Игра "Брейн -ринг"
методическая разработка по химии на тему
Поможет учителю:
проверить знания учеников (выявить кто, на каком уровне)
в нетрадиционной, легкой, игровой форме обучить детей, помочь им освоить сложные предметные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра "Брейн - ринг" | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Химический брейн – ринг»
(для учащихся 8 классов)
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Наступили долгожданные каникулы. И, конечно же, хочется не только отдохнуть, но и провести их с пользой. Поэтому предлагаем вашему вниманию игру «Химический брейн – ринг».
Ведущий: Перемена, перемена,
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок.
Дернув Серу за косичку,
Мимо Магний пробежал,
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, Бром в углу дерутся:
Не поделят электрон,
Кислород – шалун на Боре
Мимо проскакал верхом.
Итак, первый тур: шуточный и загадочный. На обдумывание ответа вам дается 1 минута.
- Рассеян по земле повсюду, немного есть в морской воде.
Рассказывать того не буду, как обнаружен он везде.
Летучий, темный, кристалличен. Он мало растворим в воде.
Раствор спиртовый, столь типичный, в аптеках встретите везде.
(Йод)
- «Дефлогистированный воздух» называли этот газ.
Иначе звали чистый воздух, легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний, энергично сгорает даже водород.
(Кислород)
- Среди металлов самый главный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии славный, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии. Расплав его течет рекой.
Важнее нет металлургии, он нужен всей стране родной.
(Железо)
- Давно известна человеку, она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотою дает нам серный купорос,
Белеет эта соль порою. Когда? Ответьте на вопрос!
(Медь)
- Его названье – «светоносный». Он ядовитый и горюч.
Есть аллотроп его известный – безвредный, красный как сургуч.
Он очень нужен всем растеньям, в природных минералах есть.
Относят соли к удобреньям, которых на Руси не счесть.
(Фосфор)
- Я – очень нужный элемент. И неспроста свет превращаю в зелень я листа.
Черным по белому книжки рисую, землю бурю и камни шлифую.
Я в школе и дома, в уютной квартире, я согреваю и радую глаз.
Я одеваю всех модниц в мире и солнечный луч я ловлю для вас.
(Углерод)
- Я – газ и очень ядовитый.
Со мной не будешь ты шутить.
Но если букву переставишь,
То мною можно печь топить.
(Фтор – торф)
- К любимому напитку моряков
Нетрудно «Б» в начале приписать.
И элемент химический готов.
Его, конечно, сможешь ты назвать.
(Ром – бром)
- Друзья! Вы помните названье корабля, носившего по океанам героев,
Которые у злого короля похитили руно златое?
Приставив букву «Н» в конце, прочтем названье элемента.
Я про него одно могу сказать: ленивей он ленивого студента.
(Арго – аргон)
- Желто-зеленый, ядовитый, весьма опасный галоген,
Он – очень сильный окислитель, он – удушающий фосген.
Собрал в войну он жертв немало в окопах первой мировой…
Но он совсем не этим славен. Он с натрием – поваренная соль.
(Хлор)
Ведущий: Итак, первый тур закончен. Пока компетентное жюри подводит итоги этого тура, предлагаю немного отдохнуть и послушать стихотворение о величайшем открытии в химии – Периодическом законе Д.И.Менделеева.
Весь мир большой:
Жара и стужа, планет круженье,
Свет зари – все то,
Что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеева стрит,
Природы ищет алфавит.
Случилось это в Петербурге.
Совсем ещё не старый,
Ведь от роду только 35,
Но солидный и бородатый
Профессор университета
Писал для студентов учебник-
Любимое дитя своё.
И вот задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы,
Нельзя ли тут найти закон?!»
Мир состоит из элементов,
Тогда их было 63.
А сколько же всего?
На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье,
И вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.
Но вот дела отложены,
Расчёты прерываются.
С утра поездка в край Тверской
Ученый собирается
И к двери направляется.
И вдруг! Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И на листе строчит карандашом.
