Рабочая программа по химии 9 класс УМК Н.Н.Новошинский
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для 9-х классов
Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по химии. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_9.docx | 114.39 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
(разработана на основе Примерной программы основного общего
образования и государственного образовательного стандарта)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для 9-х классов общеобразовательных школ, в частности, для 9классов МБОУ СОШ №31 г. Тамбова.
Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по химии. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ.
Основные идеи.
- Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
- Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
- Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ.
- Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества.
Учебный предмет «Химия» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях школы.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
По окончании 9-го класса учащиеся полностью овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом.
Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Контрольных работ - 4.
Практических работ - 5.
Весь теоретический материал курса химии рассматривалсяся на первом году обучения, что позволяет обучающимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
К основным формам контроля относятся: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые задания по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы. Учебно-методическое обеспечение включает тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль) на определение уровней усвоения учебного содержания. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий.
Система заданий готовит учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие требованиям ЕГЭ, что даёт гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
ТД- теоия лектолитической диссоциации
ОВ- окислительно-восстановительные еакции
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Химия. 9 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская (2006 г.).Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по истории. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ, призвана обеспечить усвоение обучающимися знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах, теориях.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества.
Рабочая программа предусматривает проведение практических лабораторных работ с использованием средств видео - и dvd-материалов.
Рабочая программа предполагает использование традиционной технологии обучения, а также других современных образовательных технологий: личностно-ориентированной, проблемной, разноуровневого обучения, здоровьесберегающей, развивающей, блочно-модульной. Предусмотрено применение разнообразных форм и методов обучения.
Модуль «Химия и жизнь» равномерно распределен между темами учебного курса. Такой подход к реализации программы, способствует развитию понятий и умений, осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного и уровнях обучения логикой внутрипредметных связей, а также с содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях возрастными особенностями развития учащихся.
Описание места учебного предмета
В соответствие с авторской программой на изучение курса химии на уровне основного общего образования рабочая программа в 9 классе рассчитана на 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Интегративная цель изучения обеспечение усвоения обучающимися знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах, теориях.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
• Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
• Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
• Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
• Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Систематический контроль над усвоением знаний обучающихся позволяет корректировать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии 9 класса.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- В рамках познавательной деятельности способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
- Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
- При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
- Важную роль химическое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.
- На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
- Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
- С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Требования к подготовке учащихся по химии в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. А так же на овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
Требования к химическим знаниям и практическим умениям.
После изучения курса химии учащиеся должны;
- уметь характеризовать химические элементы по положению их в периодической, свойства простых и сложных веществ на основе их состава и строения;
-перечислять признаки и условия протекания химических реакций;
-объяснять изученные закономерности – постоянства состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;
-уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений;
-уметь объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения; объяснять процесс образования различных видов химических связей;
- уметь изображать электронные формулы атомов химических элементов 1-20, графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;
- указывать области нахождения в природе и практическое применение изученных металлов и неметаллов;
- уметь составлять уравнения простейших химических реакций; уметь определять по составу( по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам соединений;
- определять ( по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным тепам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо-и эндотермические реакции);
- уметь формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;
- уметь характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов, составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений.
- уметь составлять общие уравнения диссоциации в воде оснований, кислот, солей, знать обратимый характер этого процесса;
- уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;
-раскрывать основы учения о химическом строении органических соединений, понятие изомерии, способы образования простых и кратных связей между атомами, важнейшие. Функциональные группы органических соединений;
-характеризовать изученные основные виды химических реакций между органическими веществами;
- уметь различать по формулам изомерные вещества, составлять структурные формулы органических веществ изученных классов;
- уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, объяснять свойства веществ на основе их строения;
- уметь решать задачи обозначенных в программе типов;
- уметь выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать органические вещества по соответствующим признакам;
-соблюдать правила техники безопасной работы в химическом кабинете.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 9 класс.
Учащиеся должны знать:
- Причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- Строение, свойства и практическое знание метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
- Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
- Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
- Выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
По итогом усвоения обязательного минимума содержания образовательной области «Химия» выпускники основной общеобразовательной школы должны:
- НАЗЫВАТЬ:
- Химические элементы по символам. Вещества по их химическим формулам. Свойства неорганических и органических веществ.
- Признаки и условия осуществления химических реакций. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.
