рабочая программа по химии 8класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического на заседании методического
объединения учителей совета школы
предметов естественно-
математического цикла
«___» _______________ 2015 г. «___» __________ 2015 г. «____» _____________ 2015 г.
Протокол №___ Протокол №_____ Приказ № _____
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
_______ С.В.Распопова ________ Н.И. Иноземцева __________ О.Н. Мясищева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа
по химии
8 класс
на 2015-2016учебный год
Учитель Пыхтина Валентина Дмитриевна
2015 г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2009 года).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, в отличие от авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, рассчитанной на 102 ч., в том числе на контрольные работы в объеме 6 часов и практические работы в объеме 11 часов. Дополнительные 3 часа распределены как резервные часы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на углубленном уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. В соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) Практикум дополняют практические работы №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» и практическая работа №7 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений». Распределение практических работ по темам реализуется следующим образом:
- Тема «Ведение»: Практическая работа №1 «Правила ТБ в кабинете химии. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием».
- Тема №3 «Соединения химических элементов»: Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли», практическая работа №3 «Анализ почвы и воды», №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами»: Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций», практическая работа № 6 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой».
- Тема №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»: Практическая работа №7 «Ионные реакции», практическая работа №8 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца», практическая работа №9 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей», практическая работа №10 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений», практическая работа №11 «Решение экспериментальных задач».
В дополнение к авторской программе вводится понятие «валентность» после введения понятия «степень окисления»; наряду с понятием «электронный слой» вводится понятие «энергетический уровень», «электронно – графическая формула», рассматривается распределение электронов по энергетическим уровням у элементов 1-4 периодов; скорость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.
В соответствии с перераспределением практической части программы, в рабочей программе для изучения тем отводится следующее количество часов:
- Введение – 7ч (6ч.+ 1ч. П/р№1);
- Тема 1 Атомы химических элементов – 13ч;
- Тема 2. Простые вещества - 9 ч;
- Тема 3. Соединения химических элементов – 19ч (16ч. + 3ч (п/р);
- Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 15 (13ч. + 2ч П/р) ч; Скорость химических реакций. Химическое равновесие – 2ч;
- Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 31ч (26ч. +5ч (п/р);
- Тема 6.Повторение. обобщение учебного материала курса 8 класса – 6ч;
- Резервные часы – 3ч.
Итого: 105 часов.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (проверочные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
для учителя:
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998г..
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2003.
для учащихся:
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008.
Цели и задачи программы обучения:
- Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
- Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседненвной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Критерии и норы оценки знаний обучающихся:
- Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения химии ученик должен:
Знать /понимать |
|
Уметь |
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
Рабочая программа рассчитана на 105 часов.
Количество часов
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных работ - 6ч., практических работ – 11ч.
Календарно – тематическое планирование курса химии 8 класса (3часа в неделю. Всего 105 часов) | |||||||||||||
№ п/п | № Уро-ка в теме | Тема урока | Тип урока | Практическая, лабораторная, контрольная работа Д – демонстр. | Оборудова-ние, наглядность, литература | Содержание. Основные понятия темы | Подготов-ка к ЕГЭ, ГИА. Коды и тема контроли-руемых элементов | Домашнее задание | Дата проведения урока | ||||
План. | Факт. | ||||||||||||
Введение. Первоначальные химические понятия – 6ч +1ч (п/р)=7ч | |||||||||||||
