Метапредметный марафон
план-конспект по химии на тему
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН» (план организации и проведения). Помимо заданий по химии в разработке приведены примеры вопросов по филологии, истории, биологии, физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»
(план организации и проведения)
Метапредметный марафон – новая форма организации внерочной деятельности обучающихся, позволяющая реализовать компетентностный подход в образовании, требования ФГОС о метапредметности в обучении, а объединение школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни человека дает возможность гармонично развиваться личности, создает целостное представление об окружающем мире.
Цели марафона: расширение полигранного представления обучающихся об окружающем мире, развитие метапредметных компетенций по разным предметам.
Задачи:
1) развивать познавательный интерес к изучаемым предметам;
2) повышать уровень информационной культуры;
3) развивать умение работать в команде, вести диалог, давать оценку своей деятельности;
4) формировать опыт самостоятельной деятельности;
5) развивать навыки экспериментальной работы.
Основные принципы организации и проведения метапредметного марафона:
1. Все мероприятия марафона организуются и проводятся на основе деятельностного подхода.
2. Учителя курируют, направляют деятельность обучающихся, которые прокладывают свои маршруты и действуют самостоятельно.
3. К организации и проведению марафона привлекаются обучающиеся различных возрастных групп.
«Плюсы» метапредметного марафона:
• марафон способствует развитию познавательного интереса, активизации мышления обучающихся;
• является здоровьесберегающей формой организации внеурочной (внеклассной) деятельности;
• марафон способствует развитию коммуникации между обучающимися старших и младших классов;
• способствует использованию знаний в новой ситуации;
• способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Основной «минус» марафона – сложность подготовки и отбора вопросов с метапредметным содержанием.
Подготовительный этап:
1. Создание инициативной группы учителей-предметников и старшеклассников (организаторы марафона), курирующих организацию и проведение метапредметного марафона.
2. Классные руководители совместно с обучающимися формируют разновозрастные команды (например, по одному обучающемуся от параллели 5-11 классов), принимающие участие в марафоне.
3. Учителя-предметники определяют дисциплины, которые войдут в состав маршрутных листов в качестве «этапов забега» и готовят вопросы с метапредметным содержанием.
4. Старшеклассники-организаторы марафона разрабатывают содержание маршрутных листов и систему оценивания заданий.
Игровой этап:
1. Вступительное слово ведущего (краткая беседа (информация) о марафоне как общекультурном (спортивном) явлении; объявление порядка проведения марафона).
Комментарий: на каждом «этапе забега» (или станции) команда получает задание, представляющее собой совокупность вопросов – по одному для каждого участника команды. Сложность вопроса соответствует классу (с 5 по 11) каждого члена команды. Если участник самостоятельно отвечает на свой вопрос, то команда получает 2 балла за каждый правильный ответ, если он отвечает с помощью товарищей по команде, то – 1балл.
Помимо этого, на станциях каждая команда получает по одному общему для всех участников заданию, выполнение которых к концу марафона позволит сформировать «коллективный портрет» команды.
2. Формирование команд, выдача маршрутных листов.
Комментарий: команда формируется из обучающихся разный классов, например, один обучающийся из 5 класса, один – из 6 и т.д. В маршрутном листе прописан порядок прохождения «этапов» и отведено место для выставления суммы баллов за каждый пройденный этап и отметка о выполнении общекомандного задания.
3. Прохождение «этапов забега».
4. Подведение результатов, самооценка, представление «коллективного портрета» команд.
Комментарий: каждому участнику предоставляется возможность самостоятельно оценить свою деятельность на марафоне, отметив два (или один) предмета, по которым ему будет выставлена отметка «5» в случае получения первого места его командой, или «4» - за второе место команды.
Заключительный этап:
1. Обсуждение результатов игры.
2. Рефлексия.
3. Подведение итогов, объявление результатов, награждение победителей.
Примерные общекомандные задания:
Выбор: а) названия, б) девиза, в) эмблемы,
г) гимна, д) капитана команды,
е) любое подобное задание по желанию организаторов.