- ОПРЕДЕЛЯТЬ (РАСПОЗНОВАТЬ, ВЫЧЕСЛЯТЬ):
- Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Принадлежность веществ к определенному классу.
- Валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях. Вид химической связи между атомами в простых веществах и типичных соединениях: а) щелочной металл- галоген; б) водород- типичные неметаллы.
- Типы химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по выделению или поглощению теплоты; в) по изменению степеней окисления химических элементов; г) по признаку обратимости и необратимости химических реакций.
- Кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей. Хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы в растворах.
- Массовую долю химического элемента по формуле вещества; количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.
- ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ (ОПИСЫВАТЬ):
- Химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению их атомов. Свойства высших оксидов элементов (№1-20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.
- Химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве. Способы защиты окружающей среды от загрязнения. Биологически важные соединения (углеводы, белки, жиры). Строение и общие свойства металлов. Реакции восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II) и алюминием (алюмотермия).Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением. Свойства и области применения металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент). Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода(II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина.
- ОБЬЯСНЯТЬ (СОСТАВЛЯТЬ):
- Физический смысл порядкового (атомного)номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменение свойств химических элементов в пределах: а) малых периодов; б) главных подгрупп. Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих: а) один период; б) одну главную подгруппу периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Причины многообразия веществ: а)различие в качественном составе; б) различие в строении молекул. Отличие химических явлений от физических явлений. Сущность реакций нейтрализации. Формулы веществ различных классов неорганических соединений (по валентности или степени окисления химических элементов). Схемы строения атомов химических элементов (№1-20) с указанием числа электронов в электронных слоях. Уравнение химических реакций различных типов Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
5.СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМИ:
5.1. Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).
5.2. Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.
5.3. Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.
5.4. Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).
5.5. Оказание помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по планированию | Формы контроля | |||
Уроки | Практич работы | Контрол работы | |||||
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса. | 2 | 1 | 1 |
| Промежуточный контроль. Тестирование | ||
| Окислительно-восстановительные реакции | 4 | 4 | Текущий контроль Контрольная работа №1 | |||
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д И Менделеева- основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений | 4 | 4 | Текущий контроль Контрольная работа №2 | |||
| Водород и его важнейшие соединения. | 7 | 6 | 1 | Промежуточный контроль. Контрольная работа №3 | ||
| Галогены. | 5 | 4 | 1 | Промежуточный контроль. | ||
| Скорость химических реакций и их классификация | 2 | 2 | Промежуточный контроль. Контрольная работа №4 | |||
Подгруппа кислорода. | 9 | 7 | 1 | 1 | |||
Подгруппа азота. | 8 | 7 | 1 | ||||
Подгруппа углерода. | 6 | 5 | 1 | ||||
Металлы и их соединения. | 12 | 10 | 1 | 1 | |||
Органические соединения. | 10 | 10 | |||||
Итог | 68 | 59 | 5 | 4 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия 9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.
Новошинская. – Москва «Русское слово», 2007, 2008.
2. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 9класс: сборник
самостоятельных работ по химии [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.
Новошинская. – Краснодар, 2008.
3. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 8 – 11классы: типы химических
задач и способы их решения [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.
Новошинская. – Москва ОНИКС Мир и образование, 2006.
4. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Программа. Тематическое и
поурочное планирование [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.
Новошинская. – Москва «ОНИКС 21 век»; Ми Мир и образование, 2003.
Дополнительная литература для учителя
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9класс [Текст] / О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов/ – М.: Дрофа, 2005.- 245 c.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 классы[Текст] / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2005.-198 с.
- Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 классы [Текст] / И.Н. Городничева– М.: Аквариум, 1997. – 146 с.
- Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя [Текст] / Р.А. Лидин, Н.Н. Потопова. - М.: Просвещение, 2002. – 306 с.
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя [Текст] / А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. – М.: Просвещение, 2004. –
Дополнительная литература:
1. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. Сборник задач и упражнений по химии. 8 – 11 классы [Текст] / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. –М.: Экзамен, 2007.
2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин.2500 задач по химии с решениями.[Текст] / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. М.: Экзамен, 2007.
3. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Пособие для подготовки к итоговому тестированию по химии [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – Москва «Русское слово», 2008.