Наконец-то он нашел!
В любом труде, в любом творенье
Необходимо вдохновенье,
И озарения момент
Порой важнейший элемент!
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит…
А Менделеев в это время
Усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон…
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывали, то пылали,
То шипели, то сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород…
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда:
- Стройся, войско! –
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
- Поглядите, - злится литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
И бериллий мрачно мыслит:
- Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор:
Как несносен этот фтор! –
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор:
- Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород, поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
- Стойте! – крикнул углерод. –
Я и уголь, и алмаз
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!..
Третий ряд! Трубите сбор! –
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонну
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бор –
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
Был четвертый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство.
Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим…
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде!»
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный – галлий
(В честь Франции назван)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его,
От русского ученого!
- Ошибся я! Слыхали?!
Француз был удивлен. –
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный,
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад! –
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я Вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был одним из трех
Предсказанных заранее!..
И следом, как из-под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(Естественно в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен!
Ведущий: Итак, жюри подвело итоги первого тура (объявляет итоги). Наступает время второго тура – литературно-лингвистического. На обдумывание ответа в этом туре вам дается уже по две минуты.
- Представьте себе учебник по химии, написанный не прозой, а в стихотворной форме, например:
Химический состав свой изменять
Должны все формы жизни в вечном споре.
Они живут, чтоб умереть им вскоре,
И умирают, чтоб ожить опять.
Так вещество бессмертное умеет
Бурь преходящих побеждать порыв.
Не погибая в них, растет и зреет,
По временам лишь форму изменив.
Жизнь производит веществам отбор,
Все вредное спешит изгнать, как сор,
А чистое, переварив, усвоить.
О каком законе природы идет речь в этом стихотворении Эразма Дарвина?
(О законе сохранения массы веществ)
- Название какого химического элемента произошло от: а) латинского «литос» (камень); б) греческого «нитрон» (сода); в) арабского «алкали» (щелочь); г) латинского «рубидиус» (темно-красный); д) латинского «цезиус» (небесно-голубой); е) названия страны «Франция».
Назовите эти элементы. Что общего в этих элементах?
(Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций
– это щелочные металлы)
- Название какого химического элемента произошло от: а) названия древнего города в Малой Азии «Магнесия»; б) латинского «калькс» (известь); в) названия поселка в Шотландии «Стронциан»; г) греческого «барис» (тяжелый); д) латинского «радиус» (луч).
(Магний, кальций, стронций, барий, радий
– это щелочно-земельные металлы)
- Греческое ген в качестве приставки или суффикса входит во многие научные термины, например, генератор. Обычно оно обозначает рост или образование чего-либо. Греческое галс означает соль. Что означает термин галоген?
(Галоген – рождающий (образующий) соль)
- Прослушайте отрывок из сказки «Мороз Иванович»:
«Между тем Рукодельница воротиться, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
Назовите способ, который использует Рукодельница для очистки воды. От каких посторонних примесей можно таким образом очистить воду?
(Фильтрование. От нерастворимых примесей,
а также от посторонних запахов)
- Прослушайте отрывок из книги известного американского биохимика, популяризатора науки и писателя – фантаста Айзека Азимова:
«Первыми металлами, на которые обратил внимание человек, были самородные медь и золото. Красноватую медь и желтоватое золото, отливающее красивым металлическим блеском, нельзя было не заметить среди тусклой серовато-коричневой породы. Камень при ударе рассыплется в пыль, дерево и кость дают трещины; ударяя же по кусочку металла, можно придать ему нужную форму. Это свойство металлов было обнаружено, безусловно, совершенно случайно. Но вскоре после того, как человек узнал об этом свойстве металлов, он, повинуясь чувству прекрасного (которое всегда живет в нем), начал изготавливать из металлических самородков различные украшения, стараясь подчеркнуть красоту металла».
Перечислите физические свойства металлов, о которых идет речь в тексте.
(Цвет, металлический блеск, ковкость)
- Прослушайте отрывок из популярного романа:
«…Она вынула их уха одну из трех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе».
