Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Скорость химической реакции".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Комарова Евгения Ивановна

урок изучения нового материала на основе экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorost_him_reak.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Алтайского края Шипуновского района

Бобровская средняя общеобразовательная школа

Урок химии в 8 классе

по теме «Скорость химической реакции».

                                                              Учитель: Комарова Евгения Ивановна,

                                                                               учитель химии и биологии

Тема: Скорость химической реакции.

Цели:

I. Обучающие:

1. Сформировать у учащихся понятие о скорости химической реакции, о факторах, влияющих на скорость реакции.

2. Продолжить формирование умений записи уравнений химических реакций, химических формул, их названий.

II. Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся трудовых навыков.
  2. Продолжить формирование навыков по проведению химического эксперимента.
  3. Содействовать в развитии и становлении речи учащихся, их умения правильно и лаконично высказывать свою мысль.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения друг с другом, с учителем.
  2. Воспитывать культуру безопасного труда.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность и ответственность.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Методы: беседа с элементами объяснения, самостоятельная работа с учебником.

Средства: лабораторный опыт, ТСО, работа с инструктивной картой и карточками.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Вещества: Соляная кислота (HCl) — раствор, серная кислота (H2SO4) — раствор, серная кислота (H2SO4) — концентрированная, алюминий (Al) — гранулы и стружки, цинк (Zn) — гранулы (по 2 шт.).

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный  момент.

1. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на рабочий лад. Поднимите медленно руки вверх, закройте глаза и медленно, глубоко вдохните, на секунду задержите дыхание и медленно выдохните. Садитесь.

Ребята, у нас сегодня новый материал, а значит очень много работы. Поэтому с первой минуты настраиваемся на серьёзный и плодотворный труд. Начинаем.

Выполняют упражнения.

II. Этап изучения нового материала.

— Посмотрите сюда, пожалуйста. (Учитель берёт две пробирки: в одну наливает р-р H2O и добавляет Na (металл), в другую - H2O и железный гвоздь.)

— Ребята, в чём разница между этими реакциями.

— Правильно. Они протекают с разной скорость.  Одна — быстро:

H2O + Na → Na ОН + H2;

другая — медленно:

H2O + Fe →

А почему? На этот вопрос вы должны будете ответить в ходе урока. А значит, чем мы с вами будем заниматься не уроке, что будем изучать?

— Верно. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Скорость химической реакции».

— Внимательно прочитайте тему урока и скажите мне, какие цели и задачи мы с вами поставили перед собой на сегодняшний урок.

— Замечательно. Можно начинать.

— Ответьте на вопрос: что такое химическая реакция?

— Молодцы! А что такое скорость из курса физики. Вам это известно.

— Хорошо. А теперь соедините эти два понятия и скажите: что такое скорость химической реакции?

— Давайте запишем определение в тетрадь. Скорость химической реакции – это количество вещества реагирующего в единицу времени.

Ну вот, теперь вы знаете, что такое скорость химической реакции. Осталось выяснить, какие факторы оказывают на это влияние. Но прежде, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Ученики отвечают: «Одна протекает быстро, другая – медленно»

Скорость химической реакции.

Учащиеся формулируют цели. Учитель записывает их на доске, корректирует.

Учащиеся дают определение. (Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие, в результате их взаимодействия.

Учащиеся дают определение скорости.

Учащиеся пытаются ответить и дать определение.

III. Физ. минутка

— Нарисуйте глазами круг.

— Смотрите попеременно на доску, на кончик носа.

— Наклоны головы вправо влево. Закончили.

— Посмотрите на свои столы. У вас стоят штативы с набором необходимых реактивов, спиртовки, держатель. О чём это говорит?

— Молодцы! Но прежде, чем начать работу, что мы должны сделать?

— Правильно.

— Возьмите на ваших столах карточки с экспериментальными задачами. (Учитель объясняет, как работать с ними.)

— Выполните 1-ое экспериментальное задание.

После выполнения делают вывод.

Вывод №1. Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих жидких и газообразных веществ. Чем выше концентрация, тем больше скорость реакции.

(Учитель объясняет, почему с увеличением концентрации увеличивается число реагирующих частиц в объёме.

Пример. Вы зашли в почти пустой автобус (4 чел.)  и в полный автобус (34 чел.). Когда вы с ними быстрее столкнётесь?

Это вывод справедлив и для газообразных веществ. Давайте посмотрим. (Учитель предлагает просмотреть видеоматериал  «Горение веществ в кислороде».)

— Теперь, пожалуйста, решите 2-ю экспериментальную задачу.

Учитель корректирует вывод и предлагает его записать.

Вывод №2. При повышении температуры скорость химической реакции увеличивается.

(Учитель объясняет, что с повышением температуры увеличивается энергия взаимодействия их молекул, они быстрее двигаются, поэтому их столкновения происходят гораздо чаще, и следовательно, скорость химической реакции увеличивается.)

Пример. Когда вам холодно, вы сидите, сжавшись в комок, а когда вам тепло, вам хочется бегать, играть друг с другом. То же происходит и с молекулами.

— Решаем 3-ю экспериментальную задачу.

Учитель предлагает обсудить её и сделать выводы.

Вывод №3. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующего вещества. Чем активнее вещество, чем легче оно распадается на молекулы, тем выше скорость реакции.

— Мы самостоятельно будем изучать материал.

— Повторить технику безопасности.

Учащиеся повторяют основные моменты:

  • работа с реактивами;
  • работа со спиртовкой.

После объяснения учителя дети приступают к выполнению заданий.

Учащиеся выполняют.

Один из учащихся докладывает и делает вывод.

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.

Учащиеся выполняют задачу и делают самостоятельно выводы.

Один из учащихся встаёт и рассказывает о своей работе, делает выводы.

Учащиеся записывают вывод в тетради.

Учащиеся выполняют задачу.

Один ученик рассказывает о работе, делает выводы.

Учащиеся записывают вывод.

III. Закрепление.

— Вернёмся к началу урока. Ответьте теперь, почему в этой пробирке (H2O + Na) реакция протекает быстро, а в другой (H2O + Fe) — медленно.

— Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

— А теперь скажите, пожалуйста, зачем мы с вами рассматриваем скорость химической реакции?

— Чтобы уметь управлять химической реакцией. Скорость нужных реакций увеличивать, а скорость ненужных реакций замедлять. А какие реакции нужные, какие – нет?

Учащиеся поясняют: скорость данных реакций зависит от природы реагирующих веществ. Na легче распадается на молекулы, чем железо, поэтому и реакция с ним протекает быстрее.

1 учащийся встаёт и называет.

Учащиеся пытаются ответить.

Учащиеся приводят примеры.

IV. Выводы.

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что понравилось?

— Какие у вас есть пожелания предложения?

Учащиеся поочерёдно делают выводы.

 V. Домашнее задание.

Д/з: §4.9., стр. 93; № 4.5 (устно), выучить записи в тетрадях – для всех.

Желающие могут взять дополнительное задание на карточках.

Спасибо за урок.

Можете быть свободны.

Учащиеся просматривают д/з, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"

План-конспект и презентация к уроку в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"...

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Тайны Химической Лагуны"

Урок- путешествие обобщает тему "Важнейшие классы неорганических соединений". Работа организуется в группах по классам неорганических соединений. Учащиеся выполняют различные задания....

Разработка урока для 8 класса на тему «Ионные уравнения реакций»

Урок в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций».Тип урока: комбинированный (урок усвоение новых знаний, постановка и решение учебной задачи) .Технология построения урока - изучение нового материала...

Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»

Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...

Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева

Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....