Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Скорость химической реакции".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
урок изучения нового материала на основе экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_him_reak.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Алтайского края Шипуновского района
Бобровская средняя общеобразовательная школа
Урок химии в 8 классе
по теме «Скорость химической реакции».
Учитель: Комарова Евгения Ивановна,
учитель химии и биологии
Тема: Скорость химической реакции.
Цели:
I. Обучающие:
1. Сформировать у учащихся понятие о скорости химической реакции, о факторах, влияющих на скорость реакции.
2. Продолжить формирование умений записи уравнений химических реакций, химических формул, их названий.
II. Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся трудовых навыков.
- Продолжить формирование навыков по проведению химического эксперимента.
- Содействовать в развитии и становлении речи учащихся, их умения правильно и лаконично высказывать свою мысль.
III. Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения друг с другом, с учителем.
- Воспитывать культуру безопасного труда.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность и ответственность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа с элементами объяснения, самостоятельная работа с учебником.
Средства: лабораторный опыт, ТСО, работа с инструктивной картой и карточками.
Формы: коллективная, парная, индивидуальная.
Вещества: Соляная кислота (HCl) — раствор, серная кислота (H2SO4) — раствор, серная кислота (H2SO4) — концентрированная, алюминий (Al) — гранулы и стружки, цинк (Zn) — гранулы (по 2 шт.).
Ход урока:
Действия учителя | Действия учеников |
I. Организационный момент. | |
1. Приветствие. — Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на рабочий лад. Поднимите медленно руки вверх, закройте глаза и медленно, глубоко вдохните, на секунду задержите дыхание и медленно выдохните. Садитесь. Ребята, у нас сегодня новый материал, а значит очень много работы. Поэтому с первой минуты настраиваемся на серьёзный и плодотворный труд. Начинаем. | Выполняют упражнения. |
II. Этап изучения нового материала. | |
— Посмотрите сюда, пожалуйста. (Учитель берёт две пробирки: в одну наливает р-р H2O и добавляет Na (металл), в другую - H2O и железный гвоздь.) — Ребята, в чём разница между этими реакциями. — Правильно. Они протекают с разной скорость. Одна — быстро: H2O + Na → Na ОН + H2↑; другая — медленно: H2O + Fe → А почему? На этот вопрос вы должны будете ответить в ходе урока. А значит, чем мы с вами будем заниматься не уроке, что будем изучать? — Верно. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Скорость химической реакции». — Внимательно прочитайте тему урока и скажите мне, какие цели и задачи мы с вами поставили перед собой на сегодняшний урок. — Замечательно. Можно начинать. — Ответьте на вопрос: что такое химическая реакция? — Молодцы! А что такое скорость из курса физики. Вам это известно. — Хорошо. А теперь соедините эти два понятия и скажите: что такое скорость химической реакции? — Давайте запишем определение в тетрадь. Скорость химической реакции – это количество вещества реагирующего в единицу времени. Ну вот, теперь вы знаете, что такое скорость химической реакции. Осталось выяснить, какие факторы оказывают на это влияние. Но прежде, давайте сделаем гимнастику для глаз. | Ученики отвечают: «Одна протекает быстро, другая – медленно» Скорость химической реакции. Учащиеся формулируют цели. Учитель записывает их на доске, корректирует. Учащиеся дают определение. (Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие, в результате их взаимодействия. Учащиеся дают определение скорости. Учащиеся пытаются ответить и дать определение. |
III. Физ. минутка
— Нарисуйте глазами круг.
— Смотрите попеременно на доску, на кончик носа.
— Наклоны головы вправо влево. Закончили.
— Посмотрите на свои столы. У вас стоят штативы с набором необходимых реактивов, спиртовки, держатель. О чём это говорит? — Молодцы! Но прежде, чем начать работу, что мы должны сделать? — Правильно. — Возьмите на ваших столах карточки с экспериментальными задачами. (Учитель объясняет, как работать с ними.) — Выполните 1-ое экспериментальное задание. После выполнения делают вывод. Вывод №1. Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих жидких и газообразных веществ. Чем выше концентрация, тем больше скорость реакции. (Учитель объясняет, почему с увеличением концентрации увеличивается число реагирующих частиц в объёме. Пример. Вы зашли в почти пустой автобус (4 чел.) и в полный автобус (34 чел.). Когда вы с ними быстрее столкнётесь? Это вывод справедлив и для газообразных веществ. Давайте посмотрим. (Учитель предлагает просмотреть видеоматериал «Горение веществ в кислороде».) — Теперь, пожалуйста, решите 2-ю экспериментальную задачу. Учитель корректирует вывод и предлагает его записать. Вывод №2. При повышении температуры скорость химической реакции увеличивается. (Учитель объясняет, что с повышением температуры увеличивается энергия взаимодействия их молекул, они быстрее двигаются, поэтому их столкновения происходят гораздо чаще, и следовательно, скорость химической реакции увеличивается.) Пример. Когда вам холодно, вы сидите, сжавшись в комок, а когда вам тепло, вам хочется бегать, играть друг с другом. То же происходит и с молекулами. — Решаем 3-ю экспериментальную задачу. Учитель предлагает обсудить её и сделать выводы. Вывод №3. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующего вещества. Чем активнее вещество, чем легче оно распадается на молекулы, тем выше скорость реакции. | — Мы самостоятельно будем изучать материал. — Повторить технику безопасности. Учащиеся повторяют основные моменты:
После объяснения учителя дети приступают к выполнению заданий. Учащиеся выполняют. Один из учащихся докладывает и делает вывод. Учащиеся записывают выводы в тетрадях. Учащиеся выполняют задачу и делают самостоятельно выводы. Один из учащихся встаёт и рассказывает о своей работе, делает выводы. Учащиеся записывают вывод в тетради. Учащиеся выполняют задачу. Один ученик рассказывает о работе, делает выводы. Учащиеся записывают вывод. |
III. Закрепление. | |
— Вернёмся к началу урока. Ответьте теперь, почему в этой пробирке (H2O + Na) реакция протекает быстро, а в другой (H2O + Fe) — медленно. — Какие факторы влияют на скорость химической реакции? — А теперь скажите, пожалуйста, зачем мы с вами рассматриваем скорость химической реакции? — Чтобы уметь управлять химической реакцией. Скорость нужных реакций увеличивать, а скорость ненужных реакций замедлять. А какие реакции нужные, какие – нет? | Учащиеся поясняют: скорость данных реакций зависит от природы реагирующих веществ. Na легче распадается на молекулы, чем железо, поэтому и реакция с ним протекает быстрее. 1 учащийся встаёт и называет. Учащиеся пытаются ответить. Учащиеся приводят примеры. |
IV. Выводы. | |
— Что нового вы сегодня узнали? — Что понравилось? — Какие у вас есть пожелания предложения? | Учащиеся поочерёдно делают выводы. |
V. Домашнее задание. | |
Д/з: §4.9., стр. 93; № 4.5 (устно), выучить записи в тетрадях – для всех. Желающие могут взять дополнительное задание на карточках. Спасибо за урок. Можете быть свободны. | Учащиеся просматривают д/з, задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"
План-конспект и презентация к уроку в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"...
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Тайны Химической Лагуны"
Урок- путешествие обобщает тему "Важнейшие классы неорганических соединений". Работа организуется в группах по классам неорганических соединений. Учащиеся выполняют различные задания....
Разработка урока для 8 класса на тему «Ионные уравнения реакций»
Урок в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций».Тип урока: комбинированный (урок усвоение новых знаний, постановка и решение учебной задачи) .Технология построения урока - изучение нового материала...
Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»
Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...
Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева
Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....