1 | 1 | Правила ТБ в кабинете химии. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник Проектор. | Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в 16 веке. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева. | 4.1 «Правила работы в лаборато-рии» (А28) | Введение 1,2 Инд. Задания: сообщения о Ломоносове, БутлеровеМенделееве | ||||||
2 | 2 | Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник Книга «Великие химики». Проектор. | 3 | ||||||||
3 | 3 | Практическая работа №1 «Правила ТБ в кабинете химии. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельно-сти | П/р №1 (в учебнике №1) | Оборудование: штатив, спиртовка, химическая посуда (колба, пробирка, стакан) | 4.1 «Правила работы в лаборатории» (А28) | Оформить работу, повт 1, 2,3 | ||||||
4 | 4 | Понятие о химическом элементе и формах его существования. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник Книга «Великие химики». Проектор. | Свободный атом, простые и сложные вещества. Химический элемент, атомы и молекулы. Химическая символика . Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы, индексы и коэффициенты. | 4 №6 | |||||||
5 | 5 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проверочная работа | ПСХЭ, учебник. Проектор. | ПСХЭ, ее структура: малые и большие периоды, группы, подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах | 4(повт). №1-4 выучить хим. Элементы | ||||||
6 | 6 | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Химическая формула. Индексы и коэффициенты. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярные массы. Расчеты по химической формуле вещества молекулярной массы вещества, вычисление массовой доли элементов в сложном веществе | 5 №3,6,7 (писм) | |||||||
7 | 7 | Расчеты относительной молекулярной массы и массовой доли химического элемента вещества по его формуле | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Проверочная работа | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Решение задач с использованием понятий «молекулярная масса», «массовая доля элемента в веществе» | Повт 4,5, задания в тетради | ||||||
Тема 1. Атомы химических элементов – 13 ч. | |||||||||||||
8 | 1 | Атомы как форма существования химических элементов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1. Модели атомов химических элементов. 2.ПСХЭ | ПСХЭ, учебник | Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | 6 №1,3, | |||||
9 | 2 | Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1. Модели атомов химических элементов. 2.ПСХЭ | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | Исследовательские работы (индивид. задания) | |||||
10 | 3 | Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | 7 №1-4 доклады (индивид. задания) | ||||||
11-12 | 4-5 | Электроны. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | Строение электронных оболочек атомов элементов №1-36 ПСХЭ Д.И. Менделеева, электронные и электронно – графические формулы. | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | 8 №1-3 | ||||||
13 | 6 | Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | Строение электронных оболочек атомов элементов №1-36 ПСХЭ Д.И. Менделеева. | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | Повт. 8 №4, 5 | ||||||
14 | 7 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах | 1.1 «Современные представления о строении атома» (А1) | 9до с.53 №2-4 | ||||||
15 | 8 | Периодический система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. | 1.2 «ПСХЭ и ПЗ» (А2) | 9 стр.53-55, доклады (индивид. задания) | ||||||
16 | 9 | Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи | ПСХЭ. Проектор. | Схемы образования ионной связи | 9 с. 56-58 №2 | ||||||||
17 | 10 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. | 2.1 «Химическая связь» (А3) | 10 № 1,3,4 | ||||||
18 | 11 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. | 2.1 «Химическая связь» (А3) | 11 №1-4 | ||||||
19 | 12 | Взаимодействие атомов химических элементов между собой. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи | 2.1 «Химическая связь» (А3) | 12 №1-3, повт 6-12 | ||||||
20 | 13 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов» | Проверка и оценка новых знаний | К\р №1 | |||||||||
Тема 2. Простые вещества - 9 ч. | |||||||||||||
21 | 1 | Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | 2.4 «Классификация веществ» (А6) | Выучить мат. лекции | |||||||
22 | 2 | Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1. Коллекция металлов:Fe, AI, Ca, Mg, Na, K, Hg.(последние два в запаянных ампулах) 2. Образцы белого и серого олова | ПСХЭ, учебник Проектор. | Железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. | 2.4 «Классификация веществ» (А6) | 13 №1,3,4 доклады (индивид. задания) | |||||
23 | 3 | Простые вещества – неметаллы. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1. коллекция неметаллов. 2. Получение и свойства белого и красного фосфора Проверочная работа | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. | 2.4 «Классификация веществ» (А6) | 14 №3,4 доклады (индивид. задания) | |||||