Объясните, почему растворилась жемчужина?
(Жемчужина состоит в основном из карбоната
кальция, который довольно быстро растворяется
в кислоте)
- Прослушайте отрывок из повести А.Конан Дойла «Собака Баскервилей»:
«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. …Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - …, - воскликнул я».
Что сказал доктор Ватсон? Какое вещество способно светиться в темноте?
(Фосфор. Белый фосфор)
- Прослушайте отрывок из рассказа А.Конан Дойла «Случай с переводчиком»:
« - угарный газ! – вскричал он (Холмс). – Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине…»
Объясните, почему Шерлок Холмс не позволил войти в комнату?
(Тусклое синее пламя говорит о том, что горение
протекает при недостатке кислорода, т.е.
при горении в основном образуется угарный газ,
который является ядом для человека
(причем он не имеет ни вкуса, ни запаха),
поэтому Холмс не позволил войти в комнату)
- Герой Ж.Верна капитан Немо рассказывал о составе морской воды:
«В ней содержится 96,5 % чистой воды, 2, 67 % хлорида натрия, а далее..»
Продолжите рассказ капитана Немо. Как получить из морской воды чистую воду и чистый хлорид натрия?
(Предварительно морскую воду надо
профильтровать (желательно через
активированный уголь), затем выпарить под
охлаждающимся колпаком, на котором вода
конденсируется и стекает в специальный сосуд,
а соль остается, например, в чаше, которая
использовалась для выпаривания)
Ведущий: Закончен второй тур. Жюри подводит итоги, а мы с вами немного отдохнем и посмотрим замечательные опыты.
Опыт № 1. Дым без огня.
Оборудование: два стакана, HCI (конц),NH4 OH(конц), две стеклянные пластины, пипетка.
Выполнение: перед демонстрацией опыта на дно стакана при помощи пипетки налить 4 – 5 капель, конц. NH4 OH. Стакана закрыть стеклянной пластинкой. На дно другого стакана налить 3 – 4 капли конц. HCI и тоже закрыть стеклянной пластинкой. Во время демонстрации опыта стаканы поставить друг на друга полой частью вместе и сразу же убрать (выдернуть) стеклянные пластинка. Оба стакана мгновенно наполняются густым белым дымом, представляющим мельчайшие частицы NH4CI.
Опыт № 2. Минеральный хамелеон В.М.Севергина.
Оборудование: KMnO4, нагревание, колба с водой.
Выполнение: как известно, хамелеоном называют ящерицу, быстро изменяющую свою окраску под влиянием окружающей среды. Сходным свойством, конечно только внешнего порядка, обладают также и некоторые растворы. Выдающийся русский химик В.М.Севергин, наблюдая быстрые изменения цвета раствора K2MnO4, назвал его минеральным хамелеоном. Для проведения опыта сначала получают K2MnO4:
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + О2
Затем растворяют полученную соль в воде, и образуются зеленый р-р, который тут же переходит в сине – фиолетовый:
3K2MnO4 + 2H2O → 2KMnO4 + MnO2 + 4КОН
Опыт № 3. Окрашивание цветка.
Оборудование: NH4 OH(конц), фенолфталеин, фарфоровая чашечка, бумажный цветок.
Выполнение: бумажный цветок заранее пропитать фенолфталеином. В фарфоровую чашечку налить концентрированный NH4 OH и цветок просто держать, не опуская в раствор, над чашечкой. Концентрированный NH4 OH, разлагаясь, дает обильное выделение NH3, который и «окрашивает» фенолфталеин, а значит и цветок, в малиновый цвет.
Опыт № 4. Превращение жидкости в студень.
Оборудование: Na2SiO3, НСl, стакан, стеклянная палочка.
Выполнение: в химический стакан наливают раствор Na2SiO3 (силикатный клей) и прибавляют немного НСl. Энергично размешивают стеклянной палочкой смесь этих растворов и держат палочку вертикально. Через 1-2 минуты палочка уже не падает в растворе, потому что жидкость загустела и не выливается из стакана даже при опрокидывании его вверх дном.
Опыт № 5. «Огонь с неба».
Оборудование: KMnO4, Н2SO4(концентрированная), С2Н5ОН, древесные стружки, асбестовая сетка.
Выполнение: предварительно на асбестовую сетку насыпать KMnO4, аккуратно смочить кристаллы 2 мл концентрированной серной кислотой, сверху обложить стружками, оставив небольшое отверстие сверху. Перед демонстрацией опыта незаметно капнуть в отверстие спирт, а затем начинать произносить «заклинания». Через некоторое время костер ярок вспыхивает и сгорает.
Опыт № 6. Превращение воды в золото.
Оборудование: растворы KI и Pb(CH3COO)2, стакан.
Выполнение: оба раствора выливают в один стакан. Происходит выпадение ярко-желтого осадка РbI2.
Опыт № 7. Превращение воды в малиновый сироп.
Оборудование: колба с водой, фенолфталеин, натрий.
Выполнение: предварительно в колбу с водой добавить фенолфталеин. Затем в колбу бросить кусочек натрия. Натрий активно взаимодействует с водой, движется по поверхности, и раствор приобретает малиновый цвет.
Опыт № 8. Получение молока из воды.
Оборудование: BaCl2, H2SО4, стакан.
Выполнение: слить растворы в один стакан. Происходит выпадание белого мелкокристаллического осадка BaSO4, раствор становится как молоко.
Опыт № 9. Бенгальский огонь.
Оборудование: КМnО4, колба, прибор для получения газа, стальная проволока.
Выполнение: предварительно получить и собрать кислород. На конец стальной проволоки наткнуть спичку и поджечь ее. Как только спичка почти догорит, опустить проволоку в колбу. Она начинает ярко гореть, разбрызгивая искры.
Опыт № 10. Самовоспламенение парафина.
Оборудование: парафин, нагревание, пробирка, чашка Петри с водой.
Выполнение: заполняют 1/3 пробирки кусочками парафина. Затем нагревают пробирку до температуры кипения парафина. Льют кипящий парафин в воду тонкой струйкой с высоты примерно 20 см. Парафин вспыхивает и сгорает ярким пламенем.
Опыт № 11. Вулкан.
Оборудование: (NH4)2Cr2O7.
Выполнение: на подставку насыпают горкой (NH4)2Cr2O7 и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2О3.
Ведущий: Спасибо за показанные чудеса. А мы приступаем к третьему туру. Этот тур, в отличие от предыдущих, включает в себя всего два задания. На выполнение каждого задания командам дается по 5 минут.
- Первое задание заключается в следующем: вам даны пять букв латинского алфавита – a, c, o, s, u. Составьте как можно больше символов химических элементов и назовите их. За каждый ответ вы получаете по одному баллу. При составлении символов вы можете использовать Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.
(С – углерод, О – кислород, S – сера, Са – кальций,
Sс – скандий, Со – кобальт, Сu – медь, Сs – цезий,
Оs – осмий, Аu – золото, Ас – актиний, U – уран)
- Второе задание: составьте как можно больше названий химических элементов из букв, входящих в предложение:
«Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский химик».
За каждое составленное название вы получаете по два балла. При составлении названий вы можете использовать Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.
(Висмут, менделевий, литий, неон, ксенон, радон,
уран, калий, натрий, кремний, сера, хлор, хром,
селен, рутений, теллур, рений, осмий, таллий,
актиний, мейтнерий, тулий, торий, лоуренсий)
Ведущий: Итак, наш брейн-ринг закончен. Заключительное слово предоставляется учителю химии.
Учитель: (в заключительном слове подводит итог игры, объявляет победителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
брейн-ринг "Содружество муз"
Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...
Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х классов....
физико-математический брейн-ринг
Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....
Сценарий брейн-ринга.
Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...
Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс
Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....
На ринг приглашаются
Игровая программа для старшеклассников, которую можно проводить в рамках недели естественно-математических наук....