4. В.Н. Доронькин, А.Г. Береж. Подготовка к итоговой аттестации. [Текст] /В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. – Ростов – на – Дону Издательство «Легион» 2008. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 классы [Текст] / И.Н. Городничева– М.: Аквариум, 1997. – 146 с.
5. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя [Текст] / Р.А. Лидин, Н.Н. Потопова. - М.: Просвещение, 2002. – 306 с.
6. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя [Текст] / А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. – М.: Просвещение, 2004
Электронные издания
Поурочное планирование. - Электрон. текстовые задания. Электрон. граф. дан. - Волгоград : Учитель, 2009.
- Общая химия [Электронный ресурс] : демонстрационное поурочное планирование / сост. Н. В. Ширшина. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград : Учитель, 2009
- Органическая химия [Электронный ресурс] : демонстрационное поурочное планирование. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - Волгоград : Учитель, 2009.
- Химия для всех ХХ1. Химические опыты со взрывами и без [Электронный ресурс]/А.К. Ахлебинин, Т.В.Ахлебинина, В.А.Карпов - М.: 1С образовательная коллекция, 2006
Дополнительная учебная литература для обучающихся
- Габрусева Н.И. Химия: 8-9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся [Текст] /Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
- Рудзитис Г.Е Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений [Текст] /Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. - М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
- Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» [Текст] /Е.В. Савинкина, Н.Д.Свердлова. – М.: Экзамен, 2006. – 120 с.
- Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. Учебное пособие. [Текст] /И.Г. Хомченко - М.: Высшая школа, 1994. – 302 с.
Средства обучения
- Печатные пособия Таблицы:
- Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
- Серия инструктивных таблиц по химии
- Серия таблиц по неорганической химии
- Серия таблиц по органической химии
- Серия таблиц по химическим производствам
Информационно-комуникативные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
- Электронная библиотека по химии.
2. Экранно-звуковые пособия
- Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь.
- Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование δ- и π - связей.
3. Технические средства обучения
- Видеомагнитофон, dvd-проигрыватель
- Компьютер
- Проектор и экран
- Телевизор
- Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Натуральные объекты, коллекции
- Коллекция «Металлы»
- Коллекция «Неметаллы»
- Коллекция «Удобрения»
- Коллекция «Пластмассы и волокна»
- Коллекция «Нефть и продукты нефтепроизводства»
- Коллекция «Минералы, оксиды»
Ресурсы Интернета
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/index.php
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/
http://www.zadachi.org.ru/?n=7937
http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml
http://www.5ballov.ru/referats/preview/33170
Календарно-тематическое планирование (химия 9 базовый ) | ||||||||||||||||
№ | Тема „ | Тип | Элементы | Требования | Измерители | |||||||||||
п/п | урока | урока | содержания | к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата | ||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА (2 часа) | \ | |||||||||||||||
1 | Важнейшие классы неорганических соединений | Беседа,эвристическая | Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации | Знать правила работы в химическом кабинете, ТБ, определения основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации, уметь называть вещества, составлять химические формулы, уравнения реакции | (самостоятельная работа) | |||||||||||
2 | Практическая Работа 1 Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» | Практикум, проблемный | Решение уравнений по теме «Реакции ионного обмена» | Уметь составлять уравнения ионного обмена | (Письменный опрос) |
I. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (3 часа) | ||||||||||
3 | Понятие об окислительно- восстановительных реакциях | Рассказ, объяснительно- иллюстративный | Определение степени окисления атома в соединении. Реакции ионного обмена и ОВР. Процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель | Знать понятие степени окисления, знать отличия реакций ионного обмена и ОВР, уметь определять степень окисления элементов в веществе, определять восстановитель и окислитель в реакции | (письменный опрос) |
4 | Окислители и восстановители. Окислительно- восстановительная двойственность | Рассказ, объяснительно- иллюстративный | Влияние степени окисления атомов в соединениях (минимальная, промежуточная, максимальная) на их окислительно-восстанови- тельные свойства | Уметь определять окислительно-восстанови- тельные свойства веществ по максимальной, промежуточной, минимальной степеням окисления | (письменная работа) |
8 | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе. | Семинар, эвристический | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе. | Знать значение Периодического закона для науки, уметь характеризовать химический элемент по плану характеристики | (самостоятельная работа) | |||||