24 | 4 | Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы | 4.10 «Расчеты количества вещества» (С4) | 15 №1,2 | ||||||
25 | 5 | Молярный объем газов. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. Модель молярного объема газов | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Миллимолярный и киломолярный объем газообразных веществ | 4.7 «Расчеты молярных отношений газов» (А30) | 16 №3,4 | |||||
26, 27 | 6,7 | Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | 4.10 «Расчеты количества вещества» (С4), 4.7 «Расчеты молярных отношений газов» (А30) | Повт. 15 | ||||||
28 | 8 | Обобщение знаний по теме: «Простые вещества» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Проверочная работа | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | 4.10 «Расчеты количества вещества» (С4), 4.7 «Расчеты молярных отношений газов» (А30) | Повт. 15 | |||||
29 | 9 | Контрольная работа №2 «Простые вещества» | Проверка и оценка новых знаний | К\р №2 | |||||||||
Тема 3. Соединения химических элементов – 19ч. (16ч. + 3ч (п/р) | |||||||||||||
30 | 1 | Степень окисления. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ. Проектор. | Степень окисления, | 2.2 «ЭО, степень окисления» (А4) | 17 №1,2 | ||||||
31 | 2 | Валентность химических элементов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ. Проектор. | Валентность, формула вещества | Повт 17, задание в тетради | |||||||
32 | 3 | Составление формул бинарных соединений | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул | Задание в тетради | ||||||||
33 | 4 | Представители оксидов и летучих водородных соединений | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Л/О №1: Знакомство с образцами веществ разных классов | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. | 2.4 «Классификация неорганических веществ» (А6) | 18 №1-6 | |||||
34 | 5 | Основания, их состав и названия | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикатора. | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Расчеты по формулам оснований | 2.4 «Классификация неорганических веществ» (А6) | 19 №1-6 | |||||
35,36 | 6-7 | Кислоты, их состав и названия | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1. Образцы кислот. 2. Изменение окраски индикатора. | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Расчеты по формулам кислот | 2.4 «Классификация неорганических веществ» (А6) | 20 №1-5 | |||||
37-38 | 8-9 | Соли как производные кислот и оснований | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1. Образцы солей кислородсодержащих кислот. Кальцит и его разновидности | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Их состав, названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. | 2.4 «Классификация неорганических веществ» (А6) | 21 №1-3 | |||||
39 | 10 | Аморфные и кристаллические вещества. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1. Модели кристаллических решеток. 2. Возгонка бензойной кислоты или нафталина Проверочная работа | ПСХЭ, учебник | Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. | 22 №1,4,5 доклады (индивид. задания) | ||||||
40 | 11 | Чистые вещества и смеси | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом. 2. Способы разделения смесей. 3. Дистилляция воды. Л/О №2: Разделение смесей | ПСХЭ, учебник | Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав | 4.1 «Правила работы в лаборатории» (А28) | 23 №1,2,4 доклады (индивид. задания) | |||||
41 | 12 | Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р №2( в учебнике №3) | Оборудование: штатив, спиртовка, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, воронка, химический стакан, фильтровальная бумага Вещества: соль, песок | ||||||||
42 | 13 | Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р №3( в учебнике №3) | Оборудование: пробирки, лупа, фильтр, воронка, штатив, стакан, цилиндр, колба. Вещества: почва, вода | Оформить работу. Повт. 23 | |||||||
43 | 14 | Массовая и объемная доли компонента смеси | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник | Массовая и объемная доли компонента. | 24 №1-3 | |||||||
44-45 | 15-16 | Расчеты, связанные с понятием «доля» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Вычисление массовой и объемной доли компонентов. | 4.6 «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | 24 №4-7 | |||||||
46 | 17 | Практическая работа №4 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р 4 ( в учебнике №5) | Оборудование: мерный цилиндр, колба, лабораторные весы, стеклянная палочка. Вещества: сахар, вода | 4.6 «Вычисления с понятием «массовая доля» (В9) | Оформить работу, повт. 24 | ||||||
47 | 18 | Обобщение знаний по теме: «Соединения химических элементов» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Проверочная работа | тестовые задания | Подготовка к контрольной работе №3 | Повт 19-21 | ||||||
