Спирты и их влияние на здоровье человека
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Тема урока: Спирты, их влияние на здоровье человека.
Задачи:
1)Образовательные:
- рассмотреть особенности строения, физические, химические свойства ,получение и применение спиртов; познакомить учащихся с пагубным влиянием этанола и метанола на организм человека;алкоголизм-социальная болезнь.
2) Развивающие :
- развить память , внимание, мышление, умение находить взаимосвязь строения и физических свойств у спиртов; обобщать и делать выводы;
- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни.; продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;
3) Воспитательные:
- воспитать у учащихся аккуратность, инициативу;
- научно обосновать вред алкоголя на организм человека для формирования здорового образа жизни.
- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ.
Тип урока: изучение нового материала- интегрированный урок (химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ)
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;
- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,
- раздаточный материал:
на каждого ученика : тест «Спирты» и таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем», инструктивная карта для лабораторной работы .
- наглядный материал: лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы.
- реактивы для выполнения опытов : этиловый спирт, растворы гидроксида натрия и сульфата меди, хлорид натрия (соль) спиртовка, спички;
- Видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами; Внутримолекулярная дегидратация спиртов; Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spirty_ih_vliyanie_na_zdorove_cheloveka_razrabotka.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных
технологий и автомобильного сервиса»
Спирты, их влияние на здоровье человека.
Подготовила и провела
преподаватель химии
Богачева В.К.
г. Красноармейск
2013
Тема урока: Спирты, их влияние на здоровье человека.
Задачи:
1)Образовательные:
- рассмотреть особенности строения, физические, химические свойства ,получение и применение спиртов; познакомить учащихся с пагубным влиянием этанола и метанола на организм человека;алкоголизм-социальная болезнь.
2) Развивающие :
- развить память , внимание, мышление, умение находить взаимосвязь строения и физических свойств у спиртов; обобщать и делать выводы;
- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни.; продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;
3) Воспитательные:
- воспитать у учащихся аккуратность, инициативу;
- научно обосновать вред алкоголя на организм человека для формирования здорового образа жизни.
- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ.
Тип урока: изучение нового материала- интегрированный урок (химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ)
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;
- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,
- раздаточный материал:
на каждого ученика : тест «Спирты» и таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем», инструктивная карта для лабораторной работы .
- наглядный материал: лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы.
- реактивы для выполнения опытов : этиловый спирт, растворы гидроксида натрия и сульфата меди, хлорид натрия (соль) спиртовка, спички;
- Видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами; Внутримолекулярная дегидратация спиртов; Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.
- Короткометражное видео:
- Фильм статистика
- Влияние алкоголя на пищевод
- Влияние алкоголя на желудок
- Влияние алкоголя на печень
- Влияние алкоголя на сердце
- Влияние алкоголя на мозг
- За столом 10 человек
№ | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | № слайда |
1 | Организационный момент 2 мин | Подготовка и настрой учащихся на урок | Слушают учителя | |
2 | Мотивация учебной деятельности 5 мин | Посмотрев на слайд и наглядный материал( лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы) попробуйте определить тему нашего урока? - Что сегодня мы должны узнать о спиртах? - Будьте очень внимательны, в конце урока будет тестовая работа по спиртам, и заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые алкоголем» | Учащиеся устно определяют тему урока – «Спирты». - Высказывают предположения, что они могут сегодня узнать о спиртах. | №1 «Что объединяет все эти рисунки» |
3 | Сообщение темы, цели задач занятия 2 мин | - Задачи урока –учитель зачитывает по слайду. Дополнительно - эти же задачи записаны на доске и сохраняются в течение всего урока. | Учащиеся записывают тему урока и число в тетрадях | №2 «Спирты , их влияние на организм человека» №3 «Задачи» |
4 | Актуализация опорных знаний студентов 1 мин | - Вспомните, с каким спиртом мы чаще всего встречаемся по жизни?