9 | Значение Периодического закона | Семинар, эвристический | Значение Периодического закона для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И. Менделеева | Знать современную формулировку Периодического закона, причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений |
5 | Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций. | Беседа, модельно- эвристический | Рассмотрение известных реакций с позиций окисления - восстановления | Уметь составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса | (самостоятельная работа) | ||||||||
6 | Упражнения окислительно-восстановительных реакций | Практикум, проблемный | Упражнения окислительно-восстановительных реакций | Уметь составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса | (письменная работа) | ||||||||
II. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА – ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ СВОЙСТВ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ (4 часа) | |||||||||||||
7 | Периодический закон | Беседа, объяснительно - иллюстративный | Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Знать историю открытия периодического закона, составление Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым | (защита рефератов) |
10 | Контрольно-обобщающий урок «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений» | Семинар, поисковый | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно-восстановительные реакции», «Периодический закон. Периодическая система химических элементов». Значение Периодического закона | Знать понятия об ОВР, строение атома, уметь составлять ОВР, характеризовать химический элемент на основе строения его атома | (тестирование) | ! | ||||||
III. ВОДОРОД И ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 часов) | ||||||||||||
11 | Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. | Беседа, проблемный | Водород - химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе элементов. Водород - простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе, получение водорода | Знать положение водорода в Периодической системе, уметь называть: хим. элемент по символам; формулу молекулы водорода, знать нахождение в природе, получение | (устный опрос) | |||||||
12 | Свойства и применения водорода | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Физические и химические свойства (взаимодействие с неметаллами и оксидами металлов). Меры предосторожности при рабрте с водородом. Водород - экологически чистое топливо. Применение водорода | Знать физические свойства водорода, уметь характеризовать химические свойства водорода; составлять реакции восстановления металлов из их оксидов водородом | (самостоятельная работа) | ' |
13 | Молярный объем газов. Относительная плотность газов. | Беседа, объснительно- иллюстративный | Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и закона Авогадро. Определение относительной плотности газов | Знать определения молярного объема газов, газообразного состояния вещества, уметь рассчитывать относительную плотность газов, молярный объем газов | (самостоятельная работа) |
14 | Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа» | Практикум по решению задач | Алгоритм вычислений по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объем газа». Закон объемных отношений. Вычисление по химическим уравнениям объемов газов по известной массе или по количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или образующихся в результате реакции. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям | Уметь производить расчеты по химическим уравнениям объемов газов | (письменная работа) | |||||
15 | Оксид водорода - вода | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Вода в природе. Получение чистой воды. Охрана водных рег сурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Структура молекулы воды. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами | Характеризовать количественный и качественный состав воды, описать физические и химические свойства воды, способы очистки воды от примесей, экологические проблемы, связанные с очисткой воды, меры по охране воды от загрязнений | (Устный опрос) |
16 | Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного материала. | Семинар, проблемный | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Водород и его важнейшие соединения». Выполнение упражнений и решение расчетных задач | Знать характеристику водорода как химического элемента, так и простого вещества, соединения водорода, уметь выполнять расчетные задачи на вычисление молярного объема газов | (тестирование) | |||||
17 | Урок контроля знаний и навыков учащихся 1 | Тестирование, программированный | (тестирование) |
IV. ГАЛОГЕНЫ (5часов) | |||||||||||
18 | Общая характеристика галогенов. | Лабораторная работа, программированный | Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогени- дов. Физические и химические, свойства галогенов | Знать характеристику галогенов на основе положения их в Периодической системе, физические и химические свойства, уметь сравнивать строение атомов, свойства простых веществ, составлять уравнения химических реакций | (письменный опрос) |
19 | Хлор | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора (взаимодействие с металлами, водородом и водой). Применение хлора. Действие хлора на организм | Знать свойства хлора, это применение и действие на организм, уметь характеризовать хлор по плану характеристики химического элемента и простого вещества, уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлении хлором | (Устный опрос) | ||||||