48 | 19 | Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов» | Проверка и оценка новых знаний | К/р №3 | |||||||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 15ч. (13ч +2ч (п/р). Скорость химических реакций. Химическое равновесие.(2часа.) | |||||||||||||
49 | 1 | Физические явления | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1.Плавление парафина; 2.Возгонка йода или бензойной к-ты; 3.Растворение перманганата калия; 4.Диффузия душистых в-в с горящей лампочки накаливания | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического состояния вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание, возгонка, центрифугирование. | 25,№2-4 доклады (индивид. задания) | ||||||
50 | 2 | Явления, связанные с изменением состава вещества. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д.1.Горение магния, фосфора; 2.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом); 3.Получение гидроксида меди(II). Л/О №3: Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. | 3.1 «Классификация химических реакций» (А19) | 26 №1-5 доклады (индивид. задания) | |||||
51 | 3 | Практическая работа №5 «Признаки химических реакций». | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р №5 (в учебнике №4) | ПСХЭ, учебник | Оборудование: спиртовка, щипцы, медная проволока, стакан, лучина, пробирки. Вещества: мрамор, соляная кислота, хлорид железа (3), роданид калия, карбонат натрия. | Оформить работу, повт 25, | ||||||
52 | 4 | Практическая работа №6 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р №6 | Оборудование: свеча, зажигалка, тигельные щипцы, пробирка, стеклянная трубка, банки. Вещества: известковая вода, жестяная пластина | ||||||||
53 | 5 | Понятие об экзо – и эндотермических реакциях | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник. Проектор. | реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света | Записи в тетради, повт. 26 | |||||||
54-55 | 6-7 | Решение задач по теме: «Зкзо – и эндотермические реакции» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник. Проектор. | экзо- и эндотермические реакции. | Записи в тетради, повт. 26 | |||||||
56-57 | 8-9 | Закон сохранения массы вещества Химические уравнения. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Л/О №4: Окисление меди в пламени спиртовки Л/О №5: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа | Учебник, ПСХЭ, тестовые задания. Проектор. | Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | 3.1 «Классификация химических реакций» (А19) | 27 до слов «С помощью уравнений химических реакций..»№1 | |||||
58 | 10 | Реакции разложения, соединения, замещения, обмена | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д: 1.Растворение гидроксида меди в кислотах; 2.Взаимодействие оксида меди (II) с серной к-той; 3.Разложение перманганата калия; 4.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Л/О №6: Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты Л/О №7: Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом | Учебник, ПСХЭ, тестовые задания. Проектор. | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы, ферменты. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакции между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами, р-ии нейтрализации. Условия протекания реакций в растворах до конца. | 3.1 «Классифи-кация химических реакций» (А19) | 29,30,31,32 | |||||
59 | 11 | Типы химических реакций на примере свойств воды | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д: 1.Разложение пероксида водорода; 2.Электролиз воды. | Учебник, ПСХЭ, тестовые задания | Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). | 3.1 «Классификация химических реакций» (А19) | 33 №2-4 | |||||
60 | 12 | Расчеты по химическим уравнениям | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Инструктивная карточка по решению задач | ПСХЭ, учебник | 1.Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема по известной массе или к-ву в-ва одного из вступающих в р-ию в-в или продуктов р-ии. 2. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта р-ии, если известна масса исходного в-ва, содержащего долю примесей | 28 №1,2 | ||||||
61 | 13 | Расчеты по химическим уравнениям | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник | Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта р-ии, если известна масса раствора и массовая доля растворенного в-ва. | 28 №3,4 | |||||||
62 | 14 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализ. | УИНМ | Л.О.№8«Изуче-ние влияния условий на скорость химических реакций» | Скорость химических реакций. Химическая кинетика. Гомогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализ. | Лекция в тетради | |||||||
63 | 15 | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | Комбинир. урок | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химич. равновесия. | Лекция в тетради. | ||||||||
