Урок на тему "Физические и химические явления"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по теме «Физические и химические явления. Химические реакции» проведен в 8 классе в 2015-2016 учебном году. В классе реализуется авторская программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор: Н. Н. Гара к учебнику для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Данная тема представлена шестым уроком в первой теме курса «Первоначальные химические понятия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fhya.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс
МБОУ СОШ №1 пос. Мостовского
Учителя химии Бачукина Ольга Михайловна, Белоус Вера Владимировна
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цель: на основе знаний о физических явлениях сформировать понятия о химических явлениях, выявить отличия между физическими и химическими явлениями, дать понятие о химических реакциях.
Задачи:
Познавательная:
- способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
- сформировать понятие “химическая реакция”; обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира;
- продолжить формирование представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
- содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющим выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.
Развивающая:
- способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
- продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод;
- создать условия для развития умений работать в группе;
Воспитывающая:
- содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при проведении групповой работы.
Оборудование и реактивы:
- Медная проволока свёрнутая в спираль, кусочек мела, пинцет, ступка и пестик, гидроксид натрия, фенолфталенин, уксусная кислота, фарфоровая чаша.
Новые понятия и определения: физические и химические явления, химическая реакция, горение.
Дидактический материал:
- Инструктивная карточка (1Приложение 2), карточка –задание вариант 1,2 (Приложение 2), презентация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-уметь различать физические и химические явления; - уметь различать признаки химических реакций; - знать условия протекания химических реакций; - уметь отличать реакции горения. | Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. Личностные: - умение оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм , эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам. | -проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения, -понимание значимости физических и химических процессов в жизнедеятельности человека. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Актуализация знаний | Вступительное слово учителя (слайд ): Ты знаешь, газ мельчайший, водород, В соединении с кислородом - это Июньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И тёмно – бурые растворы брома. И кажется Вселенная сама Одной лабораторией огромной. | |
II. Создание проблемной ситуации | Учитель: Нас окружает удивительный мир веществ. Мы и сами состоим из веществ. Посмотрите на слайд №3,4 и объясните, что вы видите на картинках. Как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор? В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся. .Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что, например, происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом? Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины. Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время, и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря. Предлагает сформулировать тему урока, а затем цель урока. (Слайд 5) | Высказывают свои предположения. Предполагаемый ответ: С веществами происходят различные изменения в природе. Предполагаемый ответ: Некоторые вещества в различных превращениях не изменяются, а какие- то превращаются в другие. |
III. Целеполагание и планирование | – Сейчас я попрошу вас записать число и тему урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций” в тетрадь. – Ребята, подумайте и предположите, как мы будем определять какие явления физические, а какие - химические. Проведем опыты по инструктивной карточке и ответим на вопрос: По каким признакам эти явления отличаются? Прежде чем приступить к опытам вспомним правила ТБ. (Приложение №1) (Слайд 6) Лабораторный опыт №1 Медную проволоку скрути в спираль (например, на карандаше), затем распрями. Изменились ли свойства медной проволоки? Лабораторный опыт №2 к 2 мл раствора гидроксида натрия – NaOH (в пробирке) добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что изменилось? Лабораторный опыт №3 В фарфоровой ступке измельчите кусочек мела. Изменились ли свойства мела? А затем добавьте несколько капель уксусной кислоты. Учитель: Подумайте, по каким признакам одни явления относим к физическим, а по каким – к химическим? | Учащиеся пытаются сформулировать цели урока и свою деятельность на уроке. Предполагаемый ответ: необходимо провести эксперимент с веществами. Предполагаемый ответ: Изменение формы. Изменение цвета. Изменение размера и выделение газа. Учащиеся обобщают результаты эксперимента и составляют план открытия «нового» знания. |