20 | Хлороводород и соляная кислота | Семинар, объяснительно иллюстративный | Получение хлорово- дорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид-ионы | Знать основные способы получения хлороводорода и соляной кислоты, свойства соляной кислоты, знать области применения соляной кислоты, качественные реакции на галогениды, уметь составлять уравнения химических реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями | (Самостоятельная работа) |
21 | Фтор. Бром. Иод. | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение. | Знать основные способы получения хлороводорода и соляной кислоты, свойства соляной кислоты, знать области применения соляной кислоты | (Устный опрос) |
22 | Практическая работа 2. Галогены. | Практикум, эвристический | Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | Знать алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов, уметь решать задачи | (самостоятельная работа) | |||||||
V. СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ (2 часа) | ||||||||||||
23 | Понятие о скорости химических реакции | Беседа, эвристический | Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные | Знать определение скорости химической реакции, единицы измерения, понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях | (устный опрос) |
24 | Классификация химических реакций | Беседа, объяснительно-иллюстративный | Понятие об обратимости химических реакций. Обобщение знаний-о классификации химических реакций | Знать понятие об обратимых и необратимых химических реакциях, типах химических реакций, уметь определять тип реакции по уравнению, составлять уравнения химических реакций | (работа по карточкам) | - |
VI. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (9 часов) | |||||||||||
25 | Кислород. Озон | Беседа, эвристический | Положение кислорода в Периодической системе. Кислород - химический элемент. Строение атома, элёктроотрицательность и степени окисления. Кислород - простое вещество. Распространение в природе. Получение кислорода, его физические и химические свойства.. Роль кислорода в природе и его применение. Аллотропные изменения кислорода. Озон: получение, свойства и применение. Озоновый «щит» Земли | Знать характеристику кислорода как химического элемента, так и простого вещества, получение, физические и химические свойства кислорода, применение, уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих хим. свойства, а также реакций получения кислорода, сравнивать по свойствам озон и кислород | (Устный и письменный опросы) |
26 | Сера | Беседа, объяснительно- иллюстративный, проблемный | Сера. Строение атома, степени окисления. Нахождение в природе. Физические и химические свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Сероводород. Сульфиды. Применение серы, сероводорода и сульфидов | Знать положение серы в Периодической системе, ее физические и химические свойства, ее соединения, применение, уметь составлять уравнения химических реакций V, | (Письменный опрос) | |||||
27 | Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. | Беседа, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Оксид серы (IV). Получение, свойства и применение | Знать формулу оксида серы (IV), получение и применение, уметь составлять уравнения реакций | (Письменный опрос) | |||||
28 | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли | Комбинированный, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Физические и химические свойства оксида серы (VI)'и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион | Знать физические и химические свойства соединений серы (VI), качественную реакцию на сульфаты, уметь составлять уравнения реакции взаимодействия серной кислоты с веществами | (Самостоятельная работа) | |||||
29 | Химизм промышленного способа получения серной кислоты | Беседа, объяснительно иллюстративный | Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты. Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислого производства. Значение серной кислоты в народном хозяйстве | Знать способ получения серной кислоты в промышленности, химизм процесса, значение серной кислоты в хозяйстве, уметь составлять уравнения реакции, описывать аппаратуру производства | (Устная беседа) |
30 | Проведение химических расчетов, связанных с участием веществ, содержащих примеси | Практикум, эвристический | Алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей | Знать алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси, уметь вычислять массу (объем) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей | (Практикум по решению задач) | |||||||
31 | Практическая работа № 6 «Получение кислорода и водорода» | Практикум | Получение кислорода и водорода | Знать способы получения кислорода и водорода в лаборатории, уметь получить эти вещества, уметь соблюдать правила ТБ при выполнении работы | (практикум) |
32 | Итоговый урок. Систематизация знаний по темам: «Галогены» «Скорость химических реакции» «Подгруппа кислорода» (2) | Семинар, эв- ристический | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода». Выполнение упражнений и решение расчетных задач | Знать характеристику подгрупп галогенов и кислорода, скорость химической реакции, соединения хлора, кислорода, серы, уметь со- ^ ставлять уравнения химических реакций, решать задачи на избыток и недостаток, на массовую долю примесей | (тестирование) |
