированная вода, Н2О | __ | __ | ковалентная полярная |
Сахар, твердый, С12Н22О11 | __ | __ | ковалентная слабополярная |
Сахар, раствор, С12Н22О11 | __ | __ | ковалентная слабополярная |
Поваренная соль, твердая, NaCl | __ | __ | ионная |
Поваренная соль, раствор, NaCl | + | + | ионная |
Соляная кислота, HCI | + | + | ковалентная сильнополярная |
Приложение 3
Таблица 2. Информационная карта.
Сильные | Средние | Слабые |
α → 1 (100%) (α30%) | 3% ≤ α ≤ 30% | α → 0 (α 3%) |
Кислоты: НСl, HBr, HJ, HNO3, H2SO4, HClO3, HClO4, HBrO3, HJO3, HMnO4 Щелочи: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2, Все растворимые соли. | Кислородсодержащие кислоты P, S, Cl (HPO3, H3PO4, H4P2O7, H2SO3, HClO2), H3AsO4, Mg(OH)2 HF, Fe(OH)2 | H2S, HCN, H2CO3, HClO, HClO2, H3BO3, H2SiO3, HNO2, HF, H3PO3, NH4OH, H2O. Нерастворимые основания (Cu(OH)2, Fe(OH)3 Al(OH)3 Cr(OH)3 , органические кислоты (HCOOH, CH3COOH, C2H5COOH) |
Приложение 4
Ответы на кроссворд:
«Электролитическая диссоциация»
По горизонтали: 2. Гидратированный. 3. Ассоциация. 4. Сахароза. 5. Ионная. 7. Катион. 8. Аррениус. 10. Электролит.
По вертикали: 1. Диссоциация. 6. Анион. 9. Степень.
Приложение 5
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Ф.И.О.____________________________________Класс_________
Вариант 1
1. Как называются вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток?________________________________
2. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении?_______________________
3. Как называются положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов?_____________
4. Как называются положительные ионы? _____________________
5. Каким будет электролит, если степень его диссоциации равна 2%?______________________________________________________
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Ф.И.О.____________________________________Класс_________
Вариант 2
1. Как называются вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток?________________________________
2. Какое название имеет молекула воды, имеющая два полюса?__________________________________________________
3. Как называется процесс взаимодействия молекул воды с противоположно заряженными ионами кристалла или молекулами электролита? _____________________________________________
4. Как называются отрицательные ионы?______________________
5. Каким будет электролит, если степень его диссоциации равна 90%?_____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролитическая диссоциация Подготовила: учитель химии Балзанай Д. В. МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского р-на Кызыл, 2016 г 2
План работы: Исследование свойств различных веществ на электропроводность Классификация веществ по электропроводности Механизм диссоциации электролитов в растворе Степень электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты. 3
Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо !
При работе с веществами не берите их … И не пробуйте на … , реактивы не арбуз: Слезет кожа с языка и отвалится рука
Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой … !
Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой ... Не обманывай себя – Есть и … у нас нельзя! Это, друг, химкабинет , для еды условий нет. Меры предосторожности
Вещества Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток Растворы кислот, щелочей, солей и их расплавы Все кристаллические вещества, оксиды, газы
Электролитическая диссоциация Сванте Аррениус (1859-1927) Процесс растворения или плавления электролитов сопровождается образованием заряженных частиц , способных проводить электрический ток 1887г.
И. А. Каблуков (1857-1942 ) Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией. В. А. Кистяковский (1865-1952)
Строение молекулы воды Вода является полярной молекулой в виде диполи
Механизм электролитической диссоциации: Ориентация молекул – диполей воды около ионов; Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы
H + Cl - + - + - + - + - + - + - H + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - Cl - + - + - + - + - Уравнение реакции: Na Cl = Na + + Cl - Na Cl – молекула хлорида натрия Na + - кат ион натрия Cl - - анион хлора H + + - + - + - + -
Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы ( N д ), к общему числу растворенных частиц ( N р ) N д ά = N р ά – степень диссоциации N д - число частиц, распавшихся на ионы N р - общее число растворенных частиц
Степень диссоциации выражают в долях или процентах. При ά = 0 диссоциация отсутствует При ά = 1 или 100% электролит полностью распадается на ионы По степени электролитической диссоциации электролиты делят на: сильные слабые
Электролиты Сильные все растворимые соли; сильные кислоты H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 все щелочи NaOH, KOH Слабые слабые кислоты H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O органические вещества
Степень диссоциации зависит от : Природы вещества Концентрации раствора Температуры
Тренажер для глаз Базарнова В. Ф.
Кроссворд электролитическая диссоциация
Критерии оценивания 1 ошибка - оценка «5 » 2 ошибки – оценка «4» 3-4 ошибки – следует хорошо позаниматься
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Рефлексия
Ты – молодчина! И в это поверь. Открыта тобой в мир химии дверь. Надеемся все мы, что лет через пять, Прекрасным ученым сможешь ты стать.
Домашнее задание: § 36, упр. 1-5 стр. 222 Используя дополнительные источники информации найти материал о применении электролитов практике
Желаю удачи и успехов в учебе!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс
Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"
Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"
Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации
Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...