V.Изучение нового материала | 1.Физические явления. Вы наблюдали такие физические процессы, как измельчение и изменение формы. Рассмотрим физические явления, происходящие в природе, например, в процессе круговорота воды (Слайд 7 «Физические явления», иллюстрация). - Какие физические процессы происходят? С помощью наводящих вопросов учитель подводит учащихся к выводу, что при данных процессах молекулы воды не изменяются (состав вещества – воды не изменяется), а происходит изменение агрегатного состояния вещества. - Примером такого явления также является плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое Демонстрация опыта 1. Плавление парафина (Слайд 8 «Плавление парафина», видеофрагмент). - Явления, которые связаны с изменением агрегатного состояния вещества, относят к физическим. Другим примером изменения агрегатного состояния является возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Лед тоже способен к возгонке, недаром бельё высыхает и на морозе. Демонстрация опыта 2. Возгонка бензойной кислоты. (Слайд - 9 «Возгонка бензойной кислоты» видеофрагмент). 2. Обсуждение: учитель с помощью дополнительных вопросов подводит учащихся, к пониманию, что бензойная кислота сначала переходит в газообразное состояние (дым), затем кристаллизуется на хвойной ветке. Учитель: Физические явления широко используются человеком в деятельности. 2. Химические явления. Понаблюдаем за течением некоторых химических реакций. (Слайд 11-15 «Химические явления» видеофрагменты). Цель: установить, какие изменения происходят с веществами в ходе процессов, какие признаки позволяют распознать химический процесс Демонстрация опыта 3. «Фараонова Змея»- взаимодействие серной кислоты с нитроацетиленидом. Акцентировать внимание на то, что
Демонстрация опыта 4. Колебательная реакция Бриггса- Раушера Акцентировать внимание на то, что
Демонстрация опыта 5*. Вулкан (при наличии времени). Учитель: Еще в доисторические времена человечество научилось использовать одну из химических реакций. Какую? Учитель: Огонь зачаровывает, в нем есть что-то волшебное и опасное… Демонстрация опыта 6. Самовозгорание парафина Учитель: дает определение реакциям горения: Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения. Учитель: Итак, какие признаки позволяют отличить химические явления от физических? А что такое химическая реакция? С какими признаками химических реакций вы встречались в жизни? (Слайд 16 «Признаки химической реакции») Учитель: Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что делали с веществами в опытах, которые мы наблюдали? Учитель: Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны находиться в контакте. Для быстроты прохождения химической реакции вещества измельчают или растворяют. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры. (Слайд 17 «Условия возникновения и протекания химических реакций») | Просмотр слайда и его обсуждение. Ученики: испарение, конденсация, кристаллизация, плавление. Просмотр слайда и его обсуждение. Предполагаемый ответ: изменение агрегатного состояния Предполагаемый ответ: переход из одного состояния в другое. Вывод 1:Итак, физические явления связаны с изменением размеров, формы тел, агрегатного состояния вещества Наблюдают опыты и участвуют в обсуждении: Предполагаемый ответ: образование нового вещества другого цвета. Предполагаемый ответ: изменяется цвет раствора Предполагаемый ответ: образование вещества другого цвета. Предполагаемый ответ: образование огня, выделение тепла. Предполагаемый ответ: при гашении соды – выделение газа, появление запаха при гниении продуктов, горение топлива, прокисание молока, ржавление металлов.Вывод 2: признак химической реакции - выпадение осадка, выделение газов, изменение цвета. Предполагаемый ответ: вещества должны соприкасаться, перемешиваться, нагреваться. |
VI. Учебные действия по реализации плана. | Учитель: Для закрепления знаний необходимо выполнить задание Учитель делит класс на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание Приложение 2. Обсудив это в группах, ребята из каждой группы представляют ответы на вопросы теста. Выполнение заданий на слайде 18,19 | Работают в группах по выявлению физического и химического явлений. |
VII. Рефлексия | Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания: – ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке? – освоены ли понятия: физическое явление, химическое явление? – были ли моменты непонимания? – смогли ли мы их разрешить в ходе разговора? – что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему? – какой результат вы получили? | Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы. Ученик выступает с резюме. |
VIII. Домашнее задание | – Ребята, что необходимо сделать для более полного усвоения темы? – Изучите конспект урока и попытайтесь сами написать по пять физических и химических явлений, используя свой собственный опыт. – Попытайтесь составить тест по теме “Физические и химические явления”; – Прочитайте текст параграфа 3 по учебнику. Выполнить задания после параграфа. Сейчас прозвенит долгожданный звонок. Увы, но к концу подошёл наш урок. Прошу, уберите рабочее место. Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов. Поставьте на место свои реактивы, Пробирки же все уберите в штативы. Сгоревшие спички и мусор - в ведро. И чтоб кабинет после вас – на все 100. А я в благодарность вам всем объявляю, Проверив работы, в журнал выставляю Отметки все ваши, надеясь привычно, Что будут они «хорошо» и «отлично». Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! | Предполагаемые ответы детей Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Физические и химические явления"
Методическая разработка урока....
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Урок-исследование "Физические и химические явления"
Урок-исследование "Физические и химические явления", 8 класс...
Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)
Конспект урока представлен в форме технологической карты в свете требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...
Презентация " Явления" к уроку химии в 8 классе по теме"Физические и химические явления".
Данная презентация позволяет сформировать представление о химической реакции, о химических явлениях и физических явлениях, выяснить их отличительные особенности. Обучающиеся знакомятся с признак...
Урок химии "Физические и химические явления" 8 класс
Урок химии "Физические и химические явления" в 8 классе. Урок с с использованием местного материала. Проблемным вопросом к уроку является разрушение моста через реку Камелик. Через практичес...