33 | Урок контроля знаний и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификация», «Подгруппа кислорода» | Контрольная работа | (тестирование) | ||||||||
VII. ПОДГРУППА АЗОТА (7 часов) | |||||||||||
33 | Азот | Лекция, объ- яснйтельно- иллюстра- тивный | Положение азота в Периодической системе. Азот - химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот - простое вещество. Молекула азота, нахождение в природе,получение, физические и химические свойства азота (взаимодействие с металлами,водородом и кислородом). Применение азота | Знать положение азота в Периодической системе, физические и химические свойства, нахождение в природе, применение, уметь характеризовать азот как химический элемент, так и азот как простое вещество, определять степень окисления азота в соединениях, составлять уравнения химических реакций | (письменный опрос) | ||||||
34 | Аммиак. Соли аммония | Беседа, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Получение и физические свойства аммиака. Строение молекулы аммиака и его химические свойства (горение, взаимодействие с водой и кислотами). Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония | Уметь составлять уравнение реакции, лежащей в основе промышленного получения аммиака, характеризовать эту химическую реакцию, описывать свойства и физиологическое действие на организм аммиака, характеризовать способы защиты окружающей среды от загрязнений | (работа по карточкам) |
39 | Итоговый урок по теме: «Подгруппа азота» | Семинар, проблемный | Обобщение, систематизация, коррекция знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение задач и упражнений. Контроль знаний по теме | Знать характеристику подфуппы азота, свойства азота, фосфора и их соединений | (тестирование) | 1 |
35 | Оксиды азота | Беседа, объ- яснительно- илпюстра- тивный | Оксиды азота (II и IV), формулы, основные способы получения, химические свойства | Уметь составлять формулы, составлять уравнение реакции, лежащей в основе промышленного и лабораторного способов получения оксидов | (письменный опрос) | |||||
36 | Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония | Практикум, эвристический | Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония | Уметь составлять уравнение реакции, лежащей в основе промышленного получения аммиака | (самостоятельная работа) | |||||
37 | Азотная кислота | Беседа, обь- яснительно- иллюстра- тивный | Химизм промышленного и лабораторного способов получения азотной кислоты, ее физические и химические свойства. Нитраты. Применение азотной кислоты и нитратов | Знать формулу азотной кислоты, физические и химические свойства азотной кислоты, получение и применение азотной кислоты | (самостоятельная работа) | |||||
38 | Фосфор и его соединения | Беседа, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Природные соединения фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Основные химические свойства фосфора (взаимодействие с кислородом), оксида фосфора (V), ортофосфор- ной кислоты. Фосфаты и гидрофосфаты. Фосфорные удобрения. Круговорот фосфора в природе | Знать основные xapalcre- ристики фосфора как химического элемента, так и простого вещества, соединения фосфора, фосфорные удобрения, уметь характеризовать фосфор по положению в Периодической системе, физические и химические свойства. Составлять уравнения реакций | (Письменный опрос) |
39 | Круговорот азота и фосфора в природе | Самостоятельная работа с учебником, проблемный | Источники пополнения азотом почвы. Процессы, приводящие к удалению азота из почвы. Азотные и калийные удобрения | Знать сущность круговорота азота в природе, применение калийных, азотных удобрений | (защита проектов) |
40 | Итоговый урок по теме: «Подгруппа азота» | Семинар, проблемный | Обобщение, систематизация, коррекция знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение задач и упражнений. Контроль знаний по теме | Знать характеристику подфуппы азота, свойства азота, фосфора и их соединений | (тестирование) | 1 |
IIX. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (6 часов) | ||||||||||
41 | Углерод | Комбинированный, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Положение углерода в Периодической системе. Углерод - химический элемент. Строение атома, электроотрицательность, степени окисления. Углерод- простое вещество. Нахождение углерода в природе. Аллотропные модификации углерода. Кристаллические решет- ки, физические свойства, применение алмаза и Графита. Химические свойства углерода (горение, восстановление оксидов металлов) | Знать характеристику углерода как химического элемента, так и простого вещества, физические и химические свойства углерода, уметь составлять химические уравнения реакций, сравнивать аллотропные модификации углерода | (Письменный и устный опросы) |
42 | Кислородные соединения углерода | Лекция, объ- яснительно- иллюстра- тивный | Оксиды углерода (II) и (IV), получение, свойства, применение. Свойства угольной кислоты. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Применение солей угольной кислоты. Круговорот углерода в природе. «Парниковый эффект» | Знать свойства соединений углерода, качественные реакции на карбонаты, применение, уметь сравнивать кислородные соединения углерода по свойствам, . объяснять понятие «парниковый эффект», составлять схему круговорота углерода в природе | (Письменный опрос) | |||||