64 | 16 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Проверочная работа | Учебник, ПСХЭ, тестовые задания | Осуществление переходов: S—SO2—H2SO3 Р—Р2О5—Н3РО4 Са—СаО—Са(ОН)2 Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе №3, | 3.1 «Классификация химических реакций» «А19) 4.12 «Нахождение молекулярной формулы вещества» (А28) | Повт. 25-28 | |||||
65 | 17 | Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами» | Проверка и оценка новых знаний | К\р №4 | |||||||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 31ч. (26ч. +5ч (п/р) | |||||||||||||
66 | 1 | Растворение как физико – химический процесс. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | ПСХЭ, учебник | Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. | 34 доклады (индивид. задания) | ||||||
67 | 2 | Понятие об электролитической диссоциации | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 2.Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | 3.5 «Диссоциа-ция электроли-тов в растворах» (А22) | 35 №1-6 | |||||
68 | 3 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Классификация ионов и их свойства. | 3.5 «Диссоциа-ция электроли-тов в растворах» (А22) | 36 №1-5 | |||||
69-70 | 4-5 | Ионные уравнения реакций. | Изучение и первичное закрепление | ПСХЭ, учебник, тестовые. Проектор. | 3.5 «Диссоциация электролитов в растворах» (А22) | 37 №1-3, 4-6 | |||||||
71 | 6 | Практическая работа №7 Ионные реакции | Комплексное применение новых знаний и способов деятельнос-ти | П/р №7 | ПСХЭ, учебник, | Оборудование: пробирки, штатив. Вещества: сульфат натрия, сульфат калия, хлорид бария, нитрат серебра, хлорид калия, сульфат магния. | Повт. 37, оформить работу | ||||||
72 | 7 | Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца. | Изучение и первичное закрепление | ПСХЭ, учебник, тестовые | 3.5 «Диссоциа-ция электроли-тов в растворах» (А22) | Повт. 37 | |||||||
73 | 8 | Практическая работа № 8 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | П/р № 8 | ПСХЭ, учебник, | Оборудование: пробирки, штатив. Вещества: сульфат меди (2), хлорид калия, сульфат алюминия, сульфит натрия, фосфат натрия, гидроксид натрия, хлорид бария | Оформить работу | ||||||
74 | 9 | Кислоты, их классификация, химические свойства | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди Л\О №9 Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной) | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Диссоциация кислот и их свойства в свете теории ЭД. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, основаниями – реакции нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. | 3.6 «Реакции ионного обмена» (А23) | 38 №1-6 | |||||
75 | 10 | Основания, их классификация, химические свойства | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Л\О №10 Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия) Л\О №11 Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)) | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Диссоциация оснований и их свойства в свете теории ЭД. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. | 3.6 «Реакции ионного обмена» (А23) | 39 №1-5 | |||||
76 | 11 | Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Л\О №12 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II)) | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | 3.6 «Реакции ионного обмена» (А23) | 41 №1-3 | ||||||
77-78 | 12-13 | Соли, их химические свойства | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник, тестовые задания. Проектор. | Свойства солей в свете теории ЭД. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями, солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. | 3.6 «Реакции ионного обмена» (А23) | 41 №4,5 | ||||||
79-80 | 14-15 | Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Д. 1.Горение магния 2.Взаимодействие хлорной и сероводородной воды Л\О №13 Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция) Л\О №14 Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа) | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Солеобразующие (кислотные и основные), несолеобразующие оксиды | 40 №1-5 | ||||||
81-82 | 16-17 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Генетические ряды металлов и неметаллов. Осуществление переходов между классами неорганических соединений. | 2.23, 2.23.1, 2.23.2 «Взаимо-связь различных классов» (А13, А18) | 42 №1-5 | ||||||
83 | 18 | Генетические ряды металлов и неметаллов | |||||||||||
84-85 | 19-20 | Окислительно – восстановительные реакции | Изучение и первичное закрепление новых знаний | ПСХЭ, учебник. Проектор. | Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | 3.7 «Реакции окислитель-но – восстанови-тельные» (А24) | 43 №1-3, доклады (индивид. задания) | ||||||
86 | 21 | Урок – упражнение в составлении окислительно – восстановительных реакций | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник, | Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса. | 3.7 «Реакции окислитель-но – восстанови-тельные» (А24) | 43 №4-8 | ||||||
