Свойства серной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Ермакова Елена Владимировна

Технологическая карта урока, презентация к уроку по теме:  «Свойства серной кислоты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc76 КБ
Office presentation icon svoystva_sernoy_kisloty.ppt2.72 МБ
Файл instruktsionnaya_karta.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:  «Свойства серной кислоты».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о свойствах серной кислоты;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: общие и специфические свойства серной кислоты.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


№п/п

Этап урока

Планируемый результат

Действия учителя

Действия ученика

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности,

самоопределение

Подготавливаются к повторению и изучению материала

Мотивирует обучающихся на определение цели и задач урока.

Формулирует проблемный вопрос: 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.

*Как доказали что это серная кислота?

*Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Отвечают на вопросы формулируют цель и ставят задачи урока,

Выдвигают свои предположения. При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.
«Купоросная
кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?

 «Я растворю любой металл

Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой
Слыву я главной кислотой ….
Когда в воде я растворяюсь, то очень сильно нагреваюсь».

SO3 + H2O → ?

Личностные: сформирована мотивация.

Регулятивные: слушают.

Познавательные: строят простые рассуждения на основе подводящей информации.

Коммуникативные: умеют вступать в диалог

II этап

Выявления причин затруднения и постановки цели деятельности.

Выдвигают личностно значимую цель.

Совместно с учащимися формулирует цель и задачи эксперимента

Цель: экспериментально изучить свойства серной кислоты.

Дети формулируют и записывают тему и цель урока: экспериментально изучить свойства серной кислоты.

Регулятивные: самостоятельно ставят новые учебные цели.

III этап

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Построение  выхода из затруднения  

Выявляют  имеющиеся по данной теме и недостающие знания. Выполняют химический эксперимент, наблюдают и заполняют технологическую карту.

Выступает в роли модератора. Организует работу групп. Обеспечивает техническую сторону проведения эксперимента. Раздает инструкционную карту.

Учащиеся отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников.

Выполняют серию экспериментов и заполняют технологическую карту.

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".  

Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

 В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами,  чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».

Задача 1. 

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните  задание, следуя инструкции.  

Проведите эксперимент.

Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ Me → MeхАу + Н2

2) НхА + MexOy → MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)y → MeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.

Задача 2. 

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент. 

Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?

Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?

Текст № 3.

Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.

Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..

Задача 3.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".

Опыт 5.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?

Форма предъявления результатов

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения, планируют последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.

Познавательные: используют методы научного исследования.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

IV

этап

Первичное закрепление во внешней речи.

Представляют результат работы группы

Помогает сформулировать чёткие выводы по результатам экспериментов.

Проговаривают полученные результаты и первичные выводы. Осуществляют поэтапную самопроверку по "ключу".

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + 2Н2О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

Н2SO4 + Mg

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н2SO4 + Mg → MgSO4 + Н2 

Серная кислота взаимодействует с металлами.

Н2SO4 + CaCO3

Выделение газа без цвета и запаха.

Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями.

Н2SO4 + BaCl2

Выпадение белого осадка.

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

Н2SO4 + древесина

Обугливание древесины.

Особое свойство серной кислоты.

Регулятивные: излагают последовательно учебные действия в соответствии поставленной задачей.

V этап

Оценивание.

Учатся  давать самооценку по опроснику.

Помогает оценить уровень успешности работы на уроке.

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".

Самостоятельно описал(а)  ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.

Общеучебные: контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

VI этап

Рефлексии деятельности (итог занятия, деятельности).

Устанавливают соответствие личных целей учащихся и полученных результатов

Организует проведение рефлексии по вопросам, спроецированным на доске.

Отвечают  индивидуально на вопросы:

Достиг ли ты сегодня цели урока?

Ребята, что вам понравилось на этом уроке?

Что вы узнали нового для себя?

Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем?

Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?

Регулятивные: осознает,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Личностные: понимает  свои сильные и слабые стороны

Коммуникативные: адекватно оценивает поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым)

VII этап

Постановка домашнего задания

Закрепление знаний, развитие творческих способностей, экологическое воспитание

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Воспринимают информацию, фиксируют задание Повторить §13, таблицу 10 из учебника.

На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

На оценку "4" Даны сокращенные ионные уравнения реакций:

1) 2OH- +2H+ →2H2O  

2) СаO + 2H+ → Са2+ + H2O

3) Ba2+ + СO2-3→ BaСO3 Составить полные ионные и молекулярные уравнения реакций.

На оценку "3» Записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

1) H2SO4 + КOH →            

2) СuO + H2SO4 →        

3)FeCl2 + NaOH →

Личностные: понимает  свои сильные и слабые стороны, определяют для себя приемлемое домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

"НЕОБЫЧНАЯ - ОБЫЧНАЯ КИСЛОТА"

СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.

Стимул: 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота. Картину бережно сняли и перенесли из зала в лабораторию реставрации живописи. Тут же началась борьба за спасение «Данаи»: реставратор Е. Н. Герасимов осторожно «снимал» жидкость водными тампонами. В этот летний субботний день необходимо было немедленно разыскать химиков и получить квалифицированную консультацию по спасению картины. 

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".  

Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

 В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами,  чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».

Задача 1. 

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните  задание, следуя инструкции.  

Проведите эксперимент.

Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ Me → MeхАу + Н2

2) НхА + MexOy → MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)y → MeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.

Задача 2. 

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент. 

Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?

Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

2.

3.

4.

Текст № 3.

Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.

Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..

Задача 3.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".

Опыт 5.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

5.


СКОРАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 

2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + ?

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Н2SO4 + Mg → MgSO4 + ? Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + ? Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + ?

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Особое свойство серной кислоты.


УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".

Самостоятельно описал(а)  ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.


Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + 2Н2О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н2SO4 + Mg → MgSO4 + Н2 

Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Выделение газа без цвета и запаха.

Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Выпадение белого осадка.

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Обугливание древесины.

Особое свойство серной кислоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окислительные свойства серной кислоты.

Конспект урока по теме "Окислительные свойства серной кислоты"....

Свойства серной кислоты.

Даный урок является седьмым в теме неметаллы для учащихся 9 класса. Изучается по программе О.С.Габриеляна на базовом уровне. На уроке обучающиеся включаются в индивидуальную, фротальную и групповую фо...

" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов

Данная презентация:  " Свойства  серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса(  к открытому уроку для родителей). В первой части урока  учащимся предлагается тест , варианты...

Химические свойства серной кислоты

Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...

Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"

Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...

Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"

Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...