43 | Практическая работа 5 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов | Практическая работа, программированный | Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | Знать лабораторный способ получения углекислого газа, уметь обращаться с лабораторным оборудованием, веществами | Практические умения (практикум) | |||||
44 | Кремний и его соединения | Лекция, объяснительно иллюстративный | Строение атома. Кремний и его соединения в природе. Свойства, применение кремния и оксида кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты, их применение | Знать характеристику кремния как химического элемента, так и простого вещества, соединения кремния и применение, уметь характеризовать по Периодической системе кремний, составлять уравнения реакций | (самостоятельная работа) |
45 | Итоговый урок. Систематизация и обощение знаний по темам: «Подгруппа азота» «Подгруппа углерода» | Семинар, проблемный | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Уметь решить экспериментальные-задачи, уметь обращаться с лабораторным оборудованием и веществами | (тестирование) | |||||||||
46 | Урок контроля знаний и навыков учащихся по темам: «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода» (3) | Контрольная работа, проблемный | (тестирование) | |||||||||||
IX. МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ (12 часов) | ||||||||||||||
47 | Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов. | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Простые вещества - металлы. Металлы в природе. Способы их получения. Металлический тип связи и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов | Знать характеристику металлов, положение их в Периодической системе, нахождение в природе, физические свойства | (Устный опрос) | - | ||||||||
48 | Химические свойства металлов. | Беседа, объяснительно- иллюстративный | Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам,воде, растворам кислот и солей. Сплавы металлов, их свойства и применение | Знать химические свойства металлов, понятие о сплавах, применение металлов, уметь составлять уравнения реакций | (письменный опрос) |
49 | Вычисление массы (объема) компонентов в смеси | Практикум, эвристический | Алгоритм расчетных задач по определению состава смеси. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами | Знать алгоритм расчетных задач по определению состава смеси, уметь определять состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами | (решение задач) |
50 | Алюминий и его соединения | Лекция, объяснительно- иллюстративный | Строение атома. Природные соединения алюминия, его получение, физические и химические свойства. Соединения алюминия. Применение алюминия и его соединений | Знать характеристику алюминия по Периодической системе, строению атома, его физические и химические свойства, применение, уметь характеризовать по Периодической системе, составлять уравнения химических реакций | (письменный опрос) | |||||
51 | Магний и кальций | Комбинированный, эвристический | Магний и кальций. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения магния и кальция (получение,свойства). Качественная реакция на ион каль- цияг Биологическая роль и применение соединений магния и кальция | Знать физические и химические свойства магния и кальция, их соединений, биологическую роль и применение со- - единений кальция и магния, уметь характеризовать магний и кальций по положению в Периодической системе, строению атомов, составлять уравнения химических реакций | .(самостоятельная работа) |
52 | Жесткость воды и способы ее устранения | Интегрированный, проблемный | Карбонатная(временная жесткость)и некарбонатная (постоянная) жесткость воды. Устранение жесткости воды. Превращение карбонатов в природе | Знать виды жесткости, способы устранения, уметь составлять уравнения реакций | (Устный опрос) | |||||
53 | Щелочные металлы | Лекция, объяснительно - иллюстративный | Натрий и калий. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения натрия и калия, их свойства и применение. Калийные удобрения | Знать характеристику щелочных металлов, свойства натрия и калия, их соединений, уметь составлять уравнения химических реакций | (письменный опрос) | |||||
54 | Железо и его соединения | Беседа, эвристический | Особенности строения электронной оболочки атома железа. Биологическая роль железа | Знать положение железа в Периодической системе, химические и физические свойства железа | (самостоятельная работа) |
55 | Соединения и сплавы железа | Беседа, проблемный | Природные соединения железа, его получение и физические свойства, химические свойства железа, оксидов железа и гидроксидов. Качественные реакции на ионы железа. Сплавы железа. Применение железа, его сплавов и соединений | Знать физические и химические свойства, оксиды железа, применение железа и его сплавов, биологическую роль железа, уметь составлять уравнения химических реакций | (письменный опрос) |
56 | Практическая работа 6 Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения» | Практикум, проблемный | Решение Экспериментальных задач по теме «Металлы» | Уметь решать экспериментальные задачи, уметь обращаться с лабораторным оборудованием, веществами | (Практические умения) | ||||||||
