Конспект урока по теме ""Жиры. липиды"
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_zhiry._lipidy_urok_kollektivnogo_izucheniya.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Жиры. Липиды» (урок коллективного изучения)
Тип урока. Изучения нового материала
Цели:
- сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки.
- развивать умение наблюдать, делать выводы; совершенствовать умения составлять уравнения реакций, получать информацию из различных источников, развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой.
- формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование и реактивы:
На столах учащихся: раздаточный материал классификация органических соединений, план урока, тестовые задания.
Для демонстрации эксперимента: пробирки, растительное масло, вода, ацетон, раствор гидроксида натрия.
На демонстрационном столе учителя: гербарий и изображения масличных растений, животных, из которых получают жир; образцы сливочного, подсолнечного, оливкового масел, маргарин, олифа, глицерин, мыло жидкое и твердое, свеча.
Методы и методические приемы:
беседа, объяснение, демонстрация эксперимента, таблиц, изображения животных и растений, сообщения учащихся, самостоятельная работа.
Предварительная подготовка учителя к уроку
Подбор дополнительной литературы по теме.
Оборудование к уроку:
Изображение масленичных растений, из которых получают жир, Образцы сливочного, подсолнечного, горчичного масла, маргарин, на доске: таблица «Пищеварительная система человека», портреты Шевреля, Бертло.
Демонстрационный эксперимент:
Пробирки, растительное масло, вода, ацетон, раствор гидроксида натрия, серная кислота, перманганат калия, глицерин, мыло жидкое и твердое, свеча.
Игра «Да – Нет», понадобится коробочка. На столах учебники и учебная литература
Х о д у р о к а.
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Подготовка к выполнению работы
- Изучение новой темы
- Закрепление материала (игра)
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание
1 этап урока – установочный
Вступительное слово учителя. Самостоятельная работа с темой «Жиры» по учебнику Габриеляна.
Выписать в тетрадь определение и общую формулу жиров. А также ответы на вопросы плана изучения темы, который написан на доске.
План изучения темы
- Состав, строение, номенклатура и классификация жиров.
- Физические и химические свойства жиров.
- История изучения жиров
- Источники жиров
- Переработка и применение жиров
- Биологическая роль жиров
- Обмен жиров в организме.
Через 10 минут работы с литературой начать коллективное обсуждение вопросов плана.
2 этап урока – самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой.
3 этап урока – обмен информацией, записи в тетрадь.
Работа строится в виде беседы
Дать определение жиров | Жиры - смесь сложных эфиров, образованных глицерином и жирными кислотами. |
Изобразите на доске общую формулу жиров | |
Какие кислоты входят в состав жиров | В жиры входят остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24. Это кислоты нормального строения с четным числом атомов углерода. Исключение маргариновая кислота. Изредка встречаются кислоты разветвлённого строения. Например семена восточно индийского растения-хаульмугровое масло, используется для лечения проказы. В состав касторового масла входит рициновая кислота. В составе животных жиров преобладает предельные кислоты. В составе растительных – непредельные. |
Как дают названия жирам | По систематической номенклатуре жиры называют триацилглицеридакми. У ацилов суффекс –оил Например: 1, 3 – диолеоил- 2 стеароилглицерин |
Назовите жир | линолеоил- 2 пальмитоил- олеоилглицерин |
Как можно классифицировать жиры | Классифицируют по происхождению на животные и растительные |
Как можно классифицировать растительные жиры | Растительные жиры делят на высыхающие, т.е окисляющиеся и затвердевающие на воздухе, полувысыхающие и не высыхающие. Высыхающие масла содержат остатки кислот с 2 и более двойными связями, невысыхающие с одной двойной связью. К высыхающим относится льняное, маковое, конопляное масла, к полувысыхающим – подсолнечное, пальмовое, кокосовое. Жиры можно разделить жидкие (большинство растительных масел, жиры рыб и морских животных) и твердые (жиры наземных животных, кокосовое масло). Жидкие жиры содержат 85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50% предельных кислот. |
Причислите физические свойства жиров. Демонстрационный опыт Окисление растительного масла перманганатом калия в кислой и щелочной среде. В кислой среде наблюдается обесцвечивание, в щелочной – позеленение. | Жиры жидкие или твердые, легкоплавкие, нерастворимые в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях(ацетоне, бензине) плохо в низких растворителях. Не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смесь разных молекул. Не кипят при обычных условиях, при высоких температурах разлагаются. В реакции гидролиза в кислой, щелочной и нейтральной средах в реакции гидрирования по двойной связям. Непредельные жиры окисляются воздухом и полимеризуются. При высокой температуре жиры разлагаются с образованием смеси продуктов. В частности из глицерина образуется акролеин – непредельный альдегид, обладающий слезоточивым действием. |
Когда и кем были изучены жиры | К. Шееле выделил из оливкового масла вещество сладкого вкуса – «масляной сахар», вскоре он обнаружил его в коровьем масле и в свином жире. В 1779 году было установлено, что в состав жиров входит глицерин. Шеврель посвятил изучению 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелиц текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого мыла, получаемого на фабрике. Шееврель установил, что мыло – натривая соль высшей карбоновой кислоты. Шеврель изготовил мыло из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты, так в первые получены стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты. Шеврель показал что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение которое, присоединяя воду распадаются на глицерин и кислоту. Шеврель вместе с Люссаком предложил способ получения стеариновых свечей. Синтез жиров осуществил в 1850 годах Бертло, нагревая в запаянных стеклянных трубках смесь глицерина и жирных кислот. Метод синтеза он установил строение жиров. |
Что является источником жиров. Демонстрация изображений растений и животных. | Источником жиров являются живые организмы. Среди животных это коровы, свиньи, гуси. Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство. |
Как перерабатывают жиры | Жиры подвергают гидролизу водяным паром под давлением или в кислой среде при кипячении для получения глицерина и жирных кислот. При щелочном гидролизе (омылении) образуется мыла. |
Реакция гидролиза и омыления три стеарил глицерина | Гидролиз тристеароилглицерина (например, щелочной): |
Запишите уравнения гидрирования триолеоилглицерина. | Непредельные жиры гидрируются для получения твердых жиров |
Каковы основные направления применения жиров? Демонстрация образцов масел, маргарина, олифы, свечи. | Используется в пищу, для косметических средств. Высыхающие растительные масла используют для производства олиф. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир. Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов. |
Когда и кем впервые получен маргарин | В середине 60 годов 19 века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Мерс- Мурье. В 1870 году он построил первый маргариновый завод. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного гидрирования непредельных соединений (1912 Сабатье) маргарин стали получать из растительных масел. |
Какова биологическая роль жиров. | Строительную, энергетическую (1 грамм жира дает 9 ккал), защитную (теплорегуляцию, механическую). Жиры являются источником незаменимых кислот, например арахидоновой кислоты. Некоторые кислоты являются источником синтеза гормонов, витаминов. |
Как происходит усвоение жиров организмом человека? | Жиры расщепляются в 12 перстной кишке и в тонком кишечнике. Под действием ферментов липаз, входящих в состав поджелудочной железы и в состав кишечного сока. Липазы гидрируют жиры, желчь способствует эмульгированию жиров, что увеличивает поверхность соприкосновения жиров с ферментом. Желчь необходима для всасывания жирных кислот. Всасывания жиров идет в тонком кишечнике. Большей часть жиры всасываются в лимфу (70%), в меньшей степени – в кровь. |
Где в клетке синтезируются жиры? | Жиры синтезируются на гладкой мембране эндоплазматической сети в комплексе Гольджи. Синтез жиров идет из глицерина и жирных кислот, в некоторых случаях – из углеводов. Установлено, что глицерин может образовываться из глюкозы, а заменимые жирные кислоты – из уксусной кислоты. |
Какие еще сведения о жирах в организме человека вы нашли? | Жиры запасаются в подкожной жировой клетчатке. В печени происходит расщепление жиров до более простых веществ участвующих в энергетическом обмене. Жиры обеспечивают 50% энергии, необходимой человеку. Поэтому человек должен потреблять 80 грамм жиров в день (в норме) должны составлять 10-20% от массы тела человека. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Итак, рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях записана важнейшая информация о жирах. Теперь для закрепления полученных знаний предлагается учащимся игра «Да - Нет» Ход игры «Да - Нет» В закрытой коробке находится нечто относящиеся к теме «Жиры» Учитель предлагает узнать, что лежит в коробке. Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Нужно достичь цели, задав учителю наименьшее число вопросов. Учитель может положить в коробку продукты переработки жиров, глицерин, карбоновую кислоту. Например, мыло Вопросы - Это жир? Нет - Это продукт переработки? Да - Это твердое? Да - Это растворимое? Да - Это используется для стирки? Да - Это мыло? Да После игры учитель предлагает в течение 3 минут просмотреть конспект. Далее выполняется тест по вариантам. Вариант 1
А) этиленгликоль Б) этанол В) глицерин Г) уксусная кислота 2.Как называются ферменты расщепляющие жиры А) амилаза Б) желчь В) липаза Г) протеаза 3. Какой из ученых синтезировал жиры из глицерина и жирных кислот А) Бутлеров Б) Бертло В) Шеврель Г) Шееле Вариант 2
А) вода Б) глицерин В) этанол Г) масляная кислота 2. В каком отделе пищеварительной системы происходит расщепление жиров А) ротовая полость Б) желудок В) кишечник Г) прямая кишка 3. Какой из перечисленных ученых изучил жиры путем выделения из них жирных кислот: А) Шеврель Б) Бертло В) Бутлеров Г) Шееле |
Домашнее задание | Конспект. |
Литература. О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев. Химия 10 класс :– М.: Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация к уроку по теме "Жиры"
Презентация к уроку химии в 10-м классе . На уроке реализуются элементы индивидуальных краткосрочных информационных и исследовательских проектов. Презентация проекта предполаг...
Урок по теме "Жиры" химия
Методическая разработка урока по дисциплине Химия по теме "Жиры". Урок построен в форме групповой работы сттудентов. Изучение нового материала сочетается с элементами практической работы. Работа сопро...
Конспект урока по теме "Жиры" 10 класс
Развитие и систематизация на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных веществах – жирах, их строении, свойствах и значении в жизни человека. ...
Конспект урока на тему "Жиры"
Конспект урока химии...
Урок по теме "Углеводы. Липиды"
Урок-модуль по биологии по теме "Углеводы. Липиды" проводится в 9 классе....
Конспект урока на тему: Органические вещества. Липиды.
Данный урок можно использовать в 10 классе при прохождении темы: Органические вещества. Липиды. Урок адаптирован для обучающихзся исправительной колонии, базовый уровень....
Конспект урока на тему "Углеводы и липиды"
Конспект урока на тему "Углеводы и липиды" дляобучающихся 8 класса...