Сущность интерактивных методов обучения
статья по химии на тему

Сегодня невозможно решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного приобретения и осмысления ими полученных знаний. В этой связи основная задача учителя - не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию, формировать  комплекс учений учить самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_interaktivnyh_metodov_obucheniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность интерактивных методов обучения

Г.Д. Кирюхина, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель химии МОУ-СОШ № 62 г. Тулы

        Краткая аннотация: в статье раскрывается сущность, значение интерактивных методов обучения в основной школе.

Сегодня невозможно решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного приобретения, осмысления ими полученных  знаний. В этой связи основная задача учителя – не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию, формировать комплекс умений учить самого себя.

Согласно новым образовательным стандартам (далее - ФГОС), у учащегося на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения.

Основой внедрения ФГОС является уход от триединой цели к двум новым целям: содержательной и деятельностной. Новые образовательные результаты можно обеспечить посредством формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в общеобразовательной школе особое место занимают учебные ситуации:

  • ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, для нахождения более простого способа решения проблемы);
  • ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценивать, и предположить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями возможно использовать личностные УУД, направленные на: личностное самоопределение; развитие Я-концепции; мотивацию; нравственно-этическое оценивание. Целесообразно применение коммуникативных УУД: учёт позиции партнёра; организация и осуществление сотрудничества; передача информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые и групповые игры. Не меньшее значение имеют познавательные УУД: задачи и проекты направленные на выстраивание стратегии поиска решения задач; сериацию, сравнение, оценивание; проведение эмпирического и теоретического исследования. Допустимо использовать регулятивные УУД:  планирование; рефлексия; ориентация в ситуации; прогнозирование; оценивание; целеполагание; принятие решения; коррекция  и самоконтроль.        Для того, что бы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать методику, позволяющую одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. Это возможно если работа по формированию УУД на уроках будет построена с использованием интерактивных методов обучения, в основе которых лежит механизм интеракции (в переводе с английского языка означает “взаимодействие, воздействие”). Важной особенностью интеракции является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Интерактивные методы обучения - это система правил взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

К интерактивным методам обучения традиционно относят: учебные игры, мозговой штурм, игровое проектирование, самостоятельная работа, кластер.

В процессе игровой деятельности реализуется несколько функций: мотивационно-побудительная (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность); обучающая (способствует приобретению знаний, формированию и развитию навыков); воспитательная (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя кругозор, развивая мышление и творческую активность);    ориентирующая (учит ориентироваться в конкретной ситуации, отбирать необходимые средства для решения учебной задачи); компенсаторная (компенсирует отсутствие практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям).

Мозговой штурм - действие, позволяющее собрать наибольшее число разнообразных идей. Данный метод хорошо выявляет множество путей решения проблемы, позволяет вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Используя этот метод необходимо чётко изложить перед началом работы правила, быть кратким и поощрять молниеносные предложения, попросить учащихся предлагать любые варианты решения проблемы, комбинировать идеи.

Ещё одной интерактивной формой обучения является игровое проектирование, основой которого выступает развитие интеллектуальных умений и навыков. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, группой за определённый период времени.

Кластер -  способ систематизации учебного материала, который может проводится после лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию доклада, реферата. Первоначальный этап: ученик выписывает на лист бумаги всё, что вспомнилось ему по поводу данной темы, что кажется важным. На следующих этапах  осуществляется выделение оснований, по которым будет происходить систематизация и непосредственно систематизация.

В процессе интерактивного общения у учащихся формируется знания, творческие способности, развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются и корректируются представления об окружающем мире.

Литература

[1] Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех  по-разному?/ Под ред. А.В. Хуторской. - М: Издательство "Владос-Пресс", 2005.  

[2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., 1998.

[3] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - М.: Издательство Просвещение, 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - интерактивный метод обучения.

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам.

   Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, слу...

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Сущность интерактивных методов обучения

Г.Д. Кирюхина, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель химии МОУ-СОШ № 62 г. Тулы...

Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...