Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.
проект по химии на тему
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.
Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,
основанных на самостоятельном
исследовании окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия
В курсе химии можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».
Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений в курсе является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- работа в парах, в группах
Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.
- постановка вопросов
Поставь вопрос и реши задачу.
На уроках химии у обучающихся формируется умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Алгоритм деятельности учителя по формированию новых образовательных результатов
1-й шаг. Учитель вместе с учениками планирует работу по овладению метапредметными умениями на основе «Дневника школьника» (предполагаемый раздел «Умения, которым я научусь на всех предметах»).
2-й шаг. В соответствии с планом каждую неделю ученики вместе с учителем выбирают одно из умений, записывают его в недельный разворот («На этой неделе мы будем стараться…») и развивают его на всех уроках.
3-й шаг. Используя интегрированные проверочные работы по проверке метапредметных результатов (универсальных учебных действий) для 1-4 классов, учитель проводит в течение года предварительную диагностику степени сформированности умений.
4-й шаг. По результатам диагностики сформированности умений разрабатывается план корректировки конкретных умений. В нём фиксируются те умения, которые слабо сформированы у всех учеников класса и у отдельных учеников.
5-й шаг. На основе разработанного плана корректировки учитель на уроках по всем предметам подбирает такие задания, которые способствуют формированию необходимых умений. Наиболее эффективно делать это вместе с учениками. В индивидуальной коррекции большую помощь может оказать школьный психолог.
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
В значительную часть уроков химии включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос урока). Проблемные ситуации практически всего курса химии строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»
Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.
- сравнение
Рассмотри рисунок.
В процессе выполнения подобных заданий формируется умение составлять план и последовательность действий адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
- решение текстовых задач
При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- проблемные ситуации
У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия
Наглядно-образное мышление, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно.
Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий
Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов но для химии это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество задач может быть понято школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника обучающихся с общепринятыми моделями и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
Отличительной чертой учебника химии является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Все задания учебника, сопровождающиеся инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
Учебник содержит также задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- моделирование
Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. - «на
- поиск лишнего
Формируется умение осуществлять классификацию.
- «цепочки»
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Типовые задания, нацеленные на личностные результаты
Роль химии как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах
Наличие в рассматриваемом курсе химии большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма, как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. У обучающихся формируется понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.
Так как курс химии серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах творческие задания. подведение итогов урока
Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая деятельность учащихся при обучении химии
Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию реб...
Творческая деятельность учащихся при обучении химии
Презентация по теме самообразования "Творческая деятельность учащихся при обучении химии", вкючает некоторые методические рекомендации по составлению рассказов-задач, по составлению и разгадыванию реб...
Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии
Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, ...
Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении химии
Единственный путь, ведущийк знанию, - это деятельность.Бернард ШоуВ основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный проце...
Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...
Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого ч...
Проектная технология как основа продуктивной деятельности учащихся при обучении химии.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критически...