57 | Итоговый урок. Систематизация и обобщение знаний по теме: «Металлы и их соединения» | Тестирование, эвристический | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений, навыков учащихся по теме «Металлы и их соединения» | Знать положение металлов в Периодической таблице, физические и химические свойства щелочных металлов, алюминия, железа, уметь составлять уравнения химических реакций, сравнивать восстановительные свойства металлов, знать применение сплавов | (тестирование) | ||||||||
58 | Урок контроля знаний и навыков учащихся по теме: «Металлы и их соединения» | Контрольная работа, тестирование | (тестирование) | ||||||||||
X. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (10 часов) | |||||||||||||
59 | Первоначальные представления об органических веществах | Лекция, эвристический | Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Многообразие органических веществ | Знать особенности органических веществ, уметь сравнивать неорганические и органические вещества, объяснять многообразие органических веществ | (Устный опрос) | ||||||||
60 | Углеводороды. Предельные углеводороды-алканы | Беседа, эвристический | Предельные углеводороды (на примере метана). Нахождение в природе, физические и химические свойства (горение, реакции замещения), практическое значение | Знать определение предельных углеводородов, физические и химические свойства на примере метана, практическое значение, уметь составлять формулы предельных углеводородов, составлять реакции замещения, горения | (Устный опрос) |
61 | Непредельные углеводороды-алкены | Беседа, эвристический | Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). Физические и химические свойства (горение, реакции присоединения), практическое значение. Реакции полимеризации на примере этилена. Представление о полимерах (полиэтилен) | Знать определение непредельных углеводородов, их отличие от предельных углеводородов, физические и химические свойства, уметь составлять реакции горения, присоединения, полимеризации | (письменный опрос) | • | ||||
62 | Природные источники углеводородов * | Беседа, эвристический | Природные источники углеводородов. Природные и попутные газы, их состав и использование. Нефть. Применение их как топлива и сырья | Знать основные источники углеводородов в природе, применение, использование в народном хозяйстве, уметь оценивать состояние запасов полезных ископаемых, эффективность различных видов топлива | (Защита докладов) |
63 | Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. | Беседа, эвристический | Понятие о функциональных группах. Спирты (на примерах метанола и этанола). Физические и химические свойства (горение, взаимодействие с кислотами). Физиологическое действие спиртов на организм. Глицерин. Применение спиртов | Знать представление о функциональной группе, физические и химические свойства спиртов, физиологическое действие спиртов на организм, уметь составлять уравнения горения спирта | (Письменный опрос) | |||||
64 | Уксусная кислота | Беседа, эвристический | Карбоновые кислоты (на примере уксусной кислоты). Физические и химические свойства, применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах | Знать вещества, относящиеся к карбоновым кислотам, их физические и химические свойства на примере уксусной кислоты, применение кислот в быту | (самостоятельная работа) | |||||
65 | Жиры | Беседа, эвристический | Жиры - сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль | Знать понятие о жирах, физические свойства жиров, их применение и биологическую роль | (устный опрос) |
66 | Углеводы | Беседа, эвристический | Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, клетчатка) Нахождение в природе, применение и биологическая роль | Знать вещества, относящиеся к классу углеводов, нахождение глюкозы, сахарозы в природе, биологическую роль этих веществ | (Устный опрос) | |||||
67 | Азотосодержащие органические соединения | Беседа, эвристический | Понятие об аминокислотах. Белки - природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), их биологическая роль, применение. Качественные реакции на белки | Знать о биологической роли белков, аминокислот, качественные реакции на белки | (Устный опрос) | |||||
68 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Органические соединения». | Тестирование | (тестирование) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Оформлена программа в соответствии с требованиями на начало 2012-2013 уч. года...
Рабочая программа по химии 8 класс(3 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Редко бывает счастье - 3 часа химии в 8 классе, но кому повезло, тем пригодится эта программа...
Рабочая программа по химии 9 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Программа в авторском варианте без изменений...
Рабочая программа по химии 10 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
В 10 классе преподается курс общей химии. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. общеобразовательный уроветь, в программе авторов есть также расчасовка на 1 час (базовый уровеь) и 3/4 часа в не...
Рабочая программа по химии 11 класс(2 часа) по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
В 11 классе изучается органическая химия, по словам авторов, содержание 10 и 11 класса можно поменять, в соответствии с общепринятой логикой изучения химии. Программа на 2 часа (общеобразовательный ур...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...