| Устно отвечают: –с этиловым спиртом | |
5 | Новая тема 65 мин | Учитель вместе с учащимися по слайду разбирают: 1) какие органические соединения называются кислородсодержащими; Какие классы органических веществ относятся к кислородсодержащим ? Что такое функциональная группа? 2)Выполните задание №1 «Выбери незнакомца» и задание №2 |
_Устно отвечают по слайду на вопросы учителя . Определение функциональной группы записывают в тетради. Устно в задании №1 находят незнакомцев-спирты и во №2 задании- из этана и пропана образуют спирты. | №4 «Кислородсодержащие органические соединения» №5 «Выбери незнакомца» |
3) Какую функциональную группы имеют спирты? - Исходя из общей формулы, попытайтесь дать определение спиртам. | По общей формуле пытаются определить функциональную группу спиртов, дать определение спиртов. Записывают в тетрадях функциональную группу, общую формулу определение спиртов по слайду. | №6 «Спирты(алканолы, алкоголи) | ||
4)По каким признакам можно проклассифицировать карбоновые кислоты? | Опираясь на учебник и примеры на слайдах объясняют классификацию спиртов. | №7 ,№8 «Классификация спиртов» | ||
5) Как и все органические вещества, спирты имеют свой гомологический ряд. | Учащиеся по очереди зачитывают гомологический ряд спиртов. | №9 «Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов» | ||
6) Разберем номенклатуру спиртов. Учитель на примере 3-метилгексанола -2 объясняет , как даются названия спиртам. - Попробуйте самостоятельно дать названия следующим спиртам. Правильность определяем по щелчку мышки | Учащиеся слушают и запоминают , алгоритм записывают в тетради. - Устно дают названия спиртам, записанным на слайде.. | №10 «Номенклатура спиртов» №11 «Назовите соединения» | ||
7) Какие же виды изомерии характерны для спиртов? Правильность определяем по щелчку мышки . | Учащиеся по формулам пытаются определить возможные виды изомерии спиртов. | №12 «Изомерия спиртов» | ||
8)В ходе каких реакций можно получить спирты? Какой способ получения этилового спирта применяется в быту? | Учащиеся по очереди , опираясь на слайд отвечают на вопросы. | №13 «Получение спиртов» | ||
9)Физические свойства спиртов. Учитель предлагает учащимся рассмотреть и понюхать( вспоминаем , как правильно это делать) этиловый спирт . Проблемный вопрос: Гомологический ряд алканов, алкенов, алкинов начинается с газообразных веществ, а среди к спиртов газов нет. С чем это связано? Какие ещё физические свойства спиртов обусловлены наличием водородных связей между молекулами? | Учащийся по слайду Зачитывает физические свойства низших и высших спиртов. Учащиеся отвечают: -Среди спиртов нет газов, т.к. между их молекулами возникают водородные связи. Устно отвечают на вопрос. | №14 «Физические свойства спиртов» | ||
10) Рассмотрим химические свойства спиртов. | Записывают уравнения реакций и просматривают видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами; Внутримолекулярная дегидратация спиртов; Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира. | №15-18 «Химические свойства спиртов» | ||
11) Применение этанола - Применяется ли в парикмахерских этиловый спирт? | Сообщение учащегося | №19-21 «Применение этанола» | ||
12)Рассмотрим кратко историю возникновения алкоголя и спирты в России
| Двое учащийся зачитывает по слайду. | №22,23 «Из истории возникновения алкоголя» | ||
13)Что же такое алкоголь и спиртные напитки? Рассмотрим , сколько грамм этанола содержится в различных видах алкогольной продукции? Какая доля алкоголя считается смертельной для человека? | Учащиеся зачитывают определения по слайду и разбирают схему получения из глюкозы алкогольных напитков. - Учащиеся по очереди отвечают на вопрос , опираясь на слайд. | №24 «Что такое алкоголь?» №25 «Алкогольная продукция» | ||
14) Потребление алкоголя в наши дни стало настоящим бедствием. Посмотрим фильм «Статистика» - Сколько процентов жителей России регулярно употребляют алкоголь? - Сколько литров чистого спирта выпивают они за год? - Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя? Анкетирование прошли 47 человек: 26 девушек и 21 юноша. - Какой спиртной напиток чаще употребляет наша молодежь? Понравилась ли их большей части спиртное? Знает ли о последствиях употребления алкоголя наша молодежь? - Какой процент молодежи , не употребляет алкоголь? | Просматривают фильм и отвечают на вопросы. По результатам анкетирования мотивы , чаще остальных побуждающие молодежь употреблять алкоголь, вышло: потому что скучно, чтобы легче было общаться с другими людьми, чтобы придать себе смелости. - Учащиеся, опираясь на таблицу, отвечают на вопросы преподавателя. | №26 Фильм «Статистика» №27 « Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя?» | ||
15) Рассмотрим путь алкоголя в организме человека по схеме. | Учащиеся объясняют по схеме путь алкоголя в организме человека | №28 «Путь алкоголя в организме человека» | ||
16) При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок. - Как же влияет алкоголь на пищевод? | Просматривают фильм «Влияние алкоголя на пищевод» | №29 «Влияние алкоголя на пищевод» | ||
17) Лабораторная работа «Химические свойства этанола в организме» Опыт « Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон) Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат. Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на желудок» - Какие заболевания желудка может вызвать алкоголь? | Вспоминают технику безопасности при работе с щелочами ,спиртовкой. - Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы. Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопрос. | №30 Опыт «Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон) №31 «Влияние алкоголя на желудок» | ||