87 | 22 | Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | Проверочная работа | ПСХЭ, учебник, | Повт 43,37 | |||||||
88 | 23 | Свойства простых веществ – металлов и неметаллов | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Свойства простых веществ – металлов и неметаллов в свете представлений об окислительно – восстановительных процессах | 3.7 «Реакции окислитель-но – восстанови-тельные» (А24) | Повт 36 | ||||||
89 | 24 | Свойства кислот, | Свойства кислот в свете представлений об окислительно – восстановительных процессах | 3.7 «Реакции окислитель-но – восстанови-тельные» (А24) | Повт 37 | ||||||||
90 | 25 | Свойства солей | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ПСХЭ, учебник, тестовые задания | Свойства солей в свете представлений об окислительно – восстановительных процессах | 3.7 «Реакции окислитель-но – восстанови-тельные» (А24) | Повт 38 | ||||||
91 | 26 | Практическая работа №9 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельно-сти | П\Р 9 ( в учебнике №8) | ПСХЭ, учебник, | Оборудование: пробирки, штатив. Вещества: соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, гидроксид железа (3), оксид серы (4), хлорид железа (2), хлорид меди (2) | Оформить работу, повт. 38-41 | ||||||
92 | 27 | Практическая работа №10 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными «классами неорганических соединений | Комплексное применение новых знаний и способов деятельно-сти | П\Р №10 (в учебнике нет) | ПСХЭ, учебник, | Оборудование: спиртовка, штатив, пробирки. Вещества: оксид кальция, вода, углекислый газ, оксид фосфора (5), гидроксид натрия. | Оформить работу, повт 42,43 | ||||||
93 | 28 | Практическая работа №11 «Решение экспериментальных задач» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельно-сти | П/р №11 (в учебнике 9) | ПСХЭ, учебник, | Вещества: серная кислота, цинк, хлорид магния, гидроксид натрия, сульфат калия, карбонат натрия, нитрат цинка, фосфат калия, хлорид цинка, соляная к-та. | |||||||
94 | 29 | Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | Проверка и оценка новых знаний | К\р №5 | ПСХЭ, таблица раствори-мости | 3.5 «Диссоциа-ция электроли--тов в растворах» (А22) | |||||||
95 | 30 | Обобщение знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | Комплексное применение новых знаний и способов деятельности | ||||||||||
96 | 31 | Контрольная работа №6 по курсу 8 класса | Проверка и оценка новых знаний | К\р №6 | |||||||||
Тема 6.Повторение обобщение учебного материала курса 8класса.(6часов) | |||||||||||||
97 | 1 | Строение атома. | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости | Основные сведения о строении атома. | тетрадь | |||||||
98 | 2 | Химическая связь | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости | Типы химической связи | тетрадь | |||||||
99 | 3 | Уравнения химических реакций. | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости. | Составление уравнений химических реакций. | тетрадь | |||||||
100 | 4 | Типы химических реакций | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости. | Типы химических реакций. | тетрадь | |||||||
101 | 5 | Основные расчетные задачи курса химии 8 класс. | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости. | Типы расчетных задач | тетрадь | |||||||
102 | 6 | Окислительно-восстановительные реакции. | УПЗУ | ПСХЭ, таблица раствори-мости. | Окислительно-восстановительные реакции. | тетрадь | |||||||
Резервные уроки 3часа | |||||||||||||
Итого -105 часов |
- Содержание программы учебного предмета химии
Введение – 7ч
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI веке. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи:
- Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
- Вычисление массовой доли химического элемента в веществе и по его формуле.
Практическая работа:
№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Самостоятельная работа по теме: «Химическая символика»
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику, знаки химических элементов, формы их существования, индексы, коэффициенты.
- Отличие химических реакций от физических явлений.
- Структуру периодической системы
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы.
- Определять: состав вещества по их формулам.
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
- Вычислять: относительную атомную и молекулярную массы, массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов – 13 ч.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-36 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов – металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Контрольная работа №1 по темам: «Введение», «Атомы химических элементов»
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество.