На каждом этапе марафона команда выполняет только одно из приведенных заданий. «Коллективный портрет» команды формируется только к концу состязания.
Примерные вопросы метапредметного содержания для «Марафона»
Ниже представлены вопросы по химии для обучающихся 5-11 классов, кроме вопросов для 10 класса, обучающиеся которого являются организаторами марафона и «судьями» на «этапах забега» (или станциях); а также приведено по два примеру вопросов из других дисциплин, вместе с которыми можно организовать такой метапредметный марафон.
Станция «Химическая»
5 класс Назовите самое распространенное вещество на Земле: Азот / Кислород / Вода / Нефть / Речной песок? | ВОДА |
5 класс Какого вещества может не быть у вас дома: Уксусная кислота / Аспирин / Питьевая сода Нефть / Железо / Стекло? | НЕФТЬ |
5 класс Какие вещества можно употреблять в составе пищи: Уксусная кислота (уксус) / Поваренная соль Ацетон / Мыло? | УКСУСНАЯ КИСЛОТА ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ |
5 класс Какого вещества содержится больше всего в теле человека и животных: Белки / Жиры / Кислород / Вода / Углеводы Углекислый газ? | ВОДА |
5 класс Что не является химическим элементом: Золото / Медь / Железо / Алюминий / Вода Кислород / Поваренная соль? | ВОДА ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ |
6 класс Какими качествами (свойствами) не обладают вещества: Цвет / Запах / Вкус / Форма / Агрегатное состояние? | ФОРМА |
6 класс Разделите слова из ниже приведенного списка на две группы: ТЕЛО / ВЕЩЕСТВО – Чашка, ключ, стекло, растворение, стакан, стол, стирашка, сода, горение, кислород. | ТЕЛО ВЕЩЕСТВО Чашка Стекло Ключ Сода Стакан Кислород Стол Стирашка |
6 класс Разделите слова из ниже приведенного списка на две группы: ТЕЛО / ВЕЩЕСТВО – Карандаш, уксус, сахар, гвоздь, плавление, азот, замерзание, яблоко, нефть, вода. | ТЕЛО ВЕЩЕСТВО Карандаш Азот Гвоздь Нефть Яблоко Вода, Уксус, Сахар |
6 класс Какие вещества отсутствуют в домашней аптечке: Аспирин / Йодная настойка / Вода / Анальгин / Железо (порошок) / Уголь активированный? | ВОДА, ЖЕЛЕЗО (порошок) |
6 класс Какие науки изучают строение: веществ / живых организмом / Земли? | ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ |
8 класс Что общего у алмаза, графита и активированного угля (вещество из домашней аптечки)? | ВЕЩЕСТВА ОБРАЗОВАНЫ АТОМАМИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЭЛЕМЕНТА – углерода – С и являются твердыми вещества-ми. |
8 класс Назовите и укажите, как обозначаются физи-ческие величины, которые имеют следующие единицы измерения: […….] = 1г […….] = 1моль […….] = 1л […….] = 1г/моль […….] = 1г/мл | [ m ] = 1г масса [ n ] = 1моль количество вещества [ V ] = 1л объем [ M ] = 1г/моль молярная масса [ρ] = 1г/мл плотность |
8 класс Назовите слова-омонимы: – и лес и химический элемент; – и насекомое и единица измерения количества вещества; –и политика активного сопротивления общественному прогрессу и физико-химическое взаимодействие между веществами, и ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение. | БОР МОЛЬ РЕАКЦИЯ |
8 класс Назовите слова-омонимы: – и политика активного сопротивления общественному прогрессу и физико-химическое взаимодействие между веществами, и ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение; – класс неорганических веществ и музыкальная нота; – и планета Солнечной системы и бог неба в древнегреческой мифологии, и химический элемент. | РЕАКЦИЯ СОЛЬ УРАН |
8 класс Что общего у кислорода и озона (озон – газ, об-разующий защитный слой от ультрафиолетово-го излучения на расстоянии 25км от поверхности Земли)? | ВЕЩЕСТВА ОБРАЗОВАНЫ АТОМАМИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЭЛЕМЕНТА – кислорода – О и являются газами по агрегатному состоянию. |
11 класс Сколько воды и уксусной эссенции (ω уксус. кисл. = 75%) надо взять, чтобы приготовить 100 г 9% раствора столового уксуса (уксусной кислоты). | Надо взять 12г уксусной эссенции и 88г воды. |
11 класс В организме человека возможны следующие превращения веществ: Белки --- Углеводы, Белки --- Жиры Углеводы --- Жиры, Жиры --- Углеводы, но невозможно полное превращение жиров и углеводов в белки. Поэтому человек должен обязательно употреблять белки в пищу. Объясните, почему? (вспомните элементарный состав перечисленных питательных веществ). | |
