Свойства серной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Доценко Наталья Анатольевна

Даный урок является седьмым в теме неметаллы для учащихся 9 класса. Изучается по программе О.С.Габриеляна на базовом уровне. На уроке обучающиеся включаются в индивидуальную, фротальную и групповую формы работы с использованием итерактивной доски. Тип урока - изучеие новаго материала.На уроке проводится лабораторная работа и применяются электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._docenko.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

            Разработка урока по теме «Свойства серной кислоты».

1.    ФИО (полностью):   Доценко Наталья Анатольевна.

2. Место работы: Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Омска « Средняя общеобразовательная школа №142».

3. Должность: Учитель.

4. Предмет: Химия.

5. Класс: 9 класс.

6. Тема и номер урока в теме:  тема «Неметаллы», урок №7.

7. Базовый учебник: УМК О.С.Габриеляна, базовый уровень.

8. Цель урока: изучить общие и специфические свойства серной кислоты.

 9. Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить и углубить теоретические знания школьников о химических  свойствах кислот в свете Теории Электролитической Диссоциации.
  2. Познакомить учащихся со свойствами серной кислоты общими с другими кислотами и специфическими.

Развивающие:

       1. Продолжить формирование умений   составлять уравнения реакций, записывать их     в ионном и в окислительно-восстановительным виде;

2. Развивать умения  сравнивать и анализировать свойств кислот при изучении свойств серной кислоты.

     3.Совершенствовать практические навыки учащихся, наблюдать и делать выводы, выделять главное  в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, работать в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать через активную познавательную деятельность нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, добросовестность.
  2.   Воспитывать бережное отношение к школьному учебному оборудованию.
  3.   Формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания, добросовестность, умение радоваться за успехи товарищей.

10. Тип урока: изучение нового материала.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

12.Необходимое оборудование: интерактивная доска,
компьютер, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, лучина, фильтровальная бумага,   штатив,
 растворы серной кислоты, хлорида бария, соляной кислоты, концентрированная серная кислота, индикаторы, металлы.

Подробный конспект урока «Свойства серной кислоты».

Организационный

этап.

1 мин.

Учитель приветствует обучающихся, желает

 активной работы, сообщает организацию работы на уроке.

Этап проверки домашнего задания.

5 мин.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

3 мин.

Этап усвоения новых знаний.

25 мин.

Этап закрепления новых знаний.

5 мин.

Этап рефлексии.

4 мин.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

С классом проводится беседа по ранее изученному материалу (учащиеся устно отвечают на вопросы учителя). Контрольный модуль, являющийся тестом с развернутым ответом, был задан в качестве домашнего задания. Учитель включает его и организует проверку, контролирует ход её выполнения

- Где в природе встречаются оксиды серы?

- Какими физическими свойствами обладает оксид серы (IV)?

- Какими физическими свойствами обладает оксид серы  (VI)?

- Сравните характеристики физических свойств оксидов серы.

- Где находят применение эти оксиды?

Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и проверяют их правильное написание

Учитель. Я очень рад, что на все вопросы  вы смогли дать правильные ответы. К тому же мы повторили материал последнего урока, и теперь смело можем перейти к теме сегодняшнего занятия:

       Нужна нам везде и всегда сильнейшая  кислота

       И я рассказать вам хочу о ней, хоть много у меня и других идей.

     Свойства этой кислоты будут вам сейчас даны.                   Их вы помните всегда – не забудьте никогда!

Как вы думаете, о какой кислоте идет речь в стихотворении, и что мы будем изучать сегодня  на уроке?

Ученик. Серную кислоту.

Учитель предлагает учащимся записать в тетради тему урока и поставить цель и задачи урока.

Учитель. Действительно, сегодня на  уроке мы  изучим свойства серной кислоты и  сравним их со свойствами других кислот, а также изучим специфические свойства серной кислоты, которые не характерны для других кислот, будем записывать уравнения соответствующих реакций в ионном или окислительно-восстановительном виде.

Мотивация: учитель показывает учащимся фильтровальную бумагу и бесцветную жидкость.  Он говорит, что  у него есть невидимые чернила, которыми он напишет на бумаге пароль сегодняшнего урока. А прочесть пароль можно будет после изучения темы урока. Далее демонстрируется 1 часть опыта  «Обугливание бумаги». Учитель с помощью стеклянной палочки смоченной в концентрированной серной кислоте пишет на фильтровальной бумаге формулу H2SO4. Вторая часть опыта демонстрируется на этапе урока по изучению специфических свойств серной кислоты, где учащиеся видят, что на бумаге появилась коричневая надпись формулы серной кислоты. Они узнают, что бесцветной жидкостью была концентрированная серная кислота, которая  обладает специфическим свойством обугливания органических веществ

Учитель. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будет схема-конспект, которая находится на ваших столах. Прошу вас использовать её в работе на сегодняшнем уроке.

Для того чтобы познакомится со свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить от чего зависят свойства всех веществ.

Ученик. Свойства веществ зависят от его строения.

Учитель. Давайте попробуем составить структурную формулу серной кислоты и предположим её свойства исходя из строения молекулы.

(ученик с помощью интерактивной доски составляет структурную формулу и рассказывает о предполагаемых свойствах кислоты)

 Учитель: Посмотрите, перед вами в колбе концентрированная серная кислота. Опишите её  физические свойства. А теперь проверим правы ли вы.

Работа с книгой. Задание: Откройте стр. 181  учебника прочтите пункт «Физические свойства серной кислоты»  и сравните, правильно ли Вы описали  физические свойства серной кислоты.

 Учащиеся описывают физические свойства серной кислоты и проверяют по учебнику и слайду.

 Учитель. Для того чтобы познакомится с химическими свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить, какие электролиты называются кислотами с точки зрения ТЭД и какими общими химическими свойствами обладают кислоты.

(Ученики перечисляют свойства кислот. На интерактивной доске последовательно появляются примеры химических реакций, отражающих свойства растворов кислот, после того как их назвали учащиеся

кислота  диссоциирует

кислота  изменяет окраску индикатора

кислота + металл по ряду активности

кислота + основание

кислота + основный оксид

кислота + соль (при выполнении условий для реакции ионного обмена).

 Учитель. Давайте общие свойства кислот проверим на примере серной кислоты. Предлагаю вам по группам провести эксперимент.

Задание для 1 группы:

Диссоциация и изменение окраски индикатора.

Докажите, что серная кислота  содержат ионы водорода. Как изменяет окраску универсальный индикатор в серной кислоте?

 Какова основность серной кислоты?

Запишите ступенчатую  диссоциацию данной кислоты.

Задание для 2 группы:

Взаимодействие с металлами (в ряду активности до водорода)

Проделайте опыт взаимодействия серной кислоты с металлами (цинком). Укажите признак реакции. Уравняйте уравнение методом окислительно-восстановительного баланса.

                    Задание для 3 группы:

Взаимодействие с основаниями как растворимыми, так и нерастворимыми.

Проделайте реакцию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом  натрия в присутствии индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете и почему? Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Задание для 4 группы.

Взаимодействие серной кислоты с оксидами металлов

Проделайте реакцию взаимодействия раствора серной кислоты с оксидом меди (II) при нагревании. Каков признак этой реакции. Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Задание для 5 группы.

Взаимодействие серной кислоты с солями.

Проделайте реакцию взаимодействия раствора серной кислоты с хлоридом бария. Каков признак этой реакции. Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Почему эта реакция является качественной на серную кислоту и её соли.

Через 5-7 минут подводятся итоги работы в группах. Представитель каждой группы представляет результат эксперимента. При этом заполняется 1 колонка в  таблице на интерактивной доске.

Учитель. Давайте ещё раз обращаемся к схеме и делаем вывод, что разбавленная серная кислота вступает в те же химические реакции, что и другие кислоты, то есть для неё характерны такие же свойства как для других кислот. Общие химические свойства H2SO4  определяются ионом H+.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим те свойства, которыми обладает только серная кислота. Эти свойства зависят от концентрации кислоты.

Известно во всём мире,

Что концентрированная H2SO4

Опасна, коварна и сильна

Органические соединения обугливает она.

 Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент информационного типа и записать в тетрадь уравнение реакции.

)   C12H22O11 +  H2SO4=12C +  H2SO4    nH2O 

Учитель возвращается к опыту, проделанному в начале урока. На фильтровальной бумаге появляется надпись Н2SO4. Обсуждает с учащимися обугливание и записывают в тетрадь уравнение.

       (C6H10O5)n+mH2SO4=mH2SO4*5nH2O+6nC

Учитель. Если в кислоту попадает вода

То может случиться большая беда.

Вы не должны забывать, что

Кислоту надо в воду вливать

Пострадает тот, кто сделает наоборот,

Потому что энергия выделяется

Когда к кислоте вода приближается.

Чтобы избежать разбрызгивания разогретого поверхностного слоя раствора, надо вливать серную кислоту (как более тяжёлую) в воду небольшими порциями.

Интересный факт:  Наши бабушки, в морозные зимы, между оконных рам ставили открытую склянку с концентрированной серной кислотой.

        - Как вы думаете, зачем они это делали? Какое свойство серной кислоты это подтверждает?

        Ученик. Концентрированная серная кислота способна забирать воду не только из органических веществ. По этой причине, если её поставить зимой между оконных рам, то  на стеклах не образуется морозный узор.   H2SO4 + nH2=   H2SO4  nH2O

Учитель. Концентрированная серная кислота способна реагировать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода при нагревании.

 Учитель делает опыт: в пробирку наливает концентрированную серную кислоту и насыпает медные стружки, нагревает пробирку. Наблюдаем выделение сернистого газа по запаху, делаем вывод, что серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду активности после водорода.

 Записываем уравнение реакции и расставляем коэффициенты методом электронного баланса:

Cu + H2SO4   CuSO4 + SO2 + H2O

Cu 0 – 2е  Cu +2 – восстановитель

S+6 + 2е  S+4 - окислитель  

Записываем правило взаимодействия кислоты с металлами:

- продуктом окисления является соль серной кислоты (сульфат)

- продуктом восстановления является SO2 , S, H2S. Продукты восстановления зависят от активности металла, чем активнее металл, тем сильнее понижается степень окисления серы.

- водород никогда не выделяется, а образуется вода.

 

Учащиеся  самостоятельно решают предложенные учителем  задания по данной теме. Задания записаны на интерактивной доске.

Допишите уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

Ag+ Н2SO4(к) =

Осуществите цепочку превращений :

NaOH  Na2SO4  BaSO4

Затем проверяют правильность решения по слайду на интерактивной доске.

Учащиеся по вариантам выполняют тест, который находится на столе.

Затем выполняют взаимопроверку, ответы и критерии находятся на слайде.

§ 23 , стр 136-140,  упражнение № 3 или 5 на стр 142 (на выбор) .

Расставить коэффициенты в уравнении методом электронного баланса

Ca + H2SO4  CaSO4 + H2S + H2O.

              Опережающее задание (по желанию учащихся): подготовить сообщение на тему «Влияние сернокислого производства на окружающую среду».

Слайд 1ЭОР.

Уравнения реакций, в которых атом серы изменяет свою степень окисления..

Слайд 2.

Приложение 1.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7ЭОР.

Реакция серной кислоты с органическими веществами.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Приложение 2.

Слайд 12.

Слайд 13.

                                  Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1

Уравнения реакций, в которых атом серы изменяет свою степень окисления.

Интерактивное задание контрольного типа

Тест с развернутым ответом

Уравнения реакций, в которых атом серы изменяет свою степень окисления..

2

Презентация с использованием шаблона с макросом Drag-and-Drop Дидактор.

 Обучающий тип

14 слайдов

3

Реакция серной кислоты с органическими веществами.

Видео

Видеофрагмент

Реакция серной кислоты с органическими веществами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окислительные свойства серной кислоты.

Конспект урока по теме "Окислительные свойства серной кислоты"....

" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов

Данная презентация:  " Свойства  серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса(  к открытому уроку для родителей). В первой части урока  учащимся предлагается тест , варианты...

Химические свойства серной кислоты

Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...

Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"

Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельно...

Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"

Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....