Свойства серной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Технологическая карта урока, презентация к уроку по теме: «Свойства серной кислоты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 76 КБ |
svoystva_sernoy_kisloty.ppt | 2.72 МБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Свойства серной кислоты».
Цели урока:
- обучающая
- формирование первичного представления о свойствах серной кислоты;
- формирование умений и навыков химического эксперимента.
- развивающая:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;
- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;
- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,
- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
- воспитывающая:
- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Педагогические задачи:
Формирование:
- личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ключевые понятия: общие и специфические свойства серной кислоты.
Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.
Стратегия: индивидуальная, развивающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
"НЕОБЫЧНАЯ - ОБЫЧНАЯ КИСЛОТА"
СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.
Стимул: 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота. Картину бережно сняли и перенесли из зала в лабораторию реставрации живописи. Тут же началась борьба за спасение «Данаи»: реставратор Е. Н. Герасимов осторожно «снимал» жидкость водными тампонами. В этот летний субботний день необходимо было немедленно разыскать химиков и получить квалифицированную консультацию по спасению картины.
Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?
Задание.
Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".
Текст № 1
У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.
В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами, чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».
Задача 1.
Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.
Проведите эксперимент.
Опыт 1.
1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?
2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
1. |
Текст № 2.
Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:
1) НхА+ Me → MeхАу + Н2
2) НхА + MexOy → MeхАу + H2O
3) НхА + Me(ОН)y → MeхАу + H2O
4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy
Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.
Задача 2.
Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент.
Опыт 2.
В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?
Опыт 3.
В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?
Опыт 4.
Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
2. | |||
3. | |||
4. |
Текст № 3.
Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.
Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.
Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..
Задача 3.
Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.
Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".
Опыт 5.
Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.
Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
5. |
СКОРАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Классная работа
Тема: "Свойства серной кислоты".
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
1. | NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 | 2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + ? Серная кислота взаимодействует с основаниями. | |
2. | Н2SO4 + Mg | Н2SO4 + Mg → MgSO4 + ? Серная кислота взаимодействует с металлами. | |
3. | Н2SO4 + CaCO3 | Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + ? Серная кислота взаимодействует с солями. | |
4. | Н2SO4 + BaCl2 | Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + ? Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. | |
5. | Н2SO4 + древесина | Особое свойство серной кислоты. |
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ
1. Фамилия имя.
2. Уровень работы.
3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".
Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".
Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.
Классная работа
Тема: "Свойства серной кислоты".
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
1. | NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 | Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора. | 2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + 2Н2О Серная кислота взаимодействует с основаниями. |
2. | Н2SO4 + Mg | Выделение газа, без цвета и запаха. | Н2SO4 + Mg → MgSO4 + Н2 Серная кислота взаимодействует с металлами. |
3. | Н2SO4 + CaCO3 | Выделение газа без цвета и запаха. | Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями. |
4. | Н2SO4 + BaCl2 | Выпадение белого осадка. | Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. |
5. | Н2SO4 + древесина | Обугливание древесины. | Особое свойство серной кислоты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окислительные свойства серной кислоты.
Конспект урока по теме "Окислительные свойства серной кислоты"....
Свойства серной кислоты.
Даный урок является седьмым в теме неметаллы для учащихся 9 класса. Изучается по программе О.С.Габриеляна на базовом уровне. На уроке обучающиеся включаются в индивидуальную, фротальную и групповую фо...
" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данная презентация: " Свойства серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса( к открытому уроку для родителей). В первой части урока учащимся предлагается тест , варианты...
Химические свойства серной кислоты
Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...
Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"
Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...
Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"
Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...