11 класс Рассчитайте объем кислорода (при н.у.), содержащегося в школьном кабинете, если площадь кабинета ….. м2, высота потолков 2,5м, а объемная доля кислорода в воздухе φ = 21%. | |
11 класс Знаете ли вы что такое «кислотные дожди»? Как они образуются? Образование «кислотных» осадков в атмосфере, т.е. водяных паров, содер-жащей молекулы азотной, азотистой и сернис-той кислот, возможно вблизи промышленных предприятий, очистные сооружения которых работают неэффективно или вообще не работают. Составьте уравнения реакций образования молекул кислот из оксида азота (IV), оксида серы (IV) и воды/ | |
7 класс Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, назовите три химических элемента, названных в честь ученых. Укажите положение этих элементов в Периодической системе (номер, период, группа, подгруппа). | |
7 класс Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, назовите три химических элемента, названных в честь стран. Укажите положение этих элементов в Периодической системе (номер, период, группа, подгруппа). | |
7 класс Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, назовите три химических элемента, названных в честь космических тел. Укажите положение этих элементов в Периодической системе (номер, период, группа, подгруппа). | |
7 класс Какими способами разделения смесей и в каком порядке нужно пользоваться, чтобы очистить загрязненную поваренную соль от речного песка и древесного угля? | |
7 класс Приведите три примера химических реакций, которые проходят у вас дома, укажите признаки этих реакций. | |
9 класс Определите, в какой из трех выданных пробирок находится раствор щелочи, раствор кислоты, вода. | |
9 класс Определите, в какой из трех выданных пробирок находится нитрат натрия, сульфат натрия, сульфат меди (2+). | |
9 класс Определите, в какой из трех выданных пробирок находится хлорид натрия, хлорид бария, хлорид меди (2+). | |
9 класс В каком их трех соединений массовая доля серы наибольшая: серная кислота, сульфид аммония, сульфат алюминия? |
Станция «Филологическая»
1. Какое природное явление отражено в отрывке М. В. Ломоносова «Вечернее размышление».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не Солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мечут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
/Ответ: северное сияние. (7-8 классы)
2. Напишите правильно нижеприведенные термины:
Диф…узия (диффузия), импрес...ионизм (импрессионизм),
дик…браз (дикобраз), б…рок…о (барокко),
рок...ок...о(рококо), ал...юминий (алюминий),
кристал...ик (кристаллик), кристал...ьный (кристальный),
метал..ический (металлический), дистил..яция (дистилляция).
Станция «Историческая»
1. Известно, что ещё в эпоху Древней Руси её жителям была известна игра в шахматы. Однако, фигуры в различные эпохи называли по – разному. Предположите, в какие эпохи развития нашей страны появились названия «ладья», «тура», «ферзь»? Ответы аргументируйте. (9 класс)
2. Согласны ли вы с тем, что клич «ура» появился в XV в.? В подтверждение приведите не менее двух аргументов. (10-11 классы)
Станция «Физическая»
1. «Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…» Н.В. Гоголь. Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально? /Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.
2. «… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее? /Ответ: это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.
Станция «Биологическая»
1. Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения? /Ответ: воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её. (11 класс)
2. Какой хлебный злак растѐт в воде? /Ответ: рис. (5 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разьяснения, од...
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"...
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина" Председатель жюри Марафона
Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина"...
Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный марафон "Дом, в котором я живу" для 5-11 классов
Метапредметный марафон "Дом, в котором я живу" для 5-11 классов...