18) Что происходит с этанолом в печени? - В каком случае происходит полный распад этанола до конечных продуктов- СО2 и Н2О? - Перечислите промежуточные продукты распада этанола? Какой из них вызывает мутации и уродства у эмбрионов? | Учащиеся вместе с учителем по схеме прослеживают окисление этанола в печени. | №32 «Метаболизм алкоголя в печени» | ||
19) Опыт №2 «Воздействие спирта на печень» Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат. Просмотрите фильм «Воздействие алкоголя на печень» - Какие изменения происходят с печенью при систематическом употреблении алкоголя? | - Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы. Просматривают фильм и отвечают на вопрос. | №33 «Воздействие спирта на печень» №34 «Воздействие алкоголя на печень» | ||
20)Физкультминутка: -выполняем упражнения для снятия напряжения с глаз . | Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз | №35Физкультминутка | ||
21) Какое влияние оказывает алкоголь на сердечно-сосудистую систему? -Чем опасен пивной алкоголизм? Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на сердце» | учащиеся самостоятельно читают по слайду и отвечают на вопрос. - 1 учащийся зачитывает по слайду ,а остальные отвечают на вопрос, опираясь на слайд | №36 «Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему» №37 «Пивной алкоголизм» №38 «Влияние алкоголя на сердце» | ||
22)Опыт №3 «Воздействие спирта на репродуктивную систему» Если время ограничено, можно опыт провести заранее и показать результат. Послушаем сообщение о влиянии алкоголя на репродуктивную систему. - Каких детей называют «грудными алкоголиками»? Что такое «фетальный алкогольный синдром» | - Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы и делают выводы. Один из учащихся делает сообщение. После- учащиеся отвечают на вопросы. | №39 «Воздействие спирта на репродуктивную систему» №40-43 | ||
23)Какие изменения происходят в головном мозге под влиянием алкоголя? - Каковы основные черты характера алкоголика? Просмотрим фильм «Влияние алкоголя на мозг» | Учащийся делает сообщение и задает остальным учащимся проблемные вопросы:Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят? Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят? Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы преподавателя. | №44-46 №47 | ||
24)Обобщим сведения о влиянии алкоголя на организм человека (биология и литература –межпредметная связь) - А сейчас самостоятельно заполним таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем» | Учащиеся по очереди зачитывают последствия употребления спиртных напитков. Учащиеся выполняют задание | №48 №49 | ||
25) Прочтите стих и скажите , кто же и раб, и нищ, и одинок? Почему? Алкоголизм - заболевание, обусловленное пристрастием человека к употреблению алкоголя. Сколько различают стадий алкоголизма ? - Какие факторы влияют на формирование зависимости от алкоголя? | Отвечают на вопросы? Учащиеся по очереди характеризуют стадии алкоголизма, опираясь на слайд. -Объясняют каждый из факторов, влияющих на формирование зависимости | №50 №51 №52 | ||
26) В алкогольных напитках (суррогатах) наряду с этанолом может встречаться еще и метанол . Чем он опасен для организма? Ваши действия при оказании первой помощи при отравлении метанолом? | Один из учащихся читает сообщение после чего остальные отвечают на вопросы | №53 | ||
27) От вина до вины один шаг. Просмотр фильма «За столом 10 человек » | Учащиеся зачитывают по слайду к каким социальным бедствием может стать алкоголь. Просматривают фильм | №54 « От вина до вины один шаг» №55 «За столом 10 человек » | ||
28) Какие меры наказания существовали в разных странах за употребление спиртного? Какую медаль учредил Петр 1 пьяницам? - Как в законах разных стран отражена борьба с алкоголизмом? | учащихся по очереди зачитывают по слайду и отвечают на вопросы | №56-58 | ||
29) Прочтите высказывания известных людей о пагубном влиянии алкоголя | учащихся по очереди зачитывают по слайду зачитывают стих «Очнись , великая Россия!» | №59-62 | ||
6 | Выводы 2 мин | Какие выводы можно сделать по изученной теме? | Учащиеся зачитывают выводы по спиртам | №63,64 |
7 | Закрепление знаний 7 мин | А сейчас проведем тестовую работу по теме «Спирты» | Выполняют тестовую работу письменно. | - |
8 | Домашнее задание 3 мин | 1.Составить кроссворд по теме «Спирты, их влияние на здоровье человека» 2.Подготовить сообщение по этиленгликолю и глицерину. 3. Упражнение №9 стр.86. | Записывают домашнее задание в тетрадях. | №65 |
9 | Итоги урока 2 мин | Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы ,подготовку сообщений. За тесты «Спирты », таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем» оценки будут выставлены после проверки. | №66 Берегите себя и близких! Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока"Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека"
http://www.openclass.ru/node/143537...
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...
Тема: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»
Исследовательская работа...
ЭМИ и его влияние на здоровье человека
Задачи проекта: Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явленийНаучить пользоваться Power-Point, Microsoft Publisherдля оформления результатовНаучить кратко излагать ...
Классный час:"Курение и алкоголь-свобода или зависимость, влияния на здоровье человека"
Данный классный час проводится в 11 классе .Цель : познакомить учащихся с проблемами курения и употребления алкоголя....
Одноатомные спирты и их влияние на организм человека
В данной работе учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...
«Этиловый спирт и его влияние на организм человека»
Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку -исследованию «Этиловый спирт и его влияние на организм человека». Основной задачей является: исследовательским способом ...