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: тип химической связи в соединениях.
- Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Тема 2.Простые вещества – 9ч.
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразный веществ. Кратные единицы количества вещества – маллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи:
- Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
- Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации:
Получение озона.
Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль.
Модель молярного объема газообразных веществ.
Самостоятельная работа по теме: «Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества.»
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, моль, молярная масса, молярный объем.
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы.
- Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Вычислять молярную массу веществ по химическим формулам, производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Тема 3. Соединения химических элементов – 19ч.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калий и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доля компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи:
- Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
- Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
- Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации:
Образцы оксидов, кислот, оснований, солей.
Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты:
- Знакомство с образцами веществ разных классов.
- Разделение смесей.
Практические работы:
№2. Очистка загрязненной поваренной соли
№3. Анализ почвы и воды.
№4 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе
Самостоятельные работы по темам:
- «Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток».
- «Расчеты с понятием «доля».
Контрольная работа №3 по темам: «Соединения химических элементов».
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем.
- Основные законы химии: закон постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей.
- Вычислять:
- массовую и объемную долю компонентов смеси веществ;
- массовую долю вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
- массу растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 15ч.
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо – и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций ( по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакция замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи:
1.Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.
3. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации:
1.Плавление парафина;
2.Возгонка йода или бензойной кислоты;
3.Растворение перманганата калия;
4.Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
5.Горение магния, фосфора;
6.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом);
7.Получение гидроксида меди(II).
8.Растворение гидроксида меди в кислотах;
9.Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;
10.Разложение перманганата калия;
11.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
12.Разложение пероксида водорода;
13.Электролиз воды.
Лабораторные опыты:
№3: Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
№4: Окисление меди в пламени спиртовки
№5: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
№6: Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты
№7: Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы:
№5: Признаки химических реакций.
№6: Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой..
Самостоятельная работа по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: уравнения химических реакций, формулы для вычисления массовой доли растворенного вещества.
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: классы неорганических соединений, типы химических реакций.
- Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Вычислять:
- по химическим уравнениям массы, количество вещества, объем по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;
- по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.
- по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 31ч.
Растворение как физико – химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями, солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно – восстановительных процессах.
Демонстрации:
- Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
- Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
- Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
- Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди
- Горение магния
- Взаимодействие хлорной и сероводородной воды
Лабораторные опыты:
№9. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
№10 Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия).
№11 Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).
№12 Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II)).
№13Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция)
№14Реакции, характерные для кислотных оксидов (углекислого газа)
Практические работы:
№7 Ионные реакции
№8 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
№9. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№10 Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
№11. Решение экспериментальных задач.
Контрольная работа №5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Контрольная работа №6 по теме: «Обобщение материала курса 8 класса».
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций.
- Важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: соединения изученных классов.
- Объяснять: сущность реакций ионного обмена.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, возможность протекания реакций ионного обмена.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций, окислительно – восстановительные реакции.
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
- Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид - , сульфат -, карбонат – ионы.
- Формы и средства контроля
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- контрольные работы (пакет прилагается) ;
- самостоятельные работы (пакет прилагается);
- практикум.
- Перечень учебно-методических средств обучения
- Учебник; «Химия» 8 класс. О.С. Габриелян;
- Дополнительная литература:
- «Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна» 8 класс.
- «Химия. Контрольные и проверочные работы» 8 класс.
- «Дидактические карточки – задания по химии» Н.С. Павлова (к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс»).
- Учебно –методическое пособие «Химия. 8-9 классы» Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей.
- «Химия. Методическое пособие» 8-9 класс О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.
- «Настольная книга учителя» 8 класс О.С. Габриелян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по химии 8класс
Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О.С. Габриеляна и реализуется с использованием учебника О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс». В примерное поурочное пла...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии по учебнику О.С, Габриеляна 8класс
В рабочей программе представлены: титульный лист; планируемые результаты освоения учебного предмета; предметные результаты освоения программы; содержание программы